СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность -одно из составляющих работы педагога в соременном мире.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность»








ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

На тему:

«Организация первичной профилактики аутоагрессивного поведения подростков»



Тема пректа: « Профилактика асоциального поведения подростков с нарушением слуха»











Автор проекта:

Яруллина Асия Вячеславовна

Учитель-дефектолог(сурдопедагог)



Казань, 2022

Оглавление

Введение 3



  1. Анализ ситуации 5

  2. Актуальность проекта 8

  3. Цель и задачи проекта 12

  4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта 13

  5. Ожидаемые результаты реализации проекта 14

  6. Прогнозируемые социальные эффекты 18

  7. Заключение 19

  8. Список использованных документов и источников информации 20

  9. Глоссарий 21



















Введение



На современном этапе, проблема здоровья подрастающего поколения является одной из самых актуальных для современного общества. Здоровье складывается из нескольких компонентов: психическое, физическое, социальное, нравственное.

Асоциальное поведениеповедение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой. Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе. Под нормой принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д. Как правило, подросток, характеризующийся асоциальным поведением, имеет определенные личностные особенности: несдержанность и агрессивность; склонность к межличностным конфликтам; упрямство; нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения; трудности социальной адаптации.

Наиболее пристального внимания к себе требуют дети с особыми образовательными потребностями –это дети и подростки, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания. К этой категории детей относятся дети с нарушением слуха, а также дети со сложными дефектами (ДСД), комплексными нарушениями. У этих детей встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, речевые, интеллектуальные, а также комплексные дефекты: тугоухость в сочетании с ЗПР, и слабое зрение или слух, ДЦП и интеллектуальная недостаточность и т.п. Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, что необходимо для успешной интеграции в обществе.  Поэтому коррекционная работа в группе для детей с ОВЗ ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности детей подростков: положительных эмоций, создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности. Но успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи должно создавать комфортные, адекватные условия для развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, что и является профилактикой асоциального поведения подрастающего поколения.















  1. Анализ ситуации



Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например, трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие. Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах:

- Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к изнасилованию).

- В асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще всего психологи замечают проявления в таком поведение в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.

- Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода «в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.

Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например,: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д. Статистически выведено психологами, что чаще всего такое поведение возникает у подростков в семьях которых:

-имеются психические отклонения или другие заболевания, последствия после болезней;

-пристрастия к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;

-во взаимоотношениях между родителями существует неуважение друг к другу, враждебность к детям, невнимание;

-нехватка отцовского воспитания по отношению к подростку;

-имеют авторитарный способ воспитания, или, наоборот, наблюдается чрезмерная опека над подростком.

Для лучшей адаптации, ощущения счастья и способности преодолевать трудности, любому ребенку и подростку необходимо иметь положительно высокую самооценку. У детей и подростков с ОВЗ значительно занижена самооценка , они быстро сдаются, видят непреодолимые преграды там, где их нет. Они с трудом находят себе друзей, хуже адаптируются в социуме. Им свойственна хандра, чувство тревоги, пассивность, обидчивость, повышенная чувствительность к негативизму. Они не принимают участия в играх, требующих группового участия, т.к. бояться оказаться обузой для остальных и стать предметом насмешек. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. Дети и подростки с хорошим остаточным слухом считают себя в доминирующей позиции по сравнению с детьми глухими или с детьми с сочетанными дефектами в развитии. Считая себя более умными, они могут унижать своих более «слабых» сверстников. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необхо­димость оказания своевременной социально – психологической помощи данной категории детей



2.Актуальность проекта

В настоящее время профилактика асоциального поведения у подростков с нарушением слуха является главной задачей для сурдопедагога и сурдопсихолога. В связи с этим, общая ситуация в нашем обществе предрасполагает к более детальному изучению этого вопроса. Поэтому необходимо выявить причины, разработать задачи и рекомендации родителям и педагогам по профилактике асоциального поведения.

