Министерство образования Московской области
Ассоциация «Учителя Подмосковья»
Ассоциация социальных педагогов
и педагогов-психологов Московской области
«Социальные педагоги и педагоги-психологи Подмосковья»
Фонд Президента Российской Федерации
Фестиваль социально-педагогических идей - 2018
Андросенко Юлия Вячеславовна
социальный педагог МОУ "Средняя общеобразовательная школа №9"
Номинация: Лучший проект по работе с обучающимися группы риска"
Проект: «Социализация и адаптация детей группы риска в условиях современной школы».
Перечень представляемых материалов:
1. Анкета участника
2. Резюме участника
3. Описание системы работы по проекту (с указанием названия проекта)
г. Воскресенск
Актуальность, обоснование темы проекта.
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок, возросло количество подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Основной целью деятельности современной школы является создание системы работы, направленной на обучение и коррекцию детей , склонных к совершению различных правонарушений, включение их в общественную жизнь и социальную среду.
В настоящее время в школе обучаются 480 учащихся, из них:
№ | Перечень | Количество |
| Количество обучающихся на 01.02.2018 г. | 480 |
1 | Учет: | |
1.1 | Количество детей, состоящих на внутришкольном учете. | 9 |
1.2 | Количество учащихся, состоящих на учете в ПДН | 9 |
1.3 | Количество детей, состоящих на учете в КДН и ЗП | 9 |
1.4 | Количество многодетных семей | 70 |
1.5 | Количество детей в многодетных семьях (учащихся в школе) | 110 |
2 | Дети в трудной жизненной ситуации | |
2.1 | Количество неблагополучных семей | 13 |
2.2 | Количество детей в неблагополучных семьях | 17 |
2.3 | Количество приемных семей | 28 |
2.4 | Количество детей, находящихся под опекой | 37 |
2.5 | Количество детей-инвалидов | 17 |
2.6 | Количество детей с ОВЗ | 225 |
2.7 | Количество детей, проживающих в неполных семьях | 128 |
2.8 | Количество детей, проживающих с родственниками | 5 |
2.9 | Количество детей, потерявших кормильца (умер один из родителей) | 24 |
2.10 | Количество детей одиноких матерей | 62 |
2.11 | Количество малоимущих семей | 43 |
2.12 | Количество детей, проживающих в малоимущих семьях | 48 |
Вышеперечисленные факты подтверждают актуальность предлагаемого проекта. Данный проект имеет свою значимость не только для конкретной школы, но и для других общеобразовательных организаций Московской области с подобным контингентом обучающихся.
Цели, задачи проекта.
Цель проекта: создание оптимальных условий для проведения работы по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи проекта:
Своевременное выявление детей, нуждающихся в оказании социально-педагогической помощи.
Установление причин возникающих трудностей и конфликтных ситуаций.
Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от совершения противоправных действий.
Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни.
Подготовка нормативно-правовой базы, разработка локальных актов, обеспечивающих успешную работу проекта.
Создание необходимых условий для достижения успеха детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, психических и физических возможностей.
Обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы при реализации адаптированных общеобразовательных программ.
Обеспечение успешной социализации и адаптации детей и подростков к жизни в обществе.
Содержание проекта.
Главным направлением деятельности коллектива, ведущего работу по реализации данного проекта, является формирование у детей и подростков социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку.
Проект включает в себя следующие направления работы:
гражданско-правовое,
социальное.
Каждое направление состоит из двух блоков.
Гражданско-правовое направление:
«Я – гражданин России»;
«Шаги правовой грамотности».
Социальное направление:
1) Школьная ассоциация самоуправления;
2) «Защита прав и законных интересов несовершеннолетних»;
3) Обеспечение детей, проживающих в многодетных, малообеспеченных семьях, а также обучающихся специально-коррекционных классов бесплатным двухразовым питанием;
4) В рамках действия программы «Школьный автобус» организован подвоз в МОУ «СОШ № 9» детей, проживающих в других районах города.
Гражданско-правовое направление.
Блок «Я – гражданин России» в 9 классах.
Блок "Шаги правовой грамотности" в 8 классах.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2.Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3.Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
4. Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям другой национальностей, к своей национальности.
Формы: Тематические беседы, коллективные творческие дела, лекции-концерты, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздники Дня Конституции, Дня народного единства, Дня России, школьный отряд ЮИД «Перекрёсток», спектакли школьной театральной студии на гражданско-правовую тематику, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, выставки.
Социальное направление.
Блок школьная ассоциация самоуправления.
Цель: совершенствование школьной системы самоуправления с целью создания условий для формирования социальной компетентностей учащихся
Задачи:
1. Активно вовлекать школьников в социально-значимую деятельность.
