Проектирование программы индивидуального сопровождения детей в условиях особых проявлений поведения
Вайгель Т.П.,
учитель начальных классов
Челябинск
2020 г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции нарушений поведения младших школьников
1.1 Сущность и определение понятий «поведение», «типы нарушений поведения».
1.2 Причины и характеристика особенностей проявления и нарушения поведения в младшем школьном возрасте
Глава 2. Коррекционная помощь младшим школьникам в условиях особых проявлений поведения
2.1 Диагностический материал для выявления нарушений поведения младших школьников, игры, упражнения и методы коррекции поведения младших школьников
2.2 Организация работы по выявлению и ослаблению уровня нарушений поведения у детей младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Введение
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Зачастую путь ребёнка с симптомами аномального поведения в социуме начинается с неудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Даже самые способные дети, с высоким уровнем интеллекта, показывают низкую успеваемость. Хотя некоторые из них всё же достигают неплохих результатов, но и они не реализуют полностью свои высокие интеллектуальные возможности.
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым1, к одной из основных категорий аномальных детей относятся дети с нарушением поведения и общения (гиперактивные, агрессивные, тревожные и т.д.)
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается важность учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, а также использование разнообразных организационных форм, методов и приемов обучения, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Также во ФГОС НОО чётко обозначат требования к личностным результатам образования, а именно: выполнению морально – нравственных норм, сформированности внутренней позиции, самоуважения, самооценки. [20]
В предлагаемой работе мною рассмотрено психолого-педагогическое сопровождение детей в условиях особых проявлений поведения.
Необходимо отметить, что объем психологических знаний о детях с различными нарушениями, в частности, особыми проявления поведения, не так уж велик, поскольку специальная психология как целостная отрасль психологической науки начала формироваться всего несколько десятилетий назад. Количество знаний о разных недостатках крайне мало и соответственно представляет профессиональный интерес у людей как-либо связанных с данной проблемой.
Проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: как организовать деятельность педагога, чтобы она обеспечивала поддержку развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования: коррекционно- развивающая деятельность в начальной школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия коррекции поведения детей младшего школьника.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически выявить психолого-педагогические условия коррекции по предупреждению нарушений поведения младших школьников.
Задачи данного исследования:
определить сущность понятий «поведение», «типы нарушений поведения»;
изучить характеристику особенностей проявления и причины нарушений в поведении у младших школьников;
проанализировать существующий диагностический материал для выявления нарушений поведения младших школьников и раскрыть специфику методов коррекции поведения младших школьников;
осуществить педагогическую деятельность по коррекции поведения у младших школьников.
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции нарушений поведения младших школьников
1.1 Сущность и определение понятий «поведение», «типы нарушений поведения»
Проблема отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста вызывает особый интерес исследователей в различных областях научного знания. Современные знания об отклоняющемся поведении личности позволяют утверждать, что общественность имеет дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности. Не редко плохое поведение возникает из-за того, что ребенок специально захотел нарушить дисциплину.
В учебнике под редакцией Г.Ф. Кумариной даётся такое определение понятию поведение: «Поведение совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью ребенка». [10, с.188]
Психолог С.Л.Рубинштейн писал: «Под поведением разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой…» [18, с.188]
В психологическом словаре Р.С. Немова даётся такое определение понятию: «Поведение - внешне наблюдаемые движения человека или животных, в основе которых лежат или которыми управляют психологические факторы». [13, c.288]
Психолог Дубровина И.В. даёт такое определение понятию: «Поведение - этосовокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельностиживых существ, в том числе человека». [6, с. 167]
В учебнике под редакцией Г.Ф. Кумариной рассказывается о следующих типах нарушений поведения:
Гиперактивное поведение- поведение детей, как никакое другое, вызывает множество нареканий и жалоб родителей, воспитателей и учителей. Такие дети отличаются повышенной потребностью в движениях.[10, с.201]
Демонстративное поведение - при подобном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения.[10, с.203].
Протестное поведение - формы протестного поведения детей- негативизм, строптивость, упрямство. [10, c.204]
Формы протестного поведения: «негативизм- такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили», «упрямство» - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем- либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал».[10, c.204]
Агрессивное поведение - целенаправленное разрушительное поведение. Реализую агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе.[10, c.206]
Инфантильное поведение. Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту.[10, с.207]
Конформное поведение- оно полностью подчинено внешним требованиям, требованиям других людей.[10, c.208]
Таким образом, осуществив анализ основных понятий «поведение», «типы нарушений поведения» мы отметили, какие нарушения часто встречаются в поведении у младших школьников.И пришли к выводу, что для коррекции поведения младших школьников нам нужно знать не только сущность понятий, но и причины и особенности проявления нарушений поведения у младших школьников. Поэтому продолжая исследование, мы рассмотрим в следующем параграфе нашей главы причины и особенности проявления нарушений в поведении у младших школьников.
