МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УМКА»
Проект
«Путешествие в страну Здоровья!»
(неделя здоровья)
Выполнила:
Ольга Константиновна Каргина,
инструктор по физической культуре.
г.п. Федоровский
2019г.
Гимнастика и физические упражнения
Должны прочно войти повседневность каждого,
Кому дороги работоспособность,
Здоровье, полноценная и радостная жизнь.
Гиппократ
Практическое использование данной разработки позволит помочь улучшить здоровье у дошкольников, поспособствует формированию здорового образа жизни всех участников проекта.
Проектом предусмотрен объект исследования – активная деятельность субъектов в мероприятиях по формированию здорового образа жизни.
Предметом деятельности является компонент физического воспитания детей дошкольного возраста на занятиях непосредственно образовательной деятельностью и в режимных моментах, взаимодействие педагогов и родительской общественности.
Актуальность проекта.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Педагоги занимаются проблемой формирования валеологически культурной личности дошкольника, проявляющего интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Проект «Путешествие в страну Здоровья» призван создать радостное настроение, помогает в пропаганде здорового образа жизни среди всех субъектов образовательного процесса.
Проблема проекта.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. И, если, приучать ребенка с младшего дошкольного возраста заботиться о себе, о своем здоровье, то к старшему возрасту у него сформируются начальные знания и умения здорового образа жизни, появятся самосберегающие навыки здоровья, воспитается ценностное отношение к нему. Формирование осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе союза педагогов и родителей. Только совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового
образа жизни, основ гигиенической и физической культуры создаст здоровьесберегающую среду вокруг детей и поможет им научиться сохранять и созидать здоровье и открыть новые перспективы в использовании средств интегрированных занятий в общепедагогическом процессе.
Гипотеза.
Предполагается, что проведение Недели здоровья обеспечит формирование социально – значимой здоровой личности, поможет реализовать новую форму взаимодействия детского сада с семьей, эта форма работы даст более эффективный результат сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.
Объект заинтересованность всех участников проекта в активной популяризации здорового образа жизни.
Предмет мероприятия ДОУ, направленные на привлечение детей, родителей, воспитателей к заботе о своем здоровье.
Вид проекта: практико-ориентированный, социально-педагогический, краткосрочный.
Срок реализации проекта: с 01 по 05 апреля 2019 года.
Участники проекта: дети, воспитатели, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Цель: формирование у участников проекта мотивации здорового образа жизни, осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи.
Образовательные:
- расширять знания и навыки по гигиенической культуре;
- закреплять знания о здоровых и вредных продуктах питания;
- расширять знания о влиянии закаливания на здоровье человека.
Развивающие:
- формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Воспитательные:
-сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Ожидаемые результаты.
Для воспитанников:
- повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
- заложены основы гигиенической культуры;
- улучшение соматических показателей здоровья;
- наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- педагогическая, психологическая помощь;
- повышение уровня комфортности.
Для педагогов:
- повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
- внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
- личностный и профессиональный рост;
- моральное удовлетворение.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.
Интернет ресурсы, программа физического воспитания дошкольников, методическая литература.
Принципы проекта:
– принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
– принцип социальной безопасности (дошкольники должны понимать, что подвижные игры, игры - эстафеты снижают заболеваемость);
– принцип взаимосвязи с семьей;
– принцип разностороннего развития личности;
– принцип гуманизации (физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей);
– принцип цикличности и систематичности.
Образовательная область: физическое развитие.
Области интеграции: речевое, социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
1. Изучение понятий касающихся темы проекта.
2. Изучение современных нормативных документов, регламентной деятельности по здоровье сбережению.
3. Разработка перспективного плана, организационных моментов физкультурно – оздоровительных и валеологических мероприятий.
4. Подбор оборудования, материалов для реализации проекта.
5. Подготовка консультаций для родителей.
2 этап. Основной.
Консультирование по вопросам здоровья, организация режимных моментов дня, интегрированные занятия для детей с участием родителей, ситуативные беседы с детьми, игры - экспериментирования, спортивные праздники, конкурсы, чтение художественной литературы по ЗОЖ, информационный материал, памятки, фотоконкурс, открытые мероприятия для родителей.
Каждый день недели имеет свою общую структуру: название, цели дня, в конце дня подводятся итоги.
3 этап. Заключительный.
1. Подведение итогов проекта.
2. Обобщение опыта работы по теме проекта.
3. Определение перспектив работы.
4. Подготовка презентации проекта.
5. Распространение опыта работы по данной теме на различных уровнях.
Темы дня – ожидаемый результат.