У детей с нарушением слуха причины возникновения такого поведения заключаются в специфических особенностях их характера. Снижение слуха негативно отражается на психическом развитии ребёнка и на его развитии в целом. Одной из главных причин является акустическая (слуховая) агнозия, развивается при поражении височной области головного мозга, слуховой центр расположен в задней части височной извилины в непосредственной близости от слуховой коры, что связано с недостаточностью центральных слуховых процессов. Центральные слуховые процессы –это способность мозга(т.е. его центральной нервной системы) перерабатывать входящие слуховые сигналы. Мозг узнаёт звуки по их различительным параметрам- физическим характеристикам частоты, интенсивности. После того, как мозг закончил анализ физических характеристик входящих слуховых сигналов, он конструирует «образ» этого сигнала из его составных частей для сравнения с хранимыми в памяти «образами». Если образы совпадают, удаётся понять, что было сказано, или распознать звуки, имеющие для нас значение( сирену, звонок в дверь, плач ребёнка. Какова же классификация детей с нарушением слуха? Педагогическая классификация Р.М.Боскис:

Глухие- дети для которых в результате врождённой или приобретённой в раннем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью, т.е. состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного развития речи:

Ранооглохшие - дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи.

Позднооглохшие – дети с речью, уровень которой может быть различен. Дети, потерявшие слух в период, когда речь их была сформирована.

Слабослышащие- дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи, хотя бы в незначительной степени.К ним относятся дети со снижением слуха от 20 до 75ДБ

Дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени.

- слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи.

Нарушению центральных слуховых процессов часто сопутствуют нарушения когнитивной функции. Они включают задержку развития речи и расстройство речи в целом, трудности в обучении, дефицит внимания, часто сочетающийся с гиперактивностью, трудности в общении со слышащими сверстниками, взрослыми, ведущие к эмоциональным проблемам. Особенности мышления детей с нарушением слуха включают:

  • Трудности ориентирования понятиями разной степени обобщенности, так же неумение использования обобщающих слов.

  • Трудности разноаспектного осмысления объектов (выражается в ригидности мышления)

  • Трудности выделения существенных признаков объекта и отделение их от второстепенных.

  • При сравнении объектов дети склонны в большей степени выделять отличия, нежели сходства.

  • Возникновение трудностей при понимании скрытого смысла.

  • Недостаточное развитие внутренней речи, как способа мышления, значительно затрудняет осуществление таких операций, как анализ, синтез, обобщение, исключение.

Так как у детей, с нарушением слуха в первую очередь страдает восприятие и воспроизведение устной речи, это приводит к нарушению социальных контактов, инфантилизму, дезадаптации, снижению самооценки, замкнутости, отсюда появляются: частая смена настроения,срывы, аффективные вспышки гнева, как обоснованные, так и не обоснованные, обозлённость на себя и близких , самобичевание.

В подростковом возрасте эти особенности обостряются, возникает потребность к самостоятельным решениям, иногда противоречащим нормам поведения, учащаются конфликтные ситуации, в которых подросток хочет чувствовать, что он всегда прав. Его характер в этот период отличается неуступчивостью и склонностью к агрессии. И как следствие, это может привести к тому, что его старшие сверстники, являющиеся для него примером в это критический период, могут склонить слабослышащего или глухого подростка, путём привлечения его в группу старших, влиятельных для него лиц к асоциальному поведению. Почувствовав себя «влиятельным», подросток забывает про свои особенности и путём подавления младших, или более слабых сверстников ,он попадает в «своеобразную зону риска», которая способствует попаданию в секты и различные группировки, для которых поведенческий террор, буллинг и кибербуллинг - неотъемлемая часть их продвижения по иерархической лестнице к вершине славы в рамках их «сообщества». Подавление может происходить даже между глухими и слабослышащими подростками, например, слабослышащий подросток, обладающий хорошим остаточным слухом, может подавлять своих глухих сверстников, или учеников со смешанными дефектами развития( ДЦП, ЗПР,УО и др. ) путём издевательства и указания ему его дефектов, тем самым повышая свою самооценку. Поэтому, так важна профилактическая работа по недопущению подобных ситуаций, приводящих к асоциальному поведению. Широкое распространение отклонений в психическом развитии детей является для социума постоянным источником проблемы, основными из которых можно считать наблюдающиеся у этих детей трудности социальной адаптации, приводящие к асоциальному поведению, обуславливающему рост преступности и неполноценную интеграцию в социуме. Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической и духовной жизни испытывают подростки с различными нарушениями в развития и в частности подростки с нарушением слуха

