Муниципиальное автономное образовательное учреждение «Бургуйская средняя общеобразовательная школа»
« УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ «Бургуйская СОШ»
__________________ Тудунова Д.Б
«___»_____________________год
Проект
«Школьная теплица»
Автор проекта: Хаптагаева Д.,
ученица 11- го класса
Руководитель: Шагдурова А.Г
учитель биологии
с. Бургуй,
2017 г.
Школьная теплица должна успешно решать проблемы политехнизации трудового обучения и воспитания школьников. Работа в школьной теплице формирует у учащихся трудовые навыки по выращиванию растений и уходу за ними. Трудовая подготовка подрастающего поколения имеет важное значение в системе общего воспитания школьников. Именно в коллективе ребята учатся жить и работать, осознавать высшую нравственность труда – основы успешной жизни.
Цели:
Создание теплицы для выращивания зелени и рассады овощных культур.
Создание условий для обеспечения полноценного витаминизированного питания учащихся
Развитие познавательного интереса к предметам естественно-биологического цикла, реализация знаний полученных на уроках.
Занятия исследовательской деятельностью по выращиванию овощных и цветочно-декоративных растений.
Задачи:
построить тепличное сооружение.
- создать бригады из числа учащихся школы, для выращивания овощных культур.
- привлечь к сотрудничеству социальных партнеров.
- привлечь родителей для принятия участия в осуществлении проекта.
- создать условия для самостоятельной деятельности учащихся.
- способствовать развитию умения планировать свои действия и действия коллектива для достижения поставленных целей.
Формирование экологической культуры школьников, основ рационального ведения сельского хозяйства, комплексного благоустройства территории школы.
Воспитание трудолюбия, привитие трудовых умений и навыков.
Ожидаемые результаты от реализации проекта: создание рентабельного тепличного хозяйства при школе.
В школьной теплице ранней весной будет выращиваться рассада для пришкольного участка. Появится возможность дополнительно получать свежую зелень для витаминизированного питания детей круглый год. Дети получат умения и навыки по выращиванию сельскохозяйственных овощных и цветочно-декоративных культур. Полученные знания будут использовать в будущем.
Учащиеся должны знать:
- параметры искусственного климата в условиях теплицы
- основные понятия овощеводства
- последовательность этапов агротехники, используемых при возделывании культурных растений в условиях защищенного грунта
-экологические аспекты выращивания овощных и цветочно-декоративных культур
- правила безопасной работы в условиях теплицы.
Учащиеся должны уметь:
- поэтапно выполнять агротехнику
-работать ручными орудиями труда
-планировать и организовывать свою деятельность
-пользоваться медиа- средствами с целью получения информации о выращивании растений в условиях теплицы
-соблюдать правила безопасной работы в теплице
-выращивать овощную и цветочно-декоративную рассаду в условиях защищенного грунта
Основные направления деятельности тепличного хозяйства
Образовательное
Производственное
Опытническо – исследовательское
Природоохранное и просветительское
Образовательное направление включает в себя учебные предметы: биология, природоведение, география и технологии. школьная теплица должна быть местом, где учащиеся, начиная с 5 класса, на конкретных примерах накапливают фактический материал биологического характера, приобретают практические навыки. Работа в теплице служит основой для глубокого и прочного усвоения биологических фактов.
Планируется производство продукции круглогодично.
- Выращивание зелени (укроп, лук, петрушка, салат).
- выращивание овощных культур ( огурцы, помидоры и.т.д.)
- выращивание комнатных растений
Основные направления опытническо - исследовательской работы:
- изучение элементов микроклимата (температура воздуха, и почвы влажность и т.д.)
- овладение методикой режимом тепла, света, минерального и водно-воздушного питания
- выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных культур
- агротехника возделывания растений
- вредители защищенного грунта и борьба с ними
Природоохранное направление системно реализуется через неукоснительное соблюдение культуры земледелия в теплице. Проведение природоохранных мероприятий по сохранению почвы в теплице (очищение от остатков растений, внесение удобрений, заготовка компоста).
