Индивидуальный проект Тип проекта: исследовательский проект на тему: Тема проекта: «Легенды Южного Урала»
1
Содержание
Аннотация наставника
Введение.................................................................................................
1. Теоретическая часть....................................................................................4
1.1. Урал - страна легенд..............................................................................4
1.2. Легенды Южного Урала...........................................................................5
2. Практическая часть......................................................................................9
2.1. Современные горожане о легендах Южного Урала.......................................9
2.2. Художественное своеобразие легенд Южного Урала......................................9
2.3 О чем гласят легенды Южного Урала? (сборник «Легенды Южного Урала»)..........12
Заключение........................................................................................................14
Список используемой и цитируемой литературы
...........................................................................................15
2
Аннотация наставника
Проект посвящен исследованию легенд Южного Урала. В ходе проведения работы было определено, что легенды и сказания отражают особенности истории, географии, литературы Южного Урала.
Легенды - это не только увлекательные истории, но и важная часть нашего культурного наследия. Изучение легенд расширяет знания, учит искать и использовать информационные ресурсы, способствует развитию познавательных и регулятивных учебных действий, развивает творческие и коммуникативные способности.
Данная работа имеет информационно-познавательный характер. Информация в проекте представлена в увлекательной форме. Собранный в ходе работы материал может быть использован на уроках литературы, истории, географии, во внеурочной деятельности.
3
Введение
«Уральские сказы, что камешки в горе. Один копнешь - на целый занорыш наткнешься, - и такой, что цены ему не
будет».
Челябинской области 17 января 2024 года исполнилось 90 лет. Жителям Челябинска и Челябинской области есть чем гордиться. Богат наш Урал-батюшка трудолюбивым народом, в недрах много таится сокровищ: металлы, нефть, газ, золото, драгоценные камни. Природа нашего края вдохновляет поэтов и писателей. Большое место природа занимает во всех жанрах устнопоэтического творчества народов Урала. Ее образ олицетворяет мощь, красоту родной земли, с ней человек делится своими радостями, горестями, мечтами. Урал, не уступающий красивейшим «уголкам мира», издавна был овеян легендами, тесно сплетавшимися с былями. Предания и легенды о Земле уральской, о тайнах и о силе, об освоении ее людьми. Легенды переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат без преувеличения бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом всечеловеческой мудрости. Каждая легенда - драгоценный камень.
Легенда — произведение, созданное народной фантазией, в котором сочетается реальное и фантастическое. В основе фольклорных легенд лежит представление о чуде, воспринимаемом как достоверность, что определяет их структуру, систему образов, поэтику. События протекают одновременно в прошлом, настоящем и будущем.
ЦЕЛЬ проекта:
Исследовать легенды, связанные с историей Южного Урала, выявив их тематические направления, некоторые художественные особенности.
4
ЗАДАЧИ проекта:
1. Познакомиться с легендами Южного Урала.
2. Узнать об исследованиях в этой области.
3. Выявить, что современные челябинцы знают о легендах.
4. Систематизировать тематические направления наиболее популярных легенд Южного Урала.
5. Определить хронологические рамки возникновения различных легенд родного края.
6. Выявить основные моральные качества, актуальные для разных поколений моих земляков.
7. Определить некоторые художественные особенности легенд Южного Урала.
1. Теоретическая часть
1.1. Урал - страна легенд
Много веков назад Урал населяли на севере - вогулы (манси), ханты, ненцы, а Средний и Южный Урал - башкирские племена.
Легенды, мифы, сказания уральского края связаны с обычаями, традициями, образом жизни этих народов. В первую очередь - это легенды о происхождении Уральских гор.
«Урал» по-башкирски - пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.
Башкирский народный эпос «Урал-батыр», так же повествует о происхождении Уральских гор и рассказывает о прародителях народов Урала, выживших после Потопа.
Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов и змей . В пучине моря, из тел убитых Урал-батыром врагов, возникают горы .(Уральские горы).
5
Многие писатели и поэты обращались к народному эпосу, использовали его в своем творчестве. Мамин-Сибиряк в своих знаменитых романах об Урале («Золото», «Приваловские миллионы») использует сюжеты из народных преданий и легенд.
