Проект "Неофициальные символы России" Подготовительная группа
Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста
представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России.
Задачи проекта:
-Познакомить детей с неофициальными символами Российской Федерации (балалайка, самовар, валенки, береза, ромашка, матрешка, медведь);
-Развивать творческие способности детей, воображение;
Способствовать развитию речи, памяти, внимания;
Тип проекта: информационно - творческий
Сроки проекта: (краткосрочный)
Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
В.А. Сухомлинский
Аннотация.
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятия по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Актуальность выбранной темы
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. Наметилась негативная тенденция в социально- педагогической ситуации: традиционные духовные ценности и идеалы сменились на ценности и идеалы западной массовой культуры, материальное заменило духовное, личные интересы стали противоположны общественным, произошло смещение ценностных ориентации - патриотические идеалы постепенно утратили социальную значимость. Следствием этих стихийных процессов явилось нарушение отлаженной работы системы социализации подрастающего поколения, которая создавалась годами и основывалась на преемственности поколений.
В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Ведущая роль в этом направлении принадлежит системе воспитания. Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.
Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство самый благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане.
На сегодняшний день и государство, и наука стали уделять этой проблеме особое внимание. Опубликованы нормативные документы по этой теме, Министерством образования разработана программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2012 годы», которая ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.
В науке наблюдается тенденция возвращения к идеям К.Д Ушинского - народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания. Повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. (Е.А.Казаева, Е.К.Ревина, Л.А.Кондрыкинская).
Трудность работы по патриотическому воспитанию обусловлена ещё и тем, что в молодых семьях вопросы патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Но говорить о воспитании патриотизма без сообщения детям определенных знаний о Родине, на мой взгляд, нельзя, поскольку любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы «Неофициальные символы России как средства развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста".
Используемые методы работы:
Беседы о родине.
Обогащение и стимулирование детского творчества.
Реализация проекта
1 этап- подготовительный
Цель: постановка целей и задач, подбор наглядного и демонстрационного материала; выяснить что дети знают о своей стране и её символике;
создание предметно - развивающей среды; рассматривание фотографий, иллюстраций; проведение тематических бесед;
2 этап - основной
1.Беседа «Официальные и неофициальные символы России».
2.Рисование на тему: «Неофициальные символы России».
3. Рисование " Ромашки на лугу".
4.Беседа "История Русской матрёшки"
5. Рисование « Русская матрёшка»
6.Беседа «Русские валенки».
7.Просмотр видеофильма «Как делают валенки».
8.Показ презентации "Неофициальные символы России".
Изготовление альбома «Русские валенки», « Неофициальные символы России» для пополнения предметной среды.
Заключение
Новизна данного проекта заключается в том, что в нём представлена интеграция таких дисциплин как музыка, хореография, развитие речи, изобразительного искусства. В беседах о Родине активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными средствами воплощения художественного замысла. В музыкальной деятельности самовыражаются через музыкальное творчество. В танцевальной деятельности, при исполнении хоровода "Во поле березка стояла" у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей сформировались элементы гражданственности и патриотизма. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, продолжающим личность.
Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина. В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Неофициальные символы России.
Береза.
Дерево является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез. Береза вдохновляла русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений. А уж сколько песен о ней спето!
Ромашка.
Ромашка, как и береза, символ русской природы.
Существует несколько красивых историй о ромашке. В Америке, например, говорят, что ромашка – это зонтик гномиков. Когда идет дождь, гномик прячется под этот цветок и остается абсолютно сухим. Так он может передвигаться на большие расстояния. Очень хочется продолжить, историю, сказав, и до России он добежал. Понравились гному просторы России, и поселился он здесь, а чтоб от дождя укрыться, насадил он в поле цветок свой любимый. В русских деревнях ромашку сравнивали с удивленными глазами. «Открываются тысячи глаз и смотрят в небо, будто пытаются понять смысл мироздания. Вот так упадешь в ромашковом поле, прислушаешься к тишине, а услышишь тихий шелест – это ромашка шепчет тебе свои тайны…»
Интересно и то, что ромашку не сразу назвали ромашкой в России. Первоначально ее называли пупавками, это название зафиксировано в старых лечебниках. Позже ее назвали «романовой травой», потом «романой», и лишь в конце XVIII века, русским агрономом Болотовым впервые употреблено слово «ромашка», которое и закрепилось в русском лексиконе.
До сих пор ромашка является любимым цветком многих девушек и женщин. Венки из ромашек – украшение головы на любом выезде за город. А сколько гаданий по ромашке – и не перечислить….