Просветительское:
- разработка курса бесед о значении теплицы и особенностях выращивания растений в условиях защищенного грунта
- разработка экскурсий для учащихся начальных классов
АКТУАЛЬНОСТЬ
Овощи в рациональном питании человека играют исключительно важную роль. В них содержатся витамины С, Р, каротин, витамины группы В, фитонциды, способствующие уничтожению болезнетворных микроорганизмов, минеральные соли, углеводы, балластные вещества, необходимые для нормальной деятельности кишечника. Овощи и картофель необходимы для питания человека. Характерно, что каждый вид овощей и фруктов способствует образованию в организме определенных биологически активных веществ. Одни из них улучшают обменный процесс, пищеварение, нейтрализуют кислоты, другие нормализуют кровяное давление, укрепляют стенки сосудов, придают им эластичность, предотвращая спазмы, а также снижают содержание холестерина в крови. Все это укрепляет организм, делает его стойким ко многим заболеваниям, повышает работоспособность.Таким образом, нужно сделать так, чтобы пищеварительная система функционировала правильно. Для этого необходимо включать в рацион все необходимые для организма питательные вещества и в правильном соотношении.
Мы считаем , что крайне важно находить в своем учебном графике время на полноценный завтрак, обед и ужин, который состоит из свежих овощей и зелени. Ведь от нашего питания зависит наше здоровье!Для полноценного здорового питания человеку необходимы круглый год витамины. Все прекрасно знают, что только в овощах и фруктах находится огромная кладезь витаминов.
Мы предлагаем выращивать овощи, зелень – круглый год!
Проект будет действовать с февраля 2018 года.
План реализации проекта
Педагогический совет.
Обсуждение и утверждение проекта «Школьная теплица» - февраль 2018 года
Благоустройство теплицы, работы по обеспечению теплом, электроосвещением, водоснабжением, системой проветривания и пожарной безопасности – март-апрель 2018 года.
Завоз плодородной почвенной смеси и дренажа – март-апрель 2018 года.
Закупка тепличного садового инвентаря – март-апрель 2018 года.
Распределение дренажа и почвенной смеси по стеллажам – март-апрель 2018 года.
Приобретение посадочного материала и семян цветов и овощных культур – март-апрель 2018 года.
Распределение и закрепление отделов за классами – апрель 2018 года
Изготовление стенда для наглядной информации, заготовка табличек – апрель 2018 года.
Посев семян цветочных культур для рассады – апрель 2018 года
Уход за посевами – апрель 2018 года
Пикирование рассады – май 2018 года
Подготовка почвы, оформление клумб на УОУ – апрель-май 2018 года.
Высадка в клумбы многолетников – апрель-май 2018 года
Высадка рассады в клумбы – май 2018 года.
Высадка посадочного материала и посев семян овощных культур в закрытый грунт – апрель-май 2018 года
Уход за посадками (прополка, полив, рыхление, прореживание) – май 2018 года.
Уход за посадками в теплице – июнь-август 2018года
Реализация выращенной зелени – май 2018 года
Уборка теплицы, подготовка почвы к осенне-зимнему периоду– август-сентябрь 2018 года.
Расширение посадочных площадей, посев семян зелени (укропа, петрушки, лука, салата) – октябрь 2018 года.
Создание «зимнего сада» в теплице, выращивание цветов на выгонку и срезку – круглогодично.
Заключительный этап.
Презентация работы страницы школьного тепличного хозяйства на сайте школы.
Обобщение и систематизация опыта реализации проекта.
