Методические рекомендации
«Проектная деятельность в учебном предмете «Физическая культура»: от исследования до продукта»
Новые вызовы и реалии системы общего образования
Сегодня общество переживает третью промышленную революцию в своем развитии. В течение последних двух лет пандемии COVID-19 особенно остро обозначилась востребованность проектных компетенций учителя и ученика, так как именно в данный период по-настоящему актуальными стали требования к способностям участников образовательного процесса самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных проблем. В повседневные реалии пришло понятие об умении современного человека жить в VUCA-мире, характеризующегося нестабильностью (volatility), неопределенностью (uncertainty), сложностью (complexity) и неясностью (ambiguity). В условиях нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности меняется и система образования: появляются новые способы и формы обучения, информационные платформы, цифровизация обучения. В период пандемии педагогам пришлось столкнуться с целым комплексом вызовов, где в большей степени требовалось принимать собственные решения, преодолевать нестандартные образовательные и поведенческие модели, делать профессиональный выбор и брать на себя ответственность.
Практика преподавания учебного предмета «Физическая культура» показала, что использование проектной методики в учебном процессе, позволяет сделать образовательный процесс более эффективным. Очевидным становится тот факт, что реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний педагог превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников. В силу этих обстоятельств, считается целесообразным пересмотреть взгляд на преподавание учебного предмета «Физическая культура».
Настоящие методические рекомендации по реализации проектной деятельности в предмете «Физическая культура» в общеобразовательных организациях составлены с целью оказания методической помощи учителям физической культуры общеобразовательных организаций в планировании и осуществлении профессиональной деятельности.
Формирование метапредметных, предметных и личностных компетенций обучающихся путем организации проектной деятельности
Требования ФГОС представляют собой систему обязательных правил к уроку физической культуры, основанных на реализации личностно - ориентированных и здоровьеформирующих технологий, обеспечении повышения качества урока за счет рационально организованного учебного процесса, оценки результатов деятельности обучающихся по предмету, включения разнообразных видов двигательной активности, повышающих интерес к занятиям физической культурой.
В соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Физическая культура», для формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой и использованию навыков здорового образа жизни целесообразно создание и реализация индивидуальных образовательно-воспитательных проектов, через совместную деятельность педагогов и обучающихся.
Проектная деятельность в учебном предмете «Физическая культура» способствует формированию метапредметных и личностных результатов обучения. Именно поэтому, согласно ФГОС, в структуре программы образовательных организаций должна присутствовать обязательная составляющая – программа проектной деятельности обучающихся.
Проектная деятельность – эта форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности. Работая над проектом по учебному предмету «Физическая культура», обучающиеся учатся находить и выбирать нужную информацию и оформлять ее разнообразными способами, сотрудничать с партнерами по проекту; накапливают опыт толерантности, получают жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром; осваивают навыки публичного выступления, что относится к ключевым компетенциям. Условием технологии проектной деятельности является наличие выработанных представлений о конечном результате деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Эффективность реализации проектной деятельности в учебном предмете «Физическая культура» влияет на метапредметные результаты. Метапредметные результаты характеризуются как способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов. К метапредметным результатам относятся освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, владение навыками учебно-исследовательской, проектной деятельности.
Проектная деятельность в учебном предмете «Физическая культура» способствует развитию многих метапредметных компетенций. Прежде всего, формируются регулятивные умения, направленные на организацию, планирование своей познавательной деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; самостоятельно планировать пути достижения целей; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности.
Другая группа компетенций связана с овладением общими познавательными умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждение, умозаключение и делать выводы. В ходе проектной деятельности на уроке физической культуру требуются умения организовывать учебное сотрудничество, совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, умения формулировать и аргументировать собственную точку зрения, использовать информационно-коммуникационные технологии, развивается коммуникативная компетенция.
Не менее важны и личностные результаты участников проектной деятельности, которые также являются одним из ключевых критериев эффективности реализации проектной деятельности в учебном предмете «Физическая культура». Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
В сфере личностного развития обучающихся, участие в проектной деятельности способствует формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формированию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, освоению социальных норм, правил поведения.
Предметные результаты, связанные с содержанием учебного предмета «Физическая культура» направленны на усвоение предметного содержания и освоение способов деятельности, связанных с предметом. Современный урок физической культуры должен обеспечивать дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учётом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств. Проектная деятельность на уроке физической культуры позволяет реализовать данные требования.
