Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ирганайская средняя общеобразовательная школа им. М. А. Заргалаева»
МО «Унцукульский район»
Проект
«Здоровым быть здорово»
Подготовила: педагог-психолог Джаватханова А.А.
Стаж работы: 9 лет
Категория: первая квалификационная категория
2017 г.
Содержание
Цель, задачи проекта ……………………………………………............... 3
Пояснительная записка ……………………………………………………3
Актуальность проекта ……………………………………………………. 4
Ожидаемые результаты ………………………………………………….. 4
Механизм реализации проекта ……………………………………………5
Механизм оценки результатов ………………………………………….. 5
Этапы проекта …………………………………………………………. ….7
Реализация проекта
Подготовительный этап …………………………………………………...8
Основной этап ……………………………………………………………..10
Итоговый этап …………………………………………………………… 14
Заключение ………………………………………………………………..14
Цель: пропаганда здорового образа жизни среди школьников, профилактика табакокурения, алкоголизма и немедицинского потребления наркотиков
Задачи:
Формировать и развивать у школьников культуру здорового образа жизни.
Укреплять нравственные ориентиры и способствовать сохранению физического и психического здоровья.
Формировать устойчивые негативные установки по отношению к психоактивным веществам.
Воспитывать ответственное отношение к своему поведению и здоровью.
■ Пояснительная записка
Предупреждение употребления ПАВ несовершеннолетними – одна из центральных в ранней профилактике асоциального поведения среди детей.
Школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогов большую ответственность, особенно когда говорим о воспитании у детей потребности вести здоровый образ жизни.
Профилактические недели, акции, декады, конкурсы рисунков, классные часы, дискуссии, круглые столы, театрализованные представления, суды над вредными привычками, флеш – мобы, в которых учащиеся принимают активное участие - колоссальный опыт, накопленный нашей школой для профилактики детской наркомании. Одним из примеров проводимой в школе работы по пропаганде ЗОЖ является проект «Здоровым быть здорово», который был реализован в период с 12 сентября по 08 октября 2016 года.
■ Актуальность проекта
В. А. Сухомлинский: «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога… »
Проблема табакокурения, алкоголизации и наркомании среди детей и подростков волнует человечество. Особую опасность представляет употребление наркотических средств и психотропных веществ. Злоупотребление наркотиками и их незаконный оборот – угроза здоровью подрастающего поколения, всей России в целом. Неумолимо растёт число употребляющих ПАВ среди несовершеннолетних. Цель школы – подготовить детей к взрослой жизни, свободной от различных зависимостей, в том числе зависимости от ПАВ, научить их противостоять давлению сверстников, уметь твёрдо сказать «нет», воспитывать здоровую личность, умеющую ответственно относиться к своему поведению и здоровью, и ориентированную на здоровый образ жизни. Важно, чтобы школьники сами поняли, что быть здоровым и позитивным – значит, быть успешным. И это ведущее стремление человека, которое должно по жизни вести его к самосовершенствованию и саморазвитию.
■ Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта учащиеся определяют, что ЗОЖ – лучшая альтернатива употреблению ПАВ. У школьников закрепляется понятие, что современный подросток – это физически развитый человек, не имеющий вредных привычек, имеющий потребность вести здоровый образ жизни, с негативными установками на неприятие ПАВ. Проект предполагает укрепление нравственных ориентиров школьников, формирование позитивного жизненного настроя. В ходе реализации проекта старшеклассники занимают позицию активных участников, своим примером показывают младшим школьникам, что здоровье – необходимое условие для нормальной жизнедеятельности человека, эффективного функционирования и развития всего государства. Позитивная профилактика предполагает формирование убеждения, что здоровым быть выгодно, у детей появляется стремление вести здоровый образ жизни.
■ Механизм реализации проекта
1. Организационные условия: проект осуществляется под руководством педагога-психолога Джаватхановой Альбины Ахмедовны
2. Методические условия: материалы, пособия по работе с детьми и подростками по пропаганде здорового образа жизни, интернет – ресурсы.
3. Материально - технические условия: свободный кабинет, оргтехника (ноутбук, цветной принтер), музыкальный центр, флеш – накопитель, канцелярские принадлежности.
■ Механизм оценки результатов
Предполагает проведение анкетирования, сбор отзывов и предложений.
Анкета
«Определение отношения подростков к проблемам употребления ПАВ»
Анкета проводится в начале проекта с учащимися 5 – 11 классов с целью определения их отношения к проблеме употребления ПАВ.
