Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №14 «Колосок»
села Бобровы Дворы Губкинского района Белгородской области
Проект
в старшей группе ДОУ
«Такие разные мячи»
Руководители проекта:
инструктор по физической культуре
Костюкова Снежана Павловна;
с. Бобровы Дворы, 2019 г.
Актуальность:
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Цель проекта:
Диагностика показала, что дети плохо владеют мячом. По итогу которой был проведен опрос. Оказалось, что многие ребята не имеют дома мяча. Что еще раз подтверждает поверхностный интерес родителей и детей к мячу и игр с ним.
Редкое применение детьми в самостоятельной деятельности.
Не использование родителями в играх с детьми мяча.
Тема проекта:
«Такие разные мячи»
Тип проекта:
спортивно-познавательный
Цель проекта:
Способствовать познавательному и физическому развитию ребенка в мире спорта и активных форм деятельности по средствам взаимодействия с мячом индивидуального характера при сотрудничестве педагога и семьи.
Задачи проекта:
1.Развитие потребности в новых знаниях о возможностях использования мяча как предмета для игр и упражнений.
2.Развитие стремления к анализу и использованию опыта других и своего собственного; использование мяча в играх и физкультурных упражнениях.
3.Совершенствование двигательных умений детей в процессе упражнений и игр с мячом.
4.Формирование у детей познавательных умений:
5.Углубление и систематизация знаний о видах, свойствах мяча и вариантах его использования.
Краткое содержание проекта:
Данный проект, рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста, поможет расширить знания и представления о мяче; разовьет глазомер, координацию, смекалку, поспособствует общей двигательной активности; конкретизирует знания о взаимодействиях с мячом; сформирует знания родителей и воспитателей о значение игры с мячом в жизни ребенка; расширит кругозор детей.
Продолжительность проекта:
долгосрочный (2 года)
Участники проекта:
Воспитатели, дети, родители, инструктор по физической культуре.
План реализации проекта
сентябрь
1. Диагностика детей, с целью выявления умения детей взаимодействовать с мячом (Приложение 1);
2. Сбор информации: набор игр, развлечений, праздников, связанных с реализацией проекта;
3. Беседа с детьми по теме: «Мяч удивительное изобретение человечества» (Приложение 2);
4. Изготовить картотеку подвижных игр с мячом “Играем дома” (Приложение 3);
5. Познакомить детей со “Школой мяча”. Показать простейшие действия с мячом в играх с элементами волейбола, баскетбола, футбола (см. Приложение 4).
октябрь
1. Провести анкетирование среди родителей: «Какое место занимает физкультура вашей семье?» (Приложение 5)”
2. Консультация для родителей детей старшей группы: ”Игры с мячом - польза для всего организма” (Приложение 6);
3. Знакомство со стихами, загадками о мяче (Приложение 7).
ноябрь
1. Видео-презентация по теме “Как появился мяч”;
2. Просмотр мультфильма “Как звери в футбол играли”;
3. Изготовление папки-передвижки “Школа мяча для родителей” (Приложение 8).
декабрь
1. Рисование картинок вместе с родителями (дом. задание) на тему: “Мячи в разных видах спорта” (Приложение 9) ;
2. Оформление выставки рисунков: “Мы любим спорт” (Приложение 10);
3. Просмотр мультфильма “Как утенок-музыкант стал футболистом”;
4. Продолжать учить выполнять технико-тактические действия с мячом (Приложение 4).
январь
1. Памятка для родителей “Как заинтересовать ребенка занятием физкультурой” (Приложение 11);
2. Чтение художетсвенной литературы С. Автомонова “Про мяч”;
3. Лепка “Разноцветные мячи” (Приложение 12).
февраль
1. Консультация для воспитателей: “Школа мяча на прогулке: подвижные игры” (Приложение 13);
2. Просмотр мультфильма “Необыкновенный матч”;
3. Составление рассказа “Приключение мяча”.
март
1. Составление картотеки с дидактическими играми “Я - спортсмен” (Приложение 14);
2. Чтение художественной литературы Л.Ушакова “Сказка о коте футболисте”;
3. Консультация для воспитателей: “Игры с мячами в различных режимных моментах” (Приложение 15).
апрель
1. Оформление плаката совместно с детьми “Мячи - это весело” (фото с детьми) (Приложение 16);
2. “Футбол, мы играем в футбол...”.
- Знакомство с известными футболистами нашего времени;
май
1. Поход в спортзал с целью наблюдения игры в футбол детьми школьного возраста (Приложение 17);
2. Проведение физкультурного праздника “В стране веселых мячей” (Приложение 18).
Реализация проекта
сентябрь
Диагностика детей, с целью выявления
умения детей взаимодействовать с мячом
Работая над данной темой, поняла, что физическое развитие дошкольников неразрывно связано с уровнем умения детей взаимодействовать с мячом, с этой целью необходимо было определить:
- уровень развития и сформированности двигательных навыков и умений воспитанников;
- уровень сформированности навыков обращения с мячом.
Проанализировав, пришла к выводу, что преимущественно на начальном этапе в средних, старших группах преобладает средний уровень развития таких двигательных умений и навыков как, катание мяча, бросание, ловля. В диагностике приняли участие 19 детей средних групп, 18 человека - старших групп, 24 человек подготовительной к школе группы.
з Из анализа полученных данных выяснила, что у большинства воспитанников средних групп движения с мячом напряженные, скованные, плохо скоординированные, реакция на ловлю мяча замедленная.
