Проект «Устное народное творчество .Русские народные сказки»
Здравствуйте, уважаемые члены жюри и участники научно – практической конференции! Мы, ученики 2 класса, .. представляем Вам исследовательскую работу на тему «Устное народное творчество .Русские народные сказки»
Руководитель проекта Трубникова Е. И.
Введение: C устным народным творчеством каждый из нас сталкивается с самых первых дней: сперва мама пoeт нам колыбельные, потом, в детском саду , мы все вместе, хором разучиваем народные песни и разгадываем загадки. В христианские праздники мы слышим, как люди поют заклички и колядки, которым по несколько сотен лет.
Фольклор тесно входит в нашу жизнь и сопровождает на всём её протяжении.
В школе мы читает сказки, былины, изучаем исторические песни. Все эти виды фольклора помогают нам лучше познакомиться с историей своего народа: узнать, как он жил, какие проблемы его интересовали, что беспокоило.
В своем проекте мы хотим особо остановиться на одном важном направлении устного народного творчества – русские народные сказки,где добро всегда побеждает зло.
Приступив к работе над проектом, мы и не подозревали, что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и народа в целом.
Цель: привлечение интереса к культуре и традициям русского народа, знакомство с видами русских народных сказок, создание условий для развития творческих способностей учеников и воспитание интереса к русским народным сказкам.
Задачи :
- расширить кругозор учащихся по народному творчеству;
- прививать любовь к народной культуре;
- пополнять словарный запас;
- учиться правильно извлекать нужную информацию, пользоваться справочной литературой ;
- развивать творческие способности, логическое мышление;
- учить детей работать в коллективе, нести ответственность за порученное дело;
- составить книгу собственных сказок и оформить лэпбук « Устное народное творчество. Русские народные сказки»
Для достижения этих задач мы использовали следующие формы и методы исследовательской работы:
-знакомство с историей рождения русских народных сказок.
-чтение и изучение русских народных сказок.
- просмотр русских народных сказок
-анализ композиции сказок (зачин, завязка, кульминация, развязка).
- Сочинение, написание, иллюстрация собственных сказок.
Гипотеза исследования: ответить на вопрос чему учит сказка?
Объект нашего исследования: русские народные сказки.
Предмет исследования: сведения о русских народных сказках
Актуальность проекта:
Детство человека непрерывно связано со сказками. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Образность сказки, хорошо усваивается ребенком.
Это и послужило выбором темы для проекта.
Практическое применение:
внеурочная деятельность, литературное чтение, русский язык, ИЗО, технология
История русской народной сказки
Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.
Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя и дополняя их новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и – вопреки нашему представлению – не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх – и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые учёные полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись – рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.
Виды русских народных сказок.
Выделяют 3 основных вида русских народных сказок:
Сказки о животных;
Волшебные сказки;
Бытовые сказки.
И у каждой сказки свои особенности.
В большинстве своем, в сказках о животных принимают участие «животные», наделенные человеческими чертами. Такой образ делает персонажа понятным и привлекательным одновременно.
В социально бытовых сказках главные герои-люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости.
В волшебных сказках главные герои-люди, фантастические существа. Животные обычно являются помощниками сказочных героев.
Создание русских народных сказок
Русские народные сказки создаются следующим образом, сначала идёт присказка.
Присказка – это набор шуток, небылиц. Присказка – лишь краткое вступление, не связанное с содержанием.
Далее идёт зачин. Зачин – начало сказки. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку.
Затем следует развитие действия.
В основной части сказки разворачиваются действия с главным героем. Ведется борьба светлых и темных сил.
После этого начинается развязка событий. Преодоление потери или недостачи.
В конце сказки вставляют концовки, которые завершают сюжет: «Стали жить – поживать, добра наживать».
Заключение :
Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе может быть слишком долгим. Сказки дают нам первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов — все получится. Дети всё воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев.
Русские народные сказки знакомят ребёнка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой. Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.
Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и мы сделаем, что - то хорошее.
В мире много сказок грустных и смешных,
Нам нельзя без света, нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
Продукт нашего проекта лэпбук « Устное народное творчество. Русские народные сказки.»
"Лэпбук" (lapbook) - в переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая папка, которую можно удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Информация, которая представлена в ней, обычно оформляется в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей