Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Барабинского района Новосибирской области
"Детский сад комбинированного вида №7 "Радуга"
Номинация: Педагогический проект
по экологическому воспитанию дошкольников
«Природу края береги!»
Автор проекта: Мурзина Анжела Александровна
Должность: воспитатель IКК
Место работы: МБДОУ № 7 «Радуга»
Электронная почта: [email protected]
Телефон: 8-983-125-50-42
Проект: «Природу края береги!»
Паспорт проекта.
Раздел программы: познавательно-речевое развитие.
Автор проекта: Мурзина Анжела Александровна.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Тип проекта: долгосрочный
Актуальность проекта.
Первой ступенью организации экологического образования детей должно и может стать дошкольное образовательное учреждение. Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский, справедливо, считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребёнок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».
В наше время важность экологического воспитания вышло на первый план, и этому уделяется все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, не правильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирования основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».
Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Человек преображается, когда слышит шепот листьев, журчание весеннего ручейка, пение птиц в бездонном небе, ласковый плеск воды, затаив дыхание не одну тысячу лет слушает он эту чудесную музыку жизни. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Но не секрет, что поведение ребенка во многом зависит от сложившейся окружающей среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Поэтому работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями педагогов и родителей можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Проблема:
В настоящее время проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты стоит на одном из первых мест. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. В современных городских условиях потерялась связь с природой. В итоге изменилось поведение людей: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Мы стали забывать, что человек – это часть природы, он должен беречь, охранять и защищать её. И эта экологическая культура должна воспитываться с раннего детства.
Цель проекта:
Создать систему работы, позволяющую развить у детей заботливое отношение к природе, путем целенаправленного общения их с окружающей средой.
Задачи проекта:
умение воспринимать красоту природы;
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
Развивать познавательный интерес к природе и ее изучению;
Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Реализация проекта осуществляется через все виды детской деятельности. При работе над проектом использовали основные организационные формы:
Непосредственно образовательная деятельность;
Партнерская деятельность воспитателя и детей (беседы, чтение художественной литературы, рассматривание фото, иллюстрации о природе, просмотр видео фильмов, слушание песен.);
Целевые прогулки по экспериментальному участку (огороду), по территории детского сада. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения "Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Вершки - корешки" и т.д.;
Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Благодаря
экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.
Находясь в лесу, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. (Приложение № 1)
Праздники, развлечения - одна из форм экологического воспитания.
Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых
музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей;
Тематические выставки: "Времена года", "Мир глазами детей", "Необычный урожай года", "Как я провел лето", "Осенняя ярмарка" и многие другие;
Экологическая лаборатория, где есть все необходимое для проведения различных опытов. Опыты, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность;
сюжетно - ролевые игры, пальчиковые, дидактические игры;
продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование).
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Предполагаемый результат:
Дети: У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
У детей разовьётся интерес к явлениям и объектам природы;
Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Родители: Обогащение уровня экологических знаний родителей;
Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, конкурсах, выставках проводимых в рамках проекта;
Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Воспитатели: экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей;
Пополнится дидактический материал по различным видам детской
деятельности в рамках работы над проектом, развивающая среда в группе.
План проведения проекта:
этап - подготовительный (сентябрь 2020 год)
этап - деятельный (октябрь 2020 год - май 2021 год)
3 этап - оценочный (май 2021 год)
Этапы | Задачи | Мероприятия | Сроки |
Подготовительный | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение программно - методического материала по направлению работы | Сентябрь |
Знакомство с новыми технологиями: Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа С.Н. Николаева - программа экологического воспитания дошкольников |
Обеспечение воспитательно – образовательного процесса методическим материалом. | Подбор программно- методического материала по направлению работы |
Подбор диагностического материала |
Обогащение эколого – игровой среды | Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: сборник экологических сказок; картотека экологических игр; картотека экспериментальной деятельности; уголок «Времена года»; книжки – малышки: «Весёлая почемучка», «Экологическая почемучка»; | По плану |
Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки | По плану |
Пополнение уголка природы | По плану |
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование родителей по выявлению экологического воспитания детей дома на тему «Берегите природу» | По плану |
Проведение консультаций для привлечения родителей к участию в проекте «Природу края береги!» | По плану |
Оформление наглядно - агитационного материала по организации экологического воспитания дома (папки- передвижки, буклеты…) | В течение года |
Деятельный | Выявить уровень развития экологической воспитанности детей старшей группы «Василёк» | Проведение стартовой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы «Василёк» по методике М.В. Емельяновой (Приложение № 2) | Сентябрь |
