СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий".»

ГБОУ РД

Республиканский центр образования


Выступление по теме:

Проектная деятельность, как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников






Подготовила:

Учитель начальных классов

Джабраилова Зулейха Омариевна










(Слайд 2)

Живём в эпоху нанотехнологий,

И каждый год даёт нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать, но и привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Она позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

Изучение теоретических основ по данной теме, я пришла к выводу, что использование проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий.

(Слайд 3) «Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью».

Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности обучающихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. (Слайд 4) Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Сегодня я хочу поделиться накопленным опытом работы использования метода проекта в урочной и внеурочной деятельности, как способа формирования УУД в начальной школе.

Для меня, как учителя, особое место занимает проектная деятельность. Это создание с детьми индивидуальных, групповых проектов, краткосрочных и долгосрочных проектов. На своём опыте я убедилась, что проектная деятельность способствует развитию познавательного интереса учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения видеть, формулировать и решить проблему.

Начиная с первого полугодия 1-ого класса, вовлекла учащихся в проектную деятельность. Первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «Моё генеалогическое древо» (Слайд 5).

Данный учебный проект проводился во время изучения раздела «Моя семья» в рамках изучения предмета «Окружающий мир» система учебников «Перспектива». Работа над проектом повысила интерес ребёнка к семье, её традициям, способствовала воспитанию уважительного отношения к членам семьи.

Первые пробы участия в проекте принесли и первые результаты.

После завершения проекта учащиеся приобрели следующие умения:
 -личностные:
осознание себя членом  семьи, выражающееся в интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах;

объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и  «что я узнал» (результаты);
 -метапредметные:
совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

работать по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете).

-предметные:
усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций.

Первый опыт работы ребятам очень понравился и во втором полугодии мы опять попробовали свои силы в новом проекте «Игрушка в руках умельцев».

Исследовательский проект «Игрушка в руках умельцев» увлек детей в мир народной игрушки. Во время проекта ребята познакомились с видами народных игрушек разных регионов. Научились делать игрушки своими руками.

Этот проект (Слайд 6) был реализован в рамках предмета «Технология».

Результатом работы над данным проектом было приобретение следующих умений:

личностных - воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, ценностных установок, раскрывающих отношения к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной работы.

Метапредметных - освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; формирование исследовательских умений.

предметных - приобретение учащимися элементарного опыта творческой и проектной деятельности; формирование начального уровня читательской компетентности, умение определить значение слова с помощью словаря или другого информационного источника; формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.

И завершающим проектом в первом классе, стал проект «Зимующие птицы нашего леса» (Слайд 7). Продуктами проекта стали:

  • книжки-малышки с загадками, сказками собственного сочинения о птицах;

  • поделки птиц из бумаги, пластилина;

  • рисунки с изображением птиц;

  • презентации и доклады о птицах.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

В 1- 2 классах учащиеся с большим удовольствием вовлекаются в создание творческих проектов на уроках. Так, в первом классе параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начали создавать «свою» азбуку (Слайл 8). Начали с портрета любимой буквы (дети сами выбирали). Один листик А4- это одна буква. Мы ее делали «живой», искали слова на эту букву, загадки, придумывали предложения. И родители помогали, находили загадки, картинки. Но рисовали и писали только дети. Потом листочки собирались в книжку. Получилась у каждого своя азбука.

Во втором классе на уроке «Технология» мои ученики создали коллективный проект «Школьный двор» (Слайд 9), который представили на школьный конкурс проектов и заняли первое место.

На уроке ИЗО ребята выполнили мини-проект «Герб моего посёлка». Работы в виде рисунков и аппликаций приняли участие в поселковом конкурсе (Слайд 10).

На уроках литературного чтения я активно использую метод проекта. По завершении работы над каждым разделом вместе с ребятами мы создаем выставки рисунков, создаем рисованные диафильмы. Проектная деятельность на уроке литературного чтения способствует решению ежедневных задач, которые ставит перед собой учитель по формированию УУД. Таким образом, работаю над формированием следующих умений:

предметные: формирую умение выделять главную мысль произведения по шагам:– выдвигать предположения по иллюстрации, заглавию, ключевым словам.

Учу предполагать жанр и содержание произведения, читать произведение самостоятельно и под руководством учителя, делить содержание произведения на последовательно выстроенные смысловые части (план), формулировать ответы на заданные учителем вопросы к каждой смысловой части, находить в тексте предложения, подтверждающие ответы на эти вопросы, определять главную мысль произведения.

Метапредметные:

познавательные: формирую умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, ориентироваться на развороте учебника, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

коммуникативные: развиваю умение слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в паре, в группе.

регулятивные:  формирую умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя,  проговаривать последовательность действий на уроке.  Учу высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учу работать по предложенному учителем плану.

личностные:

1. Развиваю умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Учу оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формирую мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Во втором классе в рамках предмета «Литературное чтение» был проведен открытый урок-проект «Здравствуй, матушка – зима!» для учителей нашей школы. Обучающиеся создавали «Литературную газету» - работали в группах. (Слайд 11)

В рамках внеурочной деятельности было проведено открытое занятие кружка «Добрая Дорога Детства» для учителей ОБЖ Аскизского района. Ребята также работали в группах и выпускали листовки по правилам дорожного движения (Слайд 12)

На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать.

Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого философа и драматурга Г.Э.Лессинга (Слайд 13) «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».


Источники

  1. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе /под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Дрозд Л.Л. Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности http://www.docme.ru/doc/37770/formirovanie-universal._nyh-uchebnyh-dejstvij

  3. Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.

  4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.

  5. Михеева Ю.В. Статья. Учительская газета. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
  6. Прокудина И.В. Статья. Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников.

  7. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, 2012.