Цель проекта: формировать у детей основы экологического знания, экологической культуры, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Актуальность:
В настоящее время экологическое воспитание в ДОУ становится все более актуальным. Это связано с тяжелой ситуацией на земле. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Проведение экологических внеклассных мероприятий имеет огромное образовательное и природоохранное значение.
Научить детей думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко. Охрана и защита природы позволяет ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. Наша планета должна быть не только демократической, но и экологически чистой: без загрязняющих атмосферу заводских труб, без варварской эксплуатации лесов и почв, с озёрами и реками, не отравляемыми неочищенными стоками.
Задачами экологии являются: как сохранить планету для будущих поколений, как жить с нею в согласии, как научиться экологически мыслить и обрести экологическое самосознание.
Задачей экологии является и то, как лучше научиться понимать природу и бережно относиться к ней с юности, осознавать необходимость чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки.
И, только заинтересовывая малышей и их родителей, привлекая их к активной деятельности, можно в будущем рассчитывать на грамотных, компетентных людей.
Задача ДОУ состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Задачи проекта:
Обучающие:
закреплять знания детей об экологии;
расширять знания детей о живой и неживой природе;
дать представления об экосистемах, природных зонах, о деятельности человека в природе.
Развивающие:
развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, аппликации, развивать творческие способности;
развивать эстетическое восприятие природы.
Воспитательные
воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
закреплять способы правильного взаимодействия с объектами природы.
Участники проекта: Дети 5-6 лет, родители, воспитатели.
Тип проекта: Исследовательско-творческий
Вид проекта: Краткосрочный
Ожидаемые результаты:
сформировать элементарные экологические знания и культуру поведения в природе;
понять взаимосвязь в природе, более бережно относиться к ней, животным, птицам, развивать интерес к явлениям и объектам природы;
закрепить умение экспериментировать, анализировать и делать выводы;
повысить экологическую культуру родителей, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Осуществление проекта проходило в три этапа:
I Этап
Организационно – подготовительный.
Определение темы, цели, задач проекта.
Диагностика объёма знаний детей об экологии и ее значении.
Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
Разработка тематического планирования мероприятий.
II Этап.
Практический.
Беседа «День воды»
Цель: дать представление о значение воды для всего живого, а также понимание способов для ее сохранения.
Беседа «Час Земли»
Цель: познакомить с экологической акцией, а так же с ее значением. «Час Земли» означает, что пришло время подумать о будущем нашей планеты.
Беседа: «Лес – наше богатство»
Цель: дать представление о том почему говорят «Лес – наше богатство», а также закрепить знания о нормах поведения в лесу.
Беседа «Любим и бережем нашу природу»
Цель: экологическое воспитание детей, закрепление норм поведения на природе.
Беседа «Эколята»
Цель: познакомить с эколятами и их примером по охране природы.
Экологическая викторина: «Знатоки природы»
Цель: Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы.
Дидактические игры:
Дидактическая игра: «Третий лишний».
Цель: закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах.
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».
Цель: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
Дидактическая игра: «Ходят капельки по кругу»
Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.
Дидактическая игра: «Кто где живет».
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.
Дидактическая игра: «Живое – неживое».
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.
Дидактическая игра «Как растёт живое?»
Цель: как происходит рост и развитие разных животных, птиц, насекомых.
Дидактическая игра «Кто быстрее составит пищевые цепочки»
Цель: Из подобранных картинок составить пищевые цепи. Например: комар-лягушка-цапля.
Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.
Настольные игры
«Береги природу»,
«Экологический маршрут»,
« Стань другом природы»,
«Кто, где живет»,
«Где живет вода»,
«Волшебница вода» и др.