1. Знаете ли Вы, что такое психооактивные вещества? 1) да; 2) нет
2. Как вы относитесь к психоактивным веществам?
1) положительно; 2) отрицательно; 3) нейтрально.
3. Как вы думаете, есть ли в нашем селе наркоманы?
1) да; 2) нет; 3) не знаю.
3. Как Вы думаете, люди какого возраста принимают наркотики?
1) школьники; 2) студенты; 3) другие
4. Какие суждения человека могут привести к наркотикам?
1) в жизни всё надо попробовать…; 2) один раз не страшно;
3) я буду себя контролировать и держать в руках;
4) а мне по «барабану»; 5) друг сказал, что он колется, и все «О, кей»;
6) чем я хуже других, не хочу быть «белой вороной»;
7) когда я почувствую, что начинается зависимость – брошу;
8) от этого вещества зависимости не бывает.
5. Какие могут быть причины?
1)семейные; 2) школьные; 3) молодёжные.
6. Какие люди легко поддаются наркотикам?
1) не имеющие цели в жизни; 2) «уличные»; 3) избалованные
7. Каковы основные причины, почему Вы бы никогда не стали употреблять наркотики?
1) Я не хочу закончить жизнь рано в страшных муках.
2) Моё здоровье не такое крепкое, чтобы выдержать приём таких веществ.
3) Мне жалко тратить свои деньги на это и отправлять их в чужой карман.
4) Я в будущем хочу стать отцом/ матерью.
5) Я не хочу становиться импотентом.
6) Я не хочу оказаться в тюрьме или в закрытом медицинском учреждении.
7) Я человек независимый, умеющий выбирать и отказываться.
8)Я не желаю зависеть ни от наркотика, ни от его распространителя.
9) Возможность заболеть СПИДом не вызывает у меня оптимизма.
10) Я хочу иметь работу и зарабатывать деньги.
Результаты анкетирования помогают определить уровень знаний учащихся о ПАВ.
Анкета «Оценка эффективности проведённого мероприятия»
Данное анкетирование проводится с педагогами школы с целью выявления значимости и эффективности реализованного проекта.
А анкетирование педагогов школы по следующим вопросам: | Соответствует ли содержание мероприятия его целям, задачам и ожидаемым результатам? Да -100% |
Каков уровень организации мероприятия? Высокий |
Выдержано ли мероприятие по времени? Да |
Является ли мероприятие системным или представляет собой набор несвязных между собой фактов? Мероприятие является системным |
Какие моменты мероприятия понравились? Почему? Сценки , буклеты, выставка |
6. Какие моменты мероприятия не понравились? Почему? |
■ Этапы проекта
№ | Мероприятия в рамках этапа | Дата проведения | Привлекаемые к реализации |
Подготовительный этап (12. 09. 2016 – 15. 09. 2016) |
1 | Постановка целей и задач проекта, актуальности, выбор формы реализации проекта | 12. 09. 2016 | Психолог Джаватханова А.А. |
2 | Анонимное анкетирование учащихся, интерпретация | 13. 09. 2016 - 14. 09. 2016 | Учащиеся 5 – 11 классов |
3 | Распределение заданий | 15. 09. 2016 | Учащиеся 8 – 11 классов |
Основной этап (16. 09. 2016 – 01. 10. 2016) |
1 | Оформление информационного плаката «Здоровым быть модно» | 16. 09. 2016 – 17. 09. 2016 | Учащиеся 8 - 11 классов |
2 | Выпуск буклетов «Золотые правила здоровья» | 19. 09. 2016 – 20. 09. 2016 | Учащиеся 8 – 11 классов |
3 | Поиск информации для выступления агитбригады «Здоровые ребята», репетиции | 21. 09. 2016 – 29. 09. 2016 | Учащиеся 8 – 11 классов |
4 | Участие в районном конкурсе агитбригад «Жизнь прекрасна – не губите её!» | 30. 09. 2016 | Учащиеся 8 – 11 классов |
5 | Показ выступления для учащихся школы | 01.10. 2016 | Учащиеся 8 – 11 классов |
Заключительный этап (03. 10. 2016 – 08. 10. 2016) |
1 | Проведение анкеты «Оценка эффективности проведённого мероприятия», интерпретация | 03. 10. 2016 – 04. 10. 2016 | Зам. директора по ВР, классные руководители |
2 | Выводы, рефлексия | 05. 10. 2016 | Зам. директора по ВР, классные руководители |
3 | Оформление проекта | 06. 10. 2016 – 08. 10. 2016 | Социальный педагог |
■ Подготовительный этап
На подготовительном этапе определяются цель, задачи и актуальность проекта. Также выбирается форма реализации. К участию в данном этапе привлекаются классные руководители заместитель директора по ВР, а также актив учащихся 8 – 11 классов, которые будут принимать непосредственное участие в реализации проекта. К выбору формы реализации проекта пришли путём обсуждения. Социальный педагог проанализировала все формы и методы антинаркотической работы с подростками: лекция, беседа, аудиовизуальные средства, круглый стол, дискуссия, ролевые игры, обучение других.
