Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка №28
ПРОЕКТ
на тему:
«Огород на подоконнике»
Средняя группа
Подготовили:
Ерастова Р.А.
Саргсян Н.А.
Жуковский г.о.
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ:
I. | Паспорт проекта……………………………………………………… | 3 |
II. | Обоснование актуальности проекта………………………………… | 3 |
III. | Этапы проведения проекта…………………………………………… | 5 |
IV. | Технологическая карта проекта……………………………………….. | 6 |
Вывод………………………………………………………………………… | 8 |
Литература……………………………………………………………………. | 8 |
Приложение 1………………………………………………………………. | 9 |
Приложение 2…………………………………………………………........... | 12 |
Паспорт проекта
Организация: МДОУ д/с №28 г.Жуковский
Адрес: 140180 ул. Гагарина, 32
Телефон: +7 (495) 556-94-02
Название проекта: «Огород на подоконнике»
Тема проекта: «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с
окружающим миром, привитие трудовых навыков»
Авторы проекта: воспитатели: Ерастова Р.А., Прошина К.А.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Тип проекта: познавательно – творческий; групповой.
Вид проекта: исследовательский
Сроки реализации проекта: краткосрочный, февраль-апрель 2021г.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Продукт проектной деятельности:
Огород на подоконнике.
Презентация.
Обоснование актуальности проекта
Окружающая среда, ближайшее окружение -это кладезь для исследований и знакомств с тайнами природы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Краткосрочный проект «Огород на подоконнике», помогает в экспериментальной, исследовательской доступной деятельности познакомить с удивительным и многообразным миром растений. Ознакомление с ростом и развитием растений осуществляется в весенний период, при выращивании в помещении детского сада различных культур из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике. Наблюдения за происходящим с растениями, побуждают детей бережно относиться к растениям, закладывают основы бережного отношения ко всему живому.
Проблема:
Дети дошкольного возраста, в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, а их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит из – за длительной зимы.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6. Создание в группе огорода на подоконнике.
7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
8. Активное участие родителей в реализации проекта.
Цель проекта:
Развивать интерес к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений. Формировать активную позицию в экологической и общественно-значимой деятельности ребёнка-дошкольника в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений. Создать условия для участия детей в трудовой деятельности, приобщить родителей к проектированию проекта.
Задачи проекта:
1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, огурцы, цветы);
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9. Развивать познавательные и творческие способности.
Предполагаемые результаты:
1. Сформированы представления о том, как выращивают овощи, о биологических процессах в природе.
2. Умение проводить анализ и обобщен результат, полученный в процессе исследовательской деятельности детей.
3. Умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях познавательной и художественной литературы.
4. Обогащение словарного запаса, умение составить связный рассказ.
5. Сформировано бережное отношение к природе, любовь к растениям.
III. Этапы проведения проекта
Период | Мероприятия | Ответственные | |
Подготовительный этап |
февраль | 1 неделя | 1. Сбор и анализ литературы по данной теме (стихи, поговорки, сказки, загадки) | Воспитатели |
2 неделя | Сбор необходимого материала, дидактических игр, пособий. | Воспитатели |
3 неделя | Накопление необходимого материала для моделирования огорода на подоконнике | Воспитатели |
4 неделя | Просмотр мультфильма «Чиполлино» | Воспитатели |
Практический этап |
март | 1 неделя | Закупка семян, земли, орудий труда для ухода за огородом. | Воспитатели Родители |
2 неделя | Настольно - печатные игры: «Дары лета», «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – Фрукты», «Сад - огород». | Воспитатели |
3 неделя | Беседа: «Лекарственные свойства огородной зелени: петрушки, укропа, зелёного лука. | Воспитатели Дети |
4 неделя | 1.Чтение стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок» 2. Беседы «Все начинается с семечка», «Свойства почвы», «Что необходимо растению для развития». | Воспитатели |
апрель | 1 неделя | 1.НОД «Посадим огород». 2. Организация дежурства. | Воспитатели Дети |
2 неделя | 1. Уход, наблюдение за всходами 2. Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде. | Воспитатели Дети Воспитатели |
| Заключительный этап | |
3 неделя | 1. Итоговая беседа (анализ проделанной работы) 2. Подготовка к презентации «Огород на подоконнике» | Воспитатели Дети |
| 4 неделя | 1.Оформление электронного фото - альбома «Вот какой огород». 1.Презентация «Огород на подоконнике». 2. Показ детьми родителям «Огород на подоконнике» | Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Технологическая карта проекта
Образовательная деятельность | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Социально – коммуникативное развитие | Игровой, познавательный, коммуникационный | - Настольно – дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «Третий лишний», «Сад-огород», лото, домино. - Сюжетно – ролевая игра «Магазин» - Труд: полив и рыхление растений. |
Познавательное развитие | Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный. | - Рассматривание семян, иллюстраций - Опыт «На свету и в темноте» - Наблюдение: проращивание семян, строение растений, рост и развитие растений, вода и росток, солнце и росток. - Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде. |
Речевое развитие | Коммуникационный | - Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», сказки К.Чуковского «Огород», О. Емельянова «Что растёт на огороде», просмотр мультфильма Дж. Родари «Чиполлино» - Загадки, поговорки об овощах и фруктах. - Составление рассказа «Как я помогаю на огороде» - Проговаривание чистоговорок: «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи». |
Художественное – эстетическое развитие | Творческий | - Раскрашивание картинок - Рисование «Загадки с грядки» - Лепка «Вылепи, какие хочешь овощи». - Аппликация: «Овощи на тарелке», «На зеленой кочке выросли цветочки». - Разучивание песен: «Колхозный огород», «Есть у нас Огород».- Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник» |
Физическое развитие | Двигательный | - П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты». Физ. минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем» |
Вывод
Анализ результатов работы в ходе реализации проекта «Огород на подоконнике» показал положительную динамику изменения отношения детей к природе, следовательно, можно говорить о том, что деятельность по формированию экологического образования, как средство формирования экологической культуры эффективна.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников». Метод. пособие. – М.: Мозайка – Синтез, 2015г.
2. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2015г.
3. Комарова Т. С. Художественное творчество. Система работы в средней группе д/с. Методическое пособие. – М.: Мозайка-Синтез, 2012г
4. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет.: Метод. пособие. – Мозайка – Синтез, 2012г.
5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой . Система работы в средней группе д/с: Методическое пособие. – М.: Мозайка-Синтез, 2012г.
Приложение 1
Конспект НОД «Посадим огород»
Цель: Формирование экологической культуры детей.
Задачи:
1. Закрепить первоначальные знания детей об овощах; учить узнавать их по описанию и называть.
2. Показать и рассказать детям для чего и как сажают овощи.
3. Закрепить знания о потребностях растений в земле, воде и свете.
4. Обогащать и развивать речь детей и активизировать их словарь.
5. Воспитывать желание самим выращивать овощи.
Предварительная работа:
- рассматривание и называние с детьми резиновых овощей;
- беседа о пользе овощей;
- загадывание детям загадок;
- рассматривание иллюстраций, раскрашивание книжек-раскрасок, чтение сказок, стихотворений, потешек об овощах;
- дидактические игры: «Узнай овощ», «Что лишнее?», «Фрукты и овощи».
Оборудование: Макет огорода, корзина игрушечных овощей, ящик с землей, семена гороха, семена огурца и лук, леечки с водой, набор инструментов по уходу за растениями.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Воспитатель:- А сейчас мы с вами отправимся в деревню на огород!
(Играет тихая спокойная музыка)
Воспитатель: За широкими полями,
За далекими лесами.
Там деревня, огород,
Да и пугало живет!
(Воспитатель и дети подходят к макету огорода)
Воспитатель: Ребята, расскажите, ваши родители, бабушки сажают огород?
Ну а летом огород,
Плодоносит и растет!
И в деревне и на даче
Все сажают огород.
Потому что витаминки
Нужны людям круглый год!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что растет на грядках?
Возможные ответы детей: Знаем!
Воспитатель: Хорошо, тогда я буду вам загадывать загадки, а вы найдите отгадку в корзинке.
(Воспитатель загадывает загадки про овощи, дети находят отгадку, называют ее, показывают.)
1. Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)
2. Он хрустящий и колючий,
Он зеленый и пахучий.
Положу его в салат,
То-то будет аромат! (огурец)
3. Расту в земле на грядке я,
Красная, сладкая. (морковь)
4. Красный, вкусный,
Хоть не сладкий,
Зреет на обычной грядке.
Но как в сказке с давних пор,
Все зовут его: «Синьор.» (помидор)
5. Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня в них ищи. (капуста)
6. Сам алый, сахарный,
Костюм зеленый, бархатный.
Воспитатель: Дети, а как можно одним словом назвать все, что в нашей корзине?
Возможные ответы детей: Овощи и фрукты
Подвижная игра «Огуречик».
Дети стоят в кругу, в середине — ребенок в шапочке огурца, а ребенок в шапочке мышки — в углу зала.Дети идут по кругу и говорят:
Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик! Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет!
«Огуречик» убегает, а «мышка» старается догнать.
Воспитатель: Дети, посмотрите, как много овощей мы собрали. Скажите, а где они росли?
Подходим к макету огорода и рассматриваем его вместе с детьми. Проговариваем, что видим там.
Воспитатель: Дети, а вы знаете как трудятся на огороде? Как нужно сажать овощи и ухаживать за ними? Помогаете ли вы родителям, бабушкам и дедушкам?
Воспитатель : Дети, а как нужно сажать растения? Что нужно сделать сначала?
Возможные ответы детей: (Надо посадить семя)
- Что делаем дальше?
Возможные ответы детей: (Поливаем.)
- Что происходит потом?
Возможные ответы детей: (появляется росток.)
- А что еще нужно для успешного роста растений?
Возможные ответы детей: (Свет, вода.)
Воспитатель: Правильно, растения любят тепло, полив и уход. И тогда из росточка появляется растение, затем плод.
Чтобы было все красиво.
Был цветущим огород.
Нам на радость,
Вам на диво,
Нужен тщательный уход!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вижу что вы знаете как много надо трудиться
Воспитатель: Угадайте дети, что мы будем сажать?
«Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает?»
Правильно, лук!
«Голова на ножке, в голове горошки!»
Правильно горох!
Воспитатель: Ребята, мы посадили с вами семена, а что надо сделать еще?
Возможные ответы детей: Полить.
Дети поливают из леечек.
Вот какие молодцы! А теперь мы будем следить за нашим огородом и ухаживать за ним!
Приложение 2
Фотоотчет проекта
Посадка лука | |
| Посадили лук мы в плошке, Поместили на окошке. Только солнышко пригрело, Лук пустил большие стрелы. |
| Посадили мы лучок, Раз пучок и два пучок. Вырос он душистый, Зеленый и пушистый. |
| |
17