План мероприятий по реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
Этап | Формы работы |
1. Изучение материала по теме проекта, методических рекомендаций. 2. Разработка перспективного плана, организационных моментов физкультурно-оздоровительных и валеологических мероприятий. 3. Просветительская работа среди родителей и воспитателей. | 1. Изучение понятий касающихся темы проекта, современных нормативных документов, регламентной деятельности по здоровье сбережению. 2. Разработка конспектов занятий, спортивных праздников, ситуативных бесед, оздоровительных мероприятий, утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики. 3. Подготовка информационного материала, памяток для родителей. |
2 этап. Основной.
Дни недели | Тема | Цель |
Понедельник 01.04.2019г. | «Мы дружим с физкультурой» | Формирование устойчивой привычки к режиму двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию. |
Вторник 02.04.2019г. | «Мой режим дня» | Формировать понятие о режиме дня и его влиянии на здоровье, воспитывать необходимость соблюдения режима дня. |
Среда 03.04.2019г. | «Разговор о правильном питании» | Познакомить детей с основами рационального питания, помогать детям осознать важность правильного питания, сформировать умение отличать полезные продукты от вредных. |
Четверг 04.04.2019г. | «Если хочешь быть здоров – закаляйся» | Продолжать побуждать детей заботиться о своем здоровье для повышения иммунитета. |
Пятница 05.04.2019г. | «Хочешь быть здоровым – будь им!» | Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни, навыки гигиены и профилактики заболеваний, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. |
Дни недели, тема | Цели дня | Содержание | Участники |
Понедельник «Мы дружим с физкультурой». | Дети правильно выполняют физическое упражнение, понимая их значимость для здоровья, осуществляют контроль за самочувствием после физической нагрузки, проявляя самостоятельную двигательную активность в повседневной жизни. | Утренняя гимнастика с доктором Айболитом «Если хочешь быть здоров…». Дыхательная гимнастика "Насос". | Воспитанники всех возрастных групп, воспитатели, родителей. |
Игровые упражнения: «Волшебные дорожки», «Допрыгни до флажка», «Прокати мяч». | Воспитанники группы № 22 |
Игра – приветствие «Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся». Беседа «Почему нужно много двигаться» (чем полезна зарядка, занятия спортом, игры на свежем воздухе). | Воспитанники средней группы № 24 |
Дидактическая игра: «Угадай вид спорта», «Спортивное домино». Беседа на тему «Мы спортсмены». Д.и. «Веселый счет». | Воспитанники старшей группы № 25 |
Беседа «Для чего нужна зарядка?» Д.и. «Какие виды спорта ты знаешь?» Рассматривание книг о спорте. | Воспитанники подготовительной группы № 23 |
Подвижные игры с мячом «Быстро возьми, быстро положи»; с прыжками «Удочка»; игры с бросанием и ловлей мяча «Кого назвали, тот и ловит»; «Замри». Игровые спортивные упражнения: «Допрыгай на двух ножках», «Ходьба по наклонной доске». Оздоровительная ходьба. | Организация прогулки для всех воспитанников ДОУ. |
Чтение: В. Суслов «Про Юру и физкультуру», Е. Кан «Наша зарядка». | Для воспитанников групп № 23, №25. |
Оздоровительная гимнастика после сна комплекс № 14 (гимнастика в постели, массаж головы, профилактика нарушения осанки, дыхательная гимнастика "Шарик"), закаливающие процедуры. Стопотерапия. | Для всех воспитанников ДОУ. |
Спортивное развлечение: веселые старты: «Один за всех и все за одного». | Воспитанники группы № 22 |
«Физическая культура и оздоровление». | Для родителей ДОУ. |
«Фитнес час» (оздоровительная гимнастика), фито чай. | Для воспитателей и специалистов ДОУ. |
Вторник «Мой режим дня» | Дети соблюдают режим дня, знают последовательность действий утром, днем и вечером, понимают значимость соблюдения режима дня для здоровья. | Утренняя гимнастика «Рано утром на зарядку…». Дыхательная гимнастика "Надуй шарик". | Воспитанники всех возрастных групп, воспитатели, родителей. |
С.р. игра «Уложим Катю спать». Дидактическое упражнение «Расположи картинки правильно» (последовательность частей суток). | Воспитанники группы № 22 |
Беседа «Зачем нужен режим дня?» (закреплять понятие о режиме дня и его влиянии на здоровье). Дидактическое упражнение «Мой день». Д.и. «Когда это бывает?» | Воспитанники средней группы № 24 |
НОД рисование «Дети на прогулке». Беседа «О пользе дневного сна». Д.и. «Переполох» (о частях суток). | Воспитанники старшей группы № 25 |