Роль и место проектной деятельности в учебном предмете «Физическая культура»
Одной из основных задач в преподавании предмета «Физическая культура» является освоение теоретических знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. Это приводит к поиску новых стратегий в преподавании именно теоретической части предмета «Физическая культура». Практика показала, что наиболее эффективным методом является использование проектного метода, который позволяет решать сразу несколько задач:
- развитие личностных компетенций учащихся;
- интегрированность процесса обучения.
Реализация проектной деятельности в учебном предмете «Физическая культура» позволяет выстраивать обучение на активной основе через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Создавая проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.
Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение проектного метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут на уроке до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Особенность проектной деятельности заключается в ориентации на решение прикладной задачи и получении конкретного проектного продукта. Использование проектной деятельности на уроках физической культуры позволяет сделать учебный процесс более увлекательным для обучающихся: они самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования.
Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У обучающихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы формирует уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая обучающимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физической культуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательной направленности, ставит его в один ряд с другими основными предметами.
Структура проекта
К структуре и содержанию проектов предъявляются следующие требования: определение проблемы, постановка цели и задач, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов. Существуют общие подходы к структурированию проекта, позволяющие выделить основные составляющие.
Структура проектной работы включает в себя введение, основную часть и заключение.
Введение. Во введении описываются: актуальность выбранной темы (почему вы выбрали эту тему?), проблемная ситуация, противоречие, проблема (в чем заключается затруднение?), объект и предмет исследования (что необходимо изучить и под каким ракурсом?) цели и задачи вашей проектной работы (что мы получим в результате проектной деятельности и что необходимо для этого сделать?), гипотеза исследования (что будет, если…?).
В первую очередь необходимо определить тему проекта, т.е. то, чем мы будем заниматься. Существует два подхода к формулированию темы: метафорическое название проекта и описательное. В первом случае название звучит ярко и образно, во-втором – описывает вид деятельности его участников и предполагаемый результат. Можно совмещать два этих подхода, тогда вначале идет название-метафора, а затем название-описание (такие рекомендация можно встретить в требованиях к заявкам на конкурсы проектов). Тема проекта может носить и творческий, художественный характер.
Актуальность проблемы (почему этим нужно заниматься?). Проектирование начинается не с выбора темы, а с определения проблемы, точнее, с описания проблемной ситуации и выделения противоречий. Убедительное обоснование актуальности имеет важное значение в творческом процессе проектирования, так как отражает результат поисков ответов на вопросы: почему этим необходимо заниматься? Какую проблему предстоит разрешить? В какой степени данная проблема изучена? Существует ли объективная необходимость в разрешении существующих противоречий?
Условно процесс обоснования актуальности исследования можно представить в виде следующих этапов: описание и анализ проблемной ситуации, выделение противоречий, постановка проблемы, краткий анализ ее изученности. Об этом подробнее будет описано ниже.
Объект (что необходимо изучить?) и предмет (под каким углом зрения?) исследования. Объектом исследования является часть объективно существующей реальности (процесс или явление), на которую направлено исследование. Выделению объекта предшествует вопрос «Что предстоит изучать?». Однако, в рамках одного исследования рассмотреть объект исследования во всей полноте его аспектов и проявлений невозможно. Необходимо выделить предмет исследования – определенный «угол зрения», аспект рассмотрения объекта, отвечающий на вопрос «что именно нас интересует в объекте?». Поскольку объект и предмет являются важнейшими методологическими характеристиками исследования, а их определение зачастую вызывает затруднения (особенно у начинающих исследователей), легче и проще всего показать механизм их выделения на примере. Примеры формулировки объекта и предмета исследования проектной деятельности представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Примеры предметов исследования в границах объекта исследования
(учебный предмет «Физическая культура»)
Объект исследования | Предмет исследования |
Система знаний о физической культуре и здоровом образе жизни | Особенности древнего и современного Олимпийского движения |
Разнообразие форм занятий физическими упражнениями |
История зарождения и развития школьной спартакиады |
Двигательная (физкультурная) деятельность | Планирование своей физкультурной деятельности |
Подбор индивидуальных комплексов физических упражнений для самостоятельных занятий |
Практические методы оценки уровня физической подготовленности школьника для корректировки его физкультурной деятельности |
Способы самоконтроля функционального состояния во время физкультурной деятельности |
Игры и развлечения для организации активного досуга |
Физическое совершенствование | Условия занятий физическими упражнениями для повышения функциональных возможностей организма |
Комплекс силовых упражнений для физического совершенствования семиклассника |
Методы непредельных усилий для моделирования телосложения старшеклассника |
Символика школьного спортивного клуба |
Формы физической подготовки для успешного прохождения службы в армии |
Использование полосы препятствия для физического совершенствования старшеклассников |
Цель проекта (что мы хотим получить в результате проекта?). Цель проекта определяется в процессе поиска решения сформулированной проблемы и тесно связана со снятием выделенных противоречий. Конкретная формулировка цели возникает из проблемы и является «прообразом» проектного продукта. Целью проекта является создание (разработка, оформление, изготовление, конструирование и т.д.) проектного продукта, наличие (или отсутствие) которого легко проверить. Кроме цели-проектного продукта, в проектах, разрабатываемых в образовательных учреждениях, должны быть и цели педагогические – дидактическая, воспитательная, развивающая.