Из вышесказанного следует, что при проведении психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ нужно уделять особое внимание поведению подростка с нарушением слуха, влиянию отклоняющегося поведения на адаптацию и социализацию, приводящее в дальнейшем к затруднению в реализации планов и целей и становление полноценным членом общества.













































3. Цель и задачи проекта

3.1 Цель проекта: формировать у детей с нарушением слуха эмоциональную саморегуляцию и позитивные взаимоотношения с другими людьми, расширять возможности социальной адаптации детей и подростков, снижать эмоциональное напряжение и степень социальной депривации посредством

объединения усилий семьи и других социальных структур, что создаст комфортные условия для развития и обучения детей и подростков с нарушением слуха.

Практическое значение заключается в том, что полученные данные в дальнейшем помогут психологам при работе с детьми с нарушением слуха, подходить к проблеме более обширно при коррекции. В связи с поставленной целью мы обозначили задачи исследования:

3.2 Задачи проекта:

1. Изучить социально-психологическую адаптацию и уровень адаптивности у детей с нарушением слуха

2. Провести изучение склонности к асоциальному поведению у детей с нарушением слуха

3. Закрепить умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности

4. Воспитывать дружелюбное и уважительное отношение друг к другу

5.Изучить взаимосвязь асоциального поведения и социально-психологической адаптации у детей с нарушением слуха.

3.3 Целевая группа проекта:

Ученики 6-7 классов Казанской школы-интерната им. Е.Г. Ласточкиной для детей с ОВЗ

3.4 Гипотеза исследования – склонность к асоциальному поведению у детей с нарушением слуха выше, чем у здоровых детей.







3.5 Предмет исследования :

Снижение влияния эмоционального напряжения на возникновение асоциального поведения детей с нарушением слуха путём объединения усилий семьи и других социальных структур

3.6 Объект исследования:

Развитие эмоциональной саморегуляции и контроля за своим поведением у подростков с нарушением слуха и речи



4..Жизненный цикл и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта 13.09.2022 -25.05.2023

4.2 Этапы реализации проекта

1) Подготовительный (с 13.09 по 24.04.2023)

2) Основной (с 27.04.2023 по 15.05.2023)

3) заключительный (с 18.05 по 25.05.2023)

4.3 Программа проектных мероприятий



Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный


Этап 1


Изучение современных нормативно-правовых основ образования

ГОУ ДПО ИРО РТ

13.09.2022 – 24.04.2023

Яруллина А.В.

Николаева Т.В.


Формирование группы и определение темы, разработка проекта

ГОУ ДПО ИРО РТ

14.10.2022

Яруллина А.В.


Прохождение курсов повышения квалификации

ГОУ ДПО ИРО РТ

13.09.2022 – 24.04.2023

Шарифзянова К.Ш.


Выбор темы и теоретическая разработка проекта

ГОУ ДПО ИРО РТ



14.04 – 24.04.2023

Яруллина А.В.



Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме

ГОУ ДПО ИРО РТ

13.04-24.04

Яруллина А.В


Разработка консультаций для родителей

ГБОУ « «Казанская шкла-интернат им.Е.Г. Ласточкиной»

15.04-24.04

Яруллина А.В


Этап 2


Подбор методического материала по данной теме

Учителя методического объединения школы

27.04.2023

Администрация школы-интерната


Реализация проекта

ГБОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной»



28.04 – 25.05.2023

Яруллина А.В.























Этап 3


Итоговый контроль

ГБОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной»

Конец II полугодия

2022-2023 уч. г.