1.2 Причины и характеристика особенностей проявления и нарушения поведения в младшем школьном возрасте
Осложнения в поведении у ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.
Еще одной причиной появления трудностей в поведении у младших школьников может быть школьная дезадаптация.
Из этого можно предположить, что основными причинами нарушения поведения младших школьников является:
а) стресс, связанный с изменениями в жизни детей, возникшими при поступлении в школу и начале периода адаптации;
б) недостаточность знаний об управлении данным видом стресса.
Нарушения поведение представляет собой определенные действия или поступки, идущие в разрез с социальными, культурными и нравственными нормами, принятыми в среде нахождения младших школьников. [14, с. 125]
Типичные нарушения поведения - это гиперактивное поведение, демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и симптоматическое поведение (в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания).
Гиперактивный ребенок. Основные признаки такого ребенка –является двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Он часто переходит от одного незавершенного действия к другому, не может играть спокойно и часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. Гиперактивный ребенок начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца. Во время работы часто отвлекается, не использует предложенные средства, поэтому допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет. Ребенок с гиперактивным поведением постоянно находится в движении, не зависимо от того чем он занимается. Такой ребенок импульсивен и невозможно предугадать, что он сделает в следующий миг. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.
Ребенок с демонстративным поведением намеренно и осознано нарушает принятые норм, и правила поведения. Один из вариантов демонстративного поведения – это детское кривляние. Во- первый, ребенок кривляется только в присутствии взрослых (учителей, воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание. Во – вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается.
Ребенок с протестным поведением показывается такие формы поведения, как негативизм, упрямство, строптивость.
Агрессивнный ребенок, как правило, импульсивный, раздражительный, вспыльчивый. Характерными чертами эмоционально- волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неустойчивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность.
Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе, общения со сверстниками и взрослыми. Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, так как порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.
Ребенок с инфантильным поведением, при нормальном и даже и ускоренном физическом и умственном развитии характеризуется незрелостью интегрированных личностных образований. Это выражается в том, что в отличие от сверстников он неспособен самостоятельно принять решение, выполнить какое-либо действие, испытывает чувство незащищенности, у него понижена самокритичность.
Ребенок с конформным поведением. Психологической основой конформности является высокая внушаемость, непроизвольное подражание. Также им присуща тенденция менять самооценку и ценностные ориентации, свои интересы и мотивы под влиянием другого значимого для них человека или группы, в которую они включены.
Ребенок с симптоматическим поведением демонстрирует недомогание, слабость, беспомощность и ожидает, чтобы о нём позаботились, по сути контролирует того, кто проявляет о нём заботу. Нередко симптоматическое поведение следует рассматривать как способ, которым пользуется ребенок, чтобы извлечь выгоду из неблагоприятной ситуации: не пойти в школу, привлечь к себе внимание матери.
Изучив характерные особенности проявления, каждого нарушения можно сделать вывод, что каждый тип нарушения индивидуален в особенностях проявления у детей младшего школьного возраста.
Предупреждение и исправление разного рода нарушений поведения возможно, если целенаправленно формировать у младших школьников познавательную активность, включая их в разнообразны виды деятельности, конкретизировать правила поведения в соответствии с условиями данной школы, класса
Глава 2. Коррекционная помощь младшим школьникам в условиях особых проявлений поведения
2.1 Диагностический материал для выявления нарушений поведения младших школьников, игры, упражнения и методы коррекции поведения младших школьников
Для профилактики нарушений поведения младших школьников нам необходимо подобрать и рассмотреть диагностический инструментарий, который поможет прояснить картину внутреннего мира ученика, а также поможет нам в работе по выявлению детей с нарушениями в поведении.
М.С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:
1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.
2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.
3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка. [16, с. 45]
Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. В последние годы в нашей стране появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты.
Графическая методика «Кактус»
Автор методики – М.А. Панфилова.[17]
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
М.А. Панфилова в своей работе отмечает, что целью данной методики является выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Графическая методика выполняется на листах формата А4. Кактус изображается таким, каким ты себе его представляешь. Не допускаются вопросы и дополнительные объяснения. Ребенку нужно дать столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
После того, как ребенок полностью завершил рисование можно начинать обработку рисунка. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам. ( Приложение 1)
Диагностика «Понимание специфики ситуации»
Автор: БелицкаяЕ.М.[2]
Цель: направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (способности детей распознавать различные ситуации, связанные с пребыванием обществе, и определять правила поведения в них).