Реализация поставленных задач | Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников старшей группы «Василёк» | Сентябрь |
Проведение НОД в соответствии с перспективным планом работы (Приложение № 3) | По плану |
Разработка конспектов НОД с использованием экологического материала. | Сентябрь |
Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, который включает художественное слово и загадки. | В течение года |
Проведение экологических праздников «День птиц», «День земли» (Приложение № 4) | По плану |
Индивидуальная работа с детьми на прогулке, на опытно - экспериментальном участке (огороде);(Приложение №5) "Клуб выходного дня" – провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по лесу. | По плану |
Работа с педагогами | Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников» Открытые занятия и мероприятия. | По плану |
Круглый стол для педагогов «Основы экологического воспитания детей в детском саду и в семье» | По плану |
Изготовление памяток для детей и родителей по экологическому воспитанию «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!» (Приложение № 6) | Октябрь |
Работа с родителями | Участие в акции «Весь мир в твоих руках» | В течение года |
Создание «тропы здоровья» на участке детского сада |
Озеленение территории детского сада |
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях) |
Посещение родителями НОД; участие в районной выставке «Плоды, цветы и овощи»; (Приложение № 7) Проведение субботника по озеленению территории детского сада «Экологический десант»; Фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе». |
Оценочный | Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы «Василёк» | Диагностика и мониторинг экологического образования в группе. | Май |
Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы «Василёк» по методике М.В. Емельяновой (Приложение № 8) | Май |
Оценка эффективности работы педагога | Подведение итогов работы | Май |
Презентация проекта (на пед.совете в доу) | Май |
Определение перспектив работы | |
Оценка эффективности работы с родителями. | Анкетирование | Май |
Обобщение опыта семейного воспитания | Апрель - май |
Фотовыставка «Красота родной природы» | Май |
Результаты работы над проектом:
Проект «Природу края береги» явился ярким примером взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. Установлены партнёрские отношения с родителями. Опыт работы представлен коллегам.
Проведенная с детьми старшей группы «Василёк» в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:
дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек - часть природы и подчиняется её законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней;
у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта, совместная деятельность позволила, в свою очередь:
педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту,
приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных, и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Результаты диагностики по выявлению уровня экологической воспитанности детей на начальном этапе показали, что дети с низким уровнем (17%) развития показали незнание практических навыков и умений по охране природе, мало правильных ответов дали об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывали затруднения в ответах, чувствовали себя менее уверенно.
Дети со средним уровнем (75%) развития вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечали односложно и не всегда верно, некоторые дети ждали наводящих вопросов или подсказки воспитателя.
Дети с высоким уровнем (8%) развития показали неплохие знания об окружающей природе, практически все проявили познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствовали, были очень активны, использовали развернутые ответы.
Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывали особых затруднений, речь у них хорошо развита.
По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития. Практически все дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.
Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня экологической воспитанности детей через организацию экологизацию образовательного процесса и организацию предметно – развивающей среды, что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к объектам окружающей природы.
После реализации проекта нами была использована та же диагностика, что и в начале работы.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень экологической воспитанности детей старшей группы «Василёк» изменился. Количество детей с высоким уровнем (47%) развития самостоятельности повысился. Эти дети ответили практически на все виды вопросов, ребята выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Своим ответам они добавляли эмоциональность.
Количество детей со средним уровнем (53%) развития экологической воспитанности изменился за счет того, что часть детей перешли в группу детей с высоким уровнем.
Детей с низким уровнем (0%) развития экологической воспитанности на конец года не осталось. При участии в диагностике в мае дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.
Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка и реализация системы мероприятий по организации экологизации предметно – развивающей среды в группе, пополненной разнообразными пособиями, наглядным и демонстрационным материалом. Это дало возможность ребёнку реализовать потребность в общении с природным окружением.
В течение года родители принимали активное участие в обогащении предметно – развивающей среды в группе. Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в акции «Весь мир в твоих руках», в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.
Так же важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы и на участке, так, например, огород, на котором дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.
ЛИТЕРАТУРА
Ю.А. Вакуленко, "Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры" - Волгоград: Учитель, 2012.
С.В. Машкова, Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе, Изд.2-е, – Волгоград: Учитель, 2013.
О.Ф. Горбатенко, Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип - Волгоград: Учитель, 2013.
С.В. Бережнова, Л.Г. Киреева, Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2013.
Т.Н.Зенина , Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2012.
Е.И.Золотова , Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2010.