2. Формировать позитивный социальный опыт и развитие коммуникативных способностей.
3. Развивать творческую индивидуальность учащихся и лидерские качества.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
Формы: деловая игра «Выборы», организация дежурства и субботников; проведение акций, праздников, спортивных соревнований; рейдов «Внешний вид», «Пустующая парта», «Сдай макулатуру – сохрани лес!».
Блок «Защита прав и законных интересов несовершеннолетних».
Цель: формирование способности к самореализации в пространстве российского государства, активной жизненной позиции, знания и соблюдения норм правового государства.
Задачи:
1. Изучить и ознакомить учащихся с нормативной базой, подзаконными актами о правах и обязанностях детей.
2. Улучшить качество отношения детей к реалиям жизни школы, города, страны.
3. Предотвращать проявления девиантного поведения.
4. Предупреждение чрезвычайных происшествий с детьми в период нахождения без контроля со стороны родителей.
Формы: выявление неблагополучных и социально-незащищённых семей, планирование совместной работы с ПДН, с участковым инспектором, организация занятости в кружках и досуговой деятельности, тематические классные часы, беседы, конкурсы плакатов и газет, индивидуальное консультирование учащихся и родителей (законных представителей).
План реализации проекта
№ | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Ответственные |
Организационный этап |
1 | Осуществление общего контроля и руководства, проведение организационных, методических, кадровых, и др. мероприятий по организации выявления детей, относящихся к группе риска, изучение нормативной базы, анализ материально-технических, педагогических условий реализации Проекта. | январь – май 2018г. | Администрация школы |
Основной этап (сентябрь 2018г. – октябрь 2020г.) |
2 | Волонтерская акция "Подай руку помощи!" (оказание помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации) | В течение учебного года | Администрация города, социальные педагоги |
| Диагностика «Склонность к нарушению социальных норм и правил» | Октябрь | Социальные педагоги |
3 | Беседы с учащимися, проводимые совместно со специалистами КДН | Ноябрь, февраль | Зам. директора по ВР,социальные педагоги, специалист КДН |
4 | Подготовка и направление представлений, информаций, ходатайств, характеризующих материалов в органы системы профилактики города. | В течение учебного года | Социальные педагоги |
5 | Беседы: - «О мерах безопасности при нахождении на железной дороге»; - «Недопустимость употребления наркотических средств и одурманивающих веществ»; - «Ты нам нужен» (профилактика неуспеваемости и пропусков); - «Недопустимость совершения преступлений и правонарушений, в том числе экстремистской направленности»; - «Профилактика безопасности дорожного движения»; - «Недопустимость использования пиротехнических средств». | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, социальные педагоги |
6 | День правовых знаний | Декабрь | Социальные педагоги |
7 | Спектакли школьной театральной студии на гражданско-правовую тематику | В течение учебного года | Синяева Ю.С., учитель литературы |
8 | Деловая игра «Выборы» | Октябрь | Зам. директора по ВР |
9 | Рейды «Внешний вид», «Пустующая парта». | В течение учебного года | Социальные педагоги Классные руководители |
10 | Рейды по неблагополучным семьям и семьям, чьи дети состоят на учете | В течение учебного года | Социальные педагоги Классные руководители |
11 | Беседы с учащимися, проводимые совместно с инспектором ПДН УМВД России по Воскресенскому муниципальному району | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, социальные педагоги, инспектор ПДН Кручинина В.В. |
12 | Просветительские занятия «Дорога к миру», «Толерантность», «Узнаем друг о друге», «Учимся строить отношения» | В течение учебного года | Социальные педагоги |
13 | Анкетирование «Определение детей группы риска» | Сентябрь, по необходимости в течение года | Социальные педагоги |
14 | Родительские собрания «Негативные стили воспитания в семье», «Воспитание гражданского долга у подростков», «Воспитание человечности у подростков». | 1 раз в триместр | Зам. директора по ВР, педагоги-психологи |
15 | Индивидуальное консультирование родителей | По мере необходимости | Зам. директора по ВР, социальные педагоги |
Заключительный (аналитический) этап |
16 | Подведение итогов, обобщение результатов работы с детьми группы риска. Оценка эффективности внедрения Проекта. Информационно-методическое сопровождение Проекта. Планирование работы на следующий период. | Ноябрь-декабрь 2020г. | Директор, заместитель директора по ВР, социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители. |
Ожидаемые результаты.
В результате реализации Проекта ожидается:
- преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.
- способность подростков к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
- снятие с учёта семей и учащихся состоящих на учёте в КДН и ПДН;
- вовлеченность малоактивных учащихся во внеурочную деятельность, организацию общешкольных праздников;
- организация стабильного взаимодействия школы с органами системы профилактики.