МО «Еравнинский район»
МАОУ «Усть-Эгитуйская СОШ»
ПРОГРАММА
центра развития бурятского
языка и культуры
«Алтан Соембо»
Еравнинского района
2017 год
Паспорт программы
Наименование Программы | Программа деятельности «Центра бурятского языка и культуры» |
Основание для разработки | Постановление правительство Республики Бурятия от 23 июня 2014 г. N 289 об утверждении государственной программы Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия" |
Государственный заказчик | МО «Еравнинский район» |
Координатор Программы | ОО МО «Еравнинский район» |
Разработчики Программы | МАОУ «Усть-Эгитуйская СОШ» |
Цель Программы | Цель: духовно-нравственное развитие ребенка посредством сохранения, изучения, популяризации бурятского языка и культуры в условиях муниципального центра «Алтан Соембо». Задачи духовно-нравственного развития ребенка в области формирования личностной культуры: • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания — «становиться лучше»; • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных бурятских традициях, внутренней установке личности школьника - «поступать согласно своей совести»; • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм – «давать нравственную оценку своим и чужим поступкам»; • формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, отражающиеся в бурятской литературе и культуре; • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям; • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. В области формирования социальной культуры: • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Родину; • воспитание ценностного отношения к бурятскому языку и культуре; • формирование осознанного и уважительного отношения к бурятским традициям и обычаям, к вере и религиозным убеждениям; • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, истории и образу жизни бурятского народа. В области формирования семейной культуры: • формирование отношения к семье как основе общества; • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим посредством изучения обычаев и традиций бурятского народа; • формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним; • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями бурятской семьи. |
Сроки реализации | На 5 лет |
Объемы финансирования | Общий объем Составляет 371843 тыс. руб. тыс. рублей, в том числе: Ставка методиста ЦБК – 11250 *12 мес=135000 руб. Руководитель проекта 0,33 ставки – 37512*12 мес.= 44544 руб. Коэффициент надбавки к зар.плате учителям бурятского языка 15%. приобретение художественной литературы – 19210 тыс. рублей; организация, награждение конкурсных мероприятий –105089 рублей; приобретение инвентаря, оборудования, костюмов, инструментов - 68 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Прогнозируемые результаты реализации проекта: 1. духовно-нравственные личностные качества ребенка, приобретенные на основе изучения бурятского языка и культуры в муниципальном центре «Алтан Соембо». 2. формирование позитивного отношения населения к изучению бурятского языка; 3. создание условий на территории Еравнинского района для изучения и дальнейшего развития бурятского языка, его популяризация среди подрастающего поколения; 4. совершенствование работы образовательных учреждений с этнокультурной составляющей дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования по обучению бурятскому языку |
Проект «Алтан Соембо»
Актуальность. Вопрос духовно-нравственного развития детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень знаний культуры своего народа. На фоне экономического, социального расслоения, представления подрастающего поколения о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными потребностями. Перед семьёй, школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием духовно-нравственных качеств личности школьника.
Проектобеспечивает требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного, начального и среднего общего образования, с учётом реализации программ начального общего образования развивающая образовательная система «Школа 2100», программ основного общего и среднего общего образования.
Программа проекта духовно-нравственного развития ребенка в условиях организации внеурочной деятельности в муниципальном центре «Алтан Соембо» основана на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов бурят. Программа конкретизирует задачи, ценности, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации учащихся, взаимодействия с семьёй, общественными организациями, определяет участие школьников в деятельности детско-юношеских движений и объединений.
Цель: духовно-нравственное развитие ребенка посредством сохранения, изучения, популяризации бурятского языка и культуры в условиях муниципального центра «Алтан Соембо».
Центр развития бурятского языка и культуры «АлтанСоембо»
Задачи духовно-нравственного развития ребенка в области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных бурятских традициях, внутренней установке личности школьника - «поступать согласно своей совести»;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм – «давать нравственную оценку своим и чужим поступкам»;
• формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, отражающиеся в бурятской литературе и культуре;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Родину;
• воспитание ценностного отношения к бурятскому языку и культуре;
• формирование осознанного и уважительного отношения к бурятским традициям и обычаям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, истории и образу жизни бурятского народа.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим посредством изучения обычаев и традиций бурятского народа;
• формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями бурятской семьи.
Проект разработан на основе следующих принципов:
- аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития школьника. Любое содержание общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности, в том числе и традиционные ценности культуры бурят.
- принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношенийребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
- принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права ребенка свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
- принцип системнодеятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно- нравственное развитие ребенка, включающее внеучебную, общественно значимую деятельность школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы проекта духовно-нравственного развития осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей бурятской культуры.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный. На данном этапе решаются задачи:
• Определение цели, задач, содержания духовно- нравственного развития ребенка;
• Создание условий для реализации поставленных целей и задач проекта;
• Формирование коллектива единомышленников;
• Отбор ведущих педагогических идей;
• Определение ведущих направлений и видов деятельности;
• Установление взаимосвязи с центрами дополнительного образования, родительской общественностью;
• Разработка плана мероприятий;
• Решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения;
2 этап - реализация проекта. Данный этап характеризуется реализацией направлений деятельности центра «Алтан Соембо» через план мероприятий
1 | Районный турнир «Шагай наадан», посвященный открытию ЦБК | Март 2017 | районный | АМО, школа |
2. | Открытие ЦБК | Март 2017 | районный | Усть-Эгитуйская СОШ |
3. | Психологический тренинг для родителей | Апрель 2017 | районный | Усть-Эгитуйская СОШ, родительские комитеты школ. |
4 | Конкурс радиорепортажей на бурятском языке «Агууехэ дайн минии гэр бγлын хуби заяанда» | Май 2017 | районный | Учителя бурятского языка, FM-радио (Дымчикова Ж.Ч.) |
6. | Благоустройство Сада Поэзии: покраска беседки, установка скамеек, прокладка дорожки от входа до мостика, освещение | В течение года | Районный | АМО, Усть-Эгитуйская СОШ |
7. | Языковой летний лагерь. Яндола. | Июнь 2017 | районный | Сосновоозерская СОШ №1 |
8. | Летний лагерь. «Школа кочевника», «По нимбуевским местам» | Июнь- июль 2017 | межрайонный | Усть-Эгитуйская СОШ |
9. | Районный Праздник бурятского языка | Октябрь 2017 | районный | Сосновоозерская СОШ №1 |
10. | Районная олимпиады по математике 7-8 классов на бурятском языке | Ноябрь 2017 | районный | Усть-Эгитуйская СОШ |
11. | «Гар урлаг» (ташуур гγрэлгын урлал, γйhэн зγйлнγγд-зγйтэй хэрэгсэлнγγд) | Ноябрь 2017 | районный | Ульдургинская СОШ |
12. | Конкурс для воспитателей «Лучшее занятие по развитию бурятского языка» | Ноябрь 2017 | Кустовой (УльдургаМожайка, Усть-Эгита) можно районный | Детские сады |
13. | НПК, посвященная юбилею Дондогой Ц-Д.Ц. | Декабрь 2017 | районный | Усть-Эгитуйская СОШ |
14. | Заочный творческий конкурс (стихи собственного сочинения на бурятском языке) | Декабрь 2017 | районный | Исингинская СОШ |
15. | Районный этап республиканского конкурса «Буряад хэлэн баян да!» | Февраль 2018 | районный | Тужинкинская СОШ |
16. | Районный праздник бурятского языка «Буряад хэлэеэ γргэел!» | Март 2018 | Районный праздник | Усть-Эгитуйская СОШ |
17. | Игра-викторина «В гостях у сказки». Инсценирование сказок на бурятском языке | Март 2018 | районный | Детские сады |
18 | Районный конкурс улигершинов | Апрель 2018 | районный | Школа Можайская |
Мероприятия, проводимые ЦБК совместно с БГУ, БРИОП, ОО «Еравнинский район»
1. | Формирование единого банка образовательных ресурсов на базе Центра МБОУ «Усть-Эгитуйская СОШ» Еравнинского района | 2017 март | Структурные подразделения Центра | Единый банк образовательных ресурсов дополнительного образования на базе Центра |
2. | Проведение серии открытых занятий по образовательным программам элективных курсов, спецкурсов с широким использование ИКТ-технологий (сроки и учителей уточнить) по утвержденному плану | 2017 Март | Кафедры БРИОП, БГУ | Повышение квалификации учителей |
3. | Обучение специалистов, обеспечивающих функционирование отдельных компонентов Центра | 2017 май | Администрация «Усть-Эгитуйской СОШ» | Повышение квалификации специалистов |
4. | Очно-дистанционные олимпиады по спецкурсам, по программам элективных курсов | 2017 октябрь | Кафедры БРИОП, БГУ, ОО района | Повышение мотивации и уровня компетенций обучающихся |
5. | Очно-дистанционные викторины по предметам Центра | 2017 ноябрь | Кафедры БРИОП, БГУ, ОО района | Повышение мотивации и уровня компетенций обучающихся |
9. | Методическая помощь в оснащении краеведческой литературой | 2018 февраль | Кафедры БРИОП, БГУ, ОО района | Улучшение оснащенности библиотек базовых ОО |
10. | Проведение республиканского семинара «Актуальные проблемы преподавания бурятского языка и литературы» | 2018 Март | Кафедры БРИОП, Отдел УО района, Центр развития бурятского языка и культуры, МАОУ «Усть-Эгитуйская СОШ» | Повышение мотивации и уровня компетенций педагогических работников системы национального образования Республики Бурятия |
3 этап - аналитико-обобщающий. На данном этапе проводится обобщение опыта педагогов, родителей, обучающихся. Проводится анализ развивающей системы, определяются перспективы и пути саморазвития, обновление содержания.
