МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «БУРАТИНО»
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА РОССОШИ
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педагогического совета Заведующий МКДОУ д/с №7
комбинированного вида г.Россоши
Протокол №________ _____________________ Е.В. Соколова
от «_____» ______________ 20____г Приказ №____ от «____»__________ 20__г.
Проект «Планета Земля – наш общий дом»
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Сроки проведения проекта: долгосрочный (сентябрь – май)
Автор проекта: Кулинич Алла Александровна
Анисимова Юлия Ивановна
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
2020 – 2021 уч. Год
Проблема:
Педагогическая диагностика в начале учебного года, а так же общение с детьми и наблюдения помогли выявить некоторые особенности развития детей подготовительной группы, требующие особого педагогического внимания – это образовательная область «Познавательное развитие».
Развитие и познавательные интересы детей группы во многом разнятся друг от друга. Есть дети, как с высокой познавательной активностью, так и те, которых больше интересует игровая деятельность. Отсюда проблема, особенно у второй категории детей, недостаточно высокий познавательный интерес к природе, экологии и окружающему миру. Формы работы и с теми, и с другими не могут быть одинаковыми как в силу разного уровня развития детей, так и в силу разных интересов. Поэтому появилась идея расширить кругозор детей подготовительной группы в рамках непосредственной образовательной деятельности, а именно «Познавательное развитие», по темы проекта, способствовать увлеченности, осмыслению, проявлению интереса, предоставлению возможности каждому ребенку побыть в роли исследователя, узнать что-то новое и интересное.
Актуальность:
Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа – это одно целое, неделимое. Человек не может прожить без природы, несмотря на все достижения современной цивилизации и все необходимое для жизни. Поэтому каждый, кто живет на Земле, должен бережно и заботливо относится к своему дому, сохранять и оберегать богатства и ценности нашей планеты. Необходимо, с раннего детства учить детей любить и беречь все, что его окружает. Именно в период дошкольного возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. При условии качественного формирования этого направления, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям. Нельзя упустить этот момент.
Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная и исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Нужно правильно организовать поиск новых представлений и знаний о многообразии жизни на нашей планете. Это можно осуществить совместными усилиями педагогов, родителей и детей, а именно путешествовать с родителями, рассматривать энциклопедическую литературу, создавать макеты, проводить совместную экспериментальную деятельность в саду, обмениваться опытом, в результате чего у детей накапливается определенное информационное поле, сведения, которыми они могли бы пользоваться в дальнейшей жизни.
Познавать мир лучше комплексно, охватывая не только какую-то одну его сторону, а постараться раскрыть детям многообразие мира. Это возможно сделать, объединив разные области познания.
Цель проекта:
Формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города и края.
Задачи проекта:
Образовательные:
-формировать умение конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;
-формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
-дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к окружающему миру;
-развивать умение анализировать и делать выводы;
- развивать наблюдательность;
- развивать творческое воображение;
- развивать любознательность, творческие способности;
-развивать ценностное отношение к миру природы, продуктивную деятельность детей;
Воспитательные:
-воспитывать у детей и родителей бережное отношение к объектам живой и неживой природы;
- навыки экологически безопасного поведения в природе;
- дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр познавательно - исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей:
- развит интерес к явлениям и объектам природы;
- сформированы элементарные экологические знания и культура
поведения в природе;
- понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
- умение проводить несложные опыты с объектами живой и неживой природы, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Родители:
-осознают необходимость экологического воспитания детей;
- повысили свой уровень экологической культуры;
Содержание этапов проекта:
-подготовительный;
-основной;
-заключительный;
Этапы проекта:
Документально-организационная работа:
Выбор темы и составление паспорта проекта;
Определение целей и задач проекта;
Составление перспективно- тематического плана проекта;
Подбор иллюстративного материала по теме, художественных произведений для чтения, загадок, аудиозаписей;
Оповещение родителей о предстоящем проекте;
Подготовка памяток, рекомендаций, консультаций для родителей по теме проекта, анкетирование;
Обеспечение условий для реализации проекта;
Осуществление контроля над реализацией проекта.
