СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Центр бурятской культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект Центр бурятской культуры»

МО «Еравнинский район»

МАОУ «Усть-Эгитуйская СОШ»







ПРОГРАММА

центра развития бурятского

языка и культуры

«Алтан Соембо»

Еравнинского района








2017 год

Паспорт программы


Наименование
Программы

Программа деятельности «Центра бурятского языка и культуры»

Основание для
разработки

Постановление правительство Республики Бурятия от 23 июня 2014 г. N 289 об утверждении государственной программы Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия"


Государственный
заказчик

МО «Еравнинский район»

Координатор
Программы

ОО МО «Еравнинский район»

Разработчики
Программы

МАОУ «Усть-Эгитуйская СОШ»

Цель Программы

Цель: духовно-нравственное развитие ребенка посредством сохранения, изучения, популяризации бурятского языка и культуры в условиях муниципального центра «Алтан Соембо».

Задачи духовно-нравственного развития ребенка в области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных бурятских традициях, внутренней установке личности школьника - «поступать согласно своей совести»;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм – «давать нравственную оценку своим и чужим поступкам»;

• формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, отражающиеся в бурятской литературе и культуре;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Родину;

• воспитание ценностного отношения к бурятскому языку и культуре;

• формирование осознанного и уважительного отношения к бурятским традициям и обычаям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, истории и образу жизни бурятского народа.

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим посредством изучения обычаев и традиций бурятского народа;

• формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями бурятской семьи.


Сроки
реализации

На 5 лет

Объемы финансирования

Общий объем

Составляет 371843 тыс. руб.

тыс. рублей, в том числе:

Ставка методиста ЦБК – 11250 *12 мес=135000 руб.

Руководитель проекта 0,33 ставки – 37512*12 мес.= 44544 руб.

Коэффициент надбавки к зар.плате учителям бурятского языка 15%.

приобретение художественной литературы – 19210 тыс. рублей;

организация, награждение конкурсных мероприятий –105089 рублей;

приобретение инвентаря, оборудования, костюмов, инструментов - 68 тыс. рублей

Ожидаемые
результаты
реализации
Программы

Прогнозируемые результаты реализации проекта:

1. духовно-нравственные личностные качества ребенка, приобретенные на основе изучения бурятского языка и культуры в муниципальном центре «Алтан Соембо».

2. формирование позитивного отношения населения к изучению бурятского языка;

3. создание условий на территории Еравнинского района для изучения и дальнейшего развития бурятского языка, его популяризация среди подрастающего поколения;

4. совершенствование работы образовательных учреждений с этнокультурной составляющей дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования по обучению бурятскому языку


Проект «Алтан Соембо»

Актуальность. Вопрос духовно-нравственного развития детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень знаний культуры своего народа. На фоне экономического, социального расслоения, представления подрастающего поколения о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными потребностями. Перед семьёй, школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием духовно-нравственных качеств личности школьника.

Проектобеспечивает требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного, начального и среднего общего образования, с учётом реализации программ начального общего образования развивающая образовательная система «Школа 2100», программ основного общего и среднего общего образования.

Программа проекта духовно-нравственного развития ребенка в условиях организации внеурочной деятельности в муниципальном центре «Алтан Соембо» основана на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов бурят. Программа конкретизирует задачи, ценности, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации учащихся, взаимодействия с семьёй, общественными организациями, определяет участие школьников в деятельности детско-юношеских движений и объединений.


Цель: духовно-нравственное развитие ребенка посредством сохранения, изучения, популяризации бурятского языка и культуры в условиях муниципального центра «Алтан Соембо».



Центр развития бурятского языка и культуры «АлтанСоембо»






Задачи духовно-нравственного развития ребенка в области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных бурятских традициях, внутренней установке личности школьника - «поступать согласно своей совести»;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм – «давать нравственную оценку своим и чужим поступкам»;

• формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, отражающиеся в бурятской литературе и культуре;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

 В области формирования социальной культуры:

• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Родину;

• воспитание ценностного отношения к бурятскому языку и культуре;

• формирование осознанного и уважительного отношения к бурятским традициям и обычаям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, истории и образу жизни бурятского народа.

