СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Вода в жизни растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Вода в жизни растений" создан для участия в областной интеллектуальной игре "Экоколобок" в 2015 году.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Вода в жизни растений"»

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ПЕРВОУРАЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»






ПРОЕКТ


Направление:

«Растения – зелёная страна и им нужна хрустальная вода»


Тема: «Вода в жизни растений»






Команда: «Капитошки»

Аверина А., Катаева А.,

Голов А., Корлыханова В.,

Щекотова Н.

учащиеся 4-б и 4-а класса


Руководитель:

Татищева И. А

учитель начальных классов

тел: 64-15-52




г. Первоуральск

2015 год


Паспорт проекта

Полное название проекта

«Вода в жизни растений»

Целевая группа

Учащиеся 4-Б и 4-А класса, классные руководители, родители.

Авторы

Аверина А. 4-А кл., Катаева А. 4-А кл., Голов А., 4 А кл., Корлыханова В. 4-А кл., Щекотова Н. 4-Б кл.

Руководитель

Татищева И. А.

Цель

- создание книги опытов «Волшебная вода»

Задачи

- определить значение воды в жизни растений;

- узнать, как происходит водный обмен в растительных организмах;

- провести конкурс рисунков «Чистая вода – зеленые берега»;

- написать статью в школьную газету «Правила ухода за комнатными растениями»;

- подобрать материалы для создания книги опытов «Волшебная вода»;

- провести опыты для изучения влияния воды на растения.

Метод

творческий

Предметно – содержательная область

межпредметный

Количество участников

5 учащихся

Продолжительность

краткосрочный

Основные ресурсы и источники их финансирования

основой для реализации проекта являются информационные и материальные ресурсы школьной библиотеки, кабинета биологии и химии, Интернет ресурсы.

Ожидаемый результат

- Презентации для проведения классных часов:«Чистая вода – зеленые берега», «Наши друзья – комнатные растения»;

- статья в школьную газету «Правила ухода за комнатными растениями»;

- созданиекниги опытов «Волшебная вода».

Период и этапы реализации

январь - март 2014 года

Приложения

книга опытов «Волшебная вода».


Литература.

  1. Гальперштейн Л.Я. «Моя первая энциклопедия». М.: ООО Издательство “Росмэн”,2005.

  2. Пакулова В.М., Иванова. «Природа живая и неживая». М.: Дрофа, 1999.

  3. «Иллюстрированный атлас России». Издательство «Ридерз дайджест», 2003.

  4. Детская энциклопедия «Я познаю мир»,1999.

  5. Жолкевич В.Н., Гусев Н.А., Капля А.В. и др. «Водный обмен растений».

М., Наука, 1989.

  1. Энциклопедия "Жизнь растений". Издательство "Просвещение", М.,2005.




Чистая вода-

жизненно важный ресурс

и драгоценный дар природы.

Введение.

На уроке окружающего мира мы изучали водные богатства нашего края. Мы узнали, как велико значение воды для жизни на Земле. Воды на Земле много. Вода - это озера и реки, океаны и моря. Вода занимает почти 2/3 части земного шара, но большая её часть - соленая. А чтобы напиться и умыться, поливать растения, готовить еду нужна чистая пресная еда. Чистой пресной воды на нашей планете

не так уж много.

Вода – это необходимое условие жизнедеятельности всех живых организмов на Земле. Более того, именно благодаря воде на нашей планете зародилась первая жизнь – сине-зеленые водоросли, которая стала началом многомиллионной эволюции.

Вода и растения самые близкие друзья. Вода поит растения, а растения придают миру неповторимую красоту. Так же из уроков окружающего мира мы знаем, что растения являются единственными, кто умеет переводить неорганические вещества в органические, а значит они наши «кормильцы».

Чтобы сохранить жизнь на планете, мы должны заботиться о зеленом наряде Земли, сажать растения и ухаживать за ними.

Мы задумались, для чего нужна вода растениям? Как растения получают и расходуют воду? Могут ли растения запасать воду? Почему растениям нужна именно чистая вода? Как правильно ухаживать за растениями?

С этими вопросами мы обратились к ребятами провели анкетирование среди учащихся2-4 классов. Было опрошено 100 учащихся.

По результатам опроса были выявлены следующие результаты:

Вопросы

Ответили

Затруднились с ответом

  1. Могут ли растения жить без воды?

90%

10%

  1. Как забирают растения воду из почвы?

85%

15%

  1. Как вода попадает в стебли и листья растений?

45%

55%

  1. Когда растениям нужно больше воды?

60%

40%

  1. Что вы знаете об испарении воды листьями растений?

10%

90%

  1. Могут ли растения запасать воду?

20%

80%

  1. Как правильно ухаживать за растениями?

20%

80%

  1. Почему растениям нужна именно чистая вода?

10%

90%

На несколько вопросов большинство ребят затруднились дать ответы.

Таким образом, выявились основные проблемы:

большинство ребят не знает, как вода попадает в стебли и листья растений; как листья испаряют воду;могут ли растения запасать воду и почему растениям нужна чистая вода, а также многие не знают как правильно ухаживать за растениями.

Вывод:Вода – это существенный фактор, определяющий жизнедеятельность растений, поэтому мы должны знать, как правильно ухаживать за растениями, какую воду лучше использовать для полива.

Цель проекта: изучение важности и значения воды в жизни растительных организмов и создание книги опытов «Волшебная вода».

Идея проекта: рациональное использованиеводныхресурсов - это, прежде всего, забота о растениях нашей планеты Земля, а растения – это наши «кормильцы», это легкие нашей планеты.

Задачи:

- определить значение воды в жизни растений;

- узнать, как происходит водный обмен в растительных организмах;

- провести конкурс рисунков «Чистая вода – зеленые берега»;

- написать статью в школьную газету «Правила ухода за комнатными растениями»;

- подобрать материалы для создания книги опытов «Волшебная вода»;

- провести опыты для изучения влияния воды на растения.

Чтобы решить поставленные задачи, мы должны:

- посетитьшкольную библиотекуи воспользоваться Интернет - ресурсами;

- встретиться с Могильниковой Маргаритой Михайловной, учителем биологии нашей школы.

- объявить конкурс рисунков «Чистая вода – зеленые берега»;

- подобрать материал для статьи в школьную газету «Правила ухода за комнатными растениями»;

- подобрать материалы для создания книги опытов «Волшебная вода»;


Этапы работы над проектом.

I этап.Теоретический

Цель: изучение литературы и Интернет – ресурсов по интересующей теме.Поиск ответов на проблемные вопросы: «Для чего нужна вода растениям? Как растения получают и расходуют воду? Могут ли растения запасать воду?Как правильно ухаживать за растениями? Почему растениям нужна именно чистая вода?»и другие.

Посетив школьную библиотеку, мы познакомились с книгами о значении воды в жизни растений, которые нам помогла подобрать Чалова Т. Н., библиотекарь нашей школы. Наибольший интерес у нас вызвала книга И. Василькова «Путешествие в страну нектара». Из книги мы узнали об интересном опыте,как ученые открыли одну из самых поразительных тайн природы — тайну зеленого листа.Все знают, что для человека и животных необходима пища,
которая состоит из сложных органических веществ: белков, жиров, углеводов и витаминов. Травоядные животные получают пищу — органические вещества — в готовом виде от растений. А хищники, которые питаются не растениями, а животными, получают белки, жиры, углеводы из мяса животных, питающихся растениями. И только растения готовят из неорганических веществ органические, поддерживающие жизнь и самих растений и животных.

Более трехсот лет назад ученый Ван-Гельмонт проделал такой опыт. Он взял большой глиняный горшок и наполнил его землей. Земля была высушена и взвешена. В горшке ее поместилось 80 килограммов. Затем Ван-Гельмонт срезал ветку ивы, взвесил ее и посадил в горшок. Землю в горшке он тщательно прикрыл, чтобы туда не попадала пыль, всегда носящаяся в воздухе.
Ивовая ветка пустила корни и начала расти. Молодому деревцу не давали дополнительно никаких питательных веществ, а только поливали дождевой водой, которая не содержит солей. Прошло пять лет. Выросшую иву вынули из земли и взвесили. Оказалось, что она весит на 65 килограммов больше, чем весила посаженная ветка. Землю, оставшуюся в горшке, просушили и также взвесили. При этом ученый обнаружил удивительную вещь: вес земли за пять лет уменьшился только на 50 граммов. Каким образом ива добыла 64 килограмма 950 граммов органических веществ, из которых она построила ткани своего тела?Ван-Гельмонт не смог правильно ответить на этот вопрос.

В наше время ученые нашли разгадку. Оказывается, листья растений улавливают из воздуха углекислый газ. В небольшом количестве его доставляют к листьям и корни вместе с водой и минеральными солями из почвы. Из углекислого газа, а также из воды и минеральных солей, поступающих из почвы, в листьях образуются органические вещества: углеводы, белки, жиры. Из этих веществ строятся клетки стебля, листьев, корней, цветков и плодов.

Так же мы обратились кИнтернет - ресурсам.Работали с Интернетом на сайтах:

http://scienceland.info/,http://www.zoodrug.ru/, topic1812.html, http://www.maam.ru/,

http://voda-doma.com, http://flowers-live.ru/, http://festival.1september.ru, ecoclub.nsu.ru

Из Интернета мы выяснили, что вода составляет до 95% массы растений, в ней или с ее использованием протекают все процессы жизнедеятельности. Поэтому вода необходимое условие для жизни организма. При недостатке воды у растения нарушается обмен веществ.

  • Вода обеспечивает поток питательных и минеральных веществ по проводящей системе растения.

  • Прорастание семян зависит от наличия воды.

  • Вода участвует в процессе фотосинтеза.

  • Водные растворы, наполняющие клетки и межклетники, обеспечивают растению упругость, таким образом, растение сохраняет свою форму.

Растение обязательно должно поглощать воду. Иначе, рано или поздно, жизнь его прервется. Обычно растение поглощает воду исключительно своей корневой системой из почвы. В этом участвуют корневые волоски корней. Листья же через устьица испаряют воду. Смысл поглощения излишек воды, чтобы потом ее испарить, по большей части сводится к тому, что ток воды обеспечивает перенос веществ.Если испарение воды растением превышает поступление воды, то у растения наблюдается увядание. Так нередко бывает днем, когда жарко. Ночью растение восполняет недостаток, так как испарение в это время суток снижено.

Вода в растение поглощается путем осмоса, т.е. переноса веществ из одного раствора в другой. При осмосе вода, в которой меньше растворенных веществ как бы засасывается в более насыщенные веществами растворы. Клеточные растворы растений более насыщенные, поэтому клетки впитывают воду.

В результате постоянного поглощения и испарения воды в растении существует постоянный водный обмен, включающий три этапа: поглощение воды корнями, передвижение ее по сосудам проводящей ткани, испарение воды листьями. Ток воды идет через все органы растения. Сколько растение всасывает воды, приблизительно столько оно его испаряет. Так, например, только одно растение пшеницы в поле испаряет около 50 г воды в сутки.

Когда корни поглощают воду, они вместе с ней поглощают и растворенные минеральные соли. Когда вода испаряется, то соли в ней уже отсутствуют, они остаются в растении и используются в обмене веществ.Водный ток идет снизу вверх. Водный ток объединяет все органы растения, переносит различные соединения, питает клетки водой.

Результат.Мы узнали, что вода обеспечивает поток питательных и минеральных веществ по проводящей системе растения, прорастание семян зависит от наличия воды, вода участвует в процессе фотосинтеза, водные растворы, наполняющие клетки и межклетники, обеспечивают растению упругость, таким образом растение сохраняет свою форму.


II этап.Сбор информации.

Встреча с учителем биологии Могильниковой М.М.

Цель: знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде.


Маргарита Михайловна рассказала нам о группах растений по отношению к воде.Оказывается, растения делятся на несколько групп:

Гидатофиты - это водные растения, целиком или почти целиком погруженные в воду (элодея, рдесты, водяные лютики, валлиснерия, уруть, ряска). Вынутые из воды, они быстро погибают.Поглощение воды и минеральных солей происходит всей поверхностью тела.

Гигрофиты - наземные растения, произрастающие в условиях повышенной влажности воздуха и часто на влажных почвах.



Теневые гигрофиты - это растения нижних ярусов сырых лесов (недотрога, цирцея альпийская, бодяк огородный, многие тропические травы). Листья у них чаще всего тонкие, теневые. Высокаяобводненность тканей этих растений (80 % и более). Гибнут они даже при непродолжительной и несильной засухе.

Световые гигрофиты - это растения открытых местообитаний, растущие на постоянно влажных почвах и во влажном воздухе (папирус, рис, сердечники, подмаренник болотный, росянка).

Мезофиты - могут переносить непродолжительную и не очень сильную засуху. Произрастают при среднем увлажнении, умеренно теплом режиме и хорошей обеспеченности минеральным питанием. Сюда входят деревья, кустарники и травы различных зон, многие сорные и большинство культурных растений.

Ксерофиты - растут в местах с недостаточным увлажнением. Способны регулировать водный обмен, поэтому сохраняют активность и во время непродолжительной засухи. Это растения пустынь, степей, песчаных дюн и сухих сильно нагреваемых склонов.Ксерофиты подразделяются на два основных типа: суккуленты исклерофиты.

Суккуленты - сочные растения с сильно развитой водозапасающей паренхимой в разных органах: стеблевые (кактусы, стапелиикактусовидные молочаи); листовые (алоэ, агавы, мезембриантемумы, молодило, очитки); корневые (аспарагус, кислица).

Склерофиты - внешне сухие, часто с узкими и мелкими листьями, иногда свернутыми в трубочку. Склерофиты можно разделить на две группы: эуксерофиты и стипаксерофиты.

Эуксерофиты- это многие степные растения с розеточными полурозеточными, сильно опушенными побегами (полукустарники, некоторые злаки, полынь холодная, эдельвейс эдельвейсовидный).

Стипаксерофиты - это узколистные дерновинные злаки (ковыли, тонконоги, типчак), свернутые в трубочку листья которых имеют внутри влажную камеру.

Кроме того Маргарита Михайловна рассказала о том, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

Мы узнали, что идеальной для растений является вода с нейтральной реакцией pH, не содержащая хлора и прочих вредных примесей; лучше всего использовать воду комнатной температуры, или на 1—3° теплее комнатной, чтобы не подвергать корневую систему растений температурному стрессу; так как водопроводная вода содержит хлор и другую химию, перед использованием её лучше отстаивать в течение нескольких дней в открытой ёмкости; кипячёная или дистиллированная вода не повредит растениям, но в ней нет некоторых веществ, необходимых растениям для лучшего роста;дождевая вода содержит азот и другие элементы, поэтому для растений закрытого грунта такая вода, если она в экологически благополучном регионе, полезнее всего.

Маргарита Михайловна рассказала о требованиях, которым должна отвечать вода, используемая при гидропонной культивации растений:

Содержание солей и минеральных веществ в воде должно быть минимальным. Вода должна быть мягкой, свободной от солей кальция и магния. Например, высокое содержание солей кальция в воде приводит к тому, что важнейшие элементы питания - фосфор, железо, марганец, алюминий, бор переходят в соединения, которое растения не могут усвоить; присутствие токсичных примесей, инородных включений и растительных ядов недопустимо; реакция среды должна быть нейтральная или слабокислая.

Результат:мы узнали, что существуют группы растений, которым для жизни необходимо разное количество воды. Узнали, как растения засушливых районов запасают воду, а есть те, которые полностью живут в воде и без нее сразу гибнут. Как правильно ухаживать за комнатными растениями и о том, что не всякая вода полезна для растений. Перед нами вновь встал вопрос. В таком случае, какая вода подойдёт? Водопроводная, колодезная или из скважины, речная или озёрная, дождевая или дистиллированная? Естественно, что каждый вид воды обладает своими особенностями и характеристиками, которые указывают на степень её пригодности для приготовления питательного раствора. Мы решили провести опыт, чтобы узнать, какой водой лучше всего поливать растения, с какой водой растения будут лучше расти и развиваться.

III этап.Исследовательский


Цель:проведение опытадля того, чтобы узнать, какой водой лучше всего поливать растения, с какой водой растения будут лучше расти и развиваться.

Мы решили изучить влияние разных образцов воды на прорастание семян кресс-салата редиса и развитие листьев, формирования корней репчатого лука.

В один и тот же день мы посеяли семена редиса и кресс- салата и посевы полили водой. В стаканчики с разной водой поставили для прорастания репчатый лук.

Результаты эксперимента всходов семян на шестой день:


Дистиллирован-

ная вода (бутылированная)

Снеговая

(талый снег со школьного участка )

Сырая вода

(из- под крана)

Загрязнённая вода ( талый снег со стоянки машин, машинное масло, бензин)

кресс-салат

пророс

пророс

частично пророс

-

редис

пророс

пророс

частично пророс

-

репчатый лук

пророс

пророс

-

-

вода мутная с плесенью

Вывод:лучше всего взошли семена политые снеговой и дистиллированной водой. Отсутствовали всходы салата и редиса, политые загрязнённой водой и единичные

всходы были у семян политых сырой водой из - под крана. В сырой водопроводной и загрязненной воде корневой системы у лука нет, вода мутная с плесенью, имеет специфический запах, лук подгнивает. В дистиллированной и снеговой воде появились маленькие корешки и проклюнулись луковые перья.

Результаты эксперимента всходов семян на пятнадцатый день:


Дистиллирован-

ная вода (бутылированная)

Снеговая

(талый снег со школьного участка )

Сырая вода

(из- под крана)

Загрязнённая вода ( талый снег со стоянки машин, машинное масло, бензин)

кресс-салат

4 см

3,5 см

2,5 см

-

редис

3,5 см

3,5 см

3 см

-

репчатый лук

корневая система – длина 7 см, перо – 4 см

корешки ровные, короткие, длина 5 см, перо - 6 см

лук подгнивает


-

вода мутная с плесенью

Вывод: Самые ровные, здоровые и густые всходы семян политых дистиллированной и снеговой водой. Значительно хуже всходы, политые сырой водой. Отсутствуют всходы семян поливаемых загрязнённой водой.Результаты эксперимента показали, что самая развитая корневая система у луковиц, стоявших в дистиллированной и снеговой воде. Загрязненная и сырая вода оказались не пригодны для проращивания лука в данном случае.

Результат:кроме данного опыта нами был проведен ряд других опытов, которые мы включили в классные часы и в книгу опытов «Волшебная вода».

IVэтап. Творческая деятельность

Узнав много нового о том, как правильно ухаживать за растениями, его пользе и необходимости его сохранения, мы решили провести для одноклассников совместно с учителем классные часы:«Чистая вода – зеленые берега», «Наши друзья – комнатные растения».











После проведенияклассных часов, мы решили провести конкурс рисунков «Чистая вода – зеленые берега».

На основе полученной информации мы совместно создаликнигу опытов «Волшебная вода».В неё вошли наши опыты, классные часы, памятки о том, как правильно ухаживать за комнатными растениями.


Заключение.

В процессе работы над проектом мы изучилимного информации о значении воды в жизни растений,познакомились с тем, как правильно ухаживать за комнатными растениями, поняли, что растениям нужна чистая вода.

Мы провели ряд опытов с растениями и водой. Полученные в ходе опытов результаты, мы использовали при проведении классных часов:«Чистая вода – зеленые берега», «Наши друзья – комнатные растения». Провели конкурс рисунков «Чистая вода – зеленые берега», который вызвал интерес у большинства наших одноклассников.

В итоге многие ребята из наших классов узналио значении воды в жизни растений, о том, что для растений нужна чистая вода, а значит нам необходимо ее беречь.

Цель проекта достигнута.Нами созданакнига опытов «Волшебная вода», которой могут в дальнейшем пользоваться учителя и школьники.

Будущее планеты в наших руках…

9