Лекция – наиболее быстрый способ предоставления информации неограниченному количеству слушателей. Лекция помогает сжато дать информацию о проблеме. Недостаток этого метода - лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя. Во время лекции трудно учесть мнения, чувства слушателей.
В ходе беседы ведущий не просто излагает информацию, а задаёт вопросы. Процент усвоения материала при использовании данного метода повышается.
Аудиовизуальные средства (просмотр видеофильмов, презентаций) - замечательный способ для эмоционального переживания информации. Чтобы повысить степень усвоения, нужно обязательно подготовить вопросы для обсуждения просмотренного фильма.
Дискуссии, круглые столы рассчитаны на работу с группами. Каждый участник высказывает своё мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Это обмен мнениями.
Ролевые игры - небольшие сценки, отражающие варианты жизненных ситуаций, в которых участники играют роль какого – то персонажа.
Обучение других – эффективная форма обучения. Она позволяет усвоить максимум знаний и навыков. Такая форма обучения в большей степени формирует мировоззрение и приверженности обучающихся. Обучение других – самая активная форма передачи и усвоения знаний, умений и навыков, потому что транслируется и сам механизм «передачи усвоения».
В рамках реализации проекта социальный педагог предложила выпустить информационные буклеты и прорекламировать их среди младших школьников и учащихся среднего звена.
Также предложено выпустить плакат о здоровом образе жизни.
Реализовывать проект психолог решила, опираясь на позитивную профилактику, избегая форм запугивания и страшных фактов о трагических последствиях употребления ПАВ. Именно позитивная профилактика – это форма работы, которая позволяет формировать у детей и подростков установки на здоровый образ жизни, стрессоустойчивость, социальные навыки, а также воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
На данном этапе с учащимися 8 – 11 классов проводится анонимное анкетирование, целью которого является – определение их отношения к проблеме употребления ПАВ. Психолог обрабатывает результаты, делает выводы о «пробелах» в знаниях подростков, касающихся употребления наркотических веществ.
Следующим мероприятием на подготовительном этапе является распределение заданий между учащимися 8 – 11 классов, которые необходимо будет выполнить на основном этапе реализации проекта.
■ Основной этап
На основном этапе учащиеся 8 – 11 классов под руководством социального педагога проводит работу по подготовке плаката «Здоровым быть модно», а также информационных буклетов для учащихся школы. Буклеты «Золотые правила здоровья» старшеклассники раздали младшим школьникам и учащимся среднего звена, «сделав» рекламу основных правил для сохранения здоровья человека.
■ Итоговый этап
На данном этапе подводятся итоги, формулируются выводы. В рамках реализации проекта учащиеся школы выпустили плакат «Здоровым быть здорово», а также информационные буклеты для учащихся «Золотые правила здоровья», которыми они поделились с младшими школьниками и учащимися среднего звена.
На итоговом этапе проводится оценка эффективности проведённого мероприятия с целью выявления значимости реализованного проекта. В данном анкетировании принимали участие педагоги школы. Исходя из результатов анкетирования, приходим к выводу, что педагоги школы высоко оценили уровень организации проекта, цель и задачи проекта соответствуют ожидаемым результатам. Подчёркнута активность самих учащихся в реализации проекта.
■ Заключение
Пристрастие к психоактивным веществам ведёт к нравственной и социальной деградации личности, толкает потерявших контроль над своим поведением подростков к правонарушениям. Родители и педагоги в первую очередь обязаны показать, что жизнь прекрасна, многогранна, интересна, увлекательна только тогда, когда главная цель каждого – ориентир на здоровье как общечеловеческую ценность, социальное самосовершенствование, умение правильно и с пользой организовывать своё свободное время и жизнь.
8