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим посредством изучения обычаев и традиций бурятского народа;

• формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями бурятской семьи.

Проект разработан на основе следующих принципов:

- аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития школьника. Любое содержание общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности, в том числе и традиционные ценности культуры бурят.

- принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношенийребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

- принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права ребенка свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

- принцип системнодеятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно- нравственное развитие ребенка, включающее внеучебную, общественно значимую деятельность школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы проекта духовно-нравственного развития осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей бурятской культуры.




Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный. На данном этапе решаются задачи:

• Определение цели, задач, содержания духовно- нравственного развития ребенка;

• Создание условий для реализации поставленных целей и задач проекта;

• Формирование коллектива единомышленников;

• Отбор ведущих педагогических идей;

• Определение ведущих направлений и видов деятельности;

• Установление взаимосвязи с центрами дополнительного образования, родительской общественностью;

• Разработка плана мероприятий;

• Решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения;

2 этап - реализация проекта. Данный этап характеризуется реализацией направлений деятельности центра «Алтан Соембо» через план мероприятий



1

Районный турнир «Шагай наадан», посвященный открытию ЦБК

Март 2017

районный

АМО, школа

2.

Открытие ЦБК

Март 2017

районный

Усть-Эгитуйская СОШ

3.

Психологический тренинг для родителей

Апрель 2017

районный

Усть-Эгитуйская СОШ, родительские комитеты школ.

4

Конкурс радиорепортажей на бурятском языке «Агууехэ дайн минии гэр бγлын хуби заяанда»

Май 2017

районный

Учителя бурятского языка, FM-радио (Дымчикова Ж.Ч.)

6.

Благоустройство Сада Поэзии:

покраска беседки, установка скамеек, прокладка дорожки от входа до мостика, освещение


В течение года

Районный

АМО, Усть-Эгитуйская СОШ

7.

Языковой летний лагерь. Яндола.

Июнь 2017

районный

Сосновоозерская СОШ №1

8.

Летний лагерь. «Школа кочевника», «По нимбуевским местам»

Июнь- июль 2017


межрайонный

Усть-Эгитуйская СОШ

9.

Районный Праздник бурятского языка

Октябрь 2017

районный

Сосновоозерская СОШ №1

10.

Районная олимпиады по математике 7-8 классов на бурятском языке

Ноябрь 2017

районный

Усть-Эгитуйская СОШ

11.

«Гар урлаг» (ташуур гγрэлгын урлал, γйhэн зγйлнγγд-зγйтэй хэрэгсэлнγγд)

Ноябрь 2017

районный

Ульдургинская СОШ

12.

Конкурс для воспитателей «Лучшее занятие по развитию бурятского языка»

Ноябрь 2017

Кустовой (УльдургаМожайка, Усть-Эгита) можно районный


Детские сады

13.

НПК, посвященная юбилею Дондогой Ц-Д.Ц.

Декабрь 2017

районный

Усть-Эгитуйская СОШ

14.

Заочный творческий конкурс (стихи собственного сочинения на бурятском языке)

Декабрь 2017

районный

Исингинская СОШ

15.

Районный этап республиканского конкурса «Буряад хэлэн баян да!»

Февраль 2018

районный

Тужинкинская СОШ

16.

Районный праздник бурятского языка «Буряад хэлэеэ γргэел!»


Март 2018

Районный праздник

Усть-Эгитуйская СОШ

17.

Игра-викторина «В гостях у сказки». Инсценирование сказок на бурятском языке

Март 2018

районный

Детские сады

18

Районный конкурс улигершинов

Апрель 2018

районный

Школа Можайская



Мероприятия, проводимые ЦБК совместно с БГУ, БРИОП, ОО «Еравнинский район»

1.

Формирование единого банка образовательных ресурсов на базе Центра МБОУ «Усть-Эгитуйская СОШ» Еравнинского района

2017

март

Структурные подразделения

Центра

Единый банк образовательных ресурсов дополнительного образования на базе Центра

2.

Проведение серии открытых занятий по образовательным программам элективных курсов, спецкурсов с широким использование ИКТ-технологий (сроки и учителей уточнить) по утвержденному плану

2017

Март

Кафедры БРИОП, БГУ


Повышение квалификации учителей

3.