Ромашка символ добра, любви, и добрых пожеланий.
Матрешка.
Следующий символ России - это ответ на загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская ...
Русская матрешка, наверное, самый популярный национальный сувенир. и многоликими обликами.
Балалайка.
Часто страны или даже целые континенты ассоциируются у нас с определёнными музыкальными инструментами. Мы говорим Африка, и тут же перед нами встают огромные барабаны. Вспоминаем Испанию, и перед нашими глазами возникает гитара. А каков же, по мнению большинства, музыкальный символ России? Сотню и даже две сотни лет назад балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у народа, а в дуэте с гармонью она звучала еще мелодичнее и ярче. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Балалайка, балалайка,
Я в тебя влюбленная,
Потому что ты родная,
Русская, народная!
Три струны всего, трям-трям.
Инструмент известен нам.
Балалайку я возьму,
Плясовую заведу.
Медведь.
Медведь - еще один неофициальный символ России. Это один из самых крупных хищников планеты. Он не просто силен, а могуч, коварен и лют. Медведь - символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлобивости, с другой - в их умении постоять за себя. Недаром именно медведя выбрали символом олимпиады уже второй раз.
Валенки.
Валенки - уникальная обувь без швов, самая дешевая, самая теплая и самая русская зимняя обувь. В трескучие морозы без них не обойтись. Сегодня валенки не просто удобная и незаменимая обувь.
Самовар.
Когда слышишь о традиционном русском чаепитие, невольно представляешь себе пузатый медный самовар. Представьте себе снежную холодную русскую зиму, и вы поймете, почему так прижился самовар в нашей стране. Горячий чай помогает согреться. Кроме того, самовар, долго сохраняя жар, еще и обогревал помещение. Пузатому самовару посвящено немало пословиц, поговорок в русском фольклоре, о нем пели в песнях, он становится участником сказок. Красочные чаепития из самовара описывают известные русские писатели и поэты. Ни одно народное гуляние не обходится без горячего самовара. Именно самовар - стал символом гостеприимного дома.
Беседа «Официальные и неофициальные символы России».
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о нашей Родине – России. А что такое - Россия - для каждого из вас, как вы понимаете слово – Родина? (ответы детей)
Воспитатель: Родина– значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем, гражданами которой являемся. Любовь к России у каждого из нас начинается с любви к местам, где ты родился и живешь.
Много песен сложено о России. И я вам предлагаю послушать песню «Росиночка Россия» (Песня «Росиночка – Россия» Слова: Игорь Шевчук, музыка: Евгения Зарицкая).
Воспитатель: Наша страна самая большая в мире. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы проехать на поезде с востока нашей страны на запад, понадобится 10 дней, на самолете лететь почти сутки, а если пройти пешком, то, наверное, придется путешествовать не меньше года.
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Передай сердечко и скажи словечко».
Сейчас мы будем передавать по кругу сердечко, и отвечать на вопрос: Какая наша Россия? (милая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная)
Воспитатель: У каждой страны есть свои символы. Какие главные символы в нашей стране?
Дети: флаг, герб и гимн
Воспитатель: Гимн это - главная песня страны. Есть и у нас свой Гимн, которым мы очень гордимся. Давайте и мы как настоящие граждане России послушаем Российский гимн!
ПРОСЛУШИВАНИЕ ГИМНА РОССИИ
Воспитатель: Назовите какие цвета у Российского флага?
Дети: Белый, синий, красный.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначают эти цвета?
Дети: Белый цвет означает мир, чистоту. Синий цвет – небо. Красный цвет – огонь, отвага, героизм.
Белый – облако большое,
Синий – небо голубое,
Красный – солнышка восход.
Новый день Россию ждет.
Символ мира, чистоты –
Это флаг моей страны.
Воспитатель: Мы говорили об официальных символах страны. А есть еще неофициальные символы России. Знаете ли вы, ребята, что есть одна удивительная игрушка, без которой нашу страну – Россию никто в мире и не представляет. И когда приезжают в нашу страну люди из других государств, то обязательно покупают этот сувенир. Хотите узнать, что это? Отгадайте загадку.
Ростом разные подружки,
А живут они друг в дружке.
И похожи друг на дружку,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Воспитатель: В России есть свои народные песни, игры, танцы. И конечно же, русский атрибут - деревянные ложки. Ложки использовали не только для еды, но ложки также являются музыкальным инструментом.
Один из главных символов России это береза.
