Название проекта: «Вода – это жизнь!»
Продолжительность проекта: 2 месяца
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: учащиеся 5 класса
Проблема: Бесконечна ли вода и нужно ли её беречь?
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: бережное отношение к воде.
Актуальность проекта:
В 21 веке проблема рационального использования и охраны водных ресурсов становится одной из самых острых как во всём мире, так и в России. Очень важно научиться наблюдать природу. Уметь бережно относиться к источникам воды, значит стать небезразличным к миру, в котором мы живем. Суметь увидеть, насколько жизнь нашей планеты зависит от водных ресурсов.
Гипотеза:
Если о значении воды мы будем больше знать и рассказывать другим, то к воде будем относиться очень бережно. Это утверждение даст ответ на главный вопрос: «Почему без воды не может быть жизни на Земле?»
Цель проекта:
Доказать, что вода - один из уникальных и ценных ресурсов, необходимый всему живому на Земле.
Задачи проекта:
Подобрать и изучить литературу по данной теме.
Собрать и проанализировать информацию в интернет- источниках.
Узнать историю происхождения слова «вода».
Выяснить, кому и для чего нужна вода, можно ли прожить без воды.
Провести практические опыты, эксперименты с водой по изучению ее свойств и экономному расходованию.
Предварительная работа
1. Изучение литературы по теме.
2. Проведение наблюдений за своими комнатными растениями и семенами.
3. Проведение опытов с водой.
4. Рисунки детей.
5. Обработка собранного материала.
6. Сделать выводы.
Оборудование:
Презентация, презентер
Рисунки детей
Папка с файлами для сбора подготовленного материала по проекту
Предполагаемый результат проекта:
1. Повысить уровень представлений о воде, ее свойствах и значении для всего живого.
2. Сформировать убеждения о важности личного вклада в экономию и бережливость водных ресурсов.
3. Сформировать интерес к познанию и исследовательской деятельности воды, как важнейшему источнику среды обитания.
4. Развить любознательность, наблюдательность, познавательную активность, кругозор.
Группы:
I группа «Исследователи»
Кузнецова Полина
Белкина Даша
Оляндра Иван
Комиссинский Иван
Поляков Савелий
II группа «Биологи»
Коротков Матвей
Павлов Владимир
Назаруха Максим
Макарова Надежда
Широкова Полина
III группа «Статисты»
Семова Милена
Власова Анна
Тарасюк Максим
Куприянов Артем
Саненко Татьяна
IV группа «Литераторы»
Гольцев Александр
Рыбкин Владимир
Семенов Кирилл
Устинова Татьяна
Вавилкин Илья
Проект «Вода – это жизнь!»
Здравствуйте, уважаемые гости. Мы хотим представить вашему вниманию наш проект «Вода – это жизнь!»
Актуальность проекта
заключается в значении чистой воды: где вода – там и жизнь. Мы те, кому предстоит жить и трудиться в третьем тысячелетии на планете Земля. Уже сегодня нас тревожат сведения о том, что мы дышим грязным воздухом, едим загрязнённую посторонними примесями пищу и пьём такую же плохую воду.
Цель проекта
Доказать, что вода - один из уникальных и ценных ресурсов, необходимый всему живому на Земле.
Задачи проекта
Подобрать и изучить литературу по данной теме.
Собрать и проанализировать информацию в интернет- источниках.
Узнать историю происхождения слова «вода».
Выяснить, кому и для чего нужна вода, можно ли прожить без воды.
Узнать, исчерпаемы ли источники воды, необходимо ли их охранять.
Провести практические опыты, эксперименты с водой по изучению ее свойств и экономному расходованию.
Мы разделились на 4 группы, каждая группа находила сведения о воде. Какими вопросами занималась каждая группа:
1. Группа «Исследователи»
2. Группа «Биологи»
3. Группа «Статисты»
4. Группа «Литераторы»
Слово 1 группе «Исследователи»
Наша группа называется «Исследователи». Мы занимались изучением происхождения слова «вода» и проводили опыты с водой. Мы выдвинули гипотезу: «Действительно ли вода – это жизнь?»
Учащийся:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Ручейком весной бежит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без неё нам не прожить!
Учащийся:
Нам стало интересно, почему ВОДУ так назвали. Мы решили узнать историю происхождения слова.
Учащийся:
Своё исследование мы начали с выяснения, почему слово «вода» на очень многих языках мира звучит почти одинаково. И вот что мы узнали: появление этого слова уходит своими корнями глубоко в историю происхождения русского языка. Вероятнее всего, оно образовано от древне-славянского *voda (вода), а оно, в свою очередь, восходит к этрусскому слову *wedа (веда), который обозначал - дающая жизнь всему живому. От этого корня образовалось слово «вода». Вот почему воду назвали водой, в последствии от этого корня образовалось множество слов. Таким образом, древний корень *wed роднит со словом "вода": ведро, выдра, ватерлиния, фарватер и так далее. Да и в наши дни слово "вода" и его производные постоянно у всех на слуху. Ведь вода означает не только влагу, жидкость, вода - это сила природы, дающая жизнь всему живому, и, несомненно, она заслуживает серьезного и бережного отношения к себе.
Учащийся:
Для того, чтобы убедиться в важности и нужности воды мы провели несколько опытов.
Через 5 дней он завял.
Затем мы полили его водой.
На следующий день он снова распустился.
Возьмем семечко огурца.
Положим его в блюдце на влажную ткань.
Ежедневно смачиваем ткань водой.
Через три дня семечко проросло.
Значит, вода – это жизнь.
Слово 2 группе «Биологи»
Главная задача нашей группы состояла в том, чтобы найти информацию о значении воды в жизни человека и довести до сведения всех, что вода – это жизнь.
Учащийся:
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете» [Антуан де Сент-Экзюпери].
Без воды наша планета так и осталась бы мёртвой и безжизненной, как и другие планеты в солнечной системе.
Что такое вода? Такой вопрос может показаться странным. Кто же этого не знает?
Учащийся:
- Почему вода – вода? В самом деле, разве вода – это только бесцветная жидкость?
Учащийся:
- Нет. Океан, покрывающий почти всю нашу планету, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода.
Учащийся:
Тучи, облака, туманы, роса, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода.
Учащийся:
- вода занимает ¾ земной поверхности;
- абсолютно чистой воды в природе не бывает;
- животные и растения имеют в своем составе от 50 до 98% воды;
- продукты питания человека содержат около 50% воды (сыр – 40%, яйцо – 70%, рыба – 80%, молоко – 85%, овощи – 90%);
- человек без воды погибает через 5 суток, а без еды может прожить 30-40- дней.
Учащийся:
Человек примерно на 70% состоит из воды (а новорожденный даже на 75). Различные органы и ткани содержат разное количество воды:
- кора больших полушарий головного мозга – 83,3%;
- почки – 82%;
- соединительная ткань – 80%;
- кровь – 79,3%;
- кожа – 72%;
- жировая ткань – 29%;
- скелет – 22%.
Ни одного полностью обезвоженного «живого места» на человеке нет. Даже зубная эмаль содержит 0,2%. При потере 10-12% воды человеку грозит гибель.
Да, действительно, вода – это жизнь.
Слово 3 группе «Статисты»
Наша группа занималась сбором статистических данных. В нашу задачу входило не только найти эти данные, но и донести их до сведения других.
Нет на Земле напитка лучше,
чем стакан чистой холодной воды.
В. Песков.
В нашей жизни вода - это самое распространенное вещество. С научной точки зрения вода - это самая необычная, очень загадочная жидкость.
В чём же состоит необычность воды?
Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека.
Статистика потребления питьевой воды человеком и ее значение в быту
Некоторые факты о водных ресурсах Земли
Поверхность зеркала воды составляет 71% от площади Земли.
Если всю воду Земли равномерно распределить по ее поверхности, то средняя глубина получившегося «водоема» составит 2,5 км.
Если всю ее собрать в одну каплю, то диаметр этой капли был бы равен 1 500 км.
Пресные водоемы занимают не более 3 % площади Земли и содержат в 5 тысяч раз меньше воды, чем океаны и моря. Но и из этого количества, пригодной для человека жидкости, можно использовать не более 1%, так как остальные 99% – это Полярные льды, и снежно ледовые образования высоких гор.
По данным ученых, за прошедший век темпы водопотребления в несколько раз превысили темпы прироста населения планеты. Ожидается, что к 2050 году около 80% людей родятся в регионах с дефицитом питья и в плохой санитарной обстановке. В основном, это относится к странам Южной Азии и Африки.
В самых благоприятных условиях находятся государства, владеющие большими, возобновляемыми пресными ресурсами. Это - Канада, Россия, Бразилия и некоторые другие страны.
В самом плохом положении находятся некоторые страны Африки, где потребление воды на одного человека не более 100 куб м в год. Интересно, что для бытовых потребностей человека воды необходимо больше, чем для промышленности и сельского хозяйства. Для примера:
• Развитые страны потребляют от 150 до 400 литров в сутки на одного человека, при норме потребления от 105 литров до 175 литров.
Очевидно, что больше половины расходуется без пользы.
