Приемы и методы проектной деятельности в начальной школе
Ребенок рождается исследователем. Стремление познавать, любопытство являются важнейшими чертами детского поведения, их постоянные вопросы: «Что это?», «Где?», «Когда?», «Зачем?», «Почему?» - нужно направлять в позитивное русло, учить самостоятельно или в команде находить ответы на них.
Что же такое проект и какова главная цель проектной деятельности?
Проект – план, замысел, в результате которого автор получает что-то новое: продукт, программу, модель, сценарий и т.д.
Главная цель проектной деятельности – проявлять и развивать личную заинтересованность детей в приобретении знаний, развитие личности, выражающееся в активной гражданской позиции.
Можно выделить такие важные задачи, реализуемые в проектной деятельности:
- научить ребенка видеть проблемы
- задавать вопросы
- наблюдать
- делать выводы
- защищать свои идеи.
Что дает в конечном итоге проектная деятельность ребенку? Самое главное, он учится быть более самостоятельным в своих взглядах и соответственно более уверенным. А в жизни одерживают успех уверенные в себе люди!
Проекты могут быть разной направленности: практико-ориентированными, социальными, творческими; индивидуальными, групповыми и т.д.
Работа над проектом включает в себя несколько этапов, которые можно выразить в уже известной всем формуле 6П: Проблема–Проектирование (планирование)–Поиск информации–Продукт–Презентация- Портфолио.
Но вот вопрос, чем можно заинтересовать, где брать идеи для исследований?
В начальной школе очень хорошо идет проектная работа через работу с притчей. Что такое притча? Это рассказ, имеющий глубокий поучительный смысл. Притом смысл доносится до ребят в ненавязчивой форме. Ее можно читать, слушать. Работая с притчей, используем следующий алгоритм: сначала выделяем основных героев: кто они, какие они – добрые, злые. Далее рассматриваем, какие события происходят с героями, какие действия совершают герои, предполагаем почему с ними происходят такие ситуации. Какие качества героев можно выделить. Следующим этапом выявляем основные общечеловеческие ценности, заложенные в притче, какие символы их обозначают. Обсуждаем важность выделенных ценностей. На завершающем этапе ребята кратко формулируют основную мысль рассказа, т.е делают вывод. Таким образом, делая вывод, ребята формулируют проблему, которая может лечь в основе проекта.
Работа достаточно большая, очень многогранная, но стоящая этого. Притчи – это рабочий механизм, позволяющий помочь ребятам сформулировать проблему практически по любой теме, нужно только правильно подобрать материал и методично направлять ребят.
Так, в рамках темы «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества» курса ОРКСЭ прослушали притчу-рассказ «Где живут счастливые», которая вызвала неподдельный интерес у ребят. Вопросов возникло много, а самое главное – и ответов самих же ребят на них: «Что такое счастье?», «Какие составляющие счастливой семьи?», «Что я могу сделать для своей семьи, чтобы она была счастливой?» и т.д. Основной вывод, сделанный ребятами: счастливые семьи не те, которые имеют все лучшее, а те, которые берегут имеющееся: отношения, близких, доверие.
В итоге родился проект под названием «Для самой родной» -праздник- вечер для мам.
Итак, тема есть, цель обозначена. Дальше с ребятами определяем ступеньки-задачи для достижения цели и здесь не должно быть никакой авторитарности учителя – решаем, ставим вместе с детьми, отталкиваясь от их предложений, корректируя с их позволения. В итоге план был таким: 1) написать и оформить письмо своей любимой маме, выразив все свои чувства, высказав все слова любви (к сожалению, не все могут сказать, что думают и письменное изложение своих чувств в этом большой помощник); 2) разделиться на группы для каждой из которых свои задания: а) подобрать стихи и раздать ребятам; б) подобрать песни и музыку; в) продумать оформление класса и оформить. 3) Назначить дату вечера и оформить пригласительные.
Да, это трудозатратно как для детей, так и для классного руководителя, но чего стоят горящие глаза ребят!!! В итоге, подготовка заняла 3 недели. Вечер прошел на отлично: дети светились от счастья, мамы были растроганы. Это был самый лучший день – с такими словами дети пришли в школу после выходных.
Итак, продукт получился в виде сценария вечера, подготовленный и реализованный детьми при помощи классного руководителя в качестве направляющей силы. Ну и самое ценное, в результате всей работы, дети выделили умение, стремление ценить свою семью, помогать, уважать.
И здесь не поспоришь с истиной «Самое главное открытие – то, что ребенок сделал сам!»