ЧОУ ДПО ПКиПП, Проектная деятельность на уроках английского языка в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО»
Афонина Ольга Викторовна
Учитель английского языка, высшая квалификационная категория,
МБОУ «Партизанская средняя общеобразовательная школа имени П. П. Петрова»
п. Мана, Красноярский край
Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время
А.С. Макаренко говорил: «Нет методов заведомо плохих, либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом».
Поэтому в своей работе я определила: изучать, системно разрабатывать и внедрять метод проектов.
Я считаю проектную деятельность интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучить задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Реализация метода проектов не требует изменения материально-технической базы школьных мастерских, что изначально облегчило работу.
Первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставится проблема, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность я согласую с возрастными особенностями учеников и с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого провожу консультации, собеседования.
В организации проектной деятельности очень важен первый этап- выбор будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.
Для повышения мотивации учения, выполнения проектов, я создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах:
благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;
творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества;
постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие чрезмерной опеки;
Для активизации творческой деятельности учащихся рекомендую, прежде всего, определить значимость создаваемого продукта. Для этого использую следующие приемы:
прием одобрения – эмоционально заряжает учащихся;
использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении;
рекомендации лучших работ на конкурсы;
прием поощрения (объявление благодарности учащимся и их родителям);
Я работаю по принципам, которые помогают:
созданию атмосферы сотрудничества (учитель-ученик), умению вызвать у себя и у учащихся творческое воодушевление, поддерживать атмосферу радостного общения, деловой контакт;
вызвать у учащихся побуждение к деятельности с помощью комментариев, вызывающих положительные чувства, в связи с проделанной работой; установок, стимулирующих интерес, волевые усилия к преодолению трудностей;
обучать на оптимальном уровне сложности, раскрывающем потенциальные возможности учения, с учетом индивидуальных особенностей и подготовленности учащихся.
Проблема выбора необходимых методов работы возникала перед педагогами всегда. В современных условиях я использую методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношение между учителем и учеником. Для этого использую деятельностные, групповые, игровые, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.
Не меньшее значение имеют проектная и исследовательские технологии обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он был разработан и предложен в 1920 году американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности и получая в итоге реальный результат.
В России в 1905 году С.Т.Шацкий пытался активно использовать проектные методы в практике образования. В настоящее время метод проектов снова востребован и популярен. Его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Проектный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – парную, групповую или индивидуальную.
Данная технология предполагает:
наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательский метод;
интеграция ранее изученных знаний;
познавательную и практическую значимость предполагаемых результатов;
самостоятельную деятельность учащихся.
Организация работы над проектом включает выбор темы, определение состава участников, планирование работы, сбор и анализ информации, постановку целей и задач, разработку этапов, определение вида проекта и способа его защиты.
Но прежде чем приступать к проектам, учитель должен многому научить детей. Исследователь должен не только уметь наблюдать, но и четко фиксировать свои наблюдения, формировать выводы и проверять их в повседневной жизни.
Так как выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных и внеурочных занятий, то привлекаю и родителей.
Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности – важные факторы поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников.
Слежу за процессом осмысления, приобретения и применения учащимися знаний, необходимых в том или ином проекте. Совместно мы корректируем недостатки, дополняем содержание. Не навязываю свое мнение, тактично направляю ребенка на самостоятельный поиск.
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта. Доводим каждый проект до успешного завершения, оставив у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Представление проекта для многих стало ярким, волнующим событием года. Вдруг неожиданно ярко раскрылись некоторые дети. Они смогли побороть робость, заинтересовали одноклассников, показали свою артистичность. А некоторые ребята преодолели желание бросить начатый проект, довели дело до конечного результата. Чем больше проектов осуществляли мои дети, тем стремительнее повышалась их самостоятельность, развивалось творчество.
Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а, значит, становится более самостоятельным и ответственным. Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за свое обучение.
Использование проектного метода возможно в любой области и при преподавании любого предмета. Проектный метод, наряду с другими интерактивными методами , помогает отойти от традиционного фронтального урока и открывает перспективы для формирования многих важных навыков.
На представлении результатов проекта часто присутствуют дети из других классов..Мы с ребятами используем различные формы презентаций: викторина, спектакль, выставки рисунков и поделок, праздник, конференция, мини-проект, сборник, реферат, игра, проект.
Очень важным этапом после презентации является оценка и самооценка, рефлексия. Это ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно- познавательной, практической, социальной. Поэтому создаю условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.
Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими возможностями и интересами.
Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
сбор сведений по теме проектной деятельности;
работа над самими проектами.
По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами.
Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии…
Проектная деятельность обеспечивает развитие следующих познавательных навыков и умений:
самостоятельно конструировать свои знания;
ориентироваться в информационном пространстве;
планировать свою деятельность;
приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;
способствует практической реализации деятельности ребёнка;
развивает его индивидуальные интересы.
Ученики участвуют в проектной работе не только в урочное время, но и во внеурочное время.
Детям нравится работать группами потому что это:
даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности;
воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
Как видим, обучающиеся с удовольствием работают над проектами. Им это нравится, у них появляется возможность больше общаться друг с другом. Проектная деятельность развивает у обучающихся фантазию, коммуникабельность, речь, память, интерес к предмету.
Схемы проектов могут варьироваться в зависимости от типа проекта, его длительности, объема. Конечно, они будут разными для проведения проектного урока или серии уроков, проектной недели или осуществления большого проекта, но все они будут предусматривать вклад группы, процесс, который она осуществляет, и продукт, который группа получает в результате проекта: ВКЛАД - ПРОЦЕСС – ПРОДУКТ.