Проектная деятельность
«Великая цель образования - это не знания, а действия»
Г. Спенсер
Многие годы традиционной целью образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Но их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности.
Чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, занятие должно быть новым, современным. А значит, перед современным педагогом в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать деятельностный подход в обучении. Реализация деятельностного подхода на занятии заставляет педагога перестроить свою работу, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно открыть для себя новые знания. Именно дети являются главными «действующими героями» на занятии. И, безусловно, их деятельность на занятии должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Принцип деятельности заключается в том, что ребенок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общеучебных умений.
Деятельностных приемов обучения достаточно много. Это такие, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Однако одной из самых популярных педагогических технологией в современном преподавании становится метод проектов, т.к. он направлен на повышение эффективности занятия. На таких занятиях педагог предъявляет обучающимся ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются для решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.
Основные этапы проектной деятельности таковы:
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4. Реализация проектов.
5. Презентация.
6. Самооценка процесса и результата деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает использование разнообразных методов обучения, предполагает необходимость интегрирования знаний из различных областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на занятии, в школе, в реальной жизни).
Для выполнения проекта можно предложить шаблон такого рода:
Введение
Тема моего проекта……………………………………………
Я выбрал эту тему, потому что……………………………….
Цель моей работы………………………………………………
Проектным продуктом будет- …………………………………..
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
Выбор темы и уточнение названия………………………..
Сбор информации (где и как искал информацию)……….
Изготовление продукта (что и как делал)…………………
Написание письменной части проекта (как это делал)……
Основная часть
Я начал свою работу с того, что………………………………..
Потом я приступил к …………………
Я завершил работу тем, что……………………………………..
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …………..
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я ……………..
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как………………………………………………………………
Но всё же мне удалось достичь цели проекта, потому что……..
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что……………………..
Это произошло, потому что……………………………………….
Если бы я начал работу заново, я бы……………………………..
В следующем году я продолжу эту работу для того, чтобы…….
Работа над проектом показала мне, что …………………………
Отчитываясь о ходе и результате работы, обучающийся проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции. Важнейшим навыком, который приобретают дети в ходе проектной деятельности является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе очень востребовано в современном обществе.
Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может достаточно эффективно применяться. Выдвинутая гипотеза теперь доказана: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.
5