Описание: методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (способности детей распознавать различные ситуации, связанные с пребыванием в школе, и определять правила поведения в них.
Процедура проведения: пары картинок с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в школе (по количеству детей). На одной картинке изображена ситуация, в которой все дети ведут себя в соответствии с правилом, на другой – кто-нибудь нарушает его. Карандаши.
Инструкция: Педагог. Посмотрите внимательно на картинки. Отметьте ту, на которой все дети ведут себя правильно.Аналогичное задание дети выполняют со следующей парой картинок.
После проведенной диагностики результаты отмечаются в сводной таблице результатов. ( Приложение 3).
Методика «Несуществующее животное»
Автор: Дукаревич М. З. [6]
Цель: диагностика личностных особенностей.
Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпритируютсясимволично. (Приложение 4).
Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.
Кумарина Г.Ф. отмечает, что игра- это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, правила поведения, окружающую действительность. [10, с. 216]
Игра - присущий детскому возрасту вид активности - логично проецируется на достижение определенных педагогических целей, в том числе связанных с коррекцией поведения детей. Далее представлен набор игр и упражнений по профилактики и коррекции поведения для младших школьников. (Приложение 6)
Г.Ф. Кумарина раскрывает специфические и неспецифические методы коррекции поведения детей. [10,c.210]
Используя специфические методы, учитель осуществляет коррекционное воздействие прямо (непосредственно)- на недостатки в поведении ребенка. С помощью не специфических методов коррекционное воздействие направляется косвенно (опосредованно)- на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений со взрослыми и сверстниками.
Специфические методы коррекции поведения – упражнения.
Выполняя упражнение, ребенок уясняет содержание желательного поведения, закрепляет его, превращает (с соблюдением допустимой меры автоматизации) в привычное.
Грамотное применение упражнений способствует устранению недостатков и формированию относительно устойчивого желательного поведения. Однако чрезмерное упование на упражнение может провести нежелательным последствиям: к вспышкам агрессивности, к стремлению всё делать наоборот.
Следующие методы коррекции поведения детей неспецифические, которые предлагает Г.Ф. Кумарина [10,с.212]
Неспецифические методы коррекции поведения Г.Ф. Кумарина разделяет на три группы:
-методы изменения деятельности детей;
-методы изменения отношений;
-методы изменения компонентов образовательно - воспитательной системы.
Первая группа – методы изменения деятельности детей - включает введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности.
1.Введение новых, дополнительных видов деятельности. Прежде всего это те виды деятельности, которые ранее либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно, например,творческая деятельность в различных жанрах искусства:
-«арт-терапия»- изобразительная деятельность, литературном и музыкальном творчестве, драматизации, ребенок получает практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания.
-«музыкотерапия» -эффективное средство развития личности ребенка, его поведения. С помощью музыки (музыкального ритма), считал В.М. Бехтерев, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить заторможенных, урегулировать их поведение.
-литература (библиотерапия)- имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков. Небольшие по объему произведения читаются на уроках или на специальном групповом коррекционном занятии. В процессе чтения, слушания литературного произведения, сопереживая литературным персонажам, дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев, но и свои собственные, получают представление об иных возможных способах поведения. Таким образом, усиливается способность ребенка анализировать и, следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции, свое поведение.
-рисование (рисуночная терапия), участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлено не только на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь ребенку преодолеть недостатки в поведении, научиться управлять своим поведением, своими реакциями, сформировать ведущие личностные образования.
2.2 Организация работы по выявлению и ослаблению уровня нарушений поведения у детей младшего школьного возраста
В условиях образовательного учреждения реализация работы по социальной адаптации детей осуществляется с учетом:
личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию;
необходимости восстановления физического и психического здоровья, развития и саморазвития личности ребёнка как субъекта познания и предметной деятельности;
специфики работы социально-психологической службы учреждения.
Опираясь на практический опыт работы с детьми, имеющими нарушения в поведении и анализируя характерные особенности этих детей (Приложение 2, Приложение 3) можно выделить основные этапы психолого-педагогического сопровождения:
1. Психологическая диагностика.
Предусматривает изучение гиперактивного ребенка, его личностных особенностей и индивидуальных характеристик, выявление причин, имеющихся у ребенка, проблем для обеспечения ему персонифицированной помощи.
Диагностика предполагает:
комплексное изучение ребенка;
формулировка психолого-педагогических проблем;
выдвижение гипотез об имеющихся у ребенка затруднениях;
выбор методов исследования и диагностических методик (Приложение 4);
формулировку психолого-педагогического диагноза;
разработку рекомендаций для организации социальной адаптации данной категории детей.
