10
РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
XVIII школьная научно-практическая конференция
«Нужно ли уметь дружить в современном мире»
Автор: Каширина Алина, 10 лет
МБОУ «Федоровская СОШ №2
с углублённым изучением отдельных предметов»
Руководитель:
Величугина Людмила Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Федоровская СОШ №2
с углублённым изучением отдельных предметов»
п. Федоровский
2018 год
Автор: Каширина Алина, 10 лет
МБОУ «Федоровская СОШ №2
с углублённым изучением отдельных предметов»
Руководитель:
Величугина Людмила Сергеевна,
учитель начальных классов
Содержание
1. Введение 2
2. Теоретический обзор 3
3. Практическая часть 5
4. Выводы 6
5. Список использованной литературы и других источников, 7
в том числе Интернет-ресурсы
«Старый друг лучше новых двух», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Человек без друзей, что дерево без корней» - эти русские пословицы известны всем от мала до велика. В пословицах содержится мудрость народная, которая прошла через годы, передаваясь от поколения к поколению. У каждого народа они звучат по-разному, но смысл одинаковый. Настоящая дружба – это великая ценность. А считают ли так в современном мире? Хотят ли люди иметь настоящих друзей? Нужно ли им «живое» общение?
Актуальность. В современном обществе сеть Интернет стала неотъемлемой частью жизни большинства семей. Общаться в социальных сетях удобно и быстро. У человека появилась возможность иметь «виртуальных» друзей. Но эти друзья вряд ли придут на помощь или поддержат в трудную минуту. Большее, на что можно рассчитывать, это пара сочувственных фраз или стикер…Живое общение, желание видеть глаза собеседника, почувствовать его настроение, уходят в прошлое. А ведь это – часть настоящей дружбы.
Цель. Выяснить необходимость настоящей дружбы в современном мире.
Задачи:
изучить, систематизировать материалы, касающиеся понятия «дружба»;
провести анкетирование людей трех поколений: дети- родители – бабушки, дедушки;
проанализировать полученную информацию;
создать буклет;
привлечь внимание сверстников к вопросам о дружбе.
Гипотеза. Настоящая, верная дружба во все времена была большой ценностью. Считают ли так люди, живущие в современном мире?
Объект исследования: дружба.
Предмет исследования: дружеские отношения в современном мире.
Методы исследования: опрос одноклассников, их родителей, дедушек и бабушек;
анкетирование, анализ полученных данных; изучение и анализ литературы; изучение литературных источников и материалов Интернет.
Практическая значимость: материалы, собранные в результате работы, помогут школьникам по-другому посмотреть на взаимоотношения со сверстниками, подскажут способы в поисках настоящих друзей, научат отличать настоящую дружбу от простого общения.
Человек не может жить вне общества, это обязательное условие его существования. А жизнь в обществе не может быть без общения, ведь это одна из форм взаимодействия между людьми. Общение считается причиной зарождения общества с тех пор, как появился на планете первый человек. Общение приносит в нашу жизнь радость и счастье, грусть и разочарование, и все это наполняет ее смыслом. В одиночестве в современном мире прожить очень сложно. А «самое страшное одиночество - не иметь истинных друзей», эти слова принадлежат Фрэнсису Бэкону, английскому философу, жившему в 15-16 веках. С ним трудно не согласиться и в 21 веке.
Что же такое истинная дружба? Почему народная мудрость из поколения в поколение призывает «Нет друга – ищи, а нашёл – береги», «Старый друг лучше новых двух»?
Еще в Древнем мире признаками настоящей дружбы считались: единомыслие, взаимная помощь в беде, искренность. В Греции понятие дружбы стало предметом изучения. Такие великие философы, как Аристотель, Эпикур, Демокрит, посвящали ему свои труды. «Многие, которые кажутся друзьями, на самом деле не суть друзья, и наоборот, некоторые, не кажущиеся друзьями, на самом деле друзья» (Демокрит).
Аристотель, пытался дать определение различным типам дружбы, чтобы выделить среди них истинную. «Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага», «Наслаждение общением – главный признак дружбы» (Аристотель) [1].
В процессе развития общества значение слова «Дружба» многократно менялось. Словарь С.И.Ожегова дает такое определение: «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» [2]. Д.Н.Ушаков в своем словаре предлагает такой вариант: «Дружба - близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения» [3].