Павел Петрович Бажов - уральский сказочник, при создании своей знаменитой «Малахитовой шкатулки» долгое время собирал и изучал уральские народные сказания, легенды. Одним из самых запоминающихся и диковинных героев сказов Бажова является Великий Полоз. Он предстает то в облике огромного змея с человеческой головой. Великий Полоз - фантастичен, в то же время реалистичен .У него есть дочь - Золотой Волос, которую он ревниво оберегает от людей, так и не отдает ее в мир, обложив озеро Иткуль огненным кольцом. Видимо, в этом сыграла боязнь Великого Полоза за людей, жадных до золота и могущих погубить себя страстью к нему. («Золотой Волос») Он способен навсегда "увести" золотую жилу в неведомые земные недра, подальше от алчных душонок, а вот того, кто ему понравится, наоборот, одарит золотом («Про Великого Полоза»)
Великий Полоз, хотя и боится испортить ребятишек золотом, но, жалея их, бесприютных и сирот, указывает им на «золотое место». Каким мы видим Великого Полоза? Мало чем он отличается от внешнего вида человека: «И вот подходят к огню двое. Один-то Семеныч, а другой с ним незнакомый какой-то и одет не по-нашенски. Кафтан это на ем, штаны - все желтое, из золотой, слышь-ко, поповской парчи, а поверх кафтана широкий пояс с узорами и кистями, тоже из парчи, только с зеленью. Шапка желтая, а справа и слева красные зазорины, и сапожки тоже красные. Лицо желтое, в окладистой бороде, а борода вся в тугие кольца завилась. Так и видно, не разогнешь их. Только глаза зеленые и светят, как у кошки. А смотрит по-хорошему, ласково». («Про Великого Полоза»)
Евгений Пермяк в легенде «О змее-полозе» повествует о том, как из глубин земли, из степей золотой Змей-полоз выполз. Задумал он землю опоясать. Задумал и пополз от кайспийских полуденных степей до полуночных холодных морей. Больше тысячи верст полз как по струне, а потом вилять начал. И удумал он через льды холодных морей напрямки махнуть. Треснул лед, тогда Змей дном моря пошел. Брюхом по морскому дну ползет, а хребет поверх моря высится. Как ни горяча огненная кровь у Змея-полоза, как ни кипит все вокруг, а море все-таки не лохань с водой. Остывать начал полоз. С головы коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел. Огненная кровь в нем нефтью стала. Мясо - рудами. Ребра - камнем. Позвонки, хребты стали скалами. Чешуя -самоцветами.
6
Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем. И никому не придет в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были. А годы шли да шли, люди осели на склонах гор. Каменным Поясом назвали полоза. А потом ему имя дали, звонкое - Урал. Хоть и короткое слово, а многое в себя вобрало, как Русь.
1.2. Легенды Южного Урала
Любой настоящий, живой, из сердца человеческого излившийся текст как драгоценный камень. С какой стороны на него посмотришь, подарив светом внимания, той гранью и засверкает, откликнется. Так и с уральскими сказаниями и легендами
Самый верхний их пласт — документально-бытовой, повествующий о сравнительно недавнем прошлом горнозаводского края. Здесь встают перед нами последние три века уральской истории: развитие заводов и ремесел, становление нового жизненного уклада, новых социальных отношений. Все здесь очень просто и все проникнуто трагедией, утратой. Стремительно растут заводы, крестьяне-переселенцы из европейской России, пришедшие на Урал в поисках вольной жизни, превращаются в заложников нового социума. Возникает новое, рабочее сословие, подчиненное прослойке горнозаводчиков; и эти работные люди, в душах которых еще живо известное любому крестьянину чувство благоговения перед Землей-матушкой, Землей-кормилицей, оказываются пленниками новой действительности, нового времени. Это время технического прогресса, время погони за сверхприбылью, время, в котором отдельный человек — будь он хоть трижды мастер и мудрец, мало что значит. Это время, испытывающее на прочность человеческую душу: предаст ли она свои истоки, отречется от Земли, дарующей силу, или выберет страдание, даже смерть, но не уступит, не пойдет легкой дорогой наживы.
Такова внешняя интрига многих уральских сказов, будь то сказы Бажова, или же его талантливых последователей, таких как Серафима Власова, Юрий Подкорытов, Сергей Черепанов и другие.
Следующий пласт тоже несет печать недавней истории, но больше в нем архаической силы, слабее дыхание новейшей эпохи. В центре его — народные герои. Те, чьи имена сохранила история: Салават Юлаев, Емельян Пугачев. Их образы наделяют народные сказители силой и мудростью, они отважны и справедливы. Настоящие сыны своих народов, именно они удостоены чести общаться с посланцами из прошлого, как это происходит в сказании «Старых гор подаренье», где таинственный вершник вручает Салавату удивительной красоты и силы шашку («другой такой на свете
7
быть не может») — а сам на глазах у всего войска Салаватова растворяется среди гор. Не простая это шашка. «Коли на себя потянешь (то есть будешь народом руководить эгоистично, не по справедливости), потеряет шашка силу, а, если будешь заботиться обо всем народе, без различья роду-племени, родных-знакомых, никто против тебя не устоит в бою» — говорит таинственный посланец. Здесь встает в народных преданиях и легендах тема ответственности вождя за свой народ, шире
— тема выбора народом своего пути. Ведь, по всей видимости, выбирает вожак, и люди идут за ним, а в реальности, может быть, вожак только проявляет, делает явным тот выбор, что народ совершил в душе своей. И встает здесь еще одна тема, наиважнейшая — тема истоков народной души, народного характера, тема судьбы народной.
Чем глубже в прошлое, тем универсальнее сюжеты сказов, тем более целостны характеры их героев. Ничего случайного не остается в их образах. Вот стремящаяся спасти от тирана свой народ отважная Уреньга; вот Иванко Тяжелая Ступня (сказ «Глядень-гора»), воин и мудрец, которому ведомо сердце человеческое, и сила его и бездны искушающие; вот красавица Агидель, вернувшая людям воду,
— все они беззаветно преданы своему народу, все они сильны силою родной земли и без нее жить не смогут. Герои этих легенд — в каком-то смысле уже не люди, они гораздо более целостны, они не знают сомнений, идут до конца, и ничто не в силах свернуть их с пути. Они очень напоминают в этом стихии, духов местности: лесов, гор, водоемов.
Это сегодня мы можем улыбаться, когда речь заходит о духах природы, можем, со свойственной нам самоуверенностью, отрицать их существование. Мы — ослепленные иллюзией всезнанья, полагающие, что покорили природу. Предки наши были много мудрее, не умом препарировали они мир, но внимали ему открытым сердцем. Природа — вот все, что было у них. Она давала им жизнь, еду и приют, она раскрывала им через малое великие тайны, тайны космического масштаба, она принимала их души, когда наступал час кончины. Удивительно ли, что видели они то, что сегодня мы не видим, слышали то, что сегодня мы не слышим? Старинные предания сохранили это недоступное большинству из нас знание, — знание, которое мы принимаем за красивый вымысел, за поэтичную сказку.
Народ прежде знал, что у каждой горы, у каждого озерца, как у человека, свой характер. Что каждое место на Уральской земле связано с другими, что все пространство вокруг живое, оно дышит, меняется. Не помолишься, не попросишь у ветра помощи, не принесешь жертву — и не будет тебе удачи. Сорвешь в лесу больше ягод, чем требуется, убьешь больше дичи — и еще неизвестно, отпустит ли лес тебя назад, а если отпустит, то будет ли милостив завтра. Поэтому немудрено, что и названия мест (топонимы, как сегодня говорят ученые) не просто так возникали, не из головы изоб¬
8
ретали их наши предки — у природы подслушивали, в сердце вынашивали. Гору назвать — не улицу, в сердце выносить надо имя, родить его, как мать ребенка рождает. Как самые древние названия возникали не ведаем, а отголоском тому — топонимические предания не столь уж далекого времени, последних лет эдак трехсот-пятисот. Их немало, и во всех видна жажда народных сказителей прикоснуться к седой старине, когда человек был с природой одно, нераздельное целое.
Тут и проявляется последний, самый глубокий пласт народного фольклорного творчества. Самый древний и, может быть, самый подлинный. Речь идет о старинных сказаниях, повествующих о народе мифическом, якобы населявшем края уральские во времена незапамятные. О чуди белоглазой, как зовут тот народ легенды.
Якобы жил на Урале народ с темной кожей, статный, красивый и мудрый, владевший тайными знаниями и сверхъестественными способностями. Но вот стала расти в горах белая береза, что означало по древнему предсказанию скорый приход сюда посланцев белого царя, который установит свой порядок. И что же? Чудь выкопала ямы, перенесла туда все свои сокровища, поставила стойки, навалила сверху камни, зашла в укрытия, вырвала стойки и камнями засыпалась. По некоторым легендам, так чудь похоронила себя заживо. Но, естественно, это уже поздние легенды, поздние интерпретации, возникшие от непонимания и, быть может, под впечатлением от массовых самоубийств, которые осуществляли в XVII веке и позже старообрядцы-раскольники. На самом деле на этом предание не заканчивается: «...не навсегда ушла чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять чудь, со всеми добытыми сокровищами», — читаем мы окончание этой легенды в книге Н. К. Рериха «Сердце Азии». Впрочем, легенду эту Рерих слышал на Алтае, но она ничем не отличается от уральских инвариантов.