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей
На Руси любили водить хоровод вокруг березок. Неофициальными символами России также являются: ромашка, балалайка, медведь, валенки, лапти, самовар.
Ведущая: Вот мы узнали о символах России. Это наша с вами родина! Это наша с вами страна! Мы надеемся, что вы, ребята вырастите настоящими патриотами нашей страны.
Беседа «Береза-символ России».
Цель: Ознакомление старших дошкольников с березой, как символом и душой России.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей русской красавице- березке. У нас в России очень много берез. Вот они, полюбуйтесь на них – наши белоствольные красавицы. (Просмотр иллюстраций)
- Красива наша березка в любое время года. Недаром русский народ выбрал березку символом нашей Родины.
- Это единственное в мире дерево с белой корой. Посмотрите, какая белоснежная кора у этих берез. А на коре есть черные полосочки – их называют чечевички.
Воспитатель:
-Ребята, а как вы думаете для чего они нужны? Через них березка дышит.
-Ребята, а вы хотите еще очень многое узнать о березке?
Береза живет долго: до 250 лет. Её высота может достигать 30 метров. И растет береза быстро: за 25 лет она может вырасти с пятиэтажный дом. Ствол у березы даже в сильную жару не нагревается, поэтому в жаркий летний день в березовой роще прохладно.
Березы всегда дружили с людьми. Раньше не было электричества, и избу освещали лучиной. При лучине женщины пряли шерсть на прялке, шили, а бабушки и дедушки рассказывали внукам сказки.
Воспитатель:
- Какую пользу для людей приносили березки?
Правильно ребята, береза давала людям свет.
А чем топят печи, в деревнях и по сей день? кто знает?
Воспитатель: Молодцы ребята, березовыми дровами. Все верно, ими и сейчас топят печи, потому что это самые жаркие дрова. По жаркости они уступают только дубовым, но дубы не везде растут.
Воспитатель: -Ребята так значит так значит, береза согревает?
У нас в России почти у всех есть бани. Скажите чем парятся в банях?
Воспитатель: Правильно- Это березовые веники. Ими парятся в бане. Распаренные листья березы выделяют эфирные масла, которые очень хорошо влияют на кожу человека. Березовым веником можно и пол подметать, это тоже полезно.
- А еще ребята в Древней Руси писали на березовой коре - бересте. Береста – это прочный непромокаемый материал, не поддающийся гниению. Береста была дешевле бумаги, поэтому была доступна всем людям.
Воспитатель: - Ребята как вы думаете, много пользы приносит людям береза?
Ребята, так что еще мы знаем о березе? (Если затрудняются помогаю). Береза лечит. Береза замечательна тем, что все в ней полезно для человека. Если вы оказались в лесу, подойдите к березе, прислонитесь к ней и немного постойте. Вы почувствуете себя лучше.
-Лечат березовые почки.
-Лечат листья.
-Лечат даже сережки (березовые цветы)
- Очень хорошим лекарством является и березовый гриб – чага.
-В медицине применяют мази и настойки, отвары. Из березы делают деготь, он обладает противомикробным действием. Угольные таблетки помогают чистить желудок. Береза, действительно, лечит человека. Это уникальное дерево. Каждая береза окутана облаком, которое мы не видим простым глазом. Облако это состоит из мельчайших частичек, которые выделяются березовыми листьями. Каждая частичка этого облака убивает болезнетворные микробы. Воздух среди берез чист и целебен.
Воспитатель: - Продолжим наш рассказ. Скажите, что делают из березы?
(Строят дома, делают фанеру, изготавливают мебель, лыжи.
Воспитатель: -А еще раньше плели лыковые лапти – самую ходовую обувь.
Это из бересты. Из бересты получают тысячи вещей: плетут корзинки, делают туеса, бадейки, бочонки, панно, картины, даже головные уборы, а еще посуду, игрушки, сувениры.
Воспитатель: -А теперь продолжим рассказ о березе. Весной березка может утолить жажду. Как? Напоит березовым соком. А как правильно собрать березовый сок?
Воспитатель: - Самый полезный березовый сок – это сок, добытый через веточку. Вот сколько пользы приносит людям береза. И в благодарность за это подарили люди березке праздник. Он так и называется – «Праздник русской березы». Девушки и парни шли в этот день в березовую рощу, чтобы украсить березку лентами, бусами, заплести березоньке косу.
Посмотрите, какое замечательное дерево – береза. Жилище освещает, дает тепло, лечит людей, радует сувенирами. Недаром русский народ назвал березку символом нашей Родины.