Презентация «Мы порядком дорожим – соблюдаем свой режим». Д.и. «Предметы индивидуального пользования». Отгадывание кроссворда «Мои личные вещи». Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом» (последовательность чистки зубов). | Воспитанники подготовительной группы № 23 |
Чтение художественной литературы: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», П. Воронько «Спать пора», К. Лоткин «Тихий час», С. Михалков «Не спать», А. Барто «Прогулка». | Для всех воспитанников ДОУ. |
Спортивные эстафеты «Будем прыгать и скакать, и здоровье укреплять». | Воспитанники средней группы № 24 |
Подвижные игры с бегом «Ловишки», «Догонялки», «Догонялки по сигналу», «Веселые пятнашки», «Пастух, волки и овцы». Оздоровительная ходьба. | Организация прогулки для всех воспитанников ДОУ. |
Оздоровительная гимнастика после сна комплекс № 14 (гимнастика в постели, массаж головы, профилактика нарушения осанки, дыхательная гимнастика "Шарик"), закаливающие процедуры. Самомассаж «Ежик» с использованием Су-Джок шариков. | Для всех воспитанников ДОУ |
«Выходной с пользой». | Рекомендации для родителей. |
Практическое занятие «Лечебная гимнастика». | Для воспитателей и специалистов ДОУ. |
Среда «Разговор о правильном питании» | Дети соблюдают элементарные правила режима питания, отличают полезные продукты от вредных, знают содержание тех или иных витаминов в овощах и фруктах. | Утренняя гимнастика «Во саду ли, в огороде». Дыхательная гимнастика "Трубач". | Воспитанники всех возрастных групп, воспитатели, родителей. |
Д.и. «Узнай и назови фрукты». Беседа « Пейте, дети, молоко, будите здоровы». Раскраска рисунков с овощами и фруктами. | Воспитанники группы № 22 |
Ситуативная беседа «Витамины укрепляют организм». С.р. игра «Продуктовый магазин», «Семья». Игровая ситуация «Прежде чем за стол нам сесть, мы подумаем, что съесть». | Воспитанники средней группы № 24 |
НОД рисование «Витамины для здоровья». Д.и. «Полезные продукты». Составление с детьми «Правил здорового питания». С.р. игра «Умный повар», «Больница». | Воспитанники старшей группы № 25 |
Д.и. «Польза - вред». М.п. игра «Вкусный обед». НОД «Я ем много витаминов». Заполнение Дневников здоровья «Полезное питание». «Всем нужна чистая вода» эксперимент фильтрование воды. | Воспитанники подготовительной группы № 23 |
Чтение: Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду». Правила поведения в кафе и за столом. Правила сервировки стола. | Для всех воспитанников ДОУ |
Спортивное развлечение "Разноцветные обручи". | Воспитанники старшей группы № 25. |
Подвижная игра: «Картошка», «Повар», «У медведя во бору», «Съедобное - несъедобное», игры с прыгалками. Оздоровительная ходьба. | Организация прогулки для всех воспитанников ДОУ. |
Оздоровительная гимнастика после сна комплекс № 14 (гимнастика в постели, массаж головы, профилактика нарушения осанки, дыхательная гимнастика "Шарик"), закаливающие процедуры. Ходьба по массажным дорожкам. | Для всех воспитанников ДОУ |
«Возможные варианты блюд для завтрака, для ужина», «Правила хранения продуктов в холодильнике». | Памятки для родителей. |
Практическое занятие «Лечебная гимнастика». Фито чай. | Для воспитателей и специалистов ДОУ. |
Четверг «Если хочешь быть здоров – закаляйся» | Дети знают о способах сохранения здоровья, профилактике заболеваний, пользе закаливания, режимах активности и отдыха, учатся устанавливать связь между привычками и состоянием своего организма, самостоятельно выбирать способы действий по обеспечению здоровья. | Утренняя гимнастика «Со спортом дружим мы всегда». Дыхательная гимнастика "Сердитый ежик". | Воспитанники всех возрастных групп, воспитатели, родителей. |
Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких братьев». НОД "Если хочешь быть здоров". | Воспитанники группы № 22 |
Игра-рассуждение «Что нужно, чтобы чувствовать себя здоровым?» Д.и. "Части тела". Игра - экспериментирование "Грязные и чистые руки". | Воспитанники средней группы № 24 |
НОД рисование "Лук от семи недуг". Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Конкурс рисунков "В здоровом теле - здоровый дух". | Воспитанники старшей группы № 25 |
Д.и. "Первая помощь". НОД "Я со спортом подружусь". Викторина "Что мы знаем о здоровье". Конкурс рисунков «В здоровом теле - здоровый дух». | Воспитанники подготовительной группы № 23 |
Чтение: М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял». | Для воспитанников групп №25, №23 |
Спортивное развлечение «Час народных подвижных игр». | Воспитанники подготовительной группы № 23 |