Обучение специалистов, обеспечивающих функционирование отдельных компонентов Центра

2017

май

Администрация «Усть-Эгитуйской СОШ»

Повышение квалификации

специалистов

4.

Очно-дистанционные олимпиады по спецкурсам, по программам элективных курсов

2017

октябрь

Кафедры

БРИОП, БГУ,

ОО района

Повышение мотивации и уровня компетенций обучающихся

5.

Очно-дистанционные викторины по предметам Центра

2017

ноябрь

Кафедры

БРИОП, БГУ,

ОО района

Повышение мотивации и уровня компетенций обучающихся

9.

Методическая помощь в оснащении краеведческой литературой

2018

февраль

Кафедры

БРИОП, БГУ,

ОО района

Улучшение оснащенности библиотек базовых ОО

10.

Проведение республиканского семинара «Актуальные проблемы преподавания бурятского языка и литературы»

2018

Март

 

Кафедры

БРИОП,

Отдел УО района,

Центр развития бурятского языка и культуры,

МАОУ «Усть-Эгитуйская СОШ»

Повышение мотивации и уровня компетенций

педагогических работников системы национального образования Республики Бурятия





3 этап - аналитико-обобщающий. На данном этапе проводится обобщение опыта педагогов, родителей, обучающихся. Проводится анализ развивающей системы, определяются перспективы и пути саморазвития, обновление содержания.

Прогнозируемые результаты реализации проекта: духовно-нравственные личностные качества ребенка, приобретенные на основе изучения бурятского языка и культуры в муниципальном центре «Алтан Соембо».























№ п/п

Мероприятие

Расчет

Всего рублей

МБ

Прочие источники

1

Методист центра бурятской культуры

1 ставка*11250 р

11250 рублей


2

Научный руководитель Проекта

0,33*11250=3712

3712 рублей


3.

Коэффициент надбавки к зар.плате учителям бурятского языка

15%.



4.

приобретение инвентаря, оборудования,

Фотоаппарат для ЦБК-50000 р, прожектор на штативе-8000 р,

Принтер цветной-10000 р,

68000 руб,



5.

приобретение художественной литературы

Приложение №1

19210 рублей




Приложение №1

Смета на проведение мероприятий, инициируемые центром

1

Районный турнир «Шагай наадан», посвященный открытию ЦБК

Март 2017

районный

5500 руб

АМО, школа

2.

Открытие ЦБК

Март 2017

районный

13589 руб.

Усть-Эгитуйская СОШ

3.

Психологический тренинг для родителей

Апрель 2017

районный

5000 руб.

Усть-Эгитуйская СОШ, родительские комитеты школ.

4.

Конкурс радиорепортажей на бурятском языке «Агууехэ дайн минии гэр бγлын хуби заяанда»

Май 2017

районный

1500 руб.

Учителя бурятского языка, FM-радио (Дымчикова Ж.Ч.)

6.

Благоустройство Сада Поэзии:

покраска беседки, установка скамеек, прокладка дорожки от входа до мостика, освещение


В течение года

Районный

10000 руб.

АМО, Усть-Эгитуйская СОШ

7.

Языковой летний лагерь. Яндола.

Июнь 2017

районный

50*200*3дн.=30000 рублей

Сосновоозерская СОШ №1

8.

Летний лагерь. «Школа кочевника», «По нимбуевским местам»

Июнь-июль 2017г.

межрайонный

15*200р*3дня=9000руб

Усть-Эгитуйская СОШ

9.

Районный Праздник бурятского языка

Октябрь 2017

районный

Оргвзнос

Сосновоозерская СОШ №1

10.

Районная олимпиада по математике на бурятском языке. 7-8 классы

Ноябрь 2017

районный

5000 руб.

Усть-Эгитуйская СОШ

11.

«Гар урлаг» (ташуур гγрэлгын урлал, γйhэн зγйлнγγд-зγйтэй хэрэгсэлнγγд)

Ноябрь 2017

районный

5000 руб

Ульдургинская СОШ

12.