Беседа «История русской матрешки».
Цель: знакомство детей с историей русской матрешки.
Воспитатель:
Я на ярмарке бывала,
И игрушки выбирала,
Принесла корзинку вам,
В ней игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас гостят
Как скажите всех их звать?
Воспитатель: Правильно ребята – это матрешки. А давайте, их внимательно рассмотрим. Во что одеты наши матрешки? (сарафан, фартук, платок)
Воспитатель: А какая это одежда? (старинная)
А Матрёшки сами какие?
Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешек. А я тоже хочу несколько слов сказать про свою матрешку, послушайте:
Словно репа она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко,
Парой черных смородинок - глаз
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упираются руки в бока
А внутри ее секретик есть
Может три, а может шесть
Разрумянилась немножко
Наша русская матрешка.
Воспитатель: Наша русская матрешка настоящая красавица, а если вы ребята внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, что у матрешки есть секретик.
Ребята, как вы думаете, какой секретик есть у матрешки?
Правильно внутри матрешки прячутся их сестрицы другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в наших матрешках. Открывайте свои матрешки и посмотрите, сколько сестриц спряталось внутри?
Воспитатель:
Послушайте и посчитайте, сколько матрешек у меня:
Кукла первая толста,
А внутри она не пуста,
Разнимается на две половинки
В ней живет еще одна,
Кукла в серединке
Эту куколку открой
Будет третья во второй
Половинку отвинти плотную притертую
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую
Вынь ее и посмотри
Что в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая
В ней живет шестая,
А шестой седьмая
Эта кукла меньше всех
Чуть побольше, чем орех
Вот поставлены все в ряд
Сестры куколки стоят
Сколько вас у кукол спросим
А ответят куклы (восемь)
Воспитатель: Кто не знает нашу русскую куклу - игрушку развеселую матрешку? Вот она нарядная, расписная, выточенная мастером из дерева - наша русская матрешка!
Воспитатель: Ребята, а кто знает, когда и как появилась такая кукла – матрешка.А вот теперь послушайте, как это было!
Было это давным-давно. Шел как-то Иванушка-молодец на все руки мастер по русской земле, по широким полям, по березовым рощам. Вдруг видит деревушку вдалеке. Вошел он в деревню. На краю деревни дом стоит, а там мужик сидит на лавочке печалится. Спросил Иванушка, почему он такой печальный сидит. И рассказал мужик ему, что есть у него дочь да заболела она. А заболела от того, что нет у нее игрушки забавушки. «Не печалься» сказал ему Иван, что-нибудь придумаем. Обязательно развеселим твою дочь. И придумали они на ярмарку сходить да купить чего-нибудь веселого и сладкого. Долго, долго ходили по ярмарке рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на картине смешную куколку. Купили они картину и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, разрумянилась да похорошела. Захотела поиграть в куколку да не может. Опять ей грустно стало. Тогда взял Иван чурочку и выточил из нее фигурку куколки, и яркими красками расписал: одел ее в сарафан яркий, платок на голову повязал, рубаху да фартук. Получилась смешная, веселая кукла, обняла ее девочка и назвала русским именем – Матрешка. А Иван с тех пор для детей стал точить забавных деревянных кукол. А потом научился и с секретом делать. Раскрывалась, а из нее Матрешка меньше выходила.
Полюбилась эта кукла русскому народу и стали ее в разных городах делать и расписывать, но в каждом городе по-своему.
Воспитатель: Молодцы хорошо отвечали, а что интересного узнали?
Беседа «Балалайка - национальный музыкальный инструмент».
Цель: дать знание о музыкальном инструменте — балалайке.
Ход:
— Ребята отгадайте загадку:
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок — тонкий,
Голосок звонкий.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент —
Самый русский инструмент.
(Ответы детей). Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка.
Посмотрите – вот она. (показ инструмента)
— Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте.
Давным — давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как? (балалайкой).
Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. Балалайка — струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она — гриф, резонатор, три струны. Корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.
(показ картинки «балалайки части»)
В современном виде балалайка стала музыкальным символом нашей России. А что такое «символ»? Символ — это условный знак понятия или явления. Например, в Шотландии муз. Символ — волынка, в Украине - бандура.
В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка: и в крестьянских избах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место.
— Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. Давайте послушаем, как звучит балалайка
(слушание на магнитофоне русского народного танца «Камаринская» популяризованный в одноименной увертюре М.И. Глинки)
— Понравилась вам музыка? (ответы детей) Какая она? (ответы детей). Правильно: Веселая, озорная.
