ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»
НАЗВАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТА «ЧИСТЮЛЬКА»
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Воспитатели: Ходакова Анна Николаевна (реализация);
Лисицина Людмила Геннадьевна (реализация).
Мл. Воспитатель: Авдеева Елена Владимировна(реализация).
Дети: Воспитанники 2-ой младшей группы
(возраст воспитанников 3-4 года).
Родители воспитанников группы.
Образовательнаяобласть: познание.
Срок реализации проекта: Сентябрь-октябрь 2015г.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Ожидаемые результаты: привитие культурно-гигиенических навыков.
1 этап Начальный Цель: Формулировка проблемы, темы по культурно-гигиеническому воспитанию. Данный этап позволил определить проблему, тему и выбор участников данного проекта.
2 этап ПланированиеЦель: Формулировка цели, задач и методов для их достижения. Определение критериев оценки результатов. Использованная форма работы позволила получить первый результат. Разработана теоретическая часть проекта и оформлена в соответствии с требованиями.
3 этап Принятие решения Цель: Выбор оптимального варианта планов деятельности. Работа с информацией, синтез и анализ идей позволил выбрать оптимальный вариант плана деятельности.
4 этап Выполнение Цель: Реализация проекта в образовательную практику.
Заявленные формы работы оказались результативными: беседы, занятия, конкурсы, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями, поисковая деятельность. Теоретические основы проекта были реализованы в практику, проект оформлен.
Презентационные - срок ноябрь
5 этап Оценка результатов Цель: подведение итогов. Участие проектной группы в коллективном анализе проекта и самооценке позволил сделать выводы о достигнутых результатах (успехах и неудачах).
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА: Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания;
- Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;
- Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
- Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
- Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
- Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, 5—7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков.
Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.
Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей, и для него «переговоры»: «Ваня, ты забыл вымыть руки». — «Они у меня чистые». — «Все равно перед обедом надо вымыть». — «Я их недавно мыл»...
После ночного сна и утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2° по сравнению с началом, потом опять повысить и снова снизить. Если же душа в квартире нет, детей с 3—4 лет следует приучать по утрам мыться до пояса.
Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.
Раз в неделю ребенка моют особенно тщательно (в этот день моют и голову с мылом). Если ребенок ежедневно не принимает душ или ванну, то его надо купать 2 раза в неделю. В дошкольном возрасте дети должны и могут усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные.
Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если нельзя было принять общую водную процедуру), но и перед дневным. Особенно важно это правило соблюдать летом.
К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет — правильно чистить зубы (сверху вниз — вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот теплой водой надо и после еды.
Волосы следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной расческой!). А всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде — развязался шнурок, расстегнулась пуговка — и сразу их устранять? Вытирает ли он ноги, входя в помещение?
Привычку быть чистым и опрятным воспитать у ребенка, в общем, несложно. Здесь важна прежде всего ваша последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что руки у малыша грязные, и моете их, если вы всегда вытираете ему лицо, когда он измазался едой, если не позволяете ходить ему с грязным носом, малыш через какое-то время начинает ощущать необходимость привести себя в порядок. И пока он не приведет себя в порядок — сам или с помощью взрослого, он испытывает своеобразное неудобство.
Порой родители жалуются, что малыш сопротивляется попыткам взрослых содержать его в чистоте. О том, чтобы он сам привыкал выполнять гигиенические процедуры, речь здесь и не идет. Но с чего бы это малышу не нравилось умываться и купаться? Скорее всего ему не раз причиняли неприятные ощущения, а то и боль, когда купали и умывали.
Надо стараться, чтобы купание и умывание были приятны малышу. Если в глаза ему попадает мыло, если на него воду льют такой сильной струей, что он захлебывается, если вода слишком холодна или слишком горяча, то не удивительно, что один лишь вид ванночки будет вызывать плач. Если же вода ласкает, если взрослые бережны, ничего, кроме приятных ощущений, купание вызвать не может.
То же и с умыванием. Вода должна быть комнатной температуры, рукава малышу нужно засучить, чтобы вода туда не заливалась (это не очень приятно). Постепенно предоставляйте ребенку все большую самостоятельность в умывании. Естественно, вы покажете, как правильно мыть руки и лицо, как правильно намыливать их, как вытереться после умывания.
