МАДОУ «Д/с № 48»
Г. Челябинск
ПРОЕКТ
ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ
6 -7 ЛЕТ.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ».
Воспитатель: Громова Татьяна Николаевна
Октябрь 2023год.
Информационная карта проекта.
Наименование | Проект по организации ранней профориентации детей 7-8 лет «Путешествие в мир профессий» |
Автор проекта | Громова Татьяна Николаевна |
Организация, на базе которой реализуется проект | Кадровые ресурсы ДОУ: - старший воспитатель; - специалисты ДОУ; - воспитатели; - родители воспитанников. |
Цель и основные задачи реализации проекта | Цель проекта: Формирование у ребенка уважительного отношения к миру профессий в процессе профориентации дошк. Задачи: - расширять и систематизировать представления о труде взрослых, результатах труда, его личностной и общественной значимости; - воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий; - формировать желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий; - помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии; - ориентировать воспитанников на выбор будущей профессии; - активизировать и расширить словарь по «профессиональной тематике»; - повышать роль родителей как участников образовательных отношений, совершенствовать партнерские отношения. |
Сроки реализации | 1 месяц |
Социальный статус, возраст и число участников | Дети 6-7 лет, педагоги, специалисты ДОУ, родительская общественность. |
Пояснительная записка.
Актуальность:
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентноспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У чело- века все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал , знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации даются не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Согласно ФГОС дошкольного образования, содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено, в том числе, и на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.
Новизна: содержание деятельности строится на обобщении идей ранней профориентации детей и носит развивающий характер. Мы делаем акценты не столько на формировании системы представлений о группах профессий, сколько на расширении сферы интересов дошкольников, опыта и нравственных установок. Наша задача – повышение интереса ребенка к своим качествам, их развитие, стимулирование к творческому преобразованию действительности. Для этого мы предоставляем возможность попробовать себя в различных сферах и видах деятельности.
Содержание проекта позволяет знакомить дошкольников, в первую очередь, с профессиями родителей, работой предприятий поселка, города. Поэтому одним из успешных условий реализации является привлечении родительской общественности.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, мною был разработан проект «Путешествие в мир профессий».
Срок реализации проекта: 1 месяц ( кратковременный).
Участники проекта:
- дети подготовительной к школе группы;
- педагоги;
- специалисты ДОУ;
- родители;
- социальные партнеры.
Цель проекта:
Формирование у ребенка уважительного отношения к миру профессий в процессе профориентации дошкольников.
Задачи:
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий;
- формировать желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;
- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
- ориентировать воспитанников на выбор будущей профессии;
- активизировать и расширять словарь по « профессиональной тематике»;
- повышать роль родителей как участников образовательных отношений, совершенствовать партнерские отношения.
Принципы проекта:
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:
1.Принцип личностного ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2.Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3.Принцип открытости ( ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4.Принцип диалогичности ( возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5.Принцип активного включения детей в практическую деятельность ( экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
Пути реализации задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста.
Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются:
1.В присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности ( игровой, изобрази-тельной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, двигательной).
2.В процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников , развлечений).
Направления деятельности в работе с родителями:
- просветительская - предоставление информации для повышения педагогической культуры родителей;
- практическая – повышения заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявления творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.
Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых.
- словесный ( беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный ( наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический ( экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно- бытового труда);
- игровой ( сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным линиям:
- приближение детей к труду взрослых, которое осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности; по формированию представлений о труде взрослых разных профессий;
- приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения. Тематические встречи с людьми разных профессий;
- совместная деятельность детей и взрослых. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течении режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребенка.
Успешное осуществление форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной развивающей предметно-пространственной среды. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в ранней профориентации включает:
- подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии»;
- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
- подбор иллюстраций. Репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобрази- тельной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный:
- мониторинг представлений детей о профессиях родителей;
- анкетирование родителей о том, как должно происходить знакомство ребенка с профессиями в семье;
- определение проблемы, направлений работы;
- подбор методической литературы и ее изучение;
- составление перспективного плана;
- составление картотеки дидактических, сюжетно-ролевых игр, стихов, загадок, пословиц;
- подбор методического и наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций;
- организация развивающей среды;
- установление партнерских отношений.
2 .Основной:
- организация образовательного процесса;
- реализация основных мероприятий ( экскурсии, наблюдения, праздники, викторины);
- изготовление атрибутики к сюжетно-ролевым играм;
- организация дидактических и сюжетно-ролевых игр;
- выставка рисунков, коллажей;
- работа с родителями ( привлечение родителей в образовательный процесс, консультирование).
3.Заключительный:
- подведение итогов работы над проектом, определение перспектив;
- итоговое тематическое мероприятие;
- фотоотчет;
- создание тематических альбомов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Дети:
- знают профессии разных сфер;
- владеют знаниями о профессиях родителей;
- понимают смысловую составляющую профессий ( трудовые функции, смысл и польза);
- выделяют структуру трудовых процессов ( цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат)
- отражают представление о профессиях в рисунках, играх, рассказах;
- имитируют работу людей в ходе сюжетно-ролевых игр;
- ориентированы на выбор будущей профессии ( отвечают на вопрос: « Кем хотели бы стать и почему?).
Родители:
- увеличивается роль родителей в воспитательно - образовательном процессе;
- актуализируется осознанный и согласованный выбор будущей профессии ребенка с использованием запаса совместно приобретенных знаний.
