
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №67 г. Балаково Саратовской области
ПРОЕКТ
«Здравствуй, малыш»
для детей второй группы раннего возраста
Воспитатели:
Фролова Ю.Н.
Скрипко О.А.
2018г.
Тип проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный, с 03.09.2018г. по 31.10.2018г.
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста №2 «Птенчики», родители, воспитатели Фролова Ю.Н., Скрипко О.А.
Цель: помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Задачи:
- преодолеть стрессовое состояние у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей;
- снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию;
- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;
- развивать внимание, восприятие, речь, воображение;
- развивать игровые навыки, произвольное поведение.
Этапы проекта:
1 этап – Подготовительный:
- подбор методической, художественной литературы, дидактических игр;
- оформление и обновление предметно – развивающей среды;
- составление и подбор информационного материала для родителей;
- анкетирование родителей.
2 этап – Основной:
- заполнение адаптационных листов;
- знакомство детей с детским садом, друг с другом;
- проведение родительского собрания, анкетирования, консультаций.
3 этап – Заключительный:
- анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
- публикация проекта на интернет – сайте.
Предполагаемые результаты:
- благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет;
- снижение заболеваемости у детей в период адаптации в ДОУ;
- становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е. А Психогимнастика в детском саду. Ярославль 2000;
2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004;
3. Глебова С. В. Детский сад – семья; Аспекты взаимодействия. (практическое пособие для воспитателей и родителей) - Воронеж: С. С., 2007;
4. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004;
5. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж 2006;
6. Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль 2000;
7. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012.
8. Школа рисования для малышей. «Росмен» 2005;
9. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011;
10. http://nsportal.ru/detskiy-sad
11. http://ped-kopilka.ru/
12. http://www.maam.ru/
Содержание
Введение………………………………………………………………………………...5
Планирование и организация деятельности с родителями………………………….6
Планирование и организация деятельности с детьми……………………………….7
Родительское собрание «Адаптация ребёнка к детскому саду в начале учебного года»…………………………………………………………………………………….9
Чтение потешки «Петушок, петушок!»……………………………………………...11
Дидактическая игра «Кто работает в детском саду?»………………………………12
Игра «Хоровод»……………………………………………………………………….13
Подвижная игра «Зайка серенький сидит»………………………………………….14
Показ кукольного театра «Колобок»………………………………………………...16
Конспект НОД по «Художественно-эстетическому развитию» на тему «Листочки на дереве» (рисование пальчиками)………………………………………………....17
Игра «Мыльные перчатки»…………………………………………………………...21
Игра «Едем в детский сад на машине»……………………………………………....22
Приложение 1………………………………………………………………………….23
Приложение 2………………………………………………………………………….24
Приложение 3………………………………………………………………………….25
Приложение 4………………………………………………………………………….32
Введение
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 2-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому, проект строится на основе игровых упражнений. В проект включены элементы психогимнастики, АРТ-терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессоров.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.
Основание для разработки: Работа воспитателя и психолога заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов, обладать высокой рефлексивностью и эмпатией.
Риски: у всех детей разный характер – у кого то адаптация проходит быстро, у других более длительно.
Предупреждение рисков: заинтересованность родителей и учитывать индивидуальных особенностей семей.
Планирование и организация деятельности с родителями:
№ п/п | Мероприятие | Цели | Ответственный | Сроки проведения |
| 1 этап - подготовительный | | | |
1 | Заполнение договоров, экскурсия для родителей по ДОУ, анкетирование родителей | Знакомство с семьями по средствам анкетирования, заполнение социальных паспортов на воспитанников | Заведующий МАДОУ, воспитатели | Сентябрь 2018г. |
| 2 этап - основной | | | |
2 | Родительское собрание «Адаптация ребёнка к детскому саду в начале учебного года» | Ознакомление родителей с системой работы ДОУ, консультирование | Воспитатели | Октябрь 2018г. |
| 3 этап - заключительный | | | |
3 | Консультация для родителей «Адаптация ребёнка в детском саду» (Приложение 3) | Просвещение | Воспитатели | Октябрь 2018г. |