Подвижные игры: «Совушка», «Кот и мыши», "Солнышко и дождик". Оздоровительная ходьба. | Организация прогулки для всех воспитанников ДОУ. |
Оздоровительная гимнастика после сна комплекс № 15 (гимнастика в постели, профилактика плоскостопия, динамичная дыхательная гимнастика), закаливающие процедуры. | Для всех воспитанников ДОУ |
Фото - выставка "Папа, мама, я – спортивная семья". Безопасность детей в весенний период. | Памятки для родителей. |
Оздоровительная гимнастика. Самомассаж с использованием массажоров. | Для воспитателей и специалистов ДОУ. |
Пятница «Хочешь быть здоровым – будь им!» | Дети знают о способах сохранения здоровья, профилактике заболеваний, пользе закаливания, режимах активности и отдыха, учатся устанавливать связь между привычками и состоянием своего организма, самостоятельно выбирать способы действий по обеспечению здоровья. | Утренняя гимнастика «Здоровью скажем - да!». Дыхательная гимнастика "Курочка". | Воспитанники всех возрастных групп, воспитатели, родителей. |
Дидактические игры: «Вредно – полезно» (глазу, уху, носу, легким, зубам, горлу), «Пирамида здоровья». С.р. игра «Кукла Катя простудилась». Ситуативный разговор на тему: «Безопасность детей дома». | Воспитанники группы № 22 |
Конструирование «Больница для зверят». Ситуативный разговор «Мы здоровью скажем – Да!» Дыхательная гимнастика. | Воспитанники средней группы № 24 |
НОД «Осанка – красивая спинка», «Спорт – это здоровье!» Составление вместе с детьми «Правил для поддержания правильной осанки». Ситуативный разговор «Наша безопасность – какая она?». | Воспитанники старшей группы № 25 |
Беседа «Скажи «Нет!» вредным привычкам» (цель: вспомнить правила бережного отношения к здоровью, помогать различать вредные и полезные привычки). Д.и. «С кем дружит зубок». С.р.и. «Магазин полезных продуктов». НОД «Лук от семи недуг». | Воспитанники подготовительной группы № 23 |
Чтение глав из книги «Как стать Неболейкой». | Для воспитанников всех групп. |
Народные игры и забавы «У Маланьи», «Горелки», «Ручеек», "Краски". Игры на меткость: «Точный бросок», «Попади в корзину». Оздоровительный бег. | Организация прогулки для всех воспитанников ДОУ. |
Оздоровительная гимнастика после сна комплекс № 15 (гимнастика в постели, профилактика плоскостопия, динамичная дыхательная гимнастика), закаливающие процедуры. Ходьба по массажным дорожкам. | Для всех воспитанников ДОУ |
«Двигательная активность детей дома». | Анкетирование родителей. |
Итоговое мероприятие: праздник «Путешествие в страну Здоровья». | Воспитанники групп № 23, №25, воспитатели, родители. |
3 этап. Заключительный.
Результаты проекта.
У детей сформированы элементарные представления о здоровом образе жизни (понимают значимость физических упражнений для здоровья; умеют выполнять основные культурно- гигиенические правила; оценивать полезность продуктов и блюд в ежедневном рационе).
Осознание детьми и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности).
Каждый педагог, родитель, ребенок - активный участник проекта в силу своих возможностей, проявляет инициативу.
Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Проведение недели, посвященной здоровому образу жизни становится традицией детского сада.
Продуктами проекта стали.
1.Фото выставка «Мама, папа и я – спортивная семья».
2. Памятки для родителей «Возможные варианты блюд для завтрака, для ужина», «Правила хранения продуктов в холодильнике».
3. Выставка рисунков "В здоровом теле - здоровый дух".
4. Информационный материал для родительского уголка: консультации «Физическая культура и оздоровление», «Выходной с пользой», «Профилактика витаминной недостаточности у детей», «Безопасность детей в весенний период».
5. Итоговое мероприятие «Путешествие в страну Здоровья» (с участием родителей).
6. Картотека игр шариками Су-ждок.
7. Результаты анкетирования родителей.
Вывод. Этот проект позволяет:
1. Укрепить тесную связь в воспитании детей между родителями и ДОУ.
2. Пропагандировать здоровый образ жизни в ДОУ и семье.
3. Сравнить эффективность различных форм работы с детьми и родителями.
4. Оценить качество педагогической работы по формированию здорового образа жизни воспитанников ДОУ.
5. Создавать новые проекты, здоровьесберегающей направленности.
Литература.
Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ, Воронеж, 2007.
Журнал "Дошкольное воспитание" №4 2008.
Журнал "Дошкольное воспитание" №9 2005.
Научно-практический журнал "Инструктор по физической культуре" №1 2009.
Интернет ресурсы.
Приложение.







