Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №60 «Ромашка»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Детский сад №60 «Ромашка» «Детский сад №60 «Ромашка» города
Протокол №____от______________2021 Смоленска
___________Т.В. Аугайтена
Приказ от___________2021г.№_____
(дата, подпись, номер приказа)
Проект «Огород на окне»
Тип проекта: познавательно -исследовательский.
Продолжительность проекта: среднесрочный (март-май 8
Участники проекта: воспитанники ДОУ, воспитатели группы, родители
Возрастная группа: средняя группа
Смоленск 2021
Проблема:
Проект возник по инициативе самих детей группы .В ходе беседы с детьми выяснилось , что все знают овощи - полезны , их надо есть. А что в них полезного и можно ли овощи вырастить в комнатных условиях никто не знал. Поэтому решили провести исследование.
Актуальность:
Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Цель проекта:
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта:
1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, овес);
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9. Развивать познавательные и творческие способности.
Задачи проекта
Для работы с родителями
1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2. Выполнять совместные задания по проекту.
Задачи проекта
Для педагога
1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по
самоорганизации профессионального пространства.
2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с
родителями, детьми.
3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта,
оформить зоны познания играми на тему проекта
4. Помогать детям добывать знания.
5. Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении
презентации проекта.
Вид проекта:
Познавательно -исследовательский.
Время реализации проекта:
3 месяца.
Участники проекта:
Воспитатель, дети средней группы, родители воспитанников.
Содержание работы по проекту
Работа с детьми:
1.Беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике».
2.Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами.
3.Игры –путешествия «Разноцветные плоды растений»
4.Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями.
5.Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов,
уточнение формы, цвета.
6.Посадка семян укропа и петрушки, луковиц.
7.«Земля –какая она».Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
8. «Семена растений отличаются друг от друга».Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга.
9.«Земля и растение».Цель: Выявить насколько земля необходима для роста растений.
10.«Вода и растения» .Цель: Выявить насколько вода необходима для прорастания и роста растений.
11. Наблюдения за ростом корневой истемы лука в воде
12.Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке? ».
13.Заучивание: А. Прокофьева «Огород» П/и «Огуречик»,
14.д/и «Что растет на огороде»,
15. «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери из частей целое». Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла».
16.Беседы «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений».
17. «Посадка лука».
18. Рассказ воспитателя «Витамины в овощах». Посев семян томатов, перца.
19.Полив и уход за растениями на «огороде». 1.«Солнце и растения».Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений.
20. «Тепло и растение» Цель: выявить потребности растения в тепле. Составлени рассказов и сказок о луке «Как лучок появился нагрядке»
21.Чтение: А. Барто «Морковный сок», русской народной сказки «Вершки и корешки»
22.Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
23.Хороводная игра «Урожайная» Лепка овощей из пластилина.
24.Конструирование из бумаги «Корзинка для овощей и фруктов» .Изготовление масок овощей для инсценировки «Огородная –хороводная».
25.Составление рассказов об овощах по моделям.
26.Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание.
27.«Человек и растение».Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком. 28.Чтение отрывков из книги Д. Родари «Приключения Чипполино»,
Ю. Тувим«Овощи» Д/и: «Ботаническое лото», «Найди овощ по описанию», «Отгадай по вкусу».
29.Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». Аппликация «Лук».
30.Рисование «Помидоры в банке»
31.Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук»
32.Высадка окрепшей рассады томатов и перца на огород.
33.Чтение: И. Токмакова«Купите лук».Э. Успенский «Как капусту растили» 34.Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол».
35.Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».
36Д/и «Что сначала, что потом» Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике».
Практическая деятельность: посадка лука, овса. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
Опыт – наблюдение за ростом лука. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц
Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)
Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.
Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).
Рассматривание цветочных семян . Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.
Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец). Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. 12 Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». Закреплять классификацию растений по ценности для людей.
Дидактическая игра «Цветочный магазин». Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Наблюдения: «Растут ли наши растения?» Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
Труд в природе. Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда
Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада». Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада. Воспитатели 3-я неделя
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Акция «Подари группе цветок, росток».
3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для
огорода на окне.
Работа с педагогами:
Конспекты бесед на тему ««Какие растения можно вырастить на подоконнике».
Предполагаемый результат:
Для детей:
-Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека;
-формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру;
-развитие наблюдательности; активизация словарного запаса;
-накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;
-самоутверждение личности ребенка;
-снятие стрессовых факторов.
Для родителей:
-повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога:
-повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Методы исследования:
-сбор информации;
-беседы;
-наблюдения;
-экскурсия;
-анализ.
Интегрируемые виды деятельности:
-коммуникация;
-чтение художественной литературы;
-творческая (лепка, рисование, аппликация);
-игровая;
-познавательно-исследовательская.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап
Подготовительный - Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.
-Составление плана работы над проектом.
-Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
-Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
2 этап (реализация проекта)
-познавательно-исследовательский (Познавательная деятельность Трудовая деятельность Наблюдения, экспериментальная деятельность Чтение художественной литературы Игровая деятельность Продуктивная деятельность Работа с родителями).
3 этап (заключительный)
-организация огорода на окне.
-участие в конкурсе «Огород на окне»
Список литературы:
Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. Учебное пособие.– М.: Педагогическое общество России, 2008
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: ≪КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА≫, 2008.
Масленникова О.М., Филиппенко А.А..- Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель,2011
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие /. – 4-е издание, стереотипное. – Москва : Академия, 2009.
Рыжова Н.А.– Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001