СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект " Путешествие в мир профессий".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:  формирование у ребенка уважительного отношения к миру профессий в процессе профоринтации дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Проект " Путешествие в мир профессий".»

МАДОУ «Д/с № 48»

Г. Челябинск



ПРОЕКТ

ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ

6 -7 ЛЕТ.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ».







Воспитатель: Громова Татьяна Николаевна

Октябрь 2023год.



Информационная карта проекта.


Наименование


Проект по организации ранней профориентации детей 7-8 лет «Путешествие в мир профессий»


Автор проекта


Громова Татьяна Николаевна


Организация, на базе которой реализуется проект


Кадровые ресурсы ДОУ: - старший воспитатель; - специалисты ДОУ; - воспитатели; - родители воспитанников.


Цель и основные задачи реализации проекта


Цель проекта:

Формирование у ребенка уважительного отношения к миру профессий в процессе профориентации дошк.

Задачи:

- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, результатах труда, его личностной и общественной значимости;

- воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий;

- формировать желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;

- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;

- ориентировать воспитанников на выбор будущей профессии;

- активизировать и расширить словарь по «профессиональной тематике»;

- повышать роль родителей как участников образовательных отношений, совершенствовать партнерские отношения.

Сроки реализации

1 месяц

Социальный статус, возраст и число участников

Дети 6-7 лет, педагоги, специалисты ДОУ, родительская общественность.



Пояснительная записка.

Актуальность:

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентноспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У чело- века все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал , знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации даются не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Согласно ФГОС дошкольного образования, содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено, в том числе, и на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.

Новизна: содержание деятельности строится на обобщении идей ранней профориентации детей и носит развивающий характер. Мы делаем акценты не столько на формировании системы представлений о группах профессий, сколько на расширении сферы интересов дошкольников, опыта и нравственных установок. Наша задача – повышение интереса ребенка к своим качествам, их развитие, стимулирование к творческому преобразованию действительности. Для этого мы предоставляем возможность попробовать себя в различных сферах и видах деятельности.

Содержание проекта позволяет знакомить дошкольников, в первую очередь, с профессиями родителей, работой предприятий поселка, города. Поэтому одним из успешных условий реализации является привлечении родительской общественности.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, мною был разработан проект «Путешествие в мир профессий».

Срок реализации проекта: 1 месяц ( кратковременный).

Участники проекта:

- дети подготовительной к школе группы;

- педагоги;

- специалисты ДОУ;

- родители;

- социальные партнеры.

Цель проекта:

Формирование у ребенка уважительного отношения к миру профессий в процессе профориентации дошкольников.

Задачи:

- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, результатах труда, его личностной и общественной значимости;

- воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий;

- формировать желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;

- помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;

- ориентировать воспитанников на выбор будущей профессии;

- активизировать и расширять словарь по « профессиональной тематике»;

- повышать роль родителей как участников образовательных отношений, совершенствовать партнерские отношения.

Принципы проекта:

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:

1.Принцип личностного ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2.Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3.Принцип открытости ( ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4.Принцип диалогичности ( возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5.Принцип активного включения детей в практическую деятельность ( экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

Пути реализации задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста.

Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуются:

1.В присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности ( игровой, изобрази-тельной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, двигательной).

2.В процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников , развлечений).

Направления деятельности в работе с родителями:

- просветительская - предоставление информации для повышения педагогической культуры родителей;

- практическая – повышения заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявления творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.



Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых.

- словесный ( беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный ( наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический ( экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно- бытового труда);

- игровой ( сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным линиям:

- приближение детей к труду взрослых, которое осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности; по формированию представлений о труде взрослых разных профессий;

- приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения. Тематические встречи с людьми разных профессий;

- совместная деятельность детей и взрослых. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. Подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течении режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребенка.

Успешное осуществление форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной развивающей предметно-пространственной среды. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в ранней профориентации включает:

- подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии»;

- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

- подбор иллюстраций. Репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобрази- тельной деятельности;

- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;

- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

- материалы для сюжетно-ролевых игр.



ЭТАПЫ ПРОЕКТА

  1. Подготовительный:

- мониторинг представлений детей о профессиях родителей;

- анкетирование родителей о том, как должно происходить знакомство ребенка с профессиями в семье;

- определение проблемы, направлений работы;

- подбор методической литературы и ее изучение;

- составление перспективного плана;

- составление картотеки дидактических, сюжетно-ролевых игр, стихов, загадок, пословиц;

- подбор методического и наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций;

- организация развивающей среды;

- установление партнерских отношений.



2 .Основной:

- организация образовательного процесса;

- реализация основных мероприятий ( экскурсии, наблюдения, праздники, викторины);

- изготовление атрибутики к сюжетно-ролевым играм;

- организация дидактических и сюжетно-ролевых игр;

- выставка рисунков, коллажей;

- работа с родителями ( привлечение родителей в образовательный процесс, консультирование).



3.Заключительный:

- подведение итогов работы над проектом, определение перспектив;

- итоговое тематическое мероприятие;

- фотоотчет;

- создание тематических альбомов.





ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Дети:

- знают профессии разных сфер;

- владеют знаниями о профессиях родителей;

- понимают смысловую составляющую профессий ( трудовые функции, смысл и польза);

- выделяют структуру трудовых процессов ( цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат)

- отражают представление о профессиях в рисунках, играх, рассказах;

- имитируют работу людей в ходе сюжетно-ролевых игр;

- ориентированы на выбор будущей профессии ( отвечают на вопрос: « Кем хотели бы стать и почему?).