«Можно заметить, — пишет исследователь вопроса В. В. Соболев, — что легенды, связанные с чудскими местами — курганами и городищами, подземными пещерами и ходами, — возникнув на северо-западе Руси, продвигались затем вслед за русскими переселенцами сначала на Урал, а затем и на Алтай. Эта полоса пересекает Урал, главным образом, через Пермскую, Свердловскую, Челябинскую и Курганскую области». И продолжает: «Взаимодействие «посланцев» чуди с переселенцами не ограничивалось только контактами наяву, легендой зафиксированы и совершенно необычные контакты и влияния через сны. Так, свердловский исследователь А. Малахов в одной из своих статей, помещенной в «Уральском следопыте» за 1979 год, приводит яркую и красивую легенду о чудской женщине-правительнице: «Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди ее сверкали золотые украшения. «Слушай, — сказала женщина Татищеву, — ты отдал
9
приказ копать курганы в своем новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмешь дорогие доспехи. Я княгиня чудская Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и все, что ты строишь, если тронешь эти могилы». И Татищев приказал не раскрывать захоронения. Отрыты были только вершины курганов...»
Действительно, экзотический сюжет, экзотический сон. В уральских сказаниях, однако, подобные контакты с представителями древнего и более мудрого народа, свидетельства о его жизни — не редкость. Достаточно обратиться хотя бы к уже упоминавшемуся нами сказу Бажова «Старых гор подаренье», приведенному в этой книге. Или вспомнить свидетельство уральской писательницы Серафимы Власовой: «Услышала я недавно в старом уральском заводе, будто все пещеры, какие ни есть на Урале, сообщаются между собой. Будто таятся между ними лазы, то широкие, как Кунгур-ские ямы, эти провалы земные, то тонюсенькие, как золотые нити. Говорят также, что когда-то в стародавние времена перейти из пещеры в пещеру труда не составляло — торная дорога была. Правда, кто ее торил, неведомо — то ли человеки, чудью называемые, то ли нечистая сила... Только в наше время люди, проникая в те пещеры и те ходы, где пройти можно, много следов находят: где домница поставлена, где камень аметист лежит, а где след ноги человеческой отпечатался...»
И при этом везде речь идет об одном: не безоглядно ушла чудь под землю — хранит она заповедное сердце своей земли, бережет сердце гор, не позволяет варварам наложить руку на самое сокровенное — ждет, когда настанет час, когда исполнится еще одно древнее предсказание. Тогда выйдет чудь на поверхность и отдаст в руки достойных свои знания, вложит в сердца жаждущих свою мудрость. А сколок этой непреходящей мудрости, один из отсветов ее негаснущих — предания и легенды, из уст в уста передаваемые нашими предками друг другу и до нас дошедшие.
2. Практическая часть
2.1. Современные горожане о легендах.
Что же знают наши горожане о преданиях Южного Урала? Вот некоторые результаты интервью. Вопрос: «Знаете ли вы легенды и предания Южного Урала? Если знаете, то какие?»
10
На вопросы анкеты отвечали учащиеся 7б класса (всего 16 человек). В ходе обработки данных получились следующие результаты:
Количество
анкетируемых
Не слышали о легендах
16
5 (31%)
Слышали о легендах
11 (69 %)
Могут рассказать одну из легенду
7 (44 %)
К категории тех людей, которые никогда не слышали о легендах, относятся учащиеся моего класса (5 человек из 16). Порадовал тот факт, что мои одноклассники (11 человек из 16) смогли не только дать название легенды, но и пересказать содержание легенд (Самарин Евгений «Чугунная бабушка», «Малахитовая шкатулка», Пашнина Мария «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», Данилов Илья «Малахитовая шкатулка», «Хрупкая веточка», Медной горы хозяйка», Черкасова Валерия «Медной горы хозяйка, «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Огневушка-поскакушка», Серебряное копытце», Кошачьи уши»). Одноклассники знают легенды, что несомненно радует.
