МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области
Создание эскиза экслибриса для личной библиотеки
Проектная работа
Выполнила: Федотова Алина Игоревна
учащаяся 9 а класса МБОУ СОШ
с.Тербуны
Тербунского муниципального района
Липецкой области
Руководитель: Чибисова Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Тербуны
первая квалификационная категория
Тербуны - 2018
Содержание
I. Введение………………………………………………………………………...3
II. Основная часть………………………………………………………………...4
1. Из истории появления экслибриса…………………………………... ……….4
2. Из истории развития экслибриса в России ………………………………….5
3. Виды художественных экслибрисов……………………………….................6
4. Создание эскиза собственного художественного экслибриса……………....7
III. Заключение……………………………………………………………………7
IV. Источники………………………………………………………......................8
V. Приложения…………………………………………………………………...9
I. Введение
Я очень люблю читать. У нас дома большая личная библиотека, и я решила создать эскиз художественного экслибриса, чтобы в дальнейшем сделать печать и использовать её по назначению. Поэтому целью моей работы стало создание художественного экслибриса для личной библиотеки.
Тема моей проектной работы - «Создание эскиза экслибриса для личной библиотеки».
На выбор данной темы повлияла моя любовь к книгам и чтению, а также к изобразительному искусству.
Цель- создание эскиза собственного экслибриса для личной библиотеки.
Задачи:
- познакомиться с историей появления экслибриса за рубежом и в России;
-изучить разные виды экслибриса;
-создать эскиз собственного экслибриса;
- обработать и систематизировать полученные сведения;
- представить обработанные сведения в виде презентации;
-познакомить обучающихся школы, педагогов с полученными материалами.
Актуальность. Наличие экслибриса для любой библиотеки является актуальным, так как имеет эстетическое и воспитательное значение в интеграции образовательного процесса и искусства, вызывает положительные эмоции.
Краткий обзор литературных источников.
Работая над темой проектной работы, я использовала все имеющиеся источники:
Публицистическую и справочную литературу.
Интернет – ресурсы.
Мое восприятие материала отразилось в творческом проекте-создании эскиза собственного экслибриса для личной библиотеки.
Методы исследования: поисковый, описательный, аналитический.
Субъект исследования. Субъектом моей работы является экслибрис для личной библиотеки.
Объект исследования. Объекты изучения по проекту – специальная литература по данному вопросу (символы, знаки, логотипы как разновидность графического дизайна).
Новизна моей проектной работы заключается в том, что эта тема незаслуженно забыта.
Практическая значимость: по эскизу художественного экслибриса можно создать печать и использовать её в личной библиотеке.
II. Основная часть
Я решила, что моей личной библиотеке необходимо наличие своего книжного знака, поэтому создание экслибриса для личной библиотеки и стало целью моей работы.
Из истории появления экслибриса.
Книжный экслибрис во все времена был интеллектуальным искусством. Многие годы являлся он символом высокого просвещения, ибо книжные собрания прежде ценились под стать фамильным бриллиантам.
Экслибрис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца.
Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры — гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом.
Еще пару столетий назад экслибрис был непременной принадлежностью библиотеки знатного рода. Ему придавали такое же значение, как фамильному гербу. Фактически, он и был библиотечным гербом владельца, передаваясь из поколения в поколение.
Экслибрис придумали в XVI веке в Германии. Среди авторов ранних экслибрисов были такие великие мастера эпохи Возрождения, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах и Ганс Гольбейн-младший.
В начале XVIII века на внутренней стороне переплёта владельцы библиотеки стали наклеивать бумажные гравированные ярлыки с изображением родовых гербов, вензелей, полного наименования своей фамилии, а позднее различные изображения. Мастер геральдических композиций прекрасно знал, каким штрихом следует обозначить в гравюре тот или иной цвет определённой части герба, орденской ленты: ведь цвет являлся составной частью геральдической символики. В ряде случаев цвет являлся единственным, что отличало идентичные по рисунку гербы двух различных дворянских фамилий. Чрезвычайно важно было в таких экслибрисах отметить знатность рода, перечислить титулы владельцев и их регалии, потрясти зрителя чисто внешними в характеристике человека моментами. Но при этом спокойно исключались такие мелочи, как личные склонности, профессия, род занятий владельца книги.
Внутренний мир, интимные переживания, личная жизнь человека из характеристики в экслибрисе гербе ускользали. Мало того, ускользали и весьма существенные связи с другими людьми, с событиями общественной жизни.
Из истории появления экслибриса в России.
Древнейший русский экслибрис — это рисованный от руки книжный знак игумена Досифея обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493—1494 годы.
В России экслибрисы появились в начале XVIII века – наряду с другими европейскими новшествами, введенными Петром I. Естественно, что первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати. Знатный владелец книги украшал ее изображением своего герба, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.
В XIX веке в России личная библиотека постепенно перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий. Владельцами значительных библиотек становились писатели, ученые и просто просвещенные люди, что способствовало массовому распространению экслибриса. Но это также приводило и к тому, что из помпезного изображения фамильного герба или замысловатого вензеля экслибрис зачастую превращался в простой ярлык, выполненный типографским набором. Он служил лишь для указания фамилии владельца и обозначения постоянного места книги – номера полки и номера книжного шкафа.
Но в ХХ веке, который породил изящную (и, что важно, целостную как произведение искусства) книгу, произошло настоящее возрождение экслибриса, который превратился в самостоятельный жанр графического искусства. К этому жанру в России обращались Иван Билибин, Елена Лансере, Лев Бакст, Константин Сомов, Михаил Добужинский, Александр Бенуа и другие значительные художники Серебряного века.
Именно в это время экслибрис обрел новый, более глубокий смысл – он все больше становился отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Одновременно с этим началась эпоха коллекционирования экслибрисов. Это вид собирательства получил название экслибрисистики.
В России 1920-е годы явились периодом расцвета гравюры на дереве. Тогда же значительно расширилась тематика экслибрисов.
В этот период книжный знак поднялся до философского обобщения и глубокого проникновения в сущность личности владