Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дубровская №1 средняя общеобразовательная школа имени генерал-майора Никитина Ивана Семёновича
ПРОЕКТ
«Времена года»

Воспитатель: Фоченкова Н. А.
п. Дубровка 2016 г.
Тип проекта: долгосрочный, исследовательский, практико-ориентированный.
Состав участников: дети дошкольного возраста, педагоги, родители.
Актуальность: Результаты исследований показывают, что у многих детей дошкольного возраста не достаточно сформированы временные понятия. Дети не знают или путают времена года, у них нет элементарных представлений о временах года, не имеют представления о труде взрослых в разное время года, не имеют представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы. И в течении года усвоение времён года представляет для детей определённые трудности. Повысить усвоение материала позволяет метод проектной деятельности.
Цель проекта:
Формировать у детей среднего дошкольного возраста целостные представления о временах года.
Задачи:
1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.
2. Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.
3. Развивать творческие способности каждого ребёнка с помощью формирования у детей практических навыков в развитии связной речи и других психических функций, используя различные виды деятельности.
4. Вызывать потребность внимательно и бережно относится к природе, развивая наблюдательность и интерес к окружающему, умение видеть прекрасное в разное время года.
Этапы проекта
1. Подготовительный
- Постановка проблемы
- Обсуждение проблемы
- Создание развивающей среды
- Анкетирование родителей
- Подбор методической литературы
- Подбор художественной литературы и дидактических игр
- Материалы для экспериментирования
2. Практический (работа над проектом)
Организация деятельности детей
3. Заключительный (презентация проекта)
Определение результата практической деятельности с детьми
Предполагаемые результаты:
- Сформированы представления о временах года.
-Сформировано представление о труде взрослых в разное время года.
- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним.
- Повысился уровень экологической воспитанности родителей.
План реализации проекта «Времена года»
Мероприятия | Срок | Ответственные |
1 этап: подготовительный Постановка проблемы |
У детей не достаточно сформированы представления о временах года. | Сентябрь-июль | Воспитатель |
Обсуждение проблемы |
- Какие времена года вы знаете? - Какие изменения в природе вы замечаете? - Какие условия необходимы для жизни животных и растений в разные времена года? Где можно получить информацию? - Рассмотреть художественную литературу; - Найти информацию в интернете; - Спросить у взрослых | | |
2 этап: практический (работа над проектом) |
Познавательное развитие ООД. Тема: «Осень» Цель: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы. 2. Чтение художественной литературы. И. Бунин «Листопад». Цель: развивать у детей интерес к произведениям художественной литературы Беседы. «Осень в гости к нам пришла». Цель: формировать у детей представление об осенних изменениях в природе: похолодало, осадки, ветер, птицы улетают на юг. Развивать представления о диких животных. Лепка «Осеннее дерево». Цель: учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (ствол, веточки); предлагать объединять вылепленные предметы в коллективную композицию. Дидактическая игра «Что нам осень принесла». Цель: расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов, учить различать их по внешнему виду. Наблюдения на прогулках. | Сентябрь -октябрь - ноябрь | Воспитатель |
Познавательное развитие ООД. Тема: «Зима» Цель: формирование первичных представлений о зиме и её признаках. Учить замечать красоту зимней природы: пушистый снег, прозрачные льдинки, деревья в снежном уборе. Беседа на тему: «Пришел мороз -береги ухо и нос». Цель: расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идёт снег, люди надевают зимнюю одежду) Опыт «Лёд – вода». Цель: расширять представление детей о том, что в мороз вода превращается в лёд, а в тепле тает. Рисование: «Падает, падает снег». Цель: предложить детям передать в рисунке голубое небо с белыми облаками и кружащиеся на ветру снежинки. Продолжать учить правильно держать карандаш. Подвижная игра «Мороз красный нос». Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу воспитателя. Создать у детей радостное, весёлое настроение. Познавательное развитие ООД. Тема: «Зимушка – зима» Цель: развивать представления о зиме как времени года, воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы. Беседа «Зимние забавы». Цель: формировать у детей представление и зимних играх (катание на санках, с горки), сооружение снежных построек. Рисование. ООД. Тема: «Нарядная ёлочка» Цель: учить набирать краску на кисть, аккуратно обмакивать её всем ворсом в баночку с краской. Формировать умение создавать несложные композиции (ёлочка на празднике). Пение «Где зимуют зяблики» Цель: закреплять навыки выразительного исполнения песни, способствовать развитию творческой активности детей.
Дидактическая игра «Чьи следы». Цель: расширять представление детей о диких животных (медведь, лиса, белка, ёж), особенностях их поведения, умение находить в объекте описанные признаки. | Декабрь – январь - февраль | Воспитатель |
Познавательное развитие ООД. Тема: «Весна» Цель: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; воспитание любви и бережного отношения к родной природе. Чтение произведения В. Берестова «Март». Цель: развивать у детей интерес к произведениям художественной литературы, знакомить с характерными особенностями весенней природы. Рисование. ООД. Тема: «Вот какие у нас сосульки». Цель: учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии, учить располагать изображение по всему листу. Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит». Цель: упражнять в имитации движений и поводок животных, способствовать развитию физических качеств: быстроты, ловкости. Познавательное развитие ООД . Тема: «Весна в лесу» Цель: способствовать расширению представлений детей о диких зверях весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них родителей, защита от врагов, воспитание); формированию умения называть взрослого зверя и его детеныша; развивать любознательность; воспитывать чуткое и внимательное отношение к животным. Дидактическая игра «Перелётные птицы». Цель: расширять знания детей о характерных особенностях внешнего вида птиц, умение находить в объекте описанные признаки. | Март – апрель - май | Воспитатель |
Познавательное развитие ООД. Тема: «Лето» Цель: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; воспитание любви и бережного отношения к родной природе. Дидактическая игра «Что бывает летом?». Цель: уточнить знания детей о растениях в летний период, о летних изменениях в природе (жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки). Подвижная игра «Солнышко и дождик». Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу воспитателя, создать у детей радостное и весёлое настроение. Рисование «Божья коровка». Цель: подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий. Учить располагать изображение по всему листу. Потешка «Травка муравка». Цель: прививать интерес к чтению потешки, передавать своё отношение к содержанию потешки. Развивать интерес к русскому народному творчеству. Трудовая деятельность: полив цветов. Цель: прививать у детей трудолюбие, желание ухаживать за растениями, дружно трудиться. Дидактическая игра «Кто летает, а кто ползает». Цель: расширять представление детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза). | Июнь – июль - август | Воспитатель |
3 этап: заключительный (презентация проекта) |
Изготовление макета дерева «Времена года». Цель: обобщить полученные знания детей о характерных особенностях следующих друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в природе. | | Воспитатель |
Изготовление фотоальбома. | | Воспитатель |
Результаты проекта:
Количественные показатели | Качественные показатели |
62% детей, принявших участие в проекте, освоили поставленные задачи. 100% родителей удовлетворены ходом реализации проекта. У 75% родителей приняли активное участие в реализации проекта. | 1. Дети стали внимательней и бережней относится к природе. 2. Сформированы начальные представления о природном мире. 3. Сформировано положительное отношение к различным видам труда. 4. Обеспечено активное общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми 5. Владение связной речью, как средством общения. |
Конспект
организованной образовательной деятельности в средней группе
по теме: «ВЕСНА В ЛЕСУ»
(обобщающая беседа о лесных зверях зимой)
Программные задачи: способствовать расширению представлений детей о диких зверях весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них родителей, защита от врагов, воспитание); формированию умения называть взрослого зверя и его детеныша; развивать любознательность; воспитывать чуткое и внимательное отношение к животным.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми о диких зверях весной. Чтение познавательной и художественной литературы.
Материал: иллюстрации диких животных, бинокль, лист белой бумаги, цветные карандаши.
Ход.
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
В гости к детям приходит Красная Шапочка и загадывает загадку:
Приходит с добром,
Веет теплом.
Светом солнечным красна,
А зовут ее …(весна).
Красная Шапочка приглашает детей на экскурсию в весенний лес.
Воспитатель. Возьмите, дети, с собой бинокли, чтобы издали наблюдать за лесными жителями, потому что мы не должны их тревожить, они пугливы. Мы идем к ним в гости и не можем им навредить.
2. В с т р е ч а в л е с у.
На пути встречается ручеек, Красная Шапочка загадывает загадку:
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной.
Дети перешагивают через ручей. Подходя к лесу, вспоминают правила поведения в лесу (можно предложить природоохранительные и запрещающие знаки).
З а п о м н и п р а в и л а:
1. Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо.
2. Если у тебя есть собака, не бери еe с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать плохо лежащих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
3. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
4. Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим.
Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками.
Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания. Не забывайте и о том, что растения дают животным убежище. Оберегая травы, кусты и деревья, ты помогаешь зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
3. П у т е ш е с т в и е п о л е с у и рассматривание лесных жителей (картинки или игрушки):
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка.)
Дети рассматривают белку и беседуют о ней.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц.)
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо.)
– Как вы думаете, чье гнездо? Из чего оно построено?
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник.)
Встречают семью медведей, ежика и других лесных жителей, рассматривают деревья (почки, листья).
4. Р и с о в а н и е в е с е н н е г о л е с а.
Дети рассматривают репродукции и рисунки о весне, самостоятельно выбирают сюжеты и предметы своих рисунков.
Конспект
организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе
на тему: «ЗИМУШКА-ЗИМА»
Программные задачи: развивать обобщенные представления о зиме как времени года, ее существенных признаках; активизировать наблюдательную деятельность, сравнение основных зимних признаков (состояние растений, одежды человека в зимний период); поддерживать познавательные интересы к природе; воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.
Предварительная работа: наблюдение за состоянием погоды, объектами живой природы. Чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме. Рассматривание пейзажных картин о зиме. Труд на участке зимой.
Материал: дидактические игры: «Кто больше назовёт признаков зимы», «Когда это бывает?», карточки – схемы с явлениями природы.
Ход.
1. И г р а «Когда это бывает?».
Воспитатель называет признаки зимы и осени, дети отгадывают и находят карточки-схемы с зимними явлениями природы.
2. З а д а н и е. Назовите зимующих птиц и найдите картинки с их изображением.
3. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.
Среди леса кузнецы куют. (Дятлы.)
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)
4. И г р а «Во что любите играть зимой?».
Дети сидят полукругом. Воспитатель передает кому-либо из детей снежинку. Получивший еe, называет известную зимнюю игру.
5. Р а с с м а т р и в а н и е и о п и с а н и е снежинки: какая она?
6. И г р а «Кто больше назовет признаков зимы?».
Дети становятся в круг, по кругу передается «волшебная снежинка», каждый ребенок называет признак зимы, кто не может назвать – выбывает из игры.
7. К о н к у р с стихотворений о зиме.