— Что хочется делать под эту музыку? (ответы детей)
— Верно, это плясовая.
Было у балалайки и трудное время ее чуть не вытеснили - семиструнная гитара и гармонь. Но однажды услышал звучание балалайки замечательный музыкант Андреев Василий Васильевич, научился играть на ней и понял, что нужно балалайку немного усовершенствовать.
По чертежам Андреева, изготавливают балалайку нового образца, которая отличалась и по виду, а главное по звучанию.
Василий Васильевич начинает упорно трудиться на новом инструменте. Он сочиняет марши, вальсы, полонезы, мазурки. Он создает ансамбль, начинает с ним гастролировать. Так балалайка приобрела всемирную известность.
— Знаете ли вы, что в Тверской области в городе Бежецке в родном городе Андреева поставлен первый памятник русской балалайке. А летом 2014г был установлен памятник и в городе Севастополе.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.
Подведение итогов беседы:
— О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?
— Какую мелодию, исполненную на балалайке, слушали?
— Что вам больше всего понравилось на занятии?
Беседа «Медведь символ России».
Цели: формировать любовь к Родине, ее ценностям, прививать уважение к его символике.
Воспитатель: Ребята, мы уже с вами познакомились с некоторыми символами России, такими, как ромашка, балалайка, матрешка, березка. Одним из символов России является лесной зверь. Отгадайте, какой?
Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Да, отгадали, это медведь. Ребята, во многих других странах нашу страну сравнивают с медведем, как вы думаете, почему?
Дети: Медведь – большое, сильное животное. Наша страна тоже большая и сильная)
Воспитатель: Медведь изображен на гербах многих российских городов. Он был символом двух Олимпиад, проходивших в нашей стране. Во многих русских сказках один из главных героев – медведь. Назовите эти сказки («Маша и медведь», «Три медведя», «Вершки и корешки», «Теремок). В сказках медведь предстает добродушным, простоватым, неуклюжим, в то же время справедливым. Медведь – главный зверь в наших лесах. В народе его называют ласково - Мишутка, Мишка косолапый или уважительно - Медведюшка - батюшка, дядя Миша, Хозяин. Но таков он, если его не задирать, не дразнить.
А задирать Медведя не стоит. Он способен вмиг стать ловким, быстрым, обладающим неимоверной мощью и силой зверем, умеющим постоять за себя. Так и наша страна. Народ у нас гостеприимный, миролюбивый, но если нападет враг, мигом объединяется и дает отпор любому неприятелю!
Медведь – символ России! Не зря мудрые люди советовали разным захватчикам не трогать, не задирать, не пытаться захватить Россию. Это всегда плохо кончалось для захватчиков.
Всегда на Руси медведь был знаком мужества, защиты. Какая страна наша Россия – большая, народ в ней мужественный, такой и медведь – большой, мужественный, защитник.
Воспитатель: Ребята, а какой медведь, как вы себе его представляете? Ответы детей.
Воспитатель: Медведь в русской традиции олицетворяет царя зверей, он сильный и мужественны.
Воспитатель: А, чем медведь любит полакомиться?
Воспитатель: Молодцы, медведь любит ягоды, мед, грибы.
У медведя есть свой дом – берлога только зимой. Летом он бродит по лесу и ночует, где придется. Зимой в берлоге рождаются два-три медвежонка. Вес новорожденного не больше пятисот граммов. Он такой маленький, что может свободно уместиться на ладони взрослого человека! Это кажется необычным. А объясняется просто: новорожденные медвежата питаются молоком матери. Молока немного – медведица зимой ничего не ест и живет за счет жира, накопленного летом и особенно осенью. Изображение медведя на гербе всегда говорит о богатстве края. Изображение медведя на гербах городов Новгородской, Пермской, Хабаровской и Ярославской областей тому прямое подтверждение.
Беседа «Русские валенки».
Цель: расширять и обогащать знания детей о валенках, истории их появления на Руси.
Ход:
- Отгадайте, ребята загадку:
«Их на ноги надевают, но это не сапоги.
Из шерсти сделаны, но не носки». (Валенки)
- В какое время года носят валенки?
- В какую погоду? Почему?
- Вам нравится ходить в валенках? (ответы детей)
- Я вам уже рассказывала, как делают валенки. Давайте вспомним. Из чего делают валенки? (ответы детей). Как называется готовый материал, которым мастер-валяльщик оборачивает деревянную колодку? (Войлок)
- Левый и правый валенки делаются по одной колодке или по разным? (По одной).