Дидактическая (обучающая) цель направлена на формирование знаний, умений, навыков и компетенций.
Воспитательная цель направлена на формирование отношений, ценностей, характерологических и личностных черт, привычек и т.д.
Развивающая цель направлена на положительные изменения физического или психического развития: моторной ловкости, гибкости, способностей, памяти, внимания, мышления, речи, воображения и т.д.
Задачи проекта (что нужно сделать, чтобы достичь цели исследования?). Задачи проекта представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Говоря другими словами, задачи служат средством реализации цели, носят инструментальный характер и формулируются в виде конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы.
Задачи проекта могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства достижения поставленной цели? Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме обстоятельства, факторы, причины.
Гипотеза проекта (что будет, если…?). Гипотеза является обязательной структурной составляющей для исследовательских и информационных проектов и необязательной (но желательной!) для проектов других типов.
Гипотеза представляет собой «научно обоснованное предположение о закономерной (причинной) связи явлений; один из методов познания; форма развития науки». Обоснованность выдвинутой гипотезы (доказательного предположения) проверяется в ходе реализации проекта. При формулировании гипотезы разработчики проекта строят предположении о том, что будет, если…? При этом предположение не должно представлять собой всем известное и бесспорное суждение, не требующее доказательств, т.е. носить очевидный характер.
Основная часть включает в себя подробное описание вашего исследования на тему проекта; мероприятий, которые вы планируете провести в рамках проекта.
Описание проекта (в чем заключается основная идея проекта и как она будет воплощена практически?). Описание проекта представляет собой изложение проектной идеи; этапов, методов и форм деятельности; основных мероприятий; механизма контроля процесса реализации проекта. Основная часть проекта обучающихся может состоять из нескольких частей, последовательно излагающих весь процесс работы над проектом от изучения теории до ее практического применения.
Например, в рамках проекта «Спортсмены Томска – наша гордость» по учебному предмету «Физическая культура» можно подробно описать этапы выполнения проекта:
- теоретический этап, предполагающий сбор и анализ информационных источников о проблеме (собрать и проанализировать информацию о спортсменах города Томска, определить главное, описать результаты);
- практический этап, предполагающий описание создания продукта (результата) проектной деятельности (если продуктом является альбом о спортсменах города Томска, то описать процесс создания этого альбома, к кому ходили, у кого брали интервью, фото и т.д.). В зависимости от того, что будет являться конечным результатом (продуктом) проекта, будет описано его создание.
Заключение. В заключительной части прописываются предполагаемые результаты проекта, формулируются выводы. Выводы должны соответствовать целям и задачам проекта. Количество выводов должно совпадать с количеством целей и задач, или быть больше. Если выводов меньше, чем целей и задач, то считается, что какая-то задача не выполнена.
Заключение (самооценка) творческого проекта – это итог работы обучающегося, суть которой должна быть понятна без чтения основной части. Заключение учебного проекта содержит краткие выводы по результатам выполненного проекта, по решению поставленных задач. В заключение работы также учащимися дается самооценка проделанной ими работы.
Заключение может содержать рекомендации по конкретному использованию результатов работы, ее научную или социальную значимость. Содержание данного раздела должно представлять собой обобщение наиболее значимых результатов и выводов.
Выводы должны быть написаны четким, лаконичным и ясным стилем. Важно выделить, что было сделано и к каким выводам пришли в результате проделанной работы. Важно, чтобы выводы в заключении учебного проекта соответствовали задачам самого проекта, поставленным и сформулированным учеником во введении.
