Проект «Наши меньшие друзья»
Подготовила: учитель КГБОУ «Назаровская школа» Бакалова Светлана Леонидовна
Цель: сформировать у детей осознанное и бережное отношение к животным.
Задачи:
сформировать доброжелательное отношение к представителям животного мира;
развивать чувства сопереживания ко всему живому, учить бережно относиться к животным;
воспитывать трудолюбие и чувство ответственности;
обучить правильному уходу за животными,
развивать у детей эстетическое восприятие, образных представлений и воображения, эстетических чувств, при помощи изобразительной деятельности;
развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий и изобразительной деятельности;
расширить представления детей о многообразии животного мира.
Возраст: дети 7- 9лет.
Особенности образовательной организации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом школьника». В данном учреждении реализовываются программы: художественной, спортивной и естественно- научной направленности. В МБОУ ДО «ДШ» имеются оборудованные кабинеты для проведения занятий по разным направленностям дополнительного образования: швейная мастерская, актовый зал, живой уголок, кабинеты для занятий художественной направленности и т.д. Развивающая среда в учреждении построена с учетом развития детей в разных видах деятельности.
Как уже говорилось ранее в одном из кабинетов расположен живой уголок, в котором обитают разные представители животного мира: птицы, рыбы, грызуны, рептилии, насекомые и т.д. Кабинет оснащен всем необходимым для наблюдения за обитателями живого уголка, материалы и оборудование для проведения уборки в клетках, столы и стулья для педагога и обучающихся, шкаф для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Актуальность:
Одна из актуальнейших задач современности – это экологическое воспитание подрастающего поколения. И одним из критериев оценки нравственности человека является его разумное отношение к окружающему миру и природе. Для детей младшего школьного возраста экологическое образование особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. Дети с большим интересом относятся к растениям, животным. Интерес ребенка к миру природы являются основополагающими факторами для успешного воспитания. В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль.
Работа педагога в экологическом образовании должна быть направлена на развитие чувственного восприятия детьми их природного окружения, для ребенка необходимо оживить окружающий его мир. Именно в познании природы кроются неограниченные возможности развития личного потенциала каждого ребенка. Экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.
Правильно организованные, систематически осуществляемые под руководством педагога мероприятия, оказывают интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Способствуют формированию начала экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как к части природы.
Общение с природой способствует развитию эмоциональной культуры, накоплению непосредственных впечатлений, что является предпосылкой для понимания природы как ценности, общение с объектами природы – ведущее условие формирования экологической культуры на основе связи теоретических и практических знаний и умений. Данный проект исходит из установки на живое впечатление, которого часто нашим детям не хватает. Очень важно для детей общение с животными: ведь именно с них для ребёнка начинается знакомство с животным миром; ухаживая за своими питомцами, дети учатся быть «в ответе за тех, кого приручили». К сожалению не у каждого есть возможность завести питомца дома.
Описание:
Основная идея проекта – познакомить обучающихся с разнообразными видами практической деятельности, связанной с изучение животного мира, способствующего ответственному и бережному отношению.
В рамках проекта я организовываю для ребят посещение живого уголка, для того чтобы у них была возможность познакомиться и пообщаться с разными животными, узнать о них больше информации: название, описание, место обитания, содержание и питание животного. Для полного погружения детей в данную тему мы с ними ознакомились с художественной литературой о животных: Л. Толстой «Рассказы о животных», М. Пришвин «Ёж», К. Паустовский «Заячьи лапы», Н. Носов «Карасик» и т.д. Кроме того, у ребят была возможность составить свое представление об изученных животных с научной точки зрения: в рамках занятия мы изучили рубрики и интересные факты о животных, а также понятие «Красная книга», используя следующую литературу: Михайлов С.А. «Хомячки. Кормление и их содержание»; Нестерова Д. В. «Морские свинки: уход и разведение, болезни и кормление»; Рахманов А.И. «Птицы наши друзья»; Детская энциклопедия: «Всё о животных от А до Я» и т.д. После общения с животными, дети с большим удовольствием обсуждают и закрепляют материал при помощи рисования, лепки, различных видов аппликаций животных.
Проект реализован в полной мере, так как педагог использует в своей работе разнообразные способы учебно-познавательной, учебно-практической деятельности: знакомство и общение с животными, чтение научной литературы о животных, знакомство с художественными произведениями; наблюдение за поведением животных, практическая работа по уходу за животными, изобразительную деятельность.
Сложности в реализации: При проведении занятия в живом уголке педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и их здоровья (наличие предрасположенности к аллергическим реакциям на шерсть, запах, корм животных).
Занятие предполагает прямой контакт с животными, поэтому необходимо соблюдение мер безопасности при общении с животными.
Полученные результаты:
Благодаря данному проекту дети получили возможность познакомиться и пообщаться с разными представителями животного мира, получили опыт в уходе за животными, тем самым, сформируют доброжелательное отношение к представителям животного мира. Изучая художественную и научную литературу и наблюдая за поведением животных, у детей формируется комплексное представление о животном мире, они учатся бережно относиться к животным, формируя восприятие животных, как «братьев наших меньших».
Диалог с педагогом позволил сформировать и развить чувства сопереживания ко всему живому. Художественные произведения о животных помогли закрепить эффект диалога, сформировав осознанное поведение детей по отношению к животным.
Вовлекая детей в изобразительную деятельность мы реализуем несколько задач: образное представление, воображение, мелкую моторику у детей. Дети с большим удовольствием откликаются на занятия по изобразительной деятельности, где в ненавязчивой форме повторили строение представителей животного мира.
Практическая работа по уходу за животными позволяет не только воспитать трудолюбие и чувство ответственности у детей, но и обучить правильному уходу за животными.
Этим проектом мы развиваем бережное отношение к природе. Проявлять гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу. Понимать нравственный смысл своих действий и поступков. Вступать в активную защиту живого.