Н.Н. Кондратьева, Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2010.
Л.П. Молодцова, «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2009.
Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
С.Н. Николаева, Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
С.Н. Николаева, Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
14.Н.А.Петрова, Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом
«Белый Ветер», 2009.
15.Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва,2002.
16.Н.А. Рыжова, «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
17.Н.А. Рыжова, Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» ,
- Москва «Просвещение» 2002.
19. О.М. Масленников, А.А. Филиппенко, Экологические проекты в детском саду - Волгоград: Учитель, 2012.
Приложение 1
Экскурсия к русской берёзке.
Поход в лес на "Ромашковое поле"
Приложение 2
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой.
Цель диагностики: выявить уровень экологической воспитанности детей старшей группы «Василёк»
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:
Познавательный интерес к природе и её изучению;
Знания об окружающей природе;
Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
Проявление бережного отношения к природе;
Практические умения и навыки по охране природы.
Критерии наблюдений за детьми:
Частота проявлений бережного отношения;
В каких случаях проявляется и на что направлено.
Диагностическая таблица выявления уровня знаний детей по теме «Природу края береги» (начало проекта)
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла). Ребёнок без особого труда выполняет задание, отвечает на вопросы.
Средний уровень (2 балла). Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Отвечает на вопросы с помощью воспитателя.
Низкий уровень (1 балл). Ребёнок часто допускает ошибки. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Приложение 3
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе:
«Мы - защитники природы».
Программное содержание: Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к окружающей среде;
Развивать творческие способности детей, смекалку, сообразительность;
Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
Методы и приёмы: объяснение, чтение художественной литературы, беседа, рассматривание.
Материал и оборудование: цветик – семицветик; коробочка с фишками (кружочками); 3 корзинки для команд; медали детям, грамоты участникам конкурса, слайды с изображением птиц.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о природе («Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Рыбы», «Перелётные птицы») ;
Чтение художественной литературы: И. Винокуров «Кто как зимует»; М. Пришвин «Этажи леса»; Н. Сладков «Птичьи столовые»; С. Михалков
«Прогулка»; В. Чарушин «Что за зверь»; пословицы о природе; 3.Беседы: «Как помочь птицам зимой»; «Мой домашний любимец»;
«Как живётся диким животным в лесу»; «Природа и человек».
Ход НОД: (Под музыку три команды детей входят в группу и занимают свои места).
Воспитатель:
Есть весёлая игра, называется она – КВН!
Шутки смех, вопрос – ответ, знает ту игру весь свет! КВН! Что ж, пора нам начинать.
Я хочу вам пожелать в КВН: чтобы дружными вы были, Чтоб смеялись, не грустили в КВН!
Чтобы не было печали, чтоб на всё вы отвечали в КВН! Чтоб жюри довольно было в КВН!
Мы собрались сегодня, чтобы отметить Международный день Земли – праздник чистой воды, земли и воздуха.
Воспитатель: А сейчас, разрешите представить жюри (представление членов жюри). Они будут оценивать ваши ответы, и за каждый правильный ответ будут давать фишки.
Человек является частью природы и несёт за неё ответственность. От каждого из нас зависит, насколько чистыми будут наши улицы, сады, наша станица.
Ты, человек, любя природу, хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах не растопчи её полей!
Не жги её напропалую и не растаптывай до дна,
И помни истину простую – нас много, а она одна!
И не зря наши дети поделены на три команды. Капитаны представьте свои команды:
«Вода»:
Без воды никак нельзя,
Говорим мы вам друзья
Пейте воду не губите, бережно её храните.
«Земля»:
На свете всех важней земля, на ней и горы и моря.
Холмы и реки, и поля, как шарик круглая она!
«Воздух»:
Воздух очень нужен нам: животным, птицам и цветам.
Нельзя его нам загрязнять, нужно чистеньким дышать!
Воспитатель: Мы будем выполнять с вами задания, которые спрятаны в лепестках волшебного цветика - семицветика. Ну что, вы готовы пройти мои испытания? Вас три команды, за каждое выполненное задание команда будет получать фишки. Победит та команда, у которой окажется больше всего фишек.
Красный лепесток «Определи время года»
Воспитатель: Ребята, возьмите на столе карточки, приготовленные для
каждой команды. Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять
карточку нужного цвета. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый.
Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил всё подряд один. Лес и поле белые, белые луга,
У осин заснеженных ветки как рога
Ответ детей: карточка белого цвета (зима)
В синих лужах плещутся стайкой воробьи. На снегу прозрачные льдинки – кружева. Первые проталинки, первая трава.