Кроме того, структура проекта может быть видоизменена или дополнена. Например, в вводной части проекта могут быть добавлены такие компоненты, как методы исследования, практическая значимость и т.д., а в заключении, помимо всего прочего, можно описать перспективы развития проекта.
Согласно общепринятой структуре написания учебного проекта после заключения размещается список использованной литературы – это перечень источников информации, на основе которых выполнена проектная работа (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе работы над проектом). Список составляется в алфавитном порядке.
Отличие проекта от реферата, исследовательской работы
Очень часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, например, реферат или доклад. Их часто путают и дети, и взрослые, поэтому очень важно отличать одно от другого, и определиться с видом работы, которую вы собираетесь выполнять:
Доклад – публичное, развернутое, официальное сообщение по определенному вопросу, основанное на привлечении документальных данных. Цель доклада - информирование кого-либо о чем-либо.
Реферат - письменный доклад или выступление по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В том числе представление различных точек зрения по одному вопросу.
Научно-исследовательская работа – работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата в виде реального объекта или интеллектуального продукта. Проектная работа может включать в себя элементы всех вышеперечисленных видов работ, но только как способов достижения результатов проекта.
Итак, главной отличительной чертой проекта является наличие заранее известного результата (продукта). Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
- художественная творческая работа, представленная в виде стихотворного произведения, инсценировки, исполнения музыкального произведения (в рамках учебного предмета «Физическая культура», например, сценарий праздника «День здоровья», исполнения гимна Олимпийских игр и т.д.);
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тесты, так и мультимедийные продукты.
В проектной работе должны быть описаны конкретные планы, цели и действия для его достижения, т.е. проектный продукт должен представлять собой воплощение найденного автором способа решения проблемы проекта.
Исследовательская и проектная деятельность схожи в главном – это самостоятельная, а, следовательно, поисковая деятельность школьников. Именно ключевое слово «поиск» обусловило смешение понятий «исследовать» и «проектировать».
Проектная деятельность – это деятельность, «направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата». Результат четко обозначен в начале.
Таким образом, исследовательская деятельность, развивающая познавательные потребности и исследовательскую позицию ученика, ориентирована на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания.
Проектная деятельность развивает иные аспекты личности ученика: потребность непосредственно влиять на ситуацию, активную позицию по отношению к достижению результата, организуется как процесс создания замысла и его воплощения.
Главная цель проектной деятельности – изменить действительность (ситуацию) с помощью специально созданного продукта (макета, книги, мультфильма, видеофильма и т. д.), «получение такого результата, который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел», а целью исследовательской деятельности является проведение некоего исследования для уяснения какой-либо закономерности, «установление истины, «того, что есть», «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь».
Признаки деятельности, которую можно квалифицировать как проектную:
- ориентация на получение конкретного результата;
- предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
- относительно жесткая фиксация срока достижения результата;
- программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;
- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;
- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализа новой ситуации.
Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами. Но нужно всегда помнить, что результатом проектной деятельности является продукт (запланированный, заранее известный), который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел, а результатом исследовательской деятельности является знание (заранее неизвестное) и доказательство истинности этого знания.
Инструменты цифрового ведения проекта
После определения базовых элементов проекта, таких как тема, авторы, планируемый результат и. т.д., появляется необходимость в грамотном ведении проекта. В этом могут помочь информационно-коммуникационные технологии. Цифровое ведение проекта предполагает в первую очередь, его визуализацию, удобство его ведения, оценку эффективности реализации проекта, определение сроков выполнения, т.е. цифровое управление проектом.
Цифровизация проекта позволит увидеть проект «со стороны», визуализировать его, оценить степень готовности проекта и эффективности его реализации.
Для качественного цифрового ведения проекта и управления им существует множество различных площадок. Рассмотрим цифровые платформы, наиболее приемлемые для реализации проектов в рамках предметной области «Физическая культура».
Trello (официальный сайт: trello.com). Данный сервис крайне интуитивен, прост в обращении, позволяет выставлять приоритеты, объединяться с другими сервисами. Здесь можно расписать проект поэтапно, расставить задачи, назначить ответственных, установить дедлайн и т.д. Сервис Trello позволяет увидеть проект, визуализировать его и оценить степень готовности проекта. Для полноценного использования платформы достаточно зарегистрироваться. Сервис бесплатный. Удобство использования этой цифровой платформы заключается еще и в том, что в период реализации проекта группой обучающихся, не понадобятся какие-либо параллельные мессенджеры.