Месяц | Тема | Содержание деятельности | Задачи | Продукт деятельности | Участники |
Сентябрь | Растительный мир | 1. Презентация «Растительный мир» «Части растения» 2. Д/и «Где, что растет?» 3.Рисование в нетрадиционной технике «Лес» | Формировать представление о растительном мире. Знакомство с разными видами растительности. Развивать познавательные способности. Развивать творческие способности. | Рисунок красками. | Воспитатели, дети |
Животный мир | 1. Беседа –презентация «Животный мир» 2.Д/и «Кто где живет?» 3. Рассказ о домашних питомцах. | Формировать представление о животном мире. Знакомить с животными разных континентов. Развивать познавательные способности. Способствовать развитию нравственных качеств, любви к животным. | Самостоятельное составление рассказа. |
Подводный мир | 1. Беседа –презентация «Подводный мир» 2. Аппликация «Морские глубины» | Формирование представлений о видах водоемов и их обитателях. Развивать творческие способности. | Аппликация |
Экология | 1. Беседа - презентация «Наша кормилица - Земля». 2. Чтение х/л Я. Драгунский «Земля» | Формировать представления о планете Земля. Понимание бережного отношения к природе. | |
Октябрь | Растительный мир | 1. Беседа «В мире редких растений. Знакомство с красной книгой» 2.Раскрашивание «Как прекрасен этот мир» | Обогащать детей знаниями о природе растений, её многообразии и целостности. Развитие творческого видения прекрасного. | Раскраски | Воспитатели дети, родители |
Животный мир | 1. Рассматривание альбомов «Животные разных стран», карты животный мир планеты Земля» 2. П/и: «Лягушки и цапли». | Закрепить представления о разнообразии животного и растительного мира Земли | |
Подводный мир | 1.Беседа – презентация «Будь осторожен! Хищники!» 2. Д/и «Кто где обитает? | Ознакомление с подводными обитателями, формирование чувства ответственности и осторожности при купании в водоемах. Закреплять представление о разнообразии животного мира и средах обитания. | |
Экология | 1.Просмотр роликов «Береги природу» 2.Опытно-экспериментальная деятельность «Что происходит с мусором?». | Формировать представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чувство сопереживания с окружающим миром; умение решать творческие задачи, правильно оценивать результаты своей деятельности. | Видео – ролик «Я - друг природы» |
Ноябрь | Растительный мир | 1.Беседа «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло» 2. П/и «К названному дереву беги» 3. Чтение х/л И. Токмакова «Деревья в стихах». | Закрепить у детей представления о разнообразии растительного мира Земли. | | Воспитатели дети, родители |
| Животный мир | 1. Знакомство с редкими животными «Красной Книги» 2. Загадки о животных. 3.Д/и «Чей силуэт» | Познакомится с редкими видами животных, выяснить почему происходит вымирание отдельных видов. | |
| Подводный мир | 1.Беседа «Почему море соленое?» 2.Экспериментирование с водой. Игра «Утонет - не утонет?», «Растворится - не растворится» | Прививать интерес к экспериментальной деятельности. | |
| Экология | 1.Беседа «Человек – часть природы» 2. Буклеты «Здоровье планеты в твоих руках!» | Коллективное рассмотрение проблем загрязнения окружающей среды, прививать умения формировать свою мысль, идею, по устранению или минимизации загрязнения природы. Прививать бережное отношение и любовь к природе и всему живому. | буклет |
Декабрь | Растительный мир | 1. Беседа «Без растений на земле» 2. Аппликация «Цветы в горшке» 3. Д/и «Найди отличия» | Учить представлять проблему и формировать способы решения. | Аппликация | Воспитатели дети |
| Животный мир | 1.Беседа: Как живут наши пернатые друзья зимой (перелетные и зимующие птицы) 2. Подготовка корма для птиц. | Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. | Кормление птиц на протяжении зимнего периода |
| Подводный мир | 1.Беседа «Чем питаются морские обитатели?» 2.Слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина». | Приобщение к прекрасному. Ознакомиться с питанием морских обитателей. | Аудио прослушивание |
| Экология | 1. Обсуждение проблемных ситуаций «Мы- друзья природы» | Формирование представлений о правильном и неправильном поведении человека в природе. | |
Январь | Растительный мир | 1.Беседа «Природная стихия – огонь». 2.Природные знаки безопасности. | Формировать представление о пожароохранных мероприятиях. Воспитывать бдительность и бережливость. | Рисунки знаков безопасности. | Воспитатели дети, родители |
| Животный мир | 1.Беседа – презентация «Жизнь животных зимой» 2. П/и: «Охотники и зайцы». | Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных. Прививать бережное отношение к животным, гуманное отношение, бережливость. | |
| Подводный мир | 1. Беседа «Морские растения» 2. Рассматривание и тактильное изучение материалов подводного мира (ракушки, морские звезды, камни и др.) | Познакомить детей с морскими растениями. | |
| Экология | 1.Через добрые дела можно стать экологом. 2.Чтение х/л Сказка «Лиса, заяц и петух» | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. | |
Февраль | Растительный мир | 1. Беседа – презентация: «Полезные растения» «Природная аптечка» 2.Посадка зеленого лука | Расширить знания о лекарственных растениях. | | Воспитатели дети, родители |