В устном народном творчестве каждого народа отведено большое место теме дружбы: в пословицах и поговорках (приложение 1), [4] в народных сказках (приложение 2), [5]. Произведения фольклора учат дорожить дружбой, оставаться преданными друг другу в любых ситуациях; они помогают распознавать плохих и хороших друзей, рассказывают о качествах настоящего друга.
Писатели и поэты в своих произведениях учат читателей ценить друзей, помогать им, радоваться их удачам. Про дружбу писали в разные века, на разных языках, но все они до сих пор понятны и поучительны всем: мальчикам и девочкам, мужчинам и женщинам. Они и в наши дни не утеряли своей актуальности (приложение 3), [6,7]. Произведения о дружбе легли в основу многих художественных фильмов (приложение 4), [8]. Эти фильмы искренние, душевные, понятные людям всех веков и поколений.
На стихи о дружбе композиторы написали множество песен. Эти песни звучат для малышей, эти песни с удовольствием поют школьники, эти песни вполголоса напевают взрослые. Песни о дружбе призывают людей жить в добре и мире, уметь прощать и ценить заботу друга (приложение 5), [9].
Все произведения о дружбе объединяет цель: авторы хотят показать на «живом» примере, что такое дружба, как строить отношения с друзьями, научить ценить и поддерживать дружбу. Во всех этих произведениях дружба – это бескорыстные отношения, это доверие и преданность, это безвозмездная помощь и поддержка, это радость общения, общие интересы и увлечения. В этих произведениях человек чувствует себя увереннее, счастливее, когда рядом шагают по жизни верные друзья.
Многие из современников считают, что такие отношения выдуманы писателями и поэтами, что в реальной жизни таких искренних чувств не существует. В наши дни дружба стала абстрактной. С появлением сотовой связи, социальных сетей в Интернет, многие перестали общаться «вживую». Все большее количество людей общаются виртуально, имеют десятки «друзей» на расстоянии. Но разве можно сравнить сжимание «мыши» в руке и реальное рукопожатие; улыбку, сияющие глаза и стикер, изображающий восторг?!
Мы решили провести исследование, действительно ли в современном мире изменилось отношение к настоящей дружбе и верные друзья сейчас «не в моде»? Для этого была составлена анкета, на основании различных изученных анкет, и предложена обучающимся начальной школы, выпускникам 11-х классов, родителям, бабушкам и дедушкам одноклассников (приложение 6).
В анкетировании приняли участие: 1 группа - обучающиеся 1-4 классов – 50 чел., 2 группа - обучающиеся 11-х кл. – 50 чел., 3 группа - родители одноклассников – 20 чел., 4 группа - бабушки и дедушки – 12 чел.. В результате обработки анкет получены результаты:
На первый вопрос респонденты отвечали по-разному, но можно выделить несколько похожих ответов: «Настоящая дружба – это…
- когда у тебя есть верный, проверенный друг, на которого всегда можно положиться,
-когда у тебя есть близкий человек, с которым всегда интересно,
-когда рядом с тобой есть человек, который никогда не предаст и не обидит,
-доверительные отношения с людьми, которых хорошо и давно знаешь, проводишь с ними свободное время,
-верная, бескорыстная, долгая дружба,
-долгие отношения с людьми, близкими по интересам, увлечениям, с которыми приятно общаться, делиться новостями, радостями и бедами,
-когда есть друзья».
Все респонденты считают, что настоящая дружба существует. 35-4, 4-0, 2-0
Все респонденты 2,3,4 групп считают, что дружба и приятельские отношения это разные понятия, а 29 чел. 1 группы думают, что – это одно и то же.
Все респонденты согласны с мнением, что друг - это человек, который должен прийти на помощь в любое время дня и ночи. 34-5, 4-02-0
Большинство респондентов думают, что очень нужно иметь друзей в современном мире. 37-2, 4-0, 2-0
Большинство респондентов 1 группы ответили, что друзей у человека может быть сколько угодно, большинство респондентов остальных групп уверены, что их у человека может быть 3-5. 7-7-23-3, 4-0,2-0
Не у всех респондентов есть друг, в каждой группе 5-8 человек ответили на этот вопрос отрицательно. 35-3-1, 4-0, 2-0
Причины дружбы респонденты указали следующие: живем в одном районе поселка – 25 чел., учимся в одном классе – 54 чел., имеем общие интересы (занимаемся в одной спортивной секции, танцевальном кружке и т.д.) – 50 чел.; 19 обучающихся начальной школы дружат потому, что у «друзей» имеются дорогие и модные вещи. 2-11-25-0-2, 0-0-3-0-1,2-000
17 обучающихся ответили, что у них есть 1-2 виртуальных друга.