Прогнозируемые результаты реализации проекта: духовно-нравственные личностные качества ребенка, приобретенные на основе изучения бурятского языка и культуры в муниципальном центре «Алтан Соембо».
№ п/п | Мероприятие | Расчет | Всего рублей МБ | Прочие источники |
1 | Методист центра бурятской культуры | 1 ставка*11250 р | 11250 рублей | |
2 | Научный руководитель Проекта | 0,33*11250=3712 | 3712 рублей | |
3. | Коэффициент надбавки к зар.плате учителям бурятского языка | 15%. | | |
4. | приобретение инвентаря, оборудования, | Фотоаппарат для ЦБК-50000 р, прожектор на штативе-8000 р, Принтер цветной-10000 р, | 68000 руб, | |
5. | приобретение художественной литературы | Приложение №1 | 19210 рублей | |
Приложение №1
Смета на проведение мероприятий, инициируемые центром
1 | Районный турнир «Шагай наадан», посвященный открытию ЦБК | Март 2017 | районный | 5500 руб | АМО, школа |
2. | Открытие ЦБК | Март 2017 | районный | 13589 руб. | Усть-Эгитуйская СОШ |
3. | Психологический тренинг для родителей | Апрель 2017 | районный | 5000 руб. | Усть-Эгитуйская СОШ, родительские комитеты школ. |
4. | Конкурс радиорепортажей на бурятском языке «Агууехэ дайн минии гэр бγлын хуби заяанда» | Май 2017 | районный | 1500 руб. | Учителя бурятского языка, FM-радио (Дымчикова Ж.Ч.) |
6. | Благоустройство Сада Поэзии: покраска беседки, установка скамеек, прокладка дорожки от входа до мостика, освещение | В течение года | Районный | 10000 руб. | АМО, Усть-Эгитуйская СОШ |
7. | Языковой летний лагерь. Яндола. | Июнь 2017 | районный | 50*200*3дн.=30000 рублей | Сосновоозерская СОШ №1 |
8. | Летний лагерь. «Школа кочевника», «По нимбуевским местам» | Июнь-июль 2017г. | межрайонный | 15*200р*3дня=9000руб | Усть-Эгитуйская СОШ |
9. | Районный Праздник бурятского языка | Октябрь 2017 | районный | Оргвзнос | Сосновоозерская СОШ №1 |
10. | Районная олимпиада по математике на бурятском языке. 7-8 классы | Ноябрь 2017 | районный | 5000 руб. | Усть-Эгитуйская СОШ |
11. | «Гар урлаг» (ташуур гγрэлгын урлал, γйhэн зγйлнγγд-зγйтэй хэрэгсэлнγγд) | Ноябрь 2017 | районный | 5000 руб | Ульдургинская СОШ |
12. | Конкурс для воспитателей «Лучшее занятие по развитию бурятского языка» | Ноябрь 2017 | Кустовой (УльдургаМожайка, Усть-Эгита) можно районный | Оргвзнос. | Детские сады |
13. | НПК, посвященная юбилею Дондогой Ц-Д.Ц. | Декабрь 2017 | районный | 5000 руб. | Усть-Эгитуйская СОШ |
14. | Заочный творческий конкурс (стихи собственного сочинения на бурятском языке) | Декабрь 2017 | районный | 3000 руб. | Исингинская СОШ |
15. | Районный этап республиканского конкурса «Буряад хэлэн баян да!» | Февраль 2018 | районный | 5000 руб. | Тужинкинская СОШ |