Родители:

- увеличивается роль родителей в воспитательно - образовательном процессе;

- актуализируется осознанный и согласованный выбор будущей профессии ребенка с использованием запаса совместно приобретенных знаний.



Педагоги:

- устанавливаются новые партнерские взаимоотношения по вопросам профориентации;

- пополняются и систематизируются материалы ( методическая библиотека, дидактические игры, фильмы по профориентационной тематике);

- корректируются подходы к организации деятельности по ранней профориентации дошкольников, осваиваются новые приемы и методы.

Тематическое планирование реализации проекта.



Неделя

Знакомство с профессией


Мероприятия


Работа с родителями


1 неделя


Учитель

- беседа «Кто учит в школе?»

-рассказ учителя начальных классов о профессии;

- Д/и «Что нужно для работы?», «Что лишнее?», «Соберем портфель первоклашки»

- сюжетно-ролевая игра «Школа». «На уроке»

- разгадывание загадок

- игры с лэпбуком «Учитель»


-Выпуск стен-газеты-поздравления «День учителя»;

-блиц-игра «Сто вопросов учителю;

- изготовление лэпбука «Учитель».




2 неделя



Врач

- экскурсия в медицинский кабинет;

- рассказ медсестры о своей профессии, ее важности и необходимости в детском саду. «Показ предметов-помощников»;

- д/и « Что нужно для работы медсестре?», «Можно и нельзя», « Если кто-то заболел», « Если малыш поранился», »Таня простудилась»

- Словесная игра «Так или не так?» ( выбрать действия, относящиеся к работе врача, мед . сестры);

- беседа «Если ты заболел»;

- «сюжетно-ролевая игра «Поликлиника», «Скорая помощь», «Больница». «На прививку»

- просмотр мультфильма «Про бегемота, который боялся прививок», «Уроки тетушки Совы-лекарства»;

- игры с лэпбуком «Врач».


- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Больница»


- консультация «Из чего складывается трудолюбие?»;

- изготовление лэпбука «Врач»


3неделя


«Парикмахер»

- виртуальная экскурсия в парикмахерскую

- беседа «Что делают в парикмахерской?». Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах;

- рассматривание альбома с образцами причесок;

- рассматривание буклетов с образцами косметических средств;

- д/и «Причешем куклу красиво», « Наши прически», Найди правильно картинку», «Маленький парикмахер»;

- сюжетно-ролевая игра «Парикмахер», «Салон красоты»;

- игры с лэпбуком «Парикмахер».

- встреча детей с мамой Мирославы Щ., которая работает в салоне красоты;

- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Салон красоты»;

- изготовление лэпбука «Парикмахер».



4 неделя


Повар

- экскурсия на пищеблок. Рассказ повара о своей профессии. Рассматривание посуды, «предметов-помощников»: мясорубка, овощерезка и др.;

- беседы: «Профессия-повар», «Где работают повара?», «Как обращаться с но-жом?», «Осторожно-электроприборы»;

- Д/и «Сварим вкусный суп из овощей», «Принадлежности повара», «Что лишнее?», «Можно или нельзя» - правила поведения на кухне, «Полезные и вредные продукты», «Волшебный мешочек», «Угадай на вкус»;

- сюжетно-ролевая игра «Столовая», «Ждем гостей», «Кафе» .;

- подвижная игра «Повар и котята»;

- чтение произведений: Л.Разумова «Повар», О. Емельянова «Повар», С. Беляева «Спасибо поварам», В Мирясова « Стихотворение про повара», И. Карпова «Пекарь»

- просмотр мультфильма «Повара»;

- отгадывание загадок;

- игры детей с лэпбуком «Повар».


- «Как следует знакомить ребенка с профессиями»;

- оформление стенгазеты « Наши родители на работе»;

- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

- изготовление лэпбука «Повар».



Научно методическое и информационное обеспечение.

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебник. – ЮРАЙТ, 2010. -812с.

  2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика. – Синтез, 2011. – 136с. 44

  3. Гусева Т. Кем быть? // Поем, танцуем и рисуем. -2009. –Nо6. –С.73-82.

  4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. -52 с.

  5. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез 2012. 128 с.

  6. От рождения до школы. Программа дошкольного образования / под редакцией Н. Е. Веракса , Т. С . Комаровой, М. Аой. М.: Мозаика – Синтез, -304 с.

  7. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: Сфера, 2005.-64 с.

  8. Программа воспитания и обучения в детском саду / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд., испр . и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007, - 240 с.45

  9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. -344с.

  10. Чепуштанова О. Кто чем занят?: загадки-обманки // Чем развлечь гостей. -2009.-с.5

  11. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство Пресс, 2012. -207с.

  12. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М . :Гном, 2013. -96





Инновационные продукты:



- проект по ранней профориентации детей 6-7 лет «Путешествие в мир профессий»

- комплект методических материалов;

- книги «Знакомство с профессиями»;

- лэпбуки о профессиях.



Для педагогов:

- беседы для детей 6-7 лет по ознакомлению детей с профессиями;

- аудиоматериалы ( песни, мультфильмы);

- картотека экскурсий;

- картотека сюжетно-ролевых игр;

- картотека дидактических игр;

- картотека подвижных игр;

- литературный материал ( картотека пословиц, загадок).



Для родителей:

- консультации.

// комплект дидактических материалов: справочный и наглядный материал.



Практический материал, представленный в данном проекте, может стать хорошей основой для создания и реализации творческих проектов в дошкольных учреждениях. На основе проекта можно обобщить педагогический опыт работы.





Перспективы развития проекта:



В перспективе планируется продолжать инициировать детей к ознакомлению с другими профессиями через использование технологии проектирования и через взаимодействие с социальными партнерами.