Проектная деятельность: «Профессии моей семьи».
| | Составитель: Сапрыкина Ольга Юрьевна, воспитатель дошкольной группы МАОУ «Лабазинская СОШ» Курманаевского района Оренбургской области |
Паспорт проекта
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: среднесрочный.
Сроки проведения: 5 месяцев
Аудитория: воспитанники средней группы, родители.
Форма проведения: групповая.
Возраст детей: 4-5 лет
Проблема:
Программное содержание:
Расширить знания детей о профессиях.
Расширить знания о роли труда взрослых в жизни общества на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда.
Формировать представление о разнообразии профессии на основе обобщения трудовых процессов и результата труда.
Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться вместе, дружно.
Привлекать к изучению прав человека в интересной и увлекательной форме.
Актуальность проекта.
Молодые родители в настоящее время не считают важным знакомить малыша дошкольного возраста с миром профессий, с профессиями своей семьи. На вопрос «кем и где работают твои мама, бабушка, папа, дедушка и т.д.» в основном не дают ответа, либо отвечают «на работе», «денежки зарабатывают». А ведь знакомство ребенка с разнообразием профессий закладывает основу трудового воспитания и финансовой грамотности подрастающего поколения. Таким образом, данный проект предполагает ознакомительную, творческую работу детей и родителей, завершающуюся презентацией своих творческих продуктов.
Ожидаемые результаты:
Сформированность устойчивого интереса детей к разнообразным профессиям и роли труда взрослых в жизни общества.
Сформированность представлений о нравственных и этических нормах.
Уважительное отношение детей к труду другого человека, к людям труда.
Понимание детьми ценности труда и продуктов трудовой деятельности.
Дети активно включаются в различные виды труда в ДОУ (на природе, хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание)
Дети презентуют свои творческие работы «Профессии моей семьи».
Ориентация в океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Следовательно, формирование представлений детей о мире труда и профессий – это важная составляющая в познавательном и социальном развитии детей. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, то, что ближе детям.
Цель: Познакомить детей с разнообразием профессий и важностью труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.
Задачи проекта:
Показать значимость профессии родителей в жизни общества.
Ознакомить родителей с современной методической литературой по теме “ Дошкольниками о профессиях”.
Ознакомить детей с литературными, художественными, музыкальными произведениями по тематике.
Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями.
Подготовить совместными усилиями детей и родителей презентацию «Профессии моей семьи».
Провести защиту проектов.
Проект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста и их родителей.
Содержание проекта.
Подготовительный этап.
Постановка цели, определение актуальности, подбор методической литературы, организация развивающей среды в группе, подбор художественной литературы.
Основной этап.
Направление | Образовательная область | Содержание работы |
Физическое развитие | Физическая культура | Спортивные игры “Пожарники”, П/и “Самолеты”, “Пастух и стадо”, “Шоферы”, “Охотник и зайцы”, занятия-развлечения |
Здоровье | Беседы, д/и, проблемные ситуации, режим, закаливание. |
Познавательное развитие | Познание | Наблюдения за трудом взрослых “Повара”, “Дворника”, “Строителей”, “Шофера”, «Врача» и т.д.. Беседы с дошкольниками о профессиях. Дидактические и развивающие игры Разрезные картинки по профессиям Собери машинку по частям. Найди пару (Профессия и предметы –помощники) и др. |
Речевое развитие | Коммуникация | Заучивание потешки “Пожар”, формы малого фольклора. |
Чтение художественной литературы | Михалков “Дядя Степа-милиционер”, В.Маяковский “Кем быть?”, Д.Родари “Чем пахнут ремесла?”, “Какого цвета ремесла?”, М.Джангазиев “Колхозный пчеловод”, Э.Огнецвет “Строитель”, Маршак “Кошкин дом”, “Пожар”, “Почта”. |
Социально-личностное развитие | Труд | Поручения, дежурства. Хоз.-быт. труд. |
Безопасность | Знакомство с пожарной машиной. Беседа “Спички-не игрушки” Презентации “Хорошо-плохо”, “Отгадай загадку по картинке”. Плакаты “Части тела”, “Что у меня внутри?”, “Машины на нашей улицы”. |
Социализация | Картотека с/р игр “Больница”, “Аптека”, “Шофер”, “Капитан”, “Салон красоты”, атрибуты к театральной деятельности, уголок ряжения |
Художественно-эстетическое развитие | Художественное творчество | Выставка, галерея творческих работ. |
Музыка | Песни о профессиях. |
Заключительный этап.
Цель: Совершенствование результатов проекта. Презентация творческого продукта детьми.
Задачи:
Развивать познавательную активность, речь, умение выступать перед аудиторией.
Способствовать применению полученных знаний во всех видах деятельности.
Активно вовлекать в работу родителей к профессиональной ориентации детей.
Дети должны знать | Дети должны уметь |
- сущность понятия “профессия”; - иметь представление, что такое труд; - понимают необходимость и важность любого труда. | - обобщают первоначальные представления о разнообразии профессий; - умеют сами организовать хозяйственно - бытовой труд; - ценят результаты каждого труда; - используют, полученные знания в с/р играх. |
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех видов деятельности.
Список используемой литературы:
Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014
Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М. : Сфера, 2016 – 230 с.
Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социальнокоммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017 – № 2
Бутылкина Г. Все профессии нужны, все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004 - №1.
Профессии. Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2016.
Расскажите детям о рабочих инструментах. Наглядно-дидактическое пособие: Карточки для занятий в детском саду и дома. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2015.
Расскажите детям о транспорте. Наглядно-дидактическое пособие: Карточки для занятий в детском саду и дома. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. – М.: Сфера, 2016 – 128 с.