Asana (официальный сайт: https://asana.com/ru/product). Данный сервис удобен для планирования работы команды тем, что совмещает в себе электронного мультипланировщика и аналитическую платформу. Прогресс в выполнении заданий можно отслеживать на каждом этапе. Если задачи повторяются, рабочий процесс легко автоматизировать. Еще один полезный бонус – возможность создавать красочные графики, диаграммы, схемы. Платформа интегрируется с многими важными приложениями для успешной работы (Outlook, Gmail, Slack и др.). Можно отследить уровень нагрузки на каждого участника проекта. При этом учитывается не только количество задач, но и их сложность.
Miro (официальный сайт: https://miro.com/). Данный сервис представляет собой не что иное, как канбан-доску (доска с задачами, разбитая на три колонки по типу: план, в работе, готово). Над заполнением доски задач трудится вся команда. При необходимости к стикеру крепятся файлы или полезные ссылки. Задачу можно прокомментировать, стрелками обозначить последовательность действий, создать визуально понятные связи между ними.
Кроме того, можно использовать и привычные уже нам сервисы Яндекс и Google. Их возможности также во многом способны упростить проектную деятельность. Обеспечить ее наглядность не только в рамках стандартного обучения, но и в рамках дистанционного обучения.
Примеры создания проблемных ситуаций
Работа над проектом делится на подготовительный и практический этапы. На подготовительном этапе, на уроке создается проблемная ситуация. Определяются цель и задачи, ищутся пути решения и определяются темы проектов, средства достижения намеченной цели. Если это групповой проект, распределяются роли. Затем обсуждаются план работы и сроки.
На практическом этапе выполняются запланированные технологические операции. Проходит подготовка и защита презентации проекта, анализ результатов, оценка качества выполнения творческого задания.
Создание проблемных ситуаций основывается на активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность.
С постановкой проблемной ситуации мы сталкиваемся на этапе определения актуальности проекта. Здесь же у нас возникает необходимость в постановке проблемы, которая вытекает из сложившихся противоречия и проблемной ситуации. Проблемная ситуация – состояние в развитии объекта или явления, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.
Создание проблемной ситуации – это состояние интеллектуального затруднения, вызванное с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой не возможностью это сделать при помощи наличия запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действия.
Описание проблемной ситуации должно быть аргументированным и доказательным, т.е. подтверждаться фактами, статистическими данными из достоверных источников с обязательными ссылками.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. После постановки проблемной ситуации необходимо провести ее анализ: подробный анализ ситуации позволит нам определить и выдвинуть сложившееся противоречие. Анализ проблемной ситуации – важный этап самостоятельной познавательной деятельности учащихся. На этом этапе определяется, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному известному. Все это позволит сформировать проблему.
Противоречие в педагогике понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта, относящееся либо к практике (и только к одной ее стороне или аспекту), либо к теории (и тоже только в одном каком-то аспекте). По большому счету, противоречие – это то, с чем мы сталкиваемся, когда пытаемся разрешить проблемную ситуацию.
Например, на уроке физической культуры возникает следующая проблемная ситуация: Ученик определенного класса занимался спортом: каждый день он бегал по 3 км. Но при сдаче норматива по метанию мяча он показал худший результат. Данная ситуация является проблемной, т.к. в ее содержание включено противоречие между сообщаемым фактом и сложившимися у школьников представлениями (спорт делает людей сильными, но мальчик, который каждый день занимался спортом, при сдаче нормативов оказался самым слабым).
Проблема вытекает из второй части сложившегося противоречия. Проблема, как правило, заключается в дефиците знаний, оборудования, навыка и т.д. – всего того, что, собственно, будет необходимо создать, найти, добыть, развить и т.д. Возвращаясь к предыдущему примеру, сформулируем вытекающую из противоречия проблему: Отсутствие нагрузки на разные группы мышц.
Далее логичным образом вытекает тема проекта: Комплекс упражнений для развития разных групп мышц. При такой формулировке темы в качестве результата (продукта) проекта мы можем получить эссе, рассказ, альбом, презентацию и т.д. В основной части проекта ученик будет описывать анализ литературы, план составления комплекса упражнений, а также может представить результаты практического использования этого комплекса упражнений с представлением дневника.
Зависимость темы проекта от поставленной проблемной ситуации, а также примеры проблемных ситуаций, представляющих интерес для проектирования в рамках предметной области «Физическая культура», представлены в Таблице 2.
Таблица 2.
