Наименование (тема) управленческого проекта | «Модернизация школьной библиотеки в школьный информационно-библиотечный центр как ресурс повышения качества информационно-образовательной среды МОУ «Каракульская СОШ» |
Руководитель проекта | Директор ОУ |
Участники проекта | Создание нормативной базы школьного информационно-библиотечного центра (далее-ШИБЦ) (директор ОУ). Создание материально-технических условий (сотрудники школы, включая администрацию и технический персонал). Привлечение в ШБИЦ новых пользователей (педагог-библиотекарь). Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним (Рабочая группа педагогов и педагог-библиотекарь). Автоматизация библиотечных процессов (заместитель директора по информатизации, технический специалист) |
Основания для инициации проекта | Закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 г. за № 3266-1 с позднейшими изменениями и дополнениями); Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014–2020 гг.; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Концепция развития дополнительного образования детей; Концепция национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций (проект); Концепцию программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации Концепция развития национальной электронной библиотеки на 2014-2016 годы; Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров; Приказ Минобрнауки России от 15 июня 2016 г. № 715 «Об утверждении концепции развития школьных информационно-библиотечных центров»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"; Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального, основного и среднего общего образования; Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров в общеобразовательных организациях на 2019-2025 годы. |
Отличительные особенности, новизна проекта | Проект направлен на создание и апробирование эффективного процесса модернизации школьной библиотеки в ШИБЦ, включающего в себя организацию новой структуры библиотечного пространства, новых видов услуг, развитию новых направлений деятельности. |
Цель проекта | Модернизация школьной библиотеки в Информационно-библиотечный центр (ШИБЦ), формирование единой образовательной среды, способствующей информационному обеспечению образовательного процесса, и обеспечивающей необходимые условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) как ключевого инструмента новой инфраструктуры школьного образования, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания. |
Задачи проекта | Обеспечение нормативно-правовых, научно-методических, организационных, информационных и материально-технических условий для преобразования школьной библиотеки в ШИБЦ. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов. Совершенствование материально-технической базы, привлекательного для посетителей библиотеки. Создание отдельных зон с учетом личностных качеств, интересов и потребностей обучающихся (зоны доступа к ресурсам электронной библиотеки; зоны для индивидуальной работы). Расширение функции школьной библиотеки для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. |
Ресурсы (материальные) проекта | Муниципальный бюджет, бюджет ОУ, внебюджетные средства |
Организационная структура управления | |
Механизмы реализации | ФИО, должность | Зона ответственности | Руководитель проекта | Общее руководство проектом. Организация информационной среды для реализации проекта. | Участники проекта (координаторы, заместители руководителя ОУ) | Нормативная база ШИБЦ Методическое обеспечение проектной и исследовательской деятельности обучающихся. | Педагог-библиотекарь, технический специалист | Руководство ШИБЦ. Обучение работников школы и учащихся использованию ШИБЦ | |
Мероприятия | Создание нормативной базы библиотечно-информационного центра школы. Внесение дополнений в Положение о школьной библиотеке. Создание материально-технических и кадровых условий для развития библиотеки. Автоматизация библиотечных ресурсов. Активизация участия школьной библиотеки в работе Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с библиотеками российских школ. Информационное сопровождение уроков, занятий дополнительного образования (кружков, факультативов, элективных курсов и др.), семинаров, совещаний, Педагогического и Методического советов, конференций. Разработка плана мероприятий по совершенствованию библиотечных технологий на базе использования современных компьютерных средств (на основе анализа работы ШИБЦ, программы развития ОУ) |
Результат (результаты) проекта | Развитие библиотеки как важнейшего информационного центра. Укрепление материально-технической базы и улучшение комплектования библиотечного фонда. Модернизация библиотечных процессов. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к информационным ресурсам; обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет. Повышение эффективности использования информационных ресурсов педагогами. Повышение качества организации библиотечно- информационного обслуживания читателей. |
Критерии успеха проекта (критерии результативности) | Доля обучающихся ОУ, привлеченных к культурно-просветительским мероприятиям; доля обучающихся ОУ, выполнивших учебно-исследовательские работы, проекты; число публичных лекций, мастер-классов, презентаций, проведенных педагогами ОУ; объем поступлений документов в ШИБЦ (на электронных носителях и печатном виде) в новом учебном году; отношение объема фонда к числу обучающихся ОУ; сохранность фонда; материально-техническая инфраструктура оснащения зон ШИБЦ в соответствии с действующими нормами и требованиями; число фестивалей, конкурсов, в которых приняли участие педагоги и обучающиеся (наличие поощрений, грамот, дипломов, благодарностей, сертификатов учителей, подтверждающих участие); доля педагогов ОУ, прошедших курсы повышения квалификации за последние три учѐтных года; наличие электронной страницы, сайта, блога; удовлетворенность пользователей качеством библиотечных услуг. |
Период реализации проекта | 1 этап – организационный – обновление нормативной базы (Положение и правила пользования информационно-библиотечным центром образовательной организации; Структура и штатное расписание информационно-библиотечного центра образовательной организации; должностные инструкции работников информационно-библиотечного центра образовательной организации; технологическая документация по работе информационно-библиотечного центра образовательной организации. 2 этап – этап реализации – реализация и корректировка программы, формирование ресурсной и материально-технической базы, разработка образовательных программ по формированию информационной культуры, разворачивание дистанционной поддержки учебного процесса, освоение и адаптация новых технологий информационного обслуживания и обучения, организация и проведение мониторинга эффективности деятельности. 3 этап – рефлексивно-обобщающий – анализ результатов, выделение проблем, перспективный план развития. |
Риски реализации проекта | Недостаточное финансирование на комплектование библиотечных фондов и недостаточное количество хорошей компьютерной техники для реализации Проекта Некомпетентное использование компьютерной техники, находящейся в свободном доступе. Недостаточная поддержка изменений педагогическим коллективом. Для снижения первого риска возникает необходимость в поддержке Управляющего Совета школы, родительской общественности; Для снижения второго риска необходимо проводить регулярный инструктаж, обучение работы с ПК для пользователей ШБИЦ. Третий риск решается выступлением на семинарах, педагогических совещаниях по работе Информационно-библиотечного центра. |