Яруллина А.В.











5. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Формирование у детей эмоциональной саморегуляции и контроля за своим поведением, а также позитивных взаимоотношений со своими сверстниками и окружающими их людьми.

2._Расширение возможностей социальной адаптации детей и подростков с нарушением слуха

3._Снижение эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством объединения усилий семьи и других социальных структур, что создаёт комфортные условия для развития и обучения детей и подростков с нарушением слуха.

4. Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования

5.  Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, по вопросам асоциального поведения, является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.

6.  Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений у детей с нарушением слуха и речи
По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную программу профилактики правонарушений.
7. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся с снижением слуха в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
8. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из индивидуальных потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают: потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни; озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России; потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья; готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы. Организовать в школе для детей с ОВЗ различные квесты по теме: «Здоровый образ жизни и его профилактика». Создавать волонтерские группы, участвующие в этой работе.
В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия:

беседы медработников по проблемам, которые выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;

– беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;

– встречи с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;

 – «уроки здоровья», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.

В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:

  • преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;

  • милосердие, доброта и здоровье;

  • природа и здоровье;

  • любовь и здоровье;

  • здоровье и успешная карьера;

  • мода и здоровье;

  • фигура и здоровье;

  • спорт и здоровье;

  • компьютерные игры и здоровье;

 9. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц и школьников старших классов за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми..
10. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской общественностью учереждения для обучающихся с ОВЗ и в частностью с нарушением слуха.






6. Прогнозируемые социальные эффекты



Учитель

Повышение рейтинга школы. Повышение профессионального мастерства через разнообразие форм и методов работы;

Пополнение развивающей среды в коррекционной школе

Обучающийся

Положительная динамика формирования у детей с ОВЗ духовно-нравственного воспитания, речевого и моторного развития; успешная социальная адаптация в школе и в семье; -выработка интереса к совместным играм, снижение эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством объединения усилий семьи и других социальных структур.

Устойчивой мотивации ,речевой самореализации.

Родители

- активация педагогического потенциала; овладение регулярной рефлексией достижений ребёнка, психологический комфорт и снятие эмоционального напряжения.







Заключение

Цель проекта заключалась в формировании у подростков с нарушением слуха эмоциональной саморегуляции и позитивного взаимоотношения с другими людьми, расширении возможностей социальной адаптации детей и подростков, снижении эмоционального напряжения и степени социальной депривации, посредством объединения усилий семьи и других социальных структур, что создаёт комфортные условия для развития и обучения детей и подростков с нарушением слуха.

Для реализации данного проекта проведено теоретическое исследование и анализ литературных источников по данной теме. В результате которого определена актуальность данной проблемы на современном этапе. Данный проект может быть реализован только при условии тесного взаимодействия педагогов, психологов, родителей и самих обучающихся с особыми образовательными потребностями и в частности, учащихся с нарушением слуха. Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающихся с нарушением слуха и речи в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с учётом его индивидуальных особенностей и потребностей здоровья..





Список использованных документов и источников информации:



1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2 изд. М., 2009

2. Баряева Л.Б., Вечканина И.Г., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб, 2001

3. БеловаТ.В., Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Астрель 2008

6. Катаева П.П. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. – М.1977

7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2001

8. Панфилова М.А. Игротерапия общения.

9. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Ставрополь 2011

10. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. – М. 1968

11. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб.,2001Используемая литература:

12.Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М., 1999.

13.Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990.

14. Попов Ю.В, Пичиков Алексей Александрович; Суицидальное поведение у подростков – Спец.Лит.,М.,2017



Глоссарий

  1. Асоциальное поведение- поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

  2. Агнозия-расстройство узнавания слышимых звуков, возникающее при поражении верхней височной извилины. При этом поражение в левом полушарии ведет к развитию характерного для сенсорной афазии нарушения фонематического слуха. 

  3. Буллинг – агрессивное преследование одного из членов коллектива (чаще коллектива школоников, студентов, коллег)со стороны другого. Травлю организует один (лидер), иногда с сообщниками.

