СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность - где брать идеи?

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Притча, как один из приемов работы с проектом.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность - где брать идеи?»

Приемы и методы проектной деятельности в начальной школе

Ребенок рождается исследователем. Стремление познавать, любопытство являются важнейшими чертами детского поведения, их постоянные вопросы: «Что это?», «Где?», «Когда?», «Зачем?», «Почему?» - нужно направлять в позитивное русло, учить самостоятельно или в команде находить ответы на них.

Что же такое проект и какова главная цель проектной деятельности?

Проект – план, замысел, в результате которого автор получает что-то новое: продукт, программу, модель, сценарий и т.д.

Главная цель проектной деятельности – проявлять и развивать личную заинтересованность детей в приобретении знаний, развитие личности, выражающееся в активной гражданской позиции.

Можно выделить такие важные задачи, реализуемые в проектной деятельности:

- научить ребенка видеть проблемы

- задавать вопросы

- наблюдать

- делать выводы

- защищать свои идеи.

Что дает в конечном итоге проектная деятельность ребенку? Самое главное, он учится быть более самостоятельным в своих взглядах и соответственно более уверенным. А в жизни одерживают успех уверенные в себе люди!


Проекты могут быть разной направленности: практико-ориентированными, социальными, творческими; индивидуальными, групповыми и т.д.


Работа над проектом включает в себя несколько этапов, которые можно выразить в уже известной всем формуле 6П: Проблема–Проектирование (планирование)–Поиск информации–Продукт–Презентация- Портфолио.


Но вот вопрос, чем можно заинтересовать, где брать идеи для исследований?


В начальной школе очень хорошо идет проектная работа через работу с притчей. Что такое притча? Это рассказ, имеющий глубокий поучительный смысл. Притом смысл доносится до ребят в ненавязчивой форме. Ее можно читать, слушать. Работая с притчей, используем следующий алгоритм: сначала выделяем основных героев: кто они, какие они – добрые, злые. Далее рассматриваем, какие события происходят с героями, какие действия совершают герои, предполагаем почему с ними происходят такие ситуации. Какие качества героев можно выделить. Следующим этапом выявляем основные общечеловеческие ценности, заложенные в притче, какие символы их обозначают. Обсуждаем важность выделенных ценностей. На завершающем этапе ребята кратко формулируют основную мысль рассказа, т.е делают вывод. Таким образом, делая вывод, ребята формулируют проблему, которая может лечь в основе проекта.


Работа достаточно большая, очень многогранная, но стоящая этого. Притчи – это рабочий механизм, позволяющий помочь ребятам сформулировать проблему практически по любой теме, нужно только правильно подобрать материал и методично направлять ребят.


Так, в рамках темы «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества» курса ОРКСЭ прослушали притчу-рассказ «Где живут счастливые», которая вызвала неподдельный интерес у ребят. Вопросов возникло много, а самое главное – и ответов самих же ребят на них: «Что такое счастье?», «Какие составляющие счастливой семьи?», «Что я могу сделать для своей семьи, чтобы она была счастливой?» и т.д. Основной вывод, сделанный ребятами: счастливые семьи не те, которые имеют все лучшее, а те, которые берегут имеющееся: отношения, близких, доверие.

В итоге родился проект под названием «Для самой родной» -праздник- вечер для мам.


Итак, тема есть, цель обозначена. Дальше с ребятами определяем ступеньки-задачи для достижения цели и здесь не должно быть никакой авторитарности учителя – решаем, ставим вместе с детьми, отталкиваясь от их предложений, корректируя с их позволения. В итоге план был таким: 1) написать и оформить письмо своей любимой маме, выразив все свои чувства, высказав все слова любви (к сожалению, не все могут сказать, что думают и письменное изложение своих чувств в этом большой помощник); 2) разделиться на группы для каждой из которых свои задания: а) подобрать стихи и раздать ребятам; б) подобрать песни и музыку; в) продумать оформление класса и оформить. 3) Назначить дату вечера и оформить пригласительные.


Да, это трудозатратно как для детей, так и для классного руководителя, но чего стоят горящие глаза ребят!!! В итоге, подготовка заняла 3 недели. Вечер прошел на отлично: дети светились от счастья, мамы были растроганы. Это был самый лучший день – с такими словами дети пришли в школу после выходных.


Итак, продукт получился в виде сценария вечера, подготовленный и реализованный детьми при помощи классного руководителя в качестве направляющей силы. Ну и самое ценное, в результате всей работы, дети выделили умение, стремление ценить свою семью, помогать, уважать.

И здесь не поспоришь с истиной «Самое главное открытие – то, что ребенок сделал сам!»