В старших группах дети допускают ошибки в технике движения с мячом. Не соблюдают темп и ритм задания, действуют только в сопровождении показа взрослого. Упражнения с мячом выполняют неуверенно.
Воспитанники подготовительной к школе группы, выполняя упражнения с мячом, часто не замечают своих ошибок, не обращают внимание на качество действий я мячом, не соблюдают заданный им ритм и темп работы с мячом.
Учла рекомендации данные в педагогической литературе и пришла к выводу, что:
- для дальнейшего развития двигательных умений и навыков необходимо продолжать обучать детей приёмам работы с мячом: броскам, катанию, ловле, и другим приёмам работы с мячом;
- развивать общую моторную ловкость в процессе упражнений с использованием мячей;
- использовать в работе игровые здоровьесберегающие технологии в процессе работы с мячом в различных формах работы. С целью создания повышенного интереса и активности детей.
Значит, в процессе образовательной деятельности надо создать такие условия, которые бы стимулировали активность и развивали индивидуальные двигательные способности дошкольников.
Беседа
«Мяч удивительное изобретение человечества»;
Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек всех стран и народов. В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и... уважали. В Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как имел форму солнца, а значит (так думали греки) обладал его волшебной силой. Мячи они шили из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. А позже догадались надувать кожаный мяч воздухом.
Римляне наполняли кожаные мячи зернами плодов инжира. Были у них и стеклянные мячи для одиночных игр. Античные забавы с мячом были не просто играми, они часто связывались с религиозными обрядами.
Между прочим, игра американских индейцев с каучуковым мячом была на самом деле ритуальным действом. Причем далеко не безобидным. Игра заканчивалась жертвоприношением, а в жертву приносили капитана проигравшей команды.
В разных странах для изготовления мячей использовали различные материалы: мячи шили из шкур животных, плели из тростника, скручивали из тряпок, вырезали из дерева. Мяч из резины «прискакал» в Европу из Центральной Америки. Местные индейцы делали его из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев и называли «каучу» (от слов «каа» — дерево и «о-чу» — «плакать»). Нам эта смола известна под названием «каучук». Каучуковый мяч попался на глаза путешественнику Христофору Колумбу. Знаменитый мореплаватель удивился, увидев, что большой и тяжелый мяч так высоко подскакивает при ударе о землю. Матросы Колумба привезли мяч в Испанию, и упругий колобок быстро раскатился по всему цивилизованному миру.
В древней Японии тоже не обходились без мяча. При императорском дворе проводились командные игры по забиванию мяча в ворота за определенное время (отмеряемое по песочным часам), во время перебрасывания он не должен был касаться земли.
До сегодняшнего дня в некоторых странах, наряду с современными резиновыми, кожаными, надувными мячами, сохранились мячи, изготовленные «по старинному рецепту». В Японии, например, есть любимая игрушка — маленький пестрый мячик «тэмари». Дети играют ими с наступлением весны, приветствуя первые солнечные деньки — память о том, что когда-то мяч был символом солнца. Мячик «тэмари» выточен из дерева и оплетен разноцветными шелковыми нитями, образующими красивые узоры.
В России мячи были разные. В раскопках под Новгородом нашли мячи разных размеров, сшитые из кожи. Ими играли дети в XIII веке. Крестьянские дети прошлого века играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились даже сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. В подмосковном Хотьковском девичьем монастыре шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка. Кстати, происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч — это мягкий шар.
Материалы для мячей использовались разные. Зато форма всегда была одинаковая — круглая. С одним только исключением. Мяч для регби — овальной формы (как дыня). Но не потому, что этого требует игра. Просто так получилось.
В английском городке Регби любили играть в мяч. Но тряпичный мяч был весьма непрочным. Тогда торговец требухой домашнего скота Уильям Гилберт взял и обшил кожей... мочевой пузырь свиньи. Мяч получился легким и прочным. Было это в девятнадцатом веке, но и до сих пор мячи для регби традиционно делают продолговатой формы.
Название игры в баскетбол получилось из английских слов «баскет» — «корзина» и «ball» — «мяч». Эту игру придумал спортивный инструктор одного из американских университетов Д.Нейсмит в 1891 году. По его указанию под потолком спортивного зала прибили большую корзину для фруктов и в нее забрасывали мяч. Когда игрокам надоело каждый раз лазить за мячом, кому-то пришло в голову просто выбить у корзины дно. Сначала баскетболисты пользовались кожаными мячами, а потом перешли на резиновые.
Ватерполисты, как известно, играют в воде, поэтому они смазывали кожаный мяч жиром, чтобы он не разбухал. Но в конце концов решили также играть резиновыми мячами.
Мячик для игры в бадминтон вообще делали из яблока. Да, брали твердое незрелое яблочко, втыкали в него гусиные перья и перебрасывали друг другу самодельными ракетками. Было это в Японии, оттуда игра попала в Индию, а из Индии ее привез в Европу один английский герцог, замок которого находился неподалеку от города Бадминтон. Игру так и назвали. А яблочко к тому времени, конечно, заменили на пробковый мячик.
А вот футболисты от резиновых мячей отказались, так как они скользкие, и водить такой мяч ногами тяжело. В футболе вообще все досконально продумано, вплоть до размера и веса мяча. Он должен быть не тяжелее 543 и не легче 396 граммов, а окружность иметь не больше 71 и не меньше 68 сантиметров.
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.