  4. ДЦП –детский церебральный паралич

  5. ДСД- дети со сложными дефектами, комплексными нарушенями

  6. Депривация –сокращение, либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности – психофизиологические или социальные

  7. ЗПР – задержка психического развития

  8. Кибербуллинг –интернет-травля-намеренные оскорбления, угрозы, диффармации и сообщение другим людям компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течении продолжительного периода времени

  9. Поведенческий террор – объявление бойкота, создание условий, которые делают существование в данном коллективе, группе, классе невозможным

  10. УО – умственная отсталость













Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образование «Институт развития образования Республики Татарстан»







ПРОЕКТНАЯ РАБОТА



Сказкотерапия – важнейший этап развития детей с ограниченными возможностями здоровья.





Автор проекта:

Яруллина Асия Вячеславовна

Сурдопедагог-учитель индивидуальной

слуховой работы

ГБОУ «Казанская школа-интернат

Е. Г. Ласточкиной» для детей с ОВЗ

Научный

Руководитель_________________________
______________________________________

Куратор:

Проект допущен к защите



















Оглавление



Введение 3

1.Анализ ситуации 5

2.Актуальность проекта 7

3.Цель и задачи проекта 9

4.Проектное решение 10

5.Жизненный цикл и этапы развития проекта 12

6.Ожидаемые результаты реализации проекта 15

7.Прогнозируеиые социальные эффекты 16

Заключение 17

Список литературы 18















Введение

Современная ситуация в обществе способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К ним относятся дети – инвалиды с особыми образовательными потребностями. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания. К этой категории детей относятся дети с нарушением слуха, а также дети со сложными дефектами (ДСД), комплексными нарушениями. У этих детей встречаются самые разнообразные нарушения: двигательные, речевые, интеллектуальные, а также комплексные дефекты: тугоухость в сочетании с ЗПР,и слабое зрение или слух, ДЦП и интеллектуальная недостаточность и т.п.Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, что необходимо для успешной интеграции в обществе.  Поэтому коррекционная работа в группе для детей с ОВЗ ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности детей положительных эмоций, создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности.

 Знакомство человека со сказкой начинается с первых его лет жизни. Слушая сказки, ребёнок учиться звукам родной речи, её мелодике. И чем старше он становиться, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи. Сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребёнка.

В.А. Сухомлинский говорил: «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» .

 Сопереживая, ребёнок интуитивно с помощью чувств постигает то, что не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств-самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей  с неизменными во все времена эталонами  добра и зла, причём не в назидательной форме, а так что ребёнок сам понимает, что хорошо, а что плохо.  С действиями полюбившихся героев ребёнок может сверять и свои собственные поступки. Именно на примерах сказочных героев воспитываются такие важные качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.  Кроме того , сказки развивают воображение, учат фантазировать. А ведь детские фантазии-необходимое условие полноценного развития личности ребёнка, залог его душевного благополучия. Сказка не только учит, воспитывает, но и лечит. Это именно то, что необходимо для детей с ОВЗ. Детские психологи утверждают, что сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми. Сказки легко внедряются в любые образовательные  программы, не меняя их содержания. Поэтому я считаю, что сказкотерапия наиболее эффективна в обучении детей с ОВЗ. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР), с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. В коррекции эмоционально-волевой сферы «особенных детей» большая роль отводится сказкам.Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. Сказкотерапия очень популярна на сегодняшний день и активно используется в работе с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Применяя в обучении сказку можно скорректировать проявление негативного поведения ребенка.




1. Анализ ситуации

Для лучшей адаптации, ощущения счастья и способности преодолевать трудности, ребенку необходимо иметь положительно высокую самооценку. У детей с ОВЗ значительно занижена самооценка , они быстро сдаются, видят непреодолимые преграды там, где их нет. Они с трудом находят себе друзей, хуже адаптируются в социуме. Им свойственна хандра, чувство тревоги, пассивность, обидчивость, повышенная чувствительность к негативизму. Они непринимают участия в играх, требующих группового участия, т.к. бояться оказаться обузой для остальных и стать предметом насмешек.Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необхо­димость оказания своевременной социально – психологической помощи данной категории детей.Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон рассматривал сказки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутрипсихических конфлик­тов и снятию эмоционального напряжения.

Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения.
В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ у детей) часто используется метод сказкотерапии, что позволяет уменьшить чрезмерную активность и нормализовать эмоциональное состояние ребенка. Через сказку гиперактивный ребенок учится контролировать свое поведение, становится более спокойным.Для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи широко используют метод сказкотерапии . Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры. Помогает сформировать причинно-следственные связи и усвоить социальные нормы, принятые в обществе. .Все занятия проходят в игровой форме. Данная методика позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.Использование сказкотерапии в коррекционном образовательном учреждении является одним из главных и в тоже время ненавязчивым этапом обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ.Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у ребенка чувство сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.
Сказкотерапия в коррекционном образовательном учреждении занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.








2.Актуальность проекта

Сказкотерапия является наиболее благоприятной, доступной и интересной технологией в работе с детьми с ОВЗ, так как она:

-снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стрессов, восстановить силы

-создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний

-способствует развитию речевой активности детей с ОВЗ

-подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Система коррекционно-педагогической помощи детям данных категорий базируется на положении Л.С. Выготского о принципиальной роли обучения, опережающего развития и являющегося источником возникновения нового. У большинства детей отмечаются грубые речевые нарушения, слабое зрение, интеллектуальное развитие значительно ниже возрастной нормы. У детей с нарушением слуха,ДЦП, и ДСД наблюдаются расстройства и в развитии эмоциональной сферы: тревожность, страхи, аффективные реакции, агрессия, сниженный фон настроения, необоснованный смех и др.

Дети со сложными дефектами испытывают чувство незащищенности в силу ограничения движения, они не могут охватить взглядом то, что происходит за их спиной, и это способствует возникновению тревоги и страхов. Эти дети неадекватно реагируют на незначительные изменения в окружающем их мире: появление нового взрослого, громкая речь, неожиданные звуки, изменения в привычной для них обстановке, новая игрушка и т.п. У них отмечается частая смена настроения, аффективные вспышки, как обоснованные, так и необоснованные.

Особенности коррекционно-развивающей работы с этими детьми заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку, составлению индивидуальных маршрутов сопровождения рядом специалистов и педагогов. Чтобы составить индивидуальный маршрут, каждый ребенок обследуется при поступлении в ДОУ педагогом-психологом, учителем-дефектологом , которую посещает ребенок, учителем-логопедом, инструктором по физкультуре, музыкальным работником, медсестрой. Затем собирается ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум). На заседании ПМПК обсуждаются особенности возможностей каждого ребенка. И на основании вынесенного решения ПМПК составляется индивидуальные маршруты сопровождения.

Эффективность психолого-педагогического воздействия зависит от комплексного подхода, совместной деятельности коллектива специалистов и педагогов. Каждый этап в работе обсуждается с педагогическим коллективом не только на ПМПК, но и на педсоветах, индивидуальных консультациях для сотрудников. В классах ведутся тетради связи всех специалистов с воспитателями, в которых даются рекомендации от каждого специалиста, как индивидуально, так и для всех детей группы (развивающие игры сказки, релаксационная музыка перед сном, спокойная музыка для фонового сопровождения режимных моментов, игр, физкультурные упражнения, тексты песен и мелодий на музыкальных занятиях и др.).

Принципы реализации игровой деятельности с использованием метода: «Сказкотерапия»

-принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

-принцип доступности обучения;

-принцип связи обучения с жизнью и практикой;

-принцип педагогической поддержки;

-принцип социально-адаптирующей направленности образования







3.Цель и задачи проекта

3.1 Цель проекта:формировать у детей с ОВЗ духовно-нравственное воспитание, эмоциональную саморегуляцию и позитивные взаимоотношения с другими людьми, расширение возможностей социальной адаптации детей, снижение эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством использования средств художественно-эстетического воспитания.