Ответ детей: карточка зеленого цвета (весна)
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени, синяя река, белые пушистые в небе облака…
Ответ детей: карточка красного цвета (лето)
А четвёртый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды, зреют по лесам,
Кто же тот художник? Догадайся сам!
Ответ детей: карточка желтого цвета (осень)
Воспитатель: Молодцы! Ребята! Хорошо знаете времена года. Команды получают свои первые фишки.
Оранжевый лепесток «Узнай и назови птицу».
Воспитатель: каждая команда должна назвать правильно, какая птица изображена на экране. Если команда не угадала, ход передаётся другой команде, итак пока птица не будет угадана.
Воспитатель: Молодцы! Вы замечательно справились с заданием и показали при этом свои знания! Получаете свои заслуженные фишки.
Жёлтый лепесток «Если я приду в лесок… ».
Воспитатель: Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в
игру «Если я приду в лесок».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Молодцы! Все участники команд знают, как правильно вести себя в лесу! Команды получают фишки за правильные ответы.
Зелёный лепесток «Вода, земля, воздух».
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Вода, земля, воздух». Капитаны, постройте свои команды в три шеренги. Каждая
команда должна по очереди называть живого обитателя своей стихии:
«Вода» - обитателей водной стихии (рек, озёр, морей, океанов) ;
«Земля» - обитателей суши (различных животных) ;
«Воздух» - обитателей воздушной стихии (птиц, насекомых) .
Правильный ответ позволяет участнику команды сделать шаг вперёд. Неверный ответ – ход переходит другой команде. Таким образом, побеждает та команда,
которая первая дойдёт до финиша.
Воспитатель: Молодцы! Вы замечательно справились с заданием и показали при этом свои знания! Получаете свои заслуженные фишки.
Голубой лепесток «Блиц – опрос».
Воспитатель: а теперь я предлагаю вам немножко подумать и ответить на вопросы, которые я для вас приготовила. Посмотрим, какая же команда лучше справится с этим заданием. Отвечаем быстро!
Кто на себе носит дом? (улитка)
Не птичка, а с крыльями (бабочка)
У какого зверя куст на голове? (лось)
Какие животные впадают в спячку? (медведь, барсук, ёж, суслик, хомяк)
Какие животные на зиму меняют окраску? (заяц, белка)
Какое животное называют «кораблём пустыни»? (верблюд)
Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло) .
Розовый лепесток «Назови одним словом».
Волк, лиса, медведь, заяц – это (животные)
Клубника, черника, малина, калина – это… (ягоды)
Ель, сосна, берёза, ива – это… (деревья)
Воробей, соловей, дятел, синичка – это… (птицы)
Дождь, снег, град, иней – это… (явления природы)
Тарань, щука, сом, акула, лещ – это… (рыбы)
Коричневый лепесток " Изобрази животного"
Воспитатель: Задание для капитанов команд, они должны изобразить животное , указанное на карточке, а мы отгадать, кого же они изобразили. Молодцы, ребята! А сейчас итоги нашего КВН.
(Подводятся итоги соревнования, вручаются грамоты участникам команд). Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеёк, и кудрявая берёзка.
Мы должны беречь то богатство, которое подарила нам природа. А в нашем КВН - победила дружба!
Приложение 4
Экологический праздник «День птиц»
Приложение № 5
Работа на опытно – экпериментальном участке огорода
Прогулки в разные времена года.
Приложение № 6
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
Запомните правила!
Охрана растений.
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе.
Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник. Пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречишку.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часто растений нужно обязательно оставлять в природе.
Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах.
Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах.
Нельзя забывать о том что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых- опылителей, хищных насекомых, охране птиц.
Охрана животных.
Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.
Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.
Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА И БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ. ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!
Приложение № 7
Осенняя выставка « Цветы, плоды и овощи»
Приложение 8 Диагностическая таблица выявления уровня знаний детей по теме «Природу края береги» (конец проекта)
На основе полученных результатов проследим общую динамику развития средних показателях у детей за 2020 - 2021 г.г. Наглядно этот сравнительный анализ представлен в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ данных за 2020 – 2021 гг.
УРОВНИ СРОКИ | ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ |
% | % | % |
2020 год | 8 | 75 | 17 |
2021 год | 47 | 53 | 0 |
Динамика | На 39 увеличился | 22% детей перешли на высокий уровень | На 17 уменьшился |
Из таблицы видно, что наблюдается положительная динамика развития экологической воспитанности у детей старшей группы «Василёк».