Примеры постановки проблемной ситуации по учебному предмету «Физическая культура»
Проблемная ситуация | Противоречие | Проблема | Тема |
Согласно результатам промежуточного контроля по предмету «Физическая культура», у обучающихся (5-11) класса был выявлен низкий показатель сформированности гибкости (быстроты, ловкости и др.). Такое положение дел может усугубить развитие и других навыков обучающихся. | Между необходимостью развития гибкости (быстроты, ловкости и др.) и ее низкими показателями, а также отсутствием комплекса упражнений, соответствующего уровню развития обучающихся для формирования данного навыка. | 1. Низкий уровень сформированности гибкости (быстроты, ловкости и др.); 2. Отсутствие комплекса упражнений, соответствующего уровню развития обучающихся для формирования данного навыка. | Комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости у обучающихся (5-11 классов). или Гибкость (быстроту, ловкость и др.) развиваем – здоровье улучшаем! |
Ученик определенного класса занимался спортом: каждый день он бегал по 3 км. Но при сдаче норматива по метанию мяча он показал худший результат. | Между сообщаемым фактом и сложившимися у школьников представлениями: спорт делает людей сильными, но мальчик, который каждый день занимался спортом, при сдаче нормативов оказался самым слабым. | Отсутствие нагрузки на разные группы мышц. | Комплекс упражнений для развития разных групп мышц. |
В классе с одним и тем же упражнением (кувырок вперед и назад) ребята справляются по-разному: кому-то дается легко, а кто-то вообще не может его выполнить. | Между сообщаемым фактом и сложившимися у школьников представлениями: упражнение входит в обязательную часть программы, значит, должно одинаково даваться всем ученикам одного класса, но мальчики и девочки по-разному справляются с упражнением. | Отсутствие единой техники выполнения упражнения | Техника выполнения кувырка. |
Данные примеры проблемных ситуаций можно использовать как для создания индивидуального проекта, так и группового.
Примерные темы проектов по учебному предмету «Физическая культура»
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учитель определяет тематику с учетом учебной ситуации, например, формулирует проект-задание, направленное на исследование теоретического вопроса по предмету с целью углубления знаний обучающихся по этому вопросу. В других случаях тематика проектов, как например, исследовательских проектов или проектов, предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена самими обучающимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Представленные темы проектных работ являются примерными, темы проектных работ могут быть подобраны исходя из особенностей материально-технической базы образовательной организации, местных социально-экономических условий и национальных, культурных традиций. Примерные темы для проектов по учебному предмету «Физическая культура могут быть следующими»:
Восстановление школьной спортивной площадки.
Где и как растут чемпионы?
Движение, ты — жизнь!
Допинг в спорте: всегда ли все средства хороши?
Значение ведения самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
Информационные технологии в спорте.
Как самостоятельно построить спортивную площадку?
Комплекс упражнений «Гимнастика для мозга».
Томские спортсмены-призеры Олимпиад.
Томск – спортивный.
Моя жизнь в спорте.
Мяч: от игры до спорта.
От крепости физической к крепости духовной.
От чего зависит частота пульса?
Познай себя в мире спорта.
Музыкальная разминка на уроке физической культуры.
Практичность и экологичность спортивного инвентаря и одежды.
Развитие физических возможностей путем самостоятельной работы.
С детства спортом занимаюсь и на дедушку равняюсь.
Сам себе тренер.
Самбо в школе.
Семейные традиции: папа, мама, я — спортивная семья.
Современный спорт: арена для спортивных достижений или битва за призовые места?
Спорт в жизни А.С. Пушкина.
Спортивное генеалогическое древо моей семьи.
Спортивные традиции в семье как фактор физического воспитания личности.
Спортивный уголок – в каждый дом, каждому ребенку.
Стадион будущего.
Физическая культура — это урок или путевка в жизнь?
Физкультура в школе: спорт или развлечение?
Что должен знать юный спортсмен о допинге?
Школьная физкультура — первая ступень к спорту.
Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам.
Спортивная площадка моей мечты.
В здоровом теле – здоровый дух.
Помимо вышеперечисленных можно создать еще массу вариаций проектов. Темы предлагаются в зависимости от возраста, личных интересов обучающихся. Так, обычный вопрос ребенка «Зачем нужна утренняя зарядка?» превращается в учебно-исследовательский проект. Работать над ним можно как на уроке, так и во внеурочное время, причем выполнить его по силам детям с разной физической подготовкой, и по количеству участников он может являться как индивидуальным, так и групповым.
