«Мы разные, но нам хорошо вместе!»
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б.Шоу
Актуальность проекта.
Каждый день мы встречаем тысячи людей, тысячи лиц. Кого-то замечаем, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии. Но не все это могут понять и принять. Хотя бы вспомните своих друзей!
В настоящее время важнейшей задачей школы является духовно -нравственное воспитание в условиях внедрения ФГОС, которое включает в себя развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
В современном обществе человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, терпимого отношения друг к другу. . Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается.
В 2013 году на базе школы №20 города Черногорска была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление сформированности уровня воспитанности и личностных особенностей у младших школьников, с использованием диагностических методик, разработанных Филипсом, А.А. Андреева, Н.Е. Щурковой. Полученные результаты показали, что у большинства опрошенных школьников преобладает высокий уровень тревожности, многие дети не ощущают себя частью коллектива, нет уважения к людям других национальностей.
Цель проекта: разработка и реализация программы , обеспечивающей условия для формирования у младших школьников толерантности, как в учебной , так и во внеучебной деятельности
Задачи:
Развивать у учащихся толерантное сознание в урочной и внеклассной деятельности.
Формировать спокойное, уважительное отношение к окружающим людям (одноклассникам, учителям, родителям), к людям другой национальности.
Развивать способности предупреждения конфликтов ненасильственными методами.
Более глубоко познакомить учащихся с историей и культурой своей Малой Родины, своей страны, с историей и культурой народов мира.
Вовлечь больше учащихся в спортивные кружки, секции; творческие объединения и клубы, общественную работу, благотворительность с целью отвлечения от неформальных объединений.
6.Обучение полезным навыкам и привычкам, способствующим проявлению терпимости в поведении
Этапы проекта:
Организационный
Аналитико-диагностическая деятельность:
анкетирование с целью изучения социального заказа родителей, профессиональной заинтересованности педагогов и отношения обучающихся к проблеме толерантности;
проведение мониторинга уровня воспитанности и толерантности обучающихся.
осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.
изучение литературы, публикаций по толерантности, методических рекомендаций.
создание материальной и методической базы для реализации проекта.
Реализационный
Реализация основных целей и задач, осуществление задуманных идей.
Внедрение и апробация программы «Мы разные, но нам хорошо вместе» в учебно-воспитательном процессе.
Разработка методического обеспечения программы.
Применение качественно новых подходов обучения и воспитания с использованием методов активной педагогики, рекомендаций ФГОСа.
Апробация форм и методов, способствующих развитию толерантности, творческого потенциала личности в контексте интеграции духовно-нравственного воспитания и образования, интеграции общего и дополнительного образования.
Реализация мероприятий программы психолого-педагогического сопровождения проекта.
Проведение диагностики, анализ инновационной деятельности.
3.Аналитический
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшей работы по программе.
Презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности.
Данный проект рассчитан на три года, осуществляется по основным тематическим блокам каждый учебный год и реализуется с учётом возрастных особенностей детей:
1 блок- 2 класс «Мой дом, моя семья, мои друзья»;
2 блок- 3 класс «Я в мире людей»;
3 блок- 4 класс «Учимся договариваться».
Проект приобщает родителей и учащихся к совместной деятельности в организации и проведении воспитательных мероприятий.
В ходе реализации проекта у учащихся предполагается формирование таких качеств личности как:
принятие себя и других людей такими, какие они есть;
установление доброжелательных отношений с окружающими;
способность к глубокому пониманию жизни;
активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
развитие творческих способностей;
умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
способность брать на себя ответственность;
Проект «Мы разные, но нам хорошо вместе!» будет осуществляться в различных организационные формах: праздники, утренники, операции, экскурсии, эстафеты и посещение музеев.
Разве не будет приятно видеть всех учеников разных, совершенно не похожих сплочёнными и дружными. Вот по нашему мнению – это и есть та самая толерантность (причём не терпимость, а уважение друг к другу), которая сформирована в рамках духовно- нравственного воспитания и развития личности.