Чтение художественной литературы:
В.Н. Тарасийчук «Экология в картинках»
Ю.Демянская «Дом Земли»
Разучивание стихотворения
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Е. Смирнова
НОД
ФЦКМ «Земля – наш общий дом»
Цель: экологическое воспитание детей, закреплять правила поведения на природе. Составление стенгазеты «Берегите Землю»(продукт проекта)
Художественно – эстетическое развитие ( коллективная аппликация)
«Час Земли»(продукт проекта)
Цель: Привлечь детей к проблемам экологии на нашей планете
Художественно – эстетическое развитие (рисование)
«Планета Земля»(продукт проекта)
Цель: воспитывать уважительное отношение к природным ресурсам нашей планеты
Прсмотр видео «Давайте беречь нашу Землю» и разучивание песни https://www.youtube.com/watch?v=I9Lzrd-9aJ8
https://www.youtube.com/watch?v=BaGzG8WcCiM
Пальчиковая гимнастика «Земля наш общий дом»
В тёмном небе звёзды светят.
Сжимают, разжимают кулачки.
Космонавт летит в ракете.
Ладони соединены под острым углом.
День летит и ночь летит
И на Землю вниз глядит.
Указательным и большим пальцем делают
«очки» возле глаз.
Видит сверху он поля,
Загибают по одному пальцу.
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной - наш дом родной.
Ладонями изображают шар.
Работа по реализации проекта
Проект «Неделя экологии» краткосрочный, длился одну неделю, посвящён международным экологическим акциям.
- В процессе НОД по ФЦКМ ребята закрепили зачем нам нужно бережно относиться к природным ресурсам, путём опытно- экспериментальной деятельности, а также уточнили значение (для чего нужна) воды для человека. А именно, что вода нужна нам, чтобы пить, без неё человек не может существовать, чтобы готовить еду, мыть продукты, соблюдать личную гигиену, а так же для поддержания чистоты вещей и порядка в доме. Закрепили знания значения воды для всего живого. Так же познакомились со значением леса для человека.
-В дидактическом упражнение по речевому развитию «Составь рассказ по рисунку. «Где живет капелька» дети закрепили знания водных ресурсов (водоемов).
- Дидактические игры и упражнения развивали у детей психические процессы, любознательность, усидчивость, обогащался и активизировался словарь. Воспитывался интерес к словесным и настольно-печатным дидактическим играм.
- При ознакомлении с художественной литературой «В.Н. Тарасийчук «Экология в картинках», Ю.Демянская «Дом Земли», дети продолжали закреплять понимание бережного отношения к планете и ее природе.
- В рисование дети развивали мелкую моторику.
- Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. Подвижные игры позволяют выплеснуть не только физическую активность, но и в данном формате делают игру ещё более весёлой и задорной. Дети получают множество положительных эмоций и просят повторить вновь и вновь.
-На прогулке дети с особым интересом наблюдали за облаками, за таяньем снега и появлением первых травинок. Тем самым, закреплялись знания о физическом состояние воды, ее свойствах и значение для живой природы.
Работа с родителями:
Консультация « Ребенок и природа»
« Учим беречь природу»
Памятка для родителей «Что такое ЧАС ЗЕМЛИ»
Привлечение родителей к международной акции «Час Земли»
Привлечение родителей к СУББОТНИКУ
Конкурс скворечников
3. Заключительный этап:
Содержание итоговых мероприятий проекта:
1. Презентация детских рисунков «Любим и бережем планету» (продукт проекта)
2. Чтение стихотворения
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Е. Смирнова
3. Создание стенгазеты совместно с родителями «Берегите планету» (продукт проекта)
4.Детское творчество «Лампочка», как символ акции Часа Земли. (продукт проекта)
5.Родители с детьми поучаствовали в экологической акции по сбору макулатуры
6. Подведение итогов конкурса на лучший скворечник.
76.Привлечение родителей международной акции «Час Земли»,что подтверждается сертификатами участника
8. Презентация проекта.
С большим интересом прошло рассматривание творческих работ «Земля наш общий дом»
Дети с большой радостью выполняли все работы, с удовольствием экспериментировали и устанавливали причинно-следственные связи. Составление рассказа по совместным рисункам «Где живет капелька», вызвало у детей положительный отклик, чувство гордости за совместное творчество с родителями, что, бесспорно, положительно повлияло на детско – родительские отношения.
Дети осознанно отмечали, что нельзя баловаться с водой, что нельзя оставлять мусор возле водоемов.
Данный проект по экологическому воспитанию оказал воспитательное воздействие, сформировал как у детей понимание значения бережного отношения к неживой природе, так и взрослых.