10 обучающихся ответили, что с реальными друзьями общаются реже, чем с виртуальными.
Большинство респондентов так понимают, что означает ценить дружбу: во-первых - уважать друг друга, быть честными, во-вторых - никогда не предавать своего друга хранить его тайны, как свои, в-третьих - делить с другом не только радость, но и горе, в-четвертых - уметь прощать, на пятом месте – всегда находить время для общения.
Большинство респондентов считают, что дружба может погибнуть. Основной причиной этого указывают предательство.
В результате анализа анкет, можно сделать выводы: настоящая дружба в современном мире существует между людьми разного возраста; люди, принявшие участие в опросе и живущие в нашем поселке, имеют настоящих друзей и умеют дружить; они отличают дружбу от приятельства (за исключением нескольких младших школьников) и ценят своих друзей. А значит в современном мире, как и много лет назад, люди умеют и хотят дружить по-настоящему!
Разработанный нами буклет «Все о настоящей дружбе» поможет одноклассникам задуматься о своих взаимоотношениях с ровесниками: может рядом с ними живет настоящий друг, а они этого не замечают? Или наоборот, близкий друг окажется неверным. Возможно, кто-то обретет настоящую дружбу.
Список использованной литературы и других источников,
в том числе Интернет-ресурсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/ – материалы из Википедии о дружбе
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – Азбуковник, 2001. – 944с.
Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. – Аделант, 2017. – 800с.
http://www.poslovitza.ru/o_druzhbe.html - пословицы
http://l-skazki.ru/skazki-o-druzhbe.html - сказки
http://o-druzhbe.ru/detskie_stihi_o_druzhbe.php - стихотворения
http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/literaturnoe-chtenie- - рассказы
https://www.film.ru/articles/malchishki-i-devchonki?page=5#acon – художественные фильмы для детей о дружбе
http://o-druzhbe.ru/detskie_pesni_o_druzhbe.php - песни о дружбе

Приложение I
Пословицы и поговорки народов мира о дружбе
Нет друга - ищи, а нашел – береги (русская пословица)
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей (русская пословица)
Старый друг лучше новых двух (русская пословица)
Новых друзей наживай, а старых не утрачивай (русская пословица)
Беден тот, у кого друзей нет (английская пословица)
Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять последних (арабская пословица)
Верный друг и через столетия другом останется (удмуртская пословица)
Взаимное доверие – основа дружбы (китайская пословица)
Друг лучше старый, а шуба – новая (чеченская пословица)
Дружба крепче каменных стен (украинская)
Одинокое дерево ветер легче валит (даргинская)
Хороший друг ближе брата (азербайджанская)
Приложение II
Сказки народов мира о дружбе
Зимовье зверей (русская сказка)
Петушок – Золотой гребешок (русская сказка)
Благодарный человек (Осетинские народные сказки)
Волк, лиса и петух (Ингушские народные сказки)
Волшебный колокольчик (Молдавские народные сказки)
Гордый олень (Мансийские народные сказки)
Как лиса хотела в дружбе с петухом жить (Латышские народные сказки)
Как волк и пёс дружили (Литовские народные сказки)
Как кончилась дружба лисы и перепелки (Абазинские народные сказки
Приложение III
Произведения поэтов и писателей о дружбе
«Дружба – это дар» Ю. Белоусова
«Молчуны» Е. Чертова
«Мой друг» О. Чекашова
«Друзья-товарищи» С.Маршак
«Двояшки» А. Барто
«Про дружбу» Ю. Энтин
«Терешка» С.Косов
«Крокодил Гена и его друзья» Э.Успенский
«Цветик-семицветик» В. Катаев
«Динка» В.Осеева
«Снежная Королева» Г.Х.Андерсен
«Маленький принц» А. Сент-Экзюпери
Приложение IV
Художественные фильмы о дружбе
«Королевство кривых зеркал»
«Приключения Петрова и Васечкина»
«Приключения Электроника»
«Москва - Кассиопея»
«Приключения Буратино»
«Гостья из будущего»
«Таинственный сад»
«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
Приложение V
Песни о дружбе
«Улыбка»
«Если с другом вышел в путь»
«Настоящий друг»
«Когда мои друзья со мной»
«Ты и я»
«Друзья»
«Песенка друзей»
«Ничего на свете лучше нету»
«Ты да я, да мы с тобой»
Приложение VI
Анкета « Дружба в современном мире»
Уважаемый респондент! Мы работаем над проектом «Нужно ли уметь дружить в современном мире». Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы анкеты. Внимательно прочтите каждый вопрос и возможные варианты ответов к нему. Выберите ответ, наиболее отвечающий вашему мнению, и укажите его. Просим отвечать искренне и работать самостоятельно. Ответы будут использованы в обобщенном виде. Свою фамилию указывать не надо. Анонимность гарантируется.