Конкурс для воспитателей «Лучшее занятие по развитию бурятского языка»

Ноябрь 2017

Кустовой (УльдургаМожайка, Усть-Эгита) можно районный


Оргвзнос.

Детские сады

13.

НПК, посвященная юбилею Дондогой Ц-Д.Ц.

Декабрь 2017

районный

5000 руб.

Усть-Эгитуйская СОШ

14.

Заочный творческий конкурс (стихи собственного сочинения на бурятском языке)

Декабрь 2017

районный

3000 руб.

Исингинская СОШ

15.

Районный этап республиканского конкурса «Буряад хэлэн баян да!»

Февраль 2018

районный

5000 руб.

Тужинкинская СОШ

16.

Районный праздник бурятского языка «Буряад хэлэеэ γргэел!»


Март 2018

Районный праздник

7000 руб.

Усть-Эгитуйская СОШ

17.

Игра-викторина «В гостях у сказки». Инсценирование сказок на бурятском языке

Март 2018

районный

5000 руб

Детские сады

18.

Районный конкурс улигершинов

Апрель 2018

районный

5000 тыс. руб.

Можайская СОШ

Итого на проведение мероприятий

114589 руб.








Приложение №2

Смета на приобретение художественной литературы

«Буряадууд тухай алтан ном» г. Улан-Удэ, издательский дом «Бэлиг», 2008г., 112 с.


В.Алагуева

1

400

400

«буряад-монголой оньhон үгэнүүд;

Х.Намсараев

1

200

200

“Шэдитэ эрхи”

“Алтан эрхи”

Л.Намжилова

6

6

450

450

2700

2700

“Лодон багшын дэбтэрһээ”

Л.Линхвоин.

1

500

500

“Хүн болохо багаһаа”

Б-Х.Цырендоржиева

6

350

2100

Англо-бурятско-русский словарик-книжка в картинках. – Улан-Удэ: Изд-во, 2010, — 72с.


Д.Г.Дымбилова-Юндунова.


6

360

2160

Краткий бурятско-русский и русско-бурятский карманный словарь. –  Закаменск, 2006 г., 182 с.


М. Н. Намжилов.


6

120

720

Сказки/ Yльгэрнyyд — на русском и бурятском языке/ г. Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1999г — 48с.


А. С. Пушкин.


1

40

40

Табан эрдэни. – Пять драгоценностей. Рисунки, стихи. – г. Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1992г. – 28 с.



6

60

360

Мойдодыр/Арюун уhан алдарашаг —  г. Улан-Удэ, Республиканская типография, 2009г. — 41с.


К. Чуковский, перев. Ц. Жимбиев.


6

156

936

Муха-Цокотуха/ Шаляахай-Аляаhан – издание автора (переводчика), 2011г.

К. Чуковский, перев. Эрдэни Дугарова.


6

36

216

Табан хушуун мал. – г. Улан-Удэ, Издательство Бурятского Государственного университета, 2003 г., 138 с.

Т. Д. Замбалова.


6

150

900

Тархайн хyбyyн Зархай. – г. Улан-Удэ, издательский дом «Буряад-Монгол Ном», 2011г., 96с.


Ш. Нимбуев.


1

480

480

hайн зантай бороо – издание автора, с. Хоринск, 2010г. – 32 с.


Э. Дугаров.


6

25

150

Yнеэ yнаhан миисгэй. – издание и оформление автора, с. Хоринск, 2010г. – 36 с.



6

38

228

Шулэгууд


1

400

400

YРЕЭЛНYYД. – г. Улан-Удэ, Издательский Дом «Буряад Унэн», 2011г., 144с.


Г. — Д. Дамбаев. 


1

300

300

 hАЙН hАЙХАН ЗААБАРИНУУД. – г. Закаменск, АУ Редакция газеты «Знамя труда», 2010г., 160 с.


С. Ринчинов. 


1

300

300

 Оюун тyлхюур: учебник для ускоренного обучения бурятскому языку

Л.Намжилон

6

250

1500

Бурятские пословицы, поговорки, загадки: сборник (на бурятском языке).

Патаева В.Д, Лхамажапова О.Б.


1

120

120


Подписка на журнал “Байгал”

1

100*12=1200

1200


Подписка на журнал “Одон”

1

50*12=600

600




Всего

19210