| Животный мир | 1.Беседа - презентации «Насекомые» «Муравьи - санитары леса» 2. Рисунки «Малыши – насекомые» | Прививать любовь и бережное отношение к природе. Развитие творческих способностей. | Рисунки |
| Подводный мир | 1.Экспериментальная деятельность: опыт «Почему «исчезла» вода?» (испарение) 2.П/и «Рыбак и рыбки». | Предложить детям в ходе наблюдений выявить, как идет процесс исчезновения воды, от чего зависит его скорость, при каких условиях (большая поверхность испарения, высокая температура) он ускоряется. Способствовать развитию творческой активности, внимания. | Опыты |
| Экология | 1. Беседа «Где находится пятый океан?» 2. Опыты «Свойства воздуха» | Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать о причинах загрязнения воздуха, формировать интерес к экспериментальной работе. | |
Март | Растительный мир | 1.Д/и «Что на чем растет?» 2.Полив и уход за огородом на окне. | Закрепление представления о деревьях, кустарниках и т.д. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. | Макеты деревьев, кустарников и т.д плоды. | |
| Животный мир | 1.Презентация – беседа «Экзотические животные» 2. Рассказ о заповедниках. 3. Рисунки экзотических животных | Уточнить и углубить у детей знания об экзотических животных, развивать интерес к ним, воспитывать доброе и чуткое отношение к животным. | Рисунки |
| Подводный мир | 1. Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на корабле» 2. Д/игра «Четвертый лишний» | Обогащаем детей знаниями о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота. Развивать внимание и память. | |
| Экология | 1.Презентация «Чёрное золото» 2.Рассматривание иллюстраций: «Как добывают и используют нефть?»; 3.Чтение рассказов «Нефть в море», «Отчего погибли киты» из книги «Экология в картинках». | Познакомить детей с полезным ископаемым – нефтью; показать приносимую пользу для людей и вред для животных; развивать связную речь, память, внимание; воспитывать бережное отношение к природе и её богатствам. | |
Апрель | Растительный мир | 1.Презентация «Первоцветы», рассматривание картинок, загадки, беседа. 2. Аппликация «Цветущая весна» | Вызвать у детей интерес к миру; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни. | аппликация | |
| Животный мир | 1.Беседа «Весенние заботы птиц и животных» 2.Пословицы и поговорки 3. Пересказ рассказа по опорным картинкам: «Скворцы прилетели». 4.Д/и «Зимующие и перелетные птицы»; | Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц и животных весной; познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда, а животные норы, как птицы заботятся о птенцах, а животные за своим потомством; формировать гуманное отношение к птицам и животным. | | |
| Подводный мир | 1. Беседа на тему: «Всё о ракушках» 2.Двигательная деятельность: «Море волнуется» | Развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур. Поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение. |
| Экология | 1.Исследовательская деятельность с камнем «Кладовая земли.» 2. Р/и: »Я по камушкам иду»; | Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование; познакомить с разнообразием камней, их свойствам, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам; развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства(крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый); |
Май | Растительный мир | 1. Беседа – презентация «Цветущие деревья» 2.Наблюдение за цветением плодовых деревьев на участке и дома. | Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу. | | Воспитатели дети, родители |
| Животный мир | 1.Беседа «Бездомные животные» 2. Организация акции покорми бездомных собак. 3.Решение проблемной ситуации: «Найти хозяина для Мурки»; | Показать, какой урон причиняют бродячие кошки и собаки; воспитывать в детях бережное отношение к домашним животным. | Покупка корма для приюта животных |
| Подводный мир | 1. Экспериментально-исследовательская деятельность: «Как сделать морскую воду». | Развивать познавательный интерес, умение делать выводы, заключения | |
| Экология | 1.Викторина «что я знаю о своей планете?» | Подведение итогов проекта | |
Работа с родителями:
- Организация совместной работы родителей и детей при изготовлении буклетов, рисунков;
- Оформление папок – передвижек для ознакомления родителей с материалами проекта;
- Беседы и личные консультации.
3. Заключительный
• Обработка результатов по реализации проекта, внесение поправок, дополнений;
• Оформление материалов, подготовка отчётности.
Продукт деятельности проекта:
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе работы над проектом подразумевается оформление альбома проекта «Планета Земля – наш общий дом» (рисунки, аппликации, раскраски, буклеты, папки - передвижки)
В ходе реализации проекта «Планета Земля – наш общий дом» были достигнуты следующие результаты:
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- появился интерес к явлениям и объектам природы;
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы мероприятия экологической направленности.
Используемая литература.
1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
2. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.