Проект «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
Автор: Илясова Юлия Дмитриевна
Организация: МБДОУ Детский сад № 5
Населенный пункт: Смоленская область г.Сафоново
Введение.
В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.
Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
Актуальность темы.
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Нам, педагогам, и родителям важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно – он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии.
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании помочь, что-то сделать самому, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.
Цель проекта - воспитание устойчивого положительного отношения ребенка к труду. Повышение интереса к тем, кто трудится в детском саду. Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.
Задачи:
1. Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование.
2. Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности.
3. Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь.
4. Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива).
Виды труда и задачи ФГОС ДО предполагает следующие виды труда:
- самообслуживание;
- хозяйственный труд;
- труд природный;
- ручной труд.
Самообслуживание. Задачи:
учить самостоятельно ухаживать за собой: одеваться, раздеваться по четкому верному алгоритму, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками;
учить самостоятельно выявлять загрязнения и повреждения одежды;
учить самостоятельно готовиться приему пищи, прогулке и ко сну.
Хозяйственный. Задачи:
продолжать учить сохранять порядок в помещении;
учить самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий.
приучать детей к уличному труду: очищать дорожки от грязи, снега и песка, убирать мусор;
учить самостоятельно накрывать столы, убирать за собой грязную посуду и оставлять после себя чистые столы и помещение.
Природный. Задачи:
воспитывать уважительное отношение к окружающему миру;
воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: сажать, убирать сорняки, поливать.
учить заботиться о животных.
Ручной. Задачи:
учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения;
учить самостоятельно, пользоваться предметами ручного труда на занятиях;
формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы.
Срок реализации проекта: 2 месяца
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
II этап – практический.
III этап – заключительный.
Ожидаемые результаты:
повысится интерес и уважение к труду, желание помогать старшим;
дети получат необходимые знания о разных профессиях;
повысится трудолюбие, ответственное отношение к труду;
появится устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;
научатся беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
у детей сформируются навыки совместной деятельности;
установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников
Этапы работы над проектом.
I. Подготовительный этап.
1. Изучение проблемы через методическую литературу и подготовка рекомендаций, консультации для родителей.
2. Составление плана совместной деятельности с детьми и педагогическая диагностика уровня трудовых знаний, умений и навыков на начало учебного года.
3. Подбор иллюстративного, художественного и дидактического материала и оборудования для бесед и сюжетно-ролевых игр с детьми;
4. Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.
II. Практический этап.
Работа с детьми:
- чтение художественной литературы;
- просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций;
- беседы;
- экскурсии по садику;
- наблюдения;
- рисование, аппликации, изготовление поделок;
- дидактические игры и сюжетно-ролевые игры.
III. Заключительный этап.
1. Подведение результатов.
2. Изготовление фотовыставки «Профессии».
3. Оформление фото выставки «Я помощник дома».
4. Презентация проекта на итоговом педагогическом совете в ДОУ.
Мероприятия по трудовому воспитанию с детьми:
Мероприятия для детей. Февраль
Беседы с детьми на тему «Трудовые поручения», «Дежурство в детском саду».
Наблюдение за работой персонала садика.
С/р игра «Столовая».
Д/и «Кому что нужно для работы».
Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть».
Рисование «Инструменты к разным профессиям».
Д/и «Накроем стол для кукол».
Работа с родителями.
Консультация «Не принуждать, а приучать».
Анкетирование родителей на тему «Трудовое воспитание в семье».
Мероприятия для детей. Март
Беседы с детьми на тему «Моя семья», «Где и кем работают наши родные».
С/р игра «Семья».
Беседа «Что такое профессия».
НОД по теме «Профессии».
Практическое задание «Поливаем комнатные цветы».
Д/и «Кто что делает?».
Чтение. К.Чуковский «Айболит», «Федорино горе».
«Автобусы на нашей улице».
Конструирование «Гараж для машин».
Работа с родителями.
Родительское собрание «Трудовое воспитание дошкольников».
Консультация «Как привить ребенку трудолюбие».
Мероприятия с детьми. Апрель
Беседа с детьми «Какие профессии мы знаем».
Практическое задание «Убираем игрушки сами».
С/р игра «Магазин».
Д/и «Продай то, что опишу».
Чтение художественной литературы (Б.Заходер «Шофер», С.Маршак «Пожар»).
НОД «Все работы хороши».
Рисование на тему «Профессии».
Лепка «Чашки для кукол».
Рассматривание картин и иллюстраций («На ферме», «Мамины помощники», «Мой папа – строитель», «Врач прилетел» и т. д.);
Просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций;
Выставка рисунков по теме «Профессии».
Работа с родителями.
Размещение информации для родителей на тему «Трудовое воспитание в семье и в детском саду».
Помощь в изготовлении фотоальбома «Я помощник дома».
Вывод.
Таким образом, при целенаправленной, планомерной работе по трудовому воспитанию на этапе завершения дошкольного образования воспитанники овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах трудовой деятельности, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены при выполнении трудовых навыков, что позволяет сделать вывод о сформированности у детей предпосылок к учебной и трудовой деятельности.
Литература.
Алешина В., Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. М., 2005.
Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983.
Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
Воспитание дошкольника в труде /Под ред. В.Г.Нечаевой. М., 1983.
Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. М., 1985.
Куцакова Л.В. нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк.учереждений: Програм.-метод. Пособие. – М: ВЛАДОС, 2003.
Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М., 1991.
Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде. - М., 1990.
Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987.