Результаты проектной деятельности и критерии оценки
Важным параметром проектной деятельности является результат и продукт проектной деятельности. Результат включает в себя продукт, а кроме этого предметные знания и способы деятельности, универсальные учебные действия, опыт предметной и метапредметной деятельности. Проектный продукт – это способ решения определенной проблемы. Проектный продукт должен создаваться не ради проектного продукта так как не это является целью деятельности, целью проектной деятельность является решение существовавшей проблемы.
Проектная деятельность обучающихся должна быть связана с прикладной задачей, результатом решения которой является продукт – примеры материализованного результат проектной деятельности по физической культуре представлен в Таблице 3.
Таблица 3.
Примеры продуктов (результатов) проектной деятельности обучающихся
Название продукта | Содержание продукта |
Макет | Модель объекта школьной спортивной площадки в уменьшенном масштабе |
Схема | Графический документ, изображающий безопасный маршрут для пешеходной (велосипедной) прогулки |
Постер | Художественно оформленный плакат, например, пропагандирующий сдачу нормативов ГТО |
Презентация | Набор слайдов об антидопинговом образовании |
Альбом | Издание с иллюстрациями в сопровождении пояснительного текста по теме «Акробатика в школе» |
Буклет | Текстовая и / или графическая информация о деятельности школьного спортивного клуба |
Брошюра | Произведение небольшого объема о принципе подбора физических упражнений для развития силы (быстроты, гибкости, выносливости или ловкости) |
Эссе | Прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, которое выражает индивидуальные впечатления и соображения школьника по поводу занятий спортом |
Стихи | Художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки: девиз и гимн школьного спортивного клуба |
Рисунок | Изображение на плоскости, созданное средствами графики «Наш урок физкультуры!» |
Описание фактов и событий | Результаты обработки архивов: описание истории развития какого-нибудь вида спорта в школе / районе |
Документальный фильм | Видеоролик об участии одноклассника (класса) в физкультурном или спортивном мероприятии |
Тематический вечер | Сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями, посвященная чествованию лучших спортсменов школы |
Презентация результатов проекта – это важный этап представления результатов работы обучающихся. На этом этапе оформляются различные демонстрационные материалы в виде презентации, стендовых материалов, раздаточных материалов (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта). Необходима подготовка устной презентации проекта (изложение проблемы, сути ее решения, применяя наглядные средства - слайды, видеофильмы и другие технические средства). Защита проекта может быть осуществлена публично на конференции (семинаре, круглом столе). На окончательной защите выполненного проекта обучающийся представляет:
- тему и краткое описание сути проекта;
- актуальность проекта;
- положительные эффекты от реализации проекта как для самого автора, так и для других людей;
- ресурсы (материальные и нематериальные) и их источники, которые были привлечены для реализации проекта;
- ход реализации проекта;
- риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе реализации проекта.
Критерии оценки проектной деятельности – инструмент самооценки и взаимооценки (внешней оценки). Критерии оценки могут быть созданы педагогом совместно с обучающимися. Школьники должны заранее знать критерии оценивания выполнения проекта/задания. При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны быть однозначным, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого; быть понятным не только учителю, но и обучающимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ и быть конкретными - без таких абстрактных формулировок, как, например, «хорошо понимает», или «успешно освоил». Они должны давать возможность однозначно оценить результат деятельности ученика. Регламент проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее.
