Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Радуга»
Проект
«Правильное дыхание – красивая речь»
Учителя – логопеды: Нефедова О.Н.
Тарасович Е.В.
п. Нижнесортымский
Пояснительная записка
В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители ( Закон Российской Федерации «Об образовании», ст 18, п.1)
ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности.
Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда должны быть направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие личности ребенка. Используя информационно — коммуникационные технологии логопед решает главную задачу взаимодействия с родителями — повышает уровень их педагогической компетентности.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом. Ребенку надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и еще и направлять воздушную струю в нужном направлении.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.
Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Актуальность проекта. Проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ являются одними из актуальных проблем в ДОУ. Как известно, при тяжелых формах патологии у детей с ОВЗ страдает как лексико-грамматическая сторона речи, так и звуковая. В целом ряде случаев отмечаются нарушения просодической стороны речи. Эти нарушения отмечаются в структуре дефекта при общем недоразвитии речи, при фонетико-фонематическом недоразвитии речи, при заикании.
Цель проекта – устранение недостатков в развитии речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, укрепление здоровья, организация комплексного взаимодействия участников образовательного процесса (учителя-логопеда, воспитанников, воспитателей и родителей) с целью реализации задач коррекционной и развивающей направленности.
Задачи:
- изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- обработать и проанализировать результаты, полученные при проведении исследования особенностей речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ;
- показать значение дыхательной гимнастики;
- познакомить с правилами проведения дыхательной гимнастики;
- повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах речевого дыхания;
-анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедического проекта в коррекционном процессе.
Паспорт проекта:
Проект предназначен для детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети с ОВЗ, учителя-логопеды, педагоги, родители.
Срок реализации проекта: 3 месяца.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания
оснащение предметно – развивающей среды логопедического кабинета (изготовление дыхательных тренажеров в соответствии с темой); «Кто загонит мяч в ворота», «Синичка в кормушке», «Волшебные бабочки», «Горячий чай», «Солнышко и тучки», «Вертушки», «Дудочки» и т. д.
Основной этап
Работа с детьми
Работа с родителями
подбор информации по заданному плану
консультации для родителей:
«Речевое дыхание – основа правильной речи»- консультация на сайте ДОУ.
«Игры для развития речевого дыхания у детей»- консультация на сайте «Мультиурок» для родителей.
Индивидуальные консультации с родителями.
Мастер-класс для родителей по изготовлению дыхательных тренажеров «Горячий чай», «Синичка в кормушке».
Родителям совместно с детьми предлагалось изготовить тренажеры для развития речевого дыхания своими руками.
В мастер-классе принимали участие дети старшего дошкольного возраста.
Работа с воспитателями
консультация для воспитателей «Игры и упражнения на развитие речевого дыхания - в помощь воспитателю».
Заключительный этап:
Организация выставки пособий по развитию речевого дыхания
Предполагаемый результат проекта: дети научатся правильному речевому дыханию, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
Литература:
1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
2.Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.
3.Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
Волкова Г.А. Логоритмическая гимнастика. М.: Владос,2003
Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М: Просвящение, 1979
Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»
Новиковская О.А. Логоритмика для детей дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей . – СПб.: Издательство «Кроно.Век.», 2012