Заранее благодарим за сотрудничество!
Что такое настоящая дружба? ___________________________________________
Как Вы думаете, настоящая дружба существует?
а) Да б) Нет в) Свой вариант ____________________________________
Дружба и приятельские отношения – это одно и то же?
а) Да б) Нет в) Свой вариант _________________________________
Друг – это человек, который должен прийти на помощь в любое время дня и ночи?
а) Да б) Нет в) Свой вариант _________________________________
Как Вы думаете, нужно ли иметь друзей в современном мире?
а) Да , конечно! б) Нет
Сколько, по –Вашему, у человека может быть друзей?
а) 1-2 б) 3-5 в) Сколько угодно г) А зачем они вообще?
д) Свой вариант___________________________________
У Вас есть проверенный, надежный друг?
а) Да б) Нет в) Свой вариант ____________________________________
Почему вы дружите?
а) Живем в одном районе поселка; б) Учимся (лись) в одном классе;
в) Имеем общие интересы (занимаемся в одной спортивной секции, танцевальном
кружке и т.д.)
г) У него самые дорогие игрушки (одежда, гаджеты и т.д.)
д) Свой вариант ___________________________________________
Есть ли у вас виртуальные друзья? Если да, то сколько их? ________________
Если у Вас есть виртуальные друзья, с кем Вы чаще общаетесь: с реальными или с виртуальными друзьями? ________________________________
Что, по - Вашему, означает ценить дружбу?( можно выбрать несколько ответов)
а) Уважать друг друга. Быть честными друг с другом.
б) Никогда не предавать своего друга, хранить его тайны, как свои,
в) Делить с другом не только радость, но и горе.
г) Нужно уметь прощать, а не копить обиды
д) Всегда находить время для общения
е) Свой вариант ________________________________________________
Как Вы думаете, может ли погибнуть дружба? Если Вы ответили ДА, то поясните, почему.
а) Друг предал. б) Друг рассказал окружающим о сокровенном.
в) Друг уехал в другой город, страну. г) Друг на что-то обиделся.
д) Свой вариант ________________________________________________
Приложение VII
Буклет - карманное пособие для друга «Все о дружбе»


Автор: Каширина Алина, 10 лет
МБОУ «Федоровская СОШ №2
с углублённым изучением отдельных предметов»
Руководитель:
Величугина Людмила Сергеевна,
учитель начальных классов
Аннотация
Настоящая дружба – это великая ценность. В современном обществе сеть Интернет стала неотъемлемой частью жизни большинства семей. Общаться в социальных сетях удобно и быстро. У человека появилась возможность иметь «виртуальных» друзей. Живое общение, желание видеть глаза собеседника, почувствовать его настроение, уходят в прошлое. Хотят ли люди в современном мире иметь настоящих друзей? Нужно ли им «живое» общение?
Цель. Выяснить необходимость настоящей дружбы в современном мире.
Задачи:
изучить, систематизировать материалы, касающиеся понятия «дружба»;
провести анкетирование людей трех поколений: дети - родители – бабушки, дедушки;
проанализировать полученную информацию;
создать буклет;
привлечь внимание сверстников к вопросам о дружбе.
Гипотеза. Настоящая, верная дружба во все времена была большой ценностью. Считают ли так люди, живущие в современном мире?
Объект исследования: дружба.
Предмет исследования: дружеские отношения в современном мире.
Методы исследования: опрос одноклассников, их родителей, дедушек и бабушек;
- анкетирование, анализ полученных данных;
- изучение и анализ литературы;
- изучение литературных источников и материалов Интернет.
Практическая значимость: материалы, собранные в результате работы, помогут школьникам по-другому посмотреть на взаимоотношения со сверстниками, подскажут способы в поисках настоящих друзей, научат отличать настоящую дружбу от простого общения.