3.2. Задачи проекта:

Образовательные задачи:

-развивать активный, пассивный, эмоциональный словарь учащихся

-развивать общую и мелкую моторику рук

-закрепить умение детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Здоровье сберегающие задачи:

-совершенствовать детей в координации и согласовании разных частей тела

-формировать навык сохранения правильной осанки.

Воспитательные задачи:

-воспитывать умение понимать и изображать эмоциональное состояние героев сказки, посредством мимики, речи, пантомимики(радость, грусть, удивление, обида)

-воспитывать дружелюбное отношение друг к другу

3.3 Целевая группа проекта:

Ученики 4 коррекционного класса Казанской школы-интерната

Им.Е.Г. Ласточкиной для учащихся с ОВЗ

3.4 Объект исследования:

Развитие эмоциональной саморегуляции у детей с ОВЗ

3.5.Предмет исследования:

Снижение эмоционального напряжения посредством использования средств художественно-эстетического воспитания.



4. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)


В начале года была проведена первичная диагностика эмоциональнойсформированности и несформированности учащихся. На основе полученных данных был составлен план проекта мероприятий по изучаемой теме и подготовлена система взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Важными звеньями в этой работе являются:

-взаимодействие всех специалистов ДОУ

-использование различных видов деятельности

-сотрудничество с родителями(информировние их об успехах детей, правильной организацииучебного процесса).

Коррекция нарушений мелкой и общей моторики включает направления:

Пальчиковая гимнастика(игра с пальчиками)

Использование различных декораций и костюмов для иллюстрирования сказки

Игры с мелкими предметами(бусы, скрепки разных цветов, камешки, каштаны, тесто).

Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц,замков.

Работа с бумагой(складывание, вырезание, выкладывание узоров).

Коррекция эмоциональной сферы включает в себя:

◾ Снижение тревожности.

◾ Развитие умения распознавать и передавать базовые эмоции.

◾ Развитие вербальных и невербальных средств общения.

◾ Развитие адаптивных механизмов к изменениям в социуме.

◾ Развитие дружеских чувств.

◾ Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, моторики).

Для решения этих задач используются дополнительные технологии: музыкотерапия, арт-терапия, библиотерапия, театрализация, драматизация.


Оснащение занятий

◾ Книги с иллюстрациями

◾ Игрушки, изображающие сказочных героев

◾ Стихи, загадки

◾ Кукольный театр

◾ Диски (музыка, сказки, звуки природы)

◾ Альбомы

◾ Карандаши, фломастеры, мелки

◾ Сказочные атрибуты (волшебное перышко, шляпы, диадемы, волшебная палочка)

Алгоритм занятий (для детей с ОВЗ)

◾ Ритуал – приветствие

◾ Прослушивание сказки (сочинение, изменение окончания, драматизация, театрализация)

◾ Беседа о сказке

◾ Рисование под музыкальное сопровождение

◾ Рассказывание детьми нарисованный эпизод, определение нравственного урока (самостоятельно или с помощью взрослого)

◾ Ритуал – прощание

Подбор сказок в программе от простых к сложным

◾ Бытовые, о животных

◾ Волшебные

◾ Изменение окончаний у сказок

◾ Сочинение общей сказки

◾ Решение сказочных задач

◾ Индивидуальные сказки



5 . Жизненный цикл и этапы развития проекта

5.1Сроки реализации проекта сентябрь 2022года- май 2023года

5.2 Этапы реализации проекта

Подготовительный 1.09-1.11

Основной с 2.11-30.04

Заключительный с 1.05-30.05

5.3 План проектных мероприятий

N

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственные

1

Выбор темы проекта и его разработка

ГБОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Сентябрь

Учитель-сурдопедагог

2

Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме

ГБОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Октябрь

Учитель-сурдопедагог, дефектолог

3

Подбор методического материала по данной теме

ГБОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Октябрь

Учитель-сурдопедагог

4

Разработка системы работы по снижению эмоционального напряжения

ГБОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Октябрь

Учитель-сурдопедагог

5

Первичная диагностика эмоциональной сформированности у детей с ОВЗ

ГБОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Октябрь

Учитель-сурдопедагог,психолог

6

Разработка консультаций для родителей

ГБОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Октябрь

Учитель-сурдопедагог, психолог










Основной этап

1

С детьми. В специально организованной театральной деятельности .В совместной деятельности педагогов и детей и самостоятельной деят-ти детей

ГБОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Ноябрь-апрель

Учитель-сурдопедагог, психолог

2

С педагогами посредством проведения методической и организационной работы

ГБОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Ноябрь-апрель

Учитель-сурдопедагог

3

С родителями: посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство ( семья-школа).

ГБОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

Ноябрь-апрель

Учитель-сурдопедагог, психолог



Заключительный этап

1

Итоговая диагностика уровня сформированности эмоциональной саморегуляции

ГБОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

май

Учитель-сурдопедагог

2

Разработка дальнейших рекомендаций для педагогов и родителей по развитию эмоциональной саморегуляции и духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ по результатам диагностики

ГБОУ «Казанская школа-интернат им.Е.Г.Ласточкиной

май

Учитель-сурдопедагог







































6. Ожидаемые результаты реализации проекта:


-Формирование у детей с ОВЗ духовно-нравственного воспитания эмоциональную саморегуляцию и позитивные взаимоотношения с другими людьми

- Расширение возможностей социальной адаптации детей,

- Снижение эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством использования средств художественно-эстетического воспитания.

- Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования

- Составление сравнительной таблицы индивидуальных особенностей на начало и на конец года нравственной сформированности у детей с ОВЗ

- Приобретение детьми опыта в театральной деятельности, связанной с выполнением игровых инструкций и вживления в роль,путём инсценирования сказок.















7. Прогнозируемые социальные эффекты


Учитель

Повышение рейтинга школы. Повышение профессионального мастерства через разнообразие форм и методов работы;

Пополнение развивающей среды в коррекционной школе

Обучающийся

Положительная динамика формирования у детей с ОВЗ духовно-нравственного воспитания, речевого и моторного развития; успешная социальная адаптация в школе и в семье; -выработка интереса к совместным играм, снижение эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством использования средств художественно-эстетического воспитания.

Устойчивой мотивации ,речевой самореализации.

Родители

- активация педагогического потенциала; овладение регулярной рефлексией достижений ребёнка, психологический комфорт иснятие эмоционального напряжения.



Заключение


Цель данного проекта заключаласьв формироватнии у детей с ОВЗ духовно-нравственного воспитания, эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми, расширение возможностей социальной адаптации детей, снижении эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством использования средств художественно-эстетического воспитания. Для реализации данного проекта проведено теоретическое исследование и анализ литературных источников по данной теме. В результате которого определена актуальность данной проблемы на современном этапе. В ходе первичной диагностики выявлено, что у всех детей вспомогательного класса была выявлена эмоциональная несформированность.,что способствовало применению мер коррекционного воздействия путём сказкотерапии.Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Т.к. данный метод позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок. Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д.
















Список литературы


1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2 изд. М., 2009

2. Баряева Л.Б., Вечканина И.Г., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб, 2001

3. БеловаТ.В., Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Астрель 2008

6. Катаева П.П. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. – М.1977

7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2001

8. Панфилова М.А. Игротерапия общения.

9. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Ставрополь 2011

10. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. – М. 1968

11. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб.,2001Используемая литература:

12.Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М., 1999.

13.Ермаков П. В., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990.

14.Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.

15.Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. -208 с.

16.Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.

17.Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., Академия, 2008.

18.Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. — М., 2006.

19.Татарицкая Я.В. Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013 – том 195.

20.Волкова Н.А., Слизкова Е.В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников. // Концепт. – 2014 - №2.

21.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.

22.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000.