Примерные критерии и баллы, на основании которых возможно проводить оценивание проектных работ (критерии и количество баллов могут быть скорректированы педагогом самостоятельно):
№ | Критерии и показатели | Баллы |
1 | Формулировка проблемы и гипотезы |
Проблемы и гипотеза отсутствуют | 0 |
Присутствует только гипотеза/ проблема | 1 |
Нет соответствия проблемы и гипотезы | 2 |
Проблема и гипотеза соответствуют | 3 |
2 | Постановка цели, планирование путей ее достижения | |
Цель не сформулирована | 0 |
Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует | 1 |
Цель определена, дан краткий план ее достижения | 2 |
Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения | 3 |
3 | Глубина раскрытия темы проекта |
Тема проекта не раскрыта | 0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках содержания ООП | 2 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки содержания ООП | 3 |
4 | Разнообразие источников информации, целесообразность их использования |
Использована неподходящая информация | 0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | 1 |
Работа содержит подходящую информацию из ограниченного числа однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
5 | Соответствие требованиям оформления письменной части |
Письменная часть проекта отсутствует | 0 |
В письменной части проекта отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении | 1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 2 |
Работа отличается четким, грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 |
6 | Качество проектного продукта |
Проектный продукт отсутствует | 0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 |
Продукт частично соответствует требованиям качества | 2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества | 3 |
7 | Качество проведения защиты проекта |
Презентация не проведена | 0 |
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию | 1 |
Автору удалось заинтересовать аудиторию, но он вышел за рамки регламента | 2 |
Автору удалось вызвать интерес аудитории и выдержать регламент | 3 |
8 | Качество подготовки презентации для защиты проекта |
Презентация отсутствует | 0 |
Однообразие содержания слайдов (представлена только текстовая информация или только иллюстративный материал) | 1 |
Нарушены общепринятые правила оформления презентации (отсутствие титульного листа, сведений об авторе, списка использованных информационных источников; чрезмерно большое количество слайдов и т.п.) | 2 |
Высокое качество презентации, соблюдается структура презентации | 3 |
9 | Грамотность и речевое оформление продукта |
Низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки затрудняют понимание текста | 0 |
Проектный продукт создан со значительным количеством речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок, которые не затрудняют понимание текста | 1 |
Проектный продукт создан с незначительным количеством речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок, которые не затрудняют понимание текста | 2 |
Автор точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов; речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки отсутствуют | 3 |
Заключение
В процессе проектной деятельности формируется понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья. Формируются такие умения и навыки, как: умение осмыслить задачу, умение отвечать на вопросы, умение самостоятельно изобретать способ действия, умение находить варианты решения проблемы, умение взаимодействовать с любым партнером, умение отстаивать свою точку зрения, презентационные навыки, умение уверенно держать себя во время выступления.
Основной целью проектного метода на занятиях по физической культуре является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития исследовательской деятельности детей.
Обучающиеся могут провести параллель между знаниями, приобретенными в учебе, с реальным миром. Они рассматривают множество проблем, встречающихся в жизни, и находят способы их решения, и, как следствие, имеют возможность сформировать качества, необходимые для успешной личной и профессиональной деятельности, в стенах школы могут задуматься о будущей профессии и проанализировать свои возможности.
Педагог по физической культуре выступает как организатор детской двигательной деятельности, он – источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.
Метод проектов – это один из методов, который позволяет ставить ученика в позицию активного деятеля, раскрывать его потенциальные возможности, развивать его личное своеобразие, стимулировать поиск новых знаний. Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения.
Список литературы по организации проектной деятельности по учебному предмету «Физическая культура»
Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / ред. Е. Я. Когана. – Самара: Учебная литература: Федоров, 2006. – 224 с.
Даутова, О. Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / Даутова О. Б. – СПб: КАРО, 2019. – 176 с.
Здорово быть здоровым. 5-6 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. Г. Онищенко. – М.: Просвещение, 2019. – 143 с.
Здорово быть здоровым. 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. Г. Онищенко. – М.: Просвещение, 2019. – 144 с.
Здорово быть здоровым. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. Г. Онищенко. – М.: Просвещение, 2019. – 144 с.
Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10–11 классы. Учебное пособие / Л. Е. Спиридонова, Б. А. Комаров, О. В. Маркова, В. М. Стацунова. — СПб.: КАРО, 2019. – 104 с.
Кириченко С. Н. Оздоровительная аэробика. Программа, планирование, разработка занятий. 10-11 классы / Изд-во Учитель, 2014. – 95 с.
Методические рекомендации для учителей физической культуры образовательных организаций общего образования Липецкой области на 2020-2021 учебный год / А. В. Остряков. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 20 с.
Михалкина Е. В. Организация проектной деятельности: учебное пособие / Е. В. Михалкина, А. Ю. Никитаева, Н. А. Косолапова; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. – 146 с.
Петров, П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учебное пособие / П. К. Петров. — Саратов: Вузовское образование, 2020. — 377 с.
Плон Б. И. Новая школа в футбольной тренировке. – Изд-во «Олимпия / Человек», 2008. – 240 с.
Погадаев Г. И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – 144 с.
Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.
Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие. / Н. А. Заграничная, И. Г. Добротина. – М.: Интеллект-Центр, 2014. – 196 с.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2020. – 80 с.
Уткина Т. В., Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ / Т. В. Уткина, И. С. Бегашева. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – 60 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2017. – 158 с.
Щербак А. П., Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»: методические рекомендации / А. П. Щербак. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 64 с. — (Физическая культура и спорт).
Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 144 с.