Педагоги:
- устанавливаются новые партнерские взаимоотношения по вопросам профориентации;
- пополняются и систематизируются материалы ( методическая библиотека, дидактические игры, фильмы по профориентационной тематике);
- корректируются подходы к организации деятельности по ранней профориентации дошкольников, осваиваются новые приемы и методы.
Тематическое планирование реализации проекта.
Неделя | Знакомство с профессией | Мероприятия | Работа с родителями |
1 неделя | Учитель | - беседа «Кто учит в школе?» -рассказ учителя начальных классов о профессии; - Д/и «Что нужно для работы?», «Что лишнее?», «Соберем портфель первоклашки» - сюжетно-ролевая игра «Школа». «На уроке» - разгадывание загадок - игры с лэпбуком «Учитель» | -Выпуск стен-газеты-поздравления «День учителя»; -блиц-игра «Сто вопросов учителю; - изготовление лэпбука «Учитель». |
2 неделя | Врач | - экскурсия в медицинский кабинет; - рассказ медсестры о своей профессии, ее важности и необходимости в детском саду. «Показ предметов-помощников»; - д/и « Что нужно для работы медсестре?», «Можно и нельзя», « Если кто-то заболел», « Если малыш поранился», »Таня простудилась» - Словесная игра «Так или не так?» ( выбрать действия, относящиеся к работе врача, мед . сестры); - беседа «Если ты заболел»; - «сюжетно-ролевая игра «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница». «На прививку» - просмотр мультфильма «Про бегемота, который боялся прививок», «Уроки тетушки Совы-лекарства»; - игры с лэпбуком «Врач». | - изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Больница» - консультация «Из чего складывается трудолюбие?»; - изготовление лэпбука «Врач» |
3неделя | «Парикмахер» | - виртуальная экскурсия в парикмахерскую - беседа «Что делают в парикмахерской?». Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах; - рассматривание альбома с образцами причесок; - рассматривание буклетов с образцами косметических средств; - д/и «Причешем куклу красиво», « Наши прически», Найди правильно картинку», «Маленький парикмахер»; - сюжетно-ролевая игра «Парикмахер», «Салон красоты»; - игры с лэпбуком «Парикмахер». | - встреча детей с мамой Мирославы Щ., которая работает в салоне красоты; - изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Салон красоты»; - изготовление лэпбука «Парикмахер». |
4 неделя | Повар | - экскурсия на пищеблок. Рассказ повара о своей профессии. Рассматривание посуды, «предметов-помощников»: мясорубка, овощерезка и др.; - беседы: «Профессия-повар», «Где работают повара?», «Как обращаться с но-жом?», «Осторожно-электроприборы»; - Д/и «Сварим вкусный суп из овощей», «Принадлежности повара», «Что лишнее?», «Можно или нельзя» - правила поведения на кухне, «Полезные и вредные продукты», «Волшебный мешочек», «Угадай на вкус»; - сюжетно-ролевая игра «Столовая», «Ждем гостей», «Кафе» .; - подвижная игра «Повар и котята»; - чтение произведений: Л.Разумова «Повар», О. Емельянова «Повар», С. Беляева «Спасибо поварам», В Мирясова « Стихотворение про повара», И. Карпова «Пекарь» - просмотр мультфильма «Повара»; - отгадывание загадок; - игры детей с лэпбуком «Повар». | - «Как следует знакомить ребенка с профессиями»; - оформление стенгазеты « Наши родители на работе»; - изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм; - изготовление лэпбука «Повар». |
Научно методическое и информационное обеспечение.
Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебник. – ЮРАЙТ, 2010. -812с.
Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика. – Синтез, 2011. – 136с. 44
Гусева Т. Кем быть? // Поем, танцуем и рисуем. -2009. –Nо6. –С.73-82.
Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. -52 с.
Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез 2012. 128 с.
От рождения до школы. Программа дошкольного образования / под редакцией Н. Е. Веракса , Т. С . Комаровой, М. Аой. М.: Мозаика – Синтез, -304 с.
Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: Сфера, 2005.-64 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд., испр . и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007, - 240 с.45
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. -344с.
Чепуштанова О. Кто чем занят?: загадки-обманки // Чем развлечь гостей. -2009.-с.5
Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство Пресс, 2012. -207с.
Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М . :Гном, 2013. -96
Инновационные продукты:
- проект по ранней профориентации детей 6-7 лет «Путешествие в мир профессий»
- комплект методических материалов;
- книги «Знакомство с профессиями»;
- лэпбуки о профессиях.
Для педагогов:
- беседы для детей 6-7 лет по ознакомлению детей с профессиями;
- аудиоматериалы ( песни, мультфильмы);
- картотека экскурсий;
- картотека сюжетно-ролевых игр;
- картотека дидактических игр;
- картотека подвижных игр;
- литературный материал ( картотека пословиц, загадок).
Для родителей:
- консультации.
// комплект дидактических материалов: справочный и наглядный материал.
Практический материал, представленный в данном проекте, может стать хорошей основой для создания и реализации творческих проектов в дошкольных учреждениях. На основе проекта можно обобщить педагогический опыт работы.
Перспективы развития проекта:
В перспективе планируется продолжать инициировать детей к ознакомлению с другими профессиями через использование технологии проектирования и через взаимодействие с социальными партнерами.