- Правильно, молодцы! А теперь послушайте еще один рассказ о валенках.
В давние времена на Руси валенки были очень дороги подарком. Молодой парень считался завидным женихом, если у него были валенки. Валенки берегли, носили по очереди, передавали по наследству. Даже царственные особы с удовольствием носили валенки. Царь Петр I после больших праздников любил попариться в бане, окунуться в прорубь. потом просил горячие щи и надевал валенки.
Императрица Екатерина Великая носила под нарядным платьем пимы (валенки из белой шерсти, а другая императрица, Анна Иоановна. разрешала придворным дамам надевать валенки к парадному платью.
Во время войны наши солдаты были обуты в теплые валенки, благодаря чему они не мерзли суровой зимой и побеждали врага.
Валенки не только согревают, но и лечат. Через ноги тепло расходится по всему телу и выгоняет болезнь. Старые люди, бабушки и дедушки, даже дома вместо тапочек очень часто носят короткие валенки, которые называются чуни. Есть люди таких профессий, у которых валенки всегда в почете. Как вы думаете, людям каких профессий валенки зимой очень нужны? (Ответы детей).
В холодную зиму без валенок не обойтись строителям, лесорубам, рыбакам, пограничникам, милиционерам. Жителям севера тоже не обойтись без валенок.
Сейчас весь мир заинтересовался русскими валенками. Во-первых, валенки изготовлены из натуральной шерсти, во-вторых, они имеют целебные свойства, в-третьих, валенками заинтересовались художники, модельеры, дизайнеры. Русские модельеры соревнуются между собой в мастерстве превращения обычного валенка в настоящее произведение искусства. Ведущие модельеры совершенно серьезно утверждают: «XXI век- век валенка».
Вам понравился рассказ? Много нового узнали? (Ответы детей). А теперь посмотрим, какие валенки вам нравятся больше? (Предлагаю детям рассмотреть валенки обычные и украшенные). Валенки можно украшать различными бусами, лентами, тесьмой, мехом. (Дети рассматривают фурнитуру для украшения вещей).
(Стук в дверь. Пришло письмо).
- Ребята, нам пришло письмо. Давайте прочитаем. «Дорогие дети, я собираюсь приехать в Россию, но слышал, что в вашей стране бывают сильные морозы. Мне рассказывали, что русские люди носят какую-то теплую обувь, в которой не страшны холода. У меня к вам просьба, может быть вы пришлете мне такую обувь. Я знаю, вы добрые дети, слава о вашей доброте летит по всему свету. Буду ждать. Заранее благодарю. Шрек».
- Как мы можем помочь Шреку? (Ответы детей). Я предлагаю вам открыть мастерскую, школу молодых дизайнеров. Мы украсим все вместе валенки и отправим их Шреку,
(Коллективная работа. Дети украшают силуэты-валенки.)
- Какие вы, ребята молодцы! У вас получились очень красивые современные русские валенки. Шрек будет очень доволен
Беседа: «Знакомство с русским самоваром».
Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.
Ход занятия:
Воспитатель: Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней,
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- Ребята, я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться.
Дети: - Это самовар.
Воспитатель: Да. Это самовар. Давайте посмотрим
(дети рассматривают самовар)
Воспитатель: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, конкурируя с англичанами, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение.
Вопросы к детям:
Какой формы делали самовары?
Из какого материала? (ответы детей)
Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. Давайте вспомним геометрические фигуры: круг, цилиндр, конус, квадрат (показ фигур). А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.
Одно время были популярны самовары-термосы с двумя-тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая (термос — это прибор который сохраняет тепло или холод продукта). Самовары искусно украшались. Дети, а как вы думаете, как можно украсить самовар? (ответы детей).
Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»; «Где есть чай, там и под елью рай». Ребята, а как вы понимаете смысл этих пословиц (ответы детей).
Воспитатель: Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если спросить своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. Дело в том, что чаепитие из самовара — это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.
Первой фабрикой, которая стала изготовлять самовары, была фабрика Шмакова. Потребность в самоварах была так высока, что вскоре почти в каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула (столица — это главный город). Каких только самоваров они не делали!
В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.
Воспитатель: С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?
- Где производят самые известные самовары?
- Как можно в современной жизни использовать самовар?
Используемая литература
Используемая литература:
Александрова Е.Ю., Гордеева Е.Д., Постникова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. - 2007, “Учитель”. Л.А. Кондрыкинская. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.