А почему малыш не любит сморкаться? Возможно, ему однажды сделали больно, сильно сжав нос? Между тем почти с самого начала второго года можно приучить ребенка к носовому платку, и если вы всегда вытираете ему грязный нос, после 2 лет он сам будет просить сделать это. В кармане него всегда должен быть чистый носовой платок!
Ребенок будет становиться старше, и вы получите большую возможность взывать к его собственной сознательности. Он должен понять, что умываться надо не только утром и вечером или перед едой, но и всякий раз, когда измазался. «Посмотри, какие у тебя ручки грязные, ты испачкал их глиной», «Нет, я книжку тебе дать не могу, у тебя грязные руки — надо их вымыть, а то ты испачкаешь книжку».
Так же тщательно следите за чистотой и опрятностью одежды ребенка. На третьем году жизни это должно стать и заботой самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде, он должен привыкать устранять его— самостоятельно или с вашей помощью. Запачкалось платье у девочки— предложите принести чистое и переодеться с вашей помощью. Расстегнулась пуговица— пусть застегнет Что касается мокрых штанишек, то ваша задача номер один не допускать, чтобы ребенок привыкал к тому, что они мокрые. Напротив, надо постараться, чтобы это стало ему неприятным. Тогда у него будет достаточно серьезная побудительная причина стремиться к опрятности. Намоченные штаны вы смените немедленно и обратите на это внимание малыша (разумеется, без тени упрека или хотя бы вышучивания).
ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Чистота и здоровье»;
- Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;
- Картотека художественно-словесного материала по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;
- Оформление паспорта здоровья группы;
- Мониторинг и итоговое диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков;
- Оформление стенда «Детский сад день за днем» с непосредственным творческим участием детей;
- Открытое мероприятие «Мы красивые, чистые, аккуратные!» (занятие с элементами театрализованной деятельности);
- Презентация «Итоги проекта Чистюлька».
Просмотр содержимого документа
«Проект Чистюлька»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
«ЧИСТЮЛЬКА»
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ
ГРУППА
2015г.
ПРОЕКТ:
- ДОЛГОСРОЧНЫЙ;
- ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ;
- ГРУППОВОЙ
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА – ПЕРВЫЙ ШАГ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА!
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни
Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания.
Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, пользоваться полотенцем, расческой, носовым платком
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
Привлечение родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Формирование навыков поведения за столом: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом.
Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что «чистота», «красота», «здоровье» – это неразделимые понятия.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку
В младшем дошкольном возрасте дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять
Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь
АКТУАЛЬНОСТЬ
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих, родителей и всех остальных членов семьи
Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех доступных ему навыков
Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т.е. перехода их в стойкие привычки
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
РЕАЛИЗАЦИЯ:
- Ходакова Анна Николаевна
- Лисицина Людмила Геннадьевна
- Воспитанники группы (возраст 3,5-4 года)
- Родители.
ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Чистота и аккуратность – залог здоровья»
- Составление картотеки дидактических игр и художественно-словесного материала по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков
- Оформление паспорта здоровья группы с включением в него мониторинга и диагностического исследования сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
4. Оформление стенда «Детский сад день за днем» с непосредственным творческим участием детей
5. Постоянное консультирование родителей по теме «Воспитание и развитие культурно-гигиенических навыков у малышей»
6. Открытое мероприятие «Как дети учили Олю умываться» (занятие с элементами театрализованной деятельности)
7. Презентация проекта.
ЧЕМУ МЫ НАУЧИЛИСЬ?
МЫТЬ РУКИ!
НЕ РАЗБРЫЗГИВАТЬ ВОДУ
Мыть рот после еды
ВЕШАТЬ ПОЛОТЕНЦЕ НА МЕСТО
ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ ЛОЖКУ
ВЫТИРАТЬ РОТ САЛФЕТКОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСЧЕСЫВАТЬСЯ
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!
ПОДГОТОВИЛА:
Воспитатели МБДОУ «Детский сад № 98»
Ходакова Анна Николаевна
Лисицина Людмила Геннадьевна
г.Тула
2015 г.