Поощрение участников
Критерии оценки эффективности проекта:
Дальнейшее развитие проекта
Организовать питомник по выращиванию овощных и цветочно-декоративных растений
Благоустройство территории школы (озеленение, эстетическое оформление клумб )
Круглогодичное использование теплицы
СЕЛЬСКИЙ ТРУД
Понятие о сельскохозяйственном труде вытекает из непосредственного представления о работе людей на земле – земледельцев, землепашцев, хлеборобов, пахарей. Все эти определения раскрывают трудовую деятельность человека на земле по созданию всех основных продуктов питания и сырья для промышленности.
В сельском хозяйстве выделяют две основные отрасли – растениеводство и животноводство. Обе отрасли, особенно растениеводство, не могут развиваться без знаний о почве, ее плодородии и продуктивности культурного поля. В сельскохозяйственном труде умело сочетается физический и умственный труд. Даже в самом малом требуются знания, смекалка, трудовые усилия. Без знаний, какие, когда и сколько вносить удобрений под выращиваемую культуру, когда и как ее сеять и поливать или проводить другие виды работ, нельзя добиться желаемого результата. Ведь завышенные дозы внесенных удобрений или чрезмерное увлажнение посевов могут навредить не только культивируемому растению, но и в целом природе, а это значит свести на нет труд многих людей и погубить природу.
Выращивать культурные растения, вести уход за сельскохозяйственными животными, охранять природу – полезные и необходимые занятия в жизни человека, и этому необходимо учиться в школе.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОВОЩЕВОДАМ
Любители- овощеводы – это люди трудолюбивые, любознательные. Особенно важно знать требования овощных культур при выращивании их в специальных сооружениях, где необходимо создавать условия микроклимата. Выращивание растений под пленкой требует так же знаний по болезням и вредителям овощных культур, так как они в защищенном грунте имеют специфический характер. Очень важно знать сорта овощных культур, которые дают наиболее высокие урожаи в защищенном грунте. Любителям – овощеводам необходимо грамотно подойти к выбору конструкции сооружения, места расположения его на участке, материала, из которого сооружение будет создано, знать способы и условия создания микроклимата, необходимого для выращивания овощной культуры.
Для получения ранних овощей, рассады и выращивания теплолюбивых культур применяют утепленный грунт, парники, теплицы.
Теплицы. Это наиболее совершенный вид защищенного грунта. В отличие от малогабаритных укрытий и парников все работы по уходу за растениями проводятся внутри самого помещения. Теплицы бывают по форме арочные, двускатные и односкатные, по стройматериалу - металлические и деревянные. Различаются теплицы и по способу обогрева солнечному, биологическому и техническому (с помощью горячей воды, электрического тока).
Полиэтиленовая пленка. Основным полимерным материалом для покрытия теплиц и малогабаритных укрытий является полиэтиленовая пленка. Она эластична, практически не изменяет линейных размеров в атмосферных условиях, поэтому пригодна для жесткого крепления на теплицах. Пленка устойчива к кислотам, окислителям.
РЕАЛИСТИЧНОСТЬ НАШЕЙ ПРОГРАММЫ
Работа над созданием этого проекта, эта лишь малая часть той работы , которую нам предстоит совершить. Создав данный проект, мы рассчитываем внести существенный вклад в оздоровление детей через питание, через физический труд и моральное удовлетворение своей работой. Наша программа требует больших финансовых затрат, но многое в ней будет зависеть от энтузиазма самих учащихся. Как в любом большом деле нам необходима поддержка родителей, учителей и общественности.
Создав данный проект, мы рассчитываем внести вклад в воспитание у ребят экологической культуры, привычки к самостоятельности, ответственности за свои поступки. Самостоятельно создав что-то, вряд ли захочется это разрушать, поэтому важно включить в деятельность каждого учащегося школы.
Мы считаем, что наша программа вполне нам под силу, и с помощью взрослых надеемся её успешно осуществить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Д.И.Трайтака «Трудовое обучение 5-7» - М:, Просвещение 1989
2. Е.А.Ченыкаева «Советы огородникам» - М., « Колос» 2004
3. журнал « Сельская новь»