2.2.Художественное своеобразие легенд и преданий
Граница между легендами и преданиями очень размыта. Проблема их разграничения связана с постоянным взаимодействием этих жанров между собой. В основном они представляют собой рассказы о фактах, имевших место в реальной действительности и вошедших в историю, потому сохранившихся в памяти народа. В них отражены относительно достоверные сведения о реальных событиях прошлых лет и столетий. Это могут быть лица, реально жившие в определенное историческое время: масштабная личность, сыгравшая важную роль в истории, культуре, жизни своего народа. Категории, по которым народные легенды разделяются, можно представить следующим образом: тематика и проблематика легенд; смысловые связи персонажей легенд друг с другом; позиция рассказчика по отношению к событийному миру легенды, его отстраненность или вовлеченность в него.
Обратимся к фольклорной традиции в южноуральских легендах и преданиях, раскрытию таких жанровых особенностей, как нацеленность на достоверность, роль чудесного, назначение, отношение к действительности, структуре произведений. Важным представляется изучение тематической направленности, нравственных ценностей, которые становятся ведущими в легендах и преданиях Южного Урала.
Из глубокой старины до нас дошла информация о том, какие народы проживали на Урале, чем они
занимались и какой образ жизни вели. Информация, которой мы оперируем на данный момент
11
времени, - это совмещение археологических и антропологических изысканий, совместно с преданиями, сказаниями и былинами, столетиями передающихся из уст в уста. Сложно сказать, что является ложью, а что правдой, но в действительности из легенд, сказаний и былин древней Руси и народов Урала мы можем почерпнуть много довольно интересной и полезной информации.
Как известно, легенды и предания относятся к рассказам сюжетного характера, хотя сюжеты в них не отличаются развернутостью, в основном они состоят из одного или нескольких эпизодов. Типовую основу сюжетов легенд и преданий, как мы выяснили, составляют мотивы топонимические, чудесные, романтические, разбойничьи и т.д.
Рассмотрим легенду «Таганай, Уреньга и ведьма Юрма».
Давно это было, жили на Земле великаны и колдуны, а племена людей тогда еще были редки и малочисленны.
В дремучих лесах между Европой и Сибирью жил в те времена богатырь великан Таганай, была у него возлюбленная - красавица Уреньга, был у него и заклятый враг - злая ведьма Юрма.
У злой колдуньи Юрмы было волшебное зеркало, которое могло показать все, что происходит далеко-далеко, в любом месте, с любым человеком, о котором подумает хозяин этого волшебного зеркала.
Задумала злая ведьма насолить великану Таганаю, но как это сделать, если он богатырь. Вот и решила она тогда погубить его возлюбленную красавицу Уреньгу.
Когда Таганая не было дома, подарила она Уреньге белого коня. Не хотела Уреньга принимать подарок от злой ведьмы, да не устояла, уж слишком красив был этот конь. А через некоторое время, когда Таганая опять не было дома, прибежала старая ведьма к девушке с известием. Мол увидала она в своем волшебном зеркале, что лежит на земле ее возлюбленный и умирает от ран. Где? Спросила несчастная девушка, а старуха махнула рукой на запад - "Там, далеко, за горами, в тайге". Вскочила Уреньга на подаренного ведьмой коня и помчалась во весь опор, не различая дороги, только об одном думая, как спасти своего любимого. Ведьмин конь сначала скакал без устали, а затем сбросил девушку и умчался к своей хозяйке.
Вернувшийся домой Таганай долго искал возлюбленную, но так и не нашел, ни ее саму, ни ее коня. Пошел он тогда к ведьме, и стал ее просить посмотреть в волшебном зеркале, где сейчас его Уреньга. А старуха, зло улыбаясь, говорит ему: "На, сам смотри". Взял волшебное зеркало Таганай и увидел, что лежит его возлюбленная мертвая в дремучей тайге. Сразу став седым от горя, хотел он уже было уходить и стал прощаться, да заметил во дворе у ведьмы белого коня Уреньги. Тут и догадался богатырь, что всё подстроила злая колдунья. Убил он ведьму, а зеркало ее волшебное разбил, разлетелось оно осколками во все стороны. Затем пошел великан Таганай хоронить свою возлюбленную, да не дошел - умер по дороге от горя.