Сколько воды расходует в быту один человек?
Просчитано, что человек за один раз расходует на:
• мытье рук 6-8 л;
• чистку зубов 7-9 л;
• принятие душа около 14 литров воды в минуту;
• принятие ванной около 150 л;
• цикл стиральной машины - 25-50 л.
Фрагмент фильма «Байкал»
Слово 4 группе
Группа «Литераторы»
«Воде была дана волшебная власть - стать соком жизни на Земле»
Леонардо да Винчи
Учащийся:
Работа нашей группы заключается в том, чтобы поговорить о воде не языком цифр. Давайте мы с вами понаблюдаем, как ее проявления видятся художникам, поэтам и писателям. Предлагаем вам ненадолго окунуться в мир прекрасного.
Учащийся:
«Песня родника»
Я – горный родник!
Чистота и радость –
Вот самая суть моего бытия.
По жилам земли
Я во тьме пробирался,
Но вот на свободу
Пробился я. (Фазу Алиева)
Ручей
По склонам сетчатых ветвей
Чрез груды камней и корней
Играют, скачут, силы полны,
Твои серебряные волны;
Светло и пышно луч дневной,
Скользя на грани водяные,
На быстроте твоей живой
Дробиться в искры огневые. (Николай Языков)
Водопад
Громада волн летучая, живая,
С каким-то рьяным торжеством
С недвижных скал в пучину ниспадая,
Ты разлилась кипучим серебром!..
Вода – источник жизни,
Источник светлых дней.
Взгляни безукоризненно
В стремительный ручей.
Напиться хочет каждый,
Ты реки береги,
Озера, океаны и малые пруды.
Танец-релакс «Океан»
ИТОГ
Учитель:
Знаете ли вы, что при потере человеком 1-1,5 л воды (это – 2% массы тела) появляется ощущение жажды. При утрате организмом 6-8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает галлюцинации, нарушается глотательный рефлекс. Если потеря воды превышает 12%, человек погибает.
Для того чтобы организм и его органы были здоровыми необходимо употреблять как можно больше чистой некипяченой воды.
Употребление воды можно сравнить с влажной уборкой организма, очищением его от токсинов и шлаков. В течение суток человек теряет до двух литров воды, а это значит, что ему нужно выпить столько же. Утром, как только мы проснулись, мы должны «запустить» организм, выпить 2 стакана воды. Это помогает нам выглядеть более ухоженными, здоровыми и красивыми. Достаточное потребление воды - это профилактика многих болезней.
Каждому из нас нужна вода,
Без нее всем просто – никуда,
Надо помнить, что вода – ресурс не вечный,
Нужно тщательно ее беречь нам,
Пусть этот день нам всем напоминает,
Воды источник тоже иссякает!
Чистая и свежая вода
Нам сейчас так нужна!
Как человеку воздух,
Как животным еда.
Как небу солнце -
Вода нам нужна!
Если не будет чистой воды,
То погибнут все реки и пруды.
Погибнут все народы...
Берегите, люди, воду!
Мы привыкли к воде и часто забываем о том, что вода - это самая большая драгоценность на Земле. Но запасы воды не безграничны. Если исчезнет вода – исчезнет и жизнь. Наша планета станет такой же безжизненной планетой, как и другие планеты в солнечной системе.
Пока ещё не поздно, нам надо сделать всё необходимое для сохранения водоёмов и спасти нашу голубую планету, а значит и нас самих.
Без воды погибнет всё живое на Земле. Вода - одно из самых важных для человека веществ. Без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем. Воду нужно беречь и охранять, так как вода - это жизнь и количество воды на нашей планете ограничено.
Выводы:
Вода входит в состав живого организма.
Вода – это жизнь, красота и здоровье.
Вода – помощник человека.
Количество воды ограничено.
Вода загрязняется.
Мертвый океан - мертвая планета, а значит, и все человечество.
В заключении, хочется сказать, что питьевой воды на планете становится всё меньше и меньше и её качество снижается. Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому.
Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Значит, ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ!
Список использованной литературы:
Арабаджи В.В., «Загадки простой воды», М.: Знание,1973
Ахманов М. С. «Вода, которую мы пьем», М.: Эксмо, 2002
Горский В.В., «Вода – чудо природы», М.: Изд-во АНСССР, 1962
Интернет ресурсы:
http://ru,wikipedia.org/wiki/Вода.
http://zdd.1september.ru/2004/11/2.htm
http://900igr.net/kartinki/ekologija/Gidrosfera/Voda.html
www.erudition.ru/referat/ref/id.46577_1.html
www.ecosystema.ru/.../presvoda.htm
13