Используемые в этих целях методики должны отвечать следующим требованиям:
простота и процедурная доступность для педагога, психолога;
непродолжительность процедуры по времени и неутомительность для детей;
наличие элементов занимательности (желательны игровые формы).
2. Психологическое просвещение.
Предполагает повышение психологической компетентности педагогов Дома детства и юношества и родителей обучающихся.
Осуществляется в форме:
В данном пособии приведены разработки цикла занятий с педагогами дополнительного образования – спецкурс " Работа с особыми детьми", проведенный в 2009-2010 учебном году.
(Приложение 5).
3. Психологическая профилактика и коррекция.
Включает в себя систематическую и целенаправленную работу с гиперактивными детьми по трем основным направлениям:
развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
формирование навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
коррекция эмоционально-волевой сферы (агрессия, гнев, тревожность, импульсивность).
Осуществляется в форме:
индивидуальных и групповых занятий;
социально-психологических тренингов (Приложение 6);
психологических игр, упражнений (Приложение 7);
консультаций по личным затруднениям (Приложение 8).
Функции психолого-педагогического сопровождения:
информационно-аналитическая – сбор и анализ психологической разноуровневой информации, организация мониторинга, разработка прогнозов, выявление проблемных зон;
технологическая – консультирование, психологическое просвещение, коррекционная работа;
научно-исследовательская – обобщение опыта, выводы.
Реализация психолого-педагогического сопровождения предполагает достижение следующих результатов:
созданы условия для успешной социальной адаптации всех участников образовательного процесса в Доме детства и юношества;
выявлены основные психологические трудности детей с нарушением поведения и общения и причины их возникновения в развитии и обучений детей;
создана структура психолого-педагогического мониторинга;
повысился уровень психологической компетентности участников образовательного процесса путем психологического просвещения;
повысилась психологическая поддержка и сопровождение детей с нарушением поведения и общения.
Заключение
На сегодняшний день проблема трудных детей младшего школьного возраста вызывает глубокое беспокойство педагогов и родителей, поэтому мы свою работу посвятили вопросам профилактики нарушений поведения младших школьников. Темой нашего исследования является: «Психолого-педагогические условия коррекции нарушений поведения в младшем школьном возрасте».
Работая над этой проблемой, мы проанализировали методическую, педагогическую, психологическую литературу. В начале работы мы поставили
перед собой цель – теоретически обосновать и практически выявить психолого-педагогические условия коррекции по предупреждению нарушений поведения. Реализации цели способствовало последовательное решение следующих задач, поставленных в ходе исследования.
Решая первую задачу, мы изучили несколько ключевых понятий нашего исследования и пришли к выводу, что в своих работах ученые рассматривают базовый термин нашего исследования «поведение», «типы нарушений поведения ». В ходе исследования мы рассмотрели определения понятия «поведение» таких авторов, как Г.Ф. Кумариной, С.Л. Рубинштейна, С.И. Ожегова и др. и заметили, что смысловой аспект трактовки термина идентичен практически у всех авторов. Изучив « типы нарушений поведения» мы увидели, какая классификация нарушений существует, и какие нарушения наблюдаются у младших школьников.
Решая вторую задачу, мы изучили причины и характеристику особенностей проявления нарушений поведения в младшем школьном возрасте. Мы увидели причины, из-за которых могут возникнуть нарушения в поведении младших школьников. Такие причины, как занятость родителей, отсутствие контроля, стресс ребенка связанный с изменением, каких-то событий в жизни ребенка. Также, мы изучили характеристику особенностей появления нарушений поведения у детей младшего школьного возраста и пришли к выводу, что нужно учитывать психологические особенности детей при работе с ними.
Анализ многочисленных исследований по интересующему нас направлению позволил сделать вывод о том, что только своевременная и комплексная работа по преодолению нежелательных проявлений гиперактивности помогает ребенку успешно социализироваться в среде сверстников (Приложение 9, Приложение 10).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. – 1999. – №1.
Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. – 2000. – №4.
Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М.: НИИ семьи, 1997.
Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 1997.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000.
Левашева С.А, Психолог и подросток :коммуникативно-двигательный тренинг.-Ярославль:Академия развития, 2006.
Монина Г., Лютова Е. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. – 2000. – №10.
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
Рассел Л. Баркли, Кристина М. Бентон Ваш непослушный ребенок. – С-Пб.: Питер 2004.
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: Сфера, 2002.
Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997.
Фопель Клаус Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. – М.: «Генезис», 1999.
1 Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России. – М.:ООО ИКТЦ «ЛАДА», 1997. – 67 с.
2 Словарь практического психолога /сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.
3 Рассел Л. Баркли, Кристина М. Бентон Ваш непослушный ребенок. – С-Пб.: Питер 2004