муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательного речевого развития воспитанников № 26 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»
Утверждаю
Заведующий
МДОУ д/с 26 «Солнышко»
_____________М.А Логачева
Творческий проект
для старшего дошкольного возраста
«Музыка Великой Победы»
Автор проекта: музыкальный руководитель Павлинова Г.Н.
Актуальность проекта
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Это находило отклик в народной и композиторской русской музыке. Но в силу последних политических и экономических перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Всё чаще дети обращают своё внимание на «популярную» музыку с низким качеством исполнения. Таким образом, теряется связь с культурным, истинно русским наследием государства Российского. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, к малой Родине, гордость за свой народ. И всё это воспето в русских народных песнях и в музыке русских композиторов. Особое место в музыке занимает музыка Великой Победы.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Реализация проекта «МУЗЫКА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ» позволяет задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками должны стать дети, родители, бабушки и дедушки и педагоги.
Цель: воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через музыкальную культуру.
Задачи:
дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
познакомить с историческими фактами военных лет;
познакомить с патриотическими музыкальными произведениями, созданными в годы войны, и после её окончания;
создавать условия для представления полной картины войны в истории нашей страны и всего человечества;
формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
воспитывать будущих защитников Отечества;
проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;
проводить обмен опытом по этой проблеме;
использовать все виды пропаганды и наглядной агитации по данной теме.
развивать музыкальные способности детей через пение, музыкально-ритмические движения.
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА:
Образовательные области: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое.
Название проекта «Музыка Великой Победы»
Тип проекта: Информационно - творческий, групповой.
По характеру: внутри ДОУ.
Форма проведения: НОД, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.
Длительность: среднесрочный (2 недели)
Проблема: Недостаток знаний о музыке Великой Отечественной войны
слабая патриотическая направленность молодого поколения
Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки.
Форма презентации проекта: музыкально-литературная композиция к Дню Победы
«Музыка великой Победы!»
Практический результат: создание песенника «Песни Великой Победы»
Ресурсное обеспечение:
- репродукции известных художников: С. В. Герасимов «Мать партизана»; А. П. Ткачёв «Между боями»; Б. С. Угаров «Возвращение»; А. И. Лактионов «Письмо с фронта»; В. В. Верещагин «Апофеоз войны»;
- фрагменты музыкальных произведений в грамзаписи и живом исполнении: Д. Шостакович Ленинградская симфония (тема нашествия) ; В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война»; А. Сурков, К. Листов «В землянке»; Ц. Солодарь, Д. Покрасс «Казаки в Берлине»;
- М. Исаковский, М. Блантер «Катюша»; Н. Соловьёва, г. Струве «Моя Россия»; Е. Евтушенко, Э. Колмановский «Хотят ли русские войны»; В. Харитонов, Д. Тухманов «День Победы»
- Чтение художественных произведений: С. Алексеев «Первый ночной таран»; Н. Телешов «Уха»; Е. Воробьёв «Обрывок провода».
-Видео просмотр документальных кадров войны, парада Победы
-музыкальные инструменты
- изо материалы
-элементы оформления зала
Участники проекта:
. музыкальный руководитель;
. воспитатель подготовительной группы;
. дети старшей,подготовительной к школе группы;
. родители воспитанников;
Методы реализации проекта:
Всю работу, по созданию проекта можно разделить на несколько этапов:
Этапы проекта:
Первый «Вводный»
1. Моделирование ситуации позволяющей выявить проблему и определить детские цели проекта «Модель трех вопросов» (что знаем? что хотим узнать? Что нужно сделать, чтоб узнать)
2. Анализ семейного воспитания по данному вопросу
индивидуальные беседы с родителями на тему «Песни о Великой Отечественной Войне»
Второй «Основной»
1. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя с родителями «Сбор информации»:
поиск материалов для фотоальбома «Участники войны»;
поиск материалов для песенника «Военные песни в моей семье»;
консультация «Песня Победы».
2. Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя с детьми:
видео просмотр «Кадры военной хроники»;
беседы с рассматриванием иллюстраций;
уточнение представлений детей о Великой Отечественной войне и о роли музыки в военных событиях;
музыкальные занятия. Знакомство с музыкально-художественным репертуаром о войне. Разучивание песен с детьми. Слушание музыки о войне;
чтение художественных произведений;
рассматривание картин художников с составлением рассказов;
мастерская по рисованию «Иллюстрации к песеннику»
Третий «Заключительный»
1. Совместная деятельность воспитателя и муз. руководителя с детьми:
обсуждение результата полученного в ходе проекта, выяснение причин успехов и неудач, совместное определение перспективы;
оформление альбома-песенника с иллюстрациями детей;
оформление альбома «Фотографии военных лет».
2. Совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя, детей и родителей
- Презентация проекта в форме музыкально-литературной композиции
«Музыка великой Победы !»
Проект реализуется по двум направлениям:
1. совместная деятельность с детьми.
2. взаимодействие с родителями.
Формы работы с детьми:
1. Слушание и разучивание музыки на занятии и в часы досуга.
2. Рассматривание картин и иллюстраций по теме.
3. На занятии изобразительной деятельностью: подготовка иллюстраций к песеннику, Рисование пригласительных на вечер песни
4. Ручной труд: изготовление поздравительной открытки ветеранам
5. Чтение художественных произведений
16. Работа детей в семье: беседа и сбор песенного и фотоматериала.
Формы работы с родителями:
1. Консультация.
2. Коллекционирование.
3. Разучивание песен.
4. Выступление на презентации проекта.
Ожидаемые результаты:
1.Сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
2.Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
3.Накопление музыкального багажа на военную тематику. Устойчивый интерес к военно-патриотической музыке;
4.Проявление интереса к песням Великой Победы. Развитие творческих способностей на основе включения детей в активную музыкально-познавательную деятельность.
Литература
1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвящение, 1989. – 270 с.
2. Веретенникова Н. Патриотическое воспитание средствами музыки и невыдуманного рассказа //Музыкальный руководитель. - 2017. - №5.
3. Гогоберидзе А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста; М., 2005.
5. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
6.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Владос, 2000. — 304 с
7. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
8. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
9.Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л.. Музыкальное воспитание дошкольников.— М.: Академия, 1998. — 240 с.
10. Рубан Т., Таранцева М., Сапрыкина Л. С чего начинается Родина… Воспитание основ патриотизма у дошкольников// Музыкальный руководитель. - 2017. - №12.
11. Чекмарёва Ю. «Мы защищать умеем страну свою, Отечество своё!». Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста// Музыкальный руководитель. - 2017. - №11
12. Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. - № 4. – (проект).
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(к проекту «МУЗЫКА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ» )
*Ф. И. О ________________________________________________
*Любите ли Вы петь? _______________________________________
*Знаете ли Вы песни о войне, о Родине, о России? ________________________________________________________________
*Перечислите их название или строчку из песни ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Готовы ли Вы петь эти песни со своим ребёнком? ___________________
*Считаете ли Вы эти песни неотъемлемой частью воспитания Вашего ребёнка? _______________________________________________________
*Готовы ли Вы разучить и петь с ребенком одну из песен? _________________________________________________________________
Выступление детей у памятника советским воинам погибшим в годы ВОВ
«Музыка великой Победы»