16. | Районный праздник бурятского языка «Буряад хэлэеэ γргэел!» | Март 2018 | Районный праздник | 7000 руб. | Усть-Эгитуйская СОШ |
17. | Игра-викторина «В гостях у сказки». Инсценирование сказок на бурятском языке | Март 2018 | районный | 5000 руб | Детские сады |
18. | Районный конкурс улигершинов | Апрель 2018 | районный | 5000 тыс. руб. | Можайская СОШ |
Итого на проведение мероприятий | 114589 руб. |
Приложение №2
Смета на приобретение художественной литературы
«Буряадууд тухай алтан ном» г. Улан-Удэ, издательский дом «Бэлиг», 2008г., 112 с. | В.Алагуева | 1 | 400 | 400 |
«буряад-монголой оньhон үгэнүүд; | Х.Намсараев | 1 | 200 | 200 |
“Шэдитэ эрхи” “Алтан эрхи” | Л.Намжилова | 6 6 | 450 450 | 2700 2700 |
“Лодон багшын дэбтэрһээ” | Л.Линхвоин. | 1 | 500 | 500 |
“Хүн болохо багаһаа” | Б-Х.Цырендоржиева | 6 | 350 | 2100 |
Англо-бурятско-русский словарик-книжка в картинках. – Улан-Удэ: Изд-во, 2010, — 72с. | Д.Г.Дымбилова-Юндунова. | 6 | 360 | 2160 |
Краткий бурятско-русский и русско-бурятский карманный словарь. – Закаменск, 2006 г., 182 с. | М. Н. Намжилов. | 6 | 120 | 720 |
Сказки/ Yльгэрнyyд — на русском и бурятском языке/ г. Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1999г — 48с. | А. С. Пушкин. | 1 | 40 | 40 |
Табан эрдэни. – Пять драгоценностей. Рисунки, стихи. – г. Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1992г. – 28 с. | | 6 | 60 | 360 |
Мойдодыр/Арюун уhан алдарашаг — г. Улан-Удэ, Республиканская типография, 2009г. — 41с. | К. Чуковский, перев. Ц. Жимбиев. | 6 | 156 | 936 |
Муха-Цокотуха/ Шаляахай-Аляаhан – издание автора (переводчика), 2011г. | К. Чуковский, перев. Эрдэни Дугарова. | 6 | 36 | 216 |
Табан хушуун мал. – г. Улан-Удэ, Издательство Бурятского Государственного университета, 2003 г., 138 с. | Т. Д. Замбалова. | 6 | 150 | 900 |
Тархайн хyбyyн Зархай. – г. Улан-Удэ, издательский дом «Буряад-Монгол Ном», 2011г., 96с. | Ш. Нимбуев. | 1 | 480 | 480 |
hайн зантай бороо – издание автора, с. Хоринск, 2010г. – 32 с. | Э. Дугаров. | 6 | 25 | 150 |
Yнеэ yнаhан миисгэй. – издание и оформление автора, с. Хоринск, 2010г. – 36 с. | | 6 | 38 | 228 |
Шулэгууд | | 1 | 400 | 400 |
YРЕЭЛНYYД. – г. Улан-Удэ, Издательский Дом «Буряад Унэн», 2011г., 144с. | Г. — Д. Дамбаев. | 1 | 300 | 300 |
hАЙН hАЙХАН ЗААБАРИНУУД. – г. Закаменск, АУ Редакция газеты «Знамя труда», 2010г., 160 с. | С. Ринчинов. | 1 | 300 | 300 |
Оюун тyлхюур: учебник для ускоренного обучения бурятскому языку | Л.Намжилон | 6 | 250 | 1500 |
Бурятские пословицы, поговорки, загадки: сборник (на бурятском языке). | Патаева В.Д, Лхамажапова О.Б. | 1 | 120 | 120 |
| Подписка на журнал “Байгал” | 1 | 100*12=1200 | 1200 |
| Подписка на журнал “Одон” | 1 | 50*12=600 | 600 |
| | | Всего | 19210 |