Так и лежат теперь все трое в виде гор: на западе - красавица Уреньга, на севере - злая Юрма, а между ними - седой Таганай. Осколки волшебного зеркала стали озерами, и так их было много, что нигде нет столько озер, как к востоку от горы Юрмы.
12
«Попробуем проанализировать эту легенду. Начинается она со своеобразной словесной формулы « давно это было, жили на Земле великаны и колдуны ». Встречаются в южноуральских легендах и преданиях словесные формулы «в далекие времена обитал в этих местах ..., в стародавние времена, когда людей на земле еще не было ..., давным-давно это было ...». Они выполняют художественную функцию. Обычно расположенные в начале повествования, такие формулы создают определенный эмоциональный, психологический настрой. Эти формулы уже в самом начале повествования определяют характер его восприятия и отношения к нему слушателей, интригуют.
Обратим внимание на слова «великий, красавица, заклятый враг» во втором предложении. Оно продолжает усиливать напряжение слушателя, подготавливает к восприятию событий, с точки зрения рассказчика очень важных и достоверных. Не может не привлечь внимание изворотливость ведьмы. Далее сюжетная линия призвана показать такие черты великого Таганая, как отвага, сила, преданность своей возлюбленной, смекалка. Он без промедления отправляется на поиски Уреньги, уничтожив и ведьму, и ее волшебное заркало.
Повествование продолжает сгущать тайну, подчёркивая её характерными для легенд фразами «так и лежат теперь все трое ...», « прошло много времени », « до сих пор говорят ». Эти слова подчёркивают важность происходящего. Можно присоединить к этому тематическому направлению некоторые топонимические легенды и предания. Вместе с тем следует отметить, что достоверность информации в таких легендах условная: основные действующие герои существовали в реальности, а событийная основа чаще всего является недостоверной, вымышленной, иногда фантастической.
Хочется упомянуть сказ «Медной горы хозяйка». Хозяйка Медной горы предстает в образе прекрасной зеленоглазой женщины с косой и лентами из тонкой позвякивающей меди, в платье из «шелкового малахита», а порой - в виде ящерицы в короне. В сказах Хозяйка дважды сама себя называет «каменной», а между тем Степан сообщает, что » рука , слышь-ко горячая, как есть живая» Одежда у Хозяйки из особого материала «камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладь», отливает то медью, то алмазной сыпью. Ее красота и богатство - красота драгоценных камней и металлов рудника. Голос необычайно звонок. Она разговаривает на человеческом языке, чаще ее речь подчеркнуто насмешлива. «Лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей». Хозяйка Медной горы - владелица земных богатств, хранительница тайн прекрасного и секретов высокого мастерства. Хозяйка враждебна
13
начальству и всякого рода барским прислужникам, помогает она лишь смелым и свободолюбивым рабочим. Она самостоятельно распоряжается земными богатствами: по своему желанию может допустить или не допустить разработку, может» увести богатство» или наоборот - подарить его с помощью подвластных ей ящериц. Образ Хозяйки Медной горы уникален.
Чудо и, как следствие, событие или происшествие невероятного характера в преданиях и легендах Южного Урала занимают главенствующее положение, не отрицается также и присутствие вымысла, фантастики. Подобные рассказы раздвигают границы реальности и позволяют чуду входить в обыденную жизнь, преображая ее, меняя самого человека.
2.3 О чем гласят легенды Южного Урала? (сборник «Легенды Южного Урала»)
Таблица 1
№
УРАЛЬСКИ]
п/п
Название легенды
Автор легенды
1
Е ГОРЫ
2
О Змее-полозе
3
Евгений Пермяк
Предание о том, откуда взялись горы, великие и малые
4
Легенда о чуди
Александр Лазарев
5
Александр Лазарев
Глядень-гора
Серафима Власова
6
Маланьин спор
7
Серафима Власова
Сулея
8
Горящая гора
Виталий Чернецов
Юрий Подкорытов
Сугомак и Есказа
9
10
Юрий Гребеньков
Заклятье Каменной горы
УРАЛЬСКИЕ ОЗЕРА
Легенда о происхождении эха
Светлана Вдовина
1
Петр Падучев
Голубое зеркало Семигора
2
Юрий Подкорытов
3
Тайна озера Зюраткуль
4
Старинное башкирское предание
Младший брат Байкала
Юрий Подкорытов
Увильдинская легенда
5
6
Серафима Власова
Золотой Волос
7
Солнечная пиала
Павел Бажов
УРАЛЬСКИ]
Юрий Подкорытов
Тайна озера Инышко
Валентина Усольцева
1
Е РЕКИ
2
Мать родниковых вод
3
Селямбай и его братья
Юрий Подкорытов
4
Юрий Подкорытов
Агидель
Серафима Власова
Как поссорились Тесьма с Киолимой
5
Николай Куштум
Анискин родник
Сергей Черепанов
14
УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ
1
Старых гор подаренье
2
Павел Бажов
3
Герцогиня Акуля
Клинок Уреньги
Серафима Власова
Серафима Власова
Предания и легенды о Земле Уральской, о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И тем не менее познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат без преувеличения бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом всечеловеческой мудрости.