4 | Памятка для родителей «Адаптация ребёнка к детскому саду» (Приложение 4) | Просвещение | Воспитатели | Октябрь 2018г. |
Планирование и организация деятельности с детьми:
№ п/п | Мероприятие | Цели | Ответственный | Сроки проведения |
| 1 этап - подготовительный | | | |
1 | Совместный осмотр помещений группы, беседа с детьми «Где живут игрушки» | Помощь в освоении пространства и игрушек группы, индивидуальная психологическая помощь. | Воспитатели | Сентябрь 2018г. |
2 | Чтение потешки «Петушок, петушок!» | Учить повторять движения за воспитателем | Воспитатели | Сентябрь 2018г. |
3 | Дидактическая игра «Кто работает в детском саду? | Формирование представления детей о профессиях работников детского сада. | Воспитатели | Сентябрь 2018г. |
| 2 этап - основной | | | |
4 | Игра «Хоровод» | Формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю | Воспитатели | Сентябрь 2018г. |
5 | Подвижная игра «Зайка серенький сидит» | Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, подпрыгивать на двух ногах; игра способствует развитию речи | Воспитатели | Сентябрь 2018г. |
6 | Показ кукольного театра «Колобок» | Воспитывать у детей умение слушать | Воспитатели | Октябрь 2018г. |
| 3 этап - заключительный | | | |
7 | Рисование пальчиками «Листочки на дереве» (Приложение 5) | Создание положительной эмоциональной обстановки | Воспитатели | Октябрь 2018г. |
8 | Игра «Мыльные перчатки» | Учить детей намыливать руки с внешней и внутренней стороны | Воспитатели | Октябрь 2018г. |
9 | Игра «Едем в детский сад на машине» | Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел | Воспитатели | Октябрь 2018г. |
Родительское собрание «Адаптация ребёнка к детскому саду в начале учебного года»
Цель: повышение компетентности родителей по подготовке ребёнка к детскому саду, а так же в период адаптации.
Задачи:
- познакомить родителей с понятием «адаптация»;
- дать рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду;
- показать различные способы и приёмы в воспитании детей раннего возраста;
- установить эмоциональный контакт, партнёрские отношения с родителями;
- показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения друг к другу.
Повестка родительского собрания:
Знакомство родителей, заполнение анкет. (Приложение 1), (Приложение 2)
Разное.
Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня знаменательное событие - первое родительское собрание. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения. Для этого мы сыграем в одну простую, но очень важную игру «Будем знакомы». Пожалуйста, последуйте моему примеру. (Воспитатель представляет себя, обматывает палец ниткой, передаёт одному из родителей и т.д. пока клубок не вернётся воспитателю.)
Посмотрите пожалуйста, все мы связались нитью. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей!
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Уже с первых дней жизни у ребёнка в семье формируются привычки, привязанности, определённое поведение. К 2 – 3 годам стереотип становится довольно устойчивым. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребёнка и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвётся сердце», когда она видит, как переживает её малыш.
Чтобы малыш лишний раз не беспокоился и не отвлекался от своих занятий, подберите ребёнку удобную и по размеру одежду и обувь. И снова повторюсь: приучайте ребёнка к самостоятельности! При одевании ребёнка проговаривайте потешки, которые помогут вам создать игровое настроение, а также будут развивать речь вашего ребёнка. По возможности необходимо отучать ребёнка от пустышки, бутылки. Если до посещения детского сада вам не удалось отучить ребёнка от пустышки, то во время адаптации нельзя заострять на этом внимание.
Уважаемые родители, не стесняйтесь рассказать воспитателю об индивидуальных особенностях своего ребёнка, чтобы воспитателю было легче найти подход к вашему малышу. Вы можете давать ребёнку игрушку в детский сад, так как в детском саду они будут частичкой вашего дома.
Собирая ребёнка в детский сад, не торопите его, при этом сами не раздражайтесь. Тревожное возбуждённое состояние родителей неблагоприятно влияет на ребёнка во время привыкания. Перестаньте волноваться! Всё будет хорошо! Ваше настроение передаётся малышу на расстоянии. Что такое режим знают все, но не все понимают, как он важен для ребёнка! Старайтесь придерживаться дома режимных моментов: подъём, завтрак, прогулка, обед, сон, полдник, прогулка, ужин.
Приходите в детский сад заблаговременно, чтобы ребёнок успел поиграть до завтрака. Ребёнок должен постепенно привыкать к режиму в детском саду. Интересуйтесь у ребёнка, как у него прошёл день, чем он занимался, в какие игры играл. Ребёнок с вами поделится, и будет знать, что его посещение в детском саду вам небезразлично.
Чтение потешки «Петушок, петушок!»

