Жербанова Галина Николаевна,
директор,
Цыдендамбаева Светлана Антоновна,
учитель начальных классов,
Темникова Марина Александровна,
педагог-психолог
МАОУ «СОШ № 57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова»
Проект
«Учимся жить в мире с собой и другими»
Обоснование реализации проекта
Модернизация образования, повышение его доступности и качества для всех категорий граждан является приоритетной задачей социальной политики России. В связи с этим особое значение приобретает создание равных возможностей для получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Обучение и воспитание детей с ОВЗ направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации не только самого ребенка, но и его семьи.
Кроме того, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Инклюзивное образование – это не просто «перемещение» обучающихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов – в классы общеобразовательные. Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитание таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья внедряются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц.
Одним из стратегических направлений развития школы является сотрудничество с Реабилитационным Центром «Светлый» для детей с ограниченными возможностями и реализация идеи инклюзивного социально-образовательного пространства посредством интеграции его образовательной среды со школьной.
Цель проекта: формирование основ толерантного сознания обучающихся, создание необходимых организационно-педагогических условий совместной досуговой деятельности обучающихся школы и детей с ограниченными возможностями здоровья, вовлечение их в активный процесс жизнедеятельности школы.
Задачи проекта:
создание организационных и психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ в стенах школы;
вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,
оказание психологической помощи семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
воспитание толерантности и эмпатии у обучающихся школы к детям с особыми образовательными потребностями в обществе;
создание организационных и психолого-педагогических условий для сотрудничества обучающихся школы с детьми из реабилитационного центра «Светлый»;
информационно-методическое обеспечение обучения детей из социально-реабилитационного центра «Светлый»;
реализация комплекса совместных воспитательных проектов;
Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка, использование социального подхода – надо изменять не людей с ограниченными возможностями здоровья, а надо изменять общество и отношение общества к инвалидам.
Сегодня в стране многие школы поддерживают инклюзивное образование, не исключение и наша школа МАОУ «СОШ № 57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова». Мы придерживаемся идеи достижения успеха в социальной адаптации и образования всем без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, языка, культуры, их психических и физических возможностей.
Сегодня не все родители готовы сделать выбор в пользу специальной (коррекционной) школы или интерната, даже если он хороший. Поэтому, принимая во внимание внедрение ФГОС для детей с ОВЗ, социальный запрос родителей, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья, на обучение их детей в общеобразовательной школе, находящейся в непосредственной близости от дома, МАОУ «СОШ № 57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова» ведет работу по созданию модели инклюзивного образования в общеобразовательной школе.
При этом следует отметить, что такие дети есть почти в каждой школе, при этом при обучении такого ребенка возникает ряд проблем. Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком. Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др. Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п. Со стороны ребенка с ОВЗ: найдет ли он друзей, комфортно ли ему будете, сможет ли хорошо учиться и т.д.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Улан-Удэ «Средняя общеобразовательная школа №57 имени А. Цыденжапова» находится в микрорайоне Энергетик Октябрьского района г. Улан-Удэ, функционирует с 1992 года. В школе обучаются дети из п. Энергетик, п. Зверосовхоз, п. Светлый, п. Радужный, п. Подсобное хозяйство.
МАОУ СОШ №57 имени А. Цыденжапова осуществляет образовательную деятельность, реализуя общеобразовательные программы начального, основного, среднего (полного) общего образования, определенную Уставом школы.
В настоящее время в школе обучаются 3 ученика с ограниченными возможностями здоровья, 8 детей – инвалидов.
На долгосрочной основе заключен Договор об организации совместной досуговой и социально-воспитательной деятельности между МАОУ «СОШ № 57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова» и Реабилитационным Центром «Светлый». В рамках реализации данного проекта запланированы и проведены совместные досуговые мероприятия.
Ведущая роль вовлечения детей с ОВЗ в единое образовательное пространство отводится классному руководителю. Одним из направлений его работы является формирование толерантного отношения в школьном коллективе к детям с ограниченными возможностями здоровья, создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе, умение превращать свои недостатки в достоинства.
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий "толерантность" и "толерантная личность". Необходимо развивать такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, милосердие, сострадание, уважение и терпимость к старшим, физически и психически больным людям; понимание сути "инакости", отличности от других. Из всего этого следует, что воспитание толерантности – это, прежде всего воспитание и коррекция внутренних качеств ребёнка, развитие их души, коррекция нравственных представлений. Педагог должен помочь ребенку решить его проблему, которая мешает ребенку свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Наша задача донести до наших воспитанников, что мир, окружающий нас, многообразен, а человек, как его частичка, тоже многообразен. И чем богаче внутренний мир человека, тем интереснее жить.
Для воспитания толерантности в современной науке предлагаются следующие педагогические технологии: тренинг общения, ролевые игры, психодрама, коммуникативные игры, игры –драматизации, свободное рисование и др.
Следует подчеркнуть, что процесс формирования толерантного, терпимого отношения участников образовательного процесса к детям с ограниченными возможностями здоровья осуществляется комплексно и предусматривает работу со всеми субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.
Несмотря на проводимые на законодательном уровне государственные мероприятия по оказанию помощи семье, по улучшению медицинского обслуживания, остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого-педагогических проблем: не совершенна система их обучения; недостаточно специальной литературы для педагогов, которые испытывают трудности в общении с отцами и матерями больного ребенка, слабо организована дифференцированная работа по психолого-педагогическому просвещению родителей.
В МАОУ «СОШ № 57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова» организовано психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми с ОВЗ, включающее психолого-педагогическую диагностику особенностей развития ребенка, профилактику отклонений психического развития, определение модели воспитания, используемой родителями. Педагогами - психологами школы оказывается необходимая помощь родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения), ведется просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком, разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей ребенка с ОВЗ.
Конечной целью комплексной, системной работы с семьей является создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка, которые обеспечат максимальную коррекцию психофизиологических недостатков и полноценное развитие его личности. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи, могут дать положительные результаты - пусть заметные не сразу, а через длительный срок. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.
Таким образом, реализуя данный проект «Учимся жить в мире с собой и другими», нами решались следующие задачи:
удовлетворение потребностей каждого конкретного ребёнка в единой обучающей среде;
участие на равных всех детей во всех элементах учебной программы;
содействие установлению дружеских отношений и возникновению социального взаимодействия между детьми с инвалидностью и нормативно развивающимися детьми;
воспитание всех детей в духе понимания и принятия различий между людьми.
Поэтому поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.