Собранные в книге «Легенды Южного Урала» сказания — лишь малая толика того, что сохранила народная память об истории Земли Уральской, и тем не менее, трудно представить себе более увлекательное чтение. Проанализировав легенды, представленные к книге, мы пришли к выводу, что большее количество легенд (10 из 25) повествуют об Уральских горах, 7 легенд рассказывают нам об Уральских озерах, 5 - об Уральских реках и 3 - о самоцветах. Юрий Подкорытов и Серафима Власова - самые популярные авторы легенд, представленных в книге
« Легенды Южного Урала».
Заключение
На основании исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. Южноуральцы в большинстве случаев знают о легендах родного края, этот факт радует, т.к. необходимо знать историю, культурное наследие нашего края.
15
2. Необходимо шире представлять материалы о легендах и преданиях, чтобы наши земляки лучше знали историю родного края. Изучая легенды и предания, мы знакомимся не только с фольклором, но познаём мировоззрение людей прошлого, их нравственные ценности.
3. Среди легенд разной тематической направленности можно выделить как наиболее популярные легенды топонимические, исторические, природоведческие, что обусловлено исторической реальностью.
4. Анализ художественного своеобразия легенд позволяет говорить не только об особенностях жанра, проявляющегося в легендах и преданиях Южного Урала, но и о высоких моральных качествах, которыми, как правило, обладают их герои.
5. Легенды и предания объединяет установка на достоверность. В их основе действительные события и факты, когда-то имевшие место в истории народа. Легенды и предания отражают жизнь народа, его культуру, быт, нравы, обычаи. В них выражены мечта, надежда и вера в светлое будущее, идеалы народа.
6. Проанализировав легенды, представленные к книге «Легенды Южного Урала», мы пришли к выводу, что большее количество легенд (10 из 25) повествуют об Уральских горах. Юрий Подкорытов и Серафима Власова - самые популярные авторы легенд, представленных в книге «Легенды Южного Урала».
7. Необходимо, чтобы связь поколений не прерывалась, чтобы наши современники больше знали о нашей истории, могли рассказать о тайнах своего края, гордиться богатством фольклора малой родины. Без знания прошлого своего народа, его культуры, искусства, традиций, обычаев проблема эта неразрешима.
8. Знаковые места Челябинска.
Люди помнят и знают легенды об Урале. Визитной карточкой Челябинска является «Сказ об Урале», этот памятник находится на привокзальной площади. Высота памятника - 12 метров.
В нем воплотился образ мощи и богатства Уральских гор.
Ежегодно проходит Бажовский фестивапь, где выступают фольклорные коллективы, известные барды страны.
В исторической части города находится Исторический музей г. Челябинска, недалеко расположился гостиничный комплекс «Малахит». На Проспекте Ленина находится магазин «Уральские самоцветы».
Южуралкондитер выпускает наборы эксклюзивных шоколадных конфет »Сказы Урала», «Сказы Бажова». Коробка малахитового цвета с изображением героев сказов Бажова.
16
Список литературы
1. Зеленин Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии / Д. К. Зеленин. - М., 1991. Предания и легенды Урала. - Свердловск, 1991.
2. Слукин В. М. Тайны Уральских подземелий / В. М. Слукин. - Свердловск, 1988.
3. Саранцев А.С. П.П.Бажов.Жизнь и творчество / А.С.Саранцев - г.Челябинск, 1957
4. http://uralsky.info/khronografiva/legendv-vuzhnogo-urala.html
Источники
1. Легенды Южного Урала (Сост. И. А. Кириллова).
Приложение
Вопросы к анкетированию
1. Знаете ли вы легенды и предания Южного Урала?
Назовите легенды.
2. Какие памятные места Челябинска и Челябинской области связаны с легендами Южного Урала?
17