Дидактическая игра «Кто работает в детском саду?»
Цель: формирование представления детей о профессиях работников детского сада.
Материалы: атрибуты различных профессий (градусник – медсестра, половник – повар, стиральный порошок – прачка, музыкальные инструменты – музыкальный руководитель и т.д.); карточки-рисунки сотрудников детского сада.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди, и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит.




Игра «Хоровод».
Цель: формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Воспитатель и дети ходят по кругу взявшись за руки, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы "падают" на пол.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов.
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг.
Дружно прыгаем мы вдруг,
ХЕЙ
(Вместе подпрыгивают)


Подвижная игра «Зайка серенький сидит».
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, подпрыгивать на двух ногах; игра способствует развитию речи.







Показ кукольного театра «Колобок».
Цель: воспитывать у детей умение слушать.






Конспект НОД по «Художественно-эстетическому развитию»
на тему «Листочки на дереве» (рисование пальчиками)
Цель: создание положительной эмоциональной обстановки.
Задачи:
- продолжать учить детей рисовать красками при помощи пальца;
- продолжать знакомить с цветом – желтым, зеленым;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Материалы: Бумага формата А5 (с изображением ствола и веток дерева) на каждого ребёнка, гуашь разведённая водой жёлтого и зелёного цветов, салфетки влажные.
Предварительная работа:
- наблюдение на прогулке за осенними листьями;
- игра с листочками.
Методика проведения
Вводная часть:
Воспитатель:
- Все садитесь рядком,
- Поиграем ладком.
Приготовьте ушки, глазки,
- Начинаем нашу сказку.
Когда сегодня я пришла,
- То корзиночку нашла.
Основная часть:
(воспитатель предлагает посмотреть детям, что за корзинка стоит в уголке природы, подносит к ним).
Воспитатель: - А в корзинке Мишка спит. (В корзинке лежат осенние листья, на них - игрушка Мишка).
Воспитатель: - Ребята, давайте разбудим мишку.
Мишка, Мишка, просыпайся,
- Косолапый, поднимайся.
Что принес ты нам в корзинке
- Расскажи нам поскорей,
Любопытные ребятки
- Знать хотят, что в ней.
(Мишка просыпается, дети здороваются с ним, гладят его).
Воспитатель: - Мишка, что за корзинку ты нам принес, что в ней такое? (подносит мишку к своему уху)
Воспитатель: - Дети, Мишка говорит, что он подарок принес от своих друзей из осеннего леса: желтые и зеленые листочки, и хотел, чтобы вы с ними поиграли, полюбовались. (Дети рассматривают листочки).
Воспитатель: - Какого цвета листочки? (Ответы детей) (воспитатель раздаёт каждому ребенку по два листочка)
Физминутка:
(Дети кружатся с листочками. Ходят по группе, выполняя движения по показу).
Воспитатель:
-Мы – листочки, Мы - листочки
Мы на веточках висели,
Ветер дунул - полетели.
Мы летим, летим, летим,
Мы летим куда хотим!
Перестал дуть ветерок
- Собрались мы все в кружок.
(Дети присаживаются на стульчики).
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Мишке очень понравилось, как вы танцевали с листочками.
Воспитатель: - Ребята. Мишка хочет показать, где он живет. Посмотрите на эту картинку. (Дети рассматривают картинку с изображением осеннего леса).
Воспитатель:- На этой картинке нарисован лес, в котором живет Мишка. (Показывает на деревья).
Воспитатель: - Что это такое? (Ответы детей).
Воспитатель: - Что это на деревьях? (Показывает на листья) (Ответы детей)
Воспитатель: - Какого цвета листья на деревьях, земле? (Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, вам понравился подарок от Мишки? (Ответы детей).
Воспитатель: - Хотите мы с вами Мишке тоже сделаем подарок? Нарисуем листочки. (Дети проходят за столы, на которых все приготовлено для рисования).
Воспитатель: - Посмотрите и скажите, какого цвета краска у вас на столе? (Ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, желтого и зеленого. А листья будем рисовать указательным пальчиком. Покажите свой указательный палец. (Дети показывают указательный палец)
Воспитатель: - Я аккуратно макаю указательный палец правой руки в краску и оставляю отпечаток на бумаге, вот так, у меня получился один листочек. -А теперь и вы также сделайте. (Дети выполняют задание) (Помощь затрудняющимся детям)
Воспитатель: - Послушайте, что говорит Мишка.
«Ребята, мне очень понравились ваши листочки, спасибо.
Падают, падают листья
В нашем саду листопад.
Желтые, желтые листья
По ветру вьются, летят»
Заключительная часть:
Воспитатель: - Какого цвета осенние листья? (Ответы детей)
Воспитатель: - Для кого мы рисовали листья? (Ответы детей)
Воспитатель: - А чем мы рисовали? (Ответы детей)
Воспитатель: - И рисунки наши я Мишутке отдаю. Отнесет он наш подарок в лес своим друзьям, они будут очень рады. (Прощаемся с Мишкой)
Воспитатель: - До свидания, Мишка!
Игра «Мыльные перчатки».
Цель: учить детей намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Материалы: детское мыло, полотенце.
Ход игры.
Воспитатель: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". (Воспитатель поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки".)
После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.
В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки.
Например, первая потешка: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!».
Вторая потешка: «В кране булькает вода. Очень даже здорово! Умывается сама Машенька Егорова» (или педагог называет имя ребенка).
Третья потешка: «Знаем, знаем, да, да, да! Где тут прячется вода! Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку. Нет, не понемножку — посмелей, будем умываться веселей!»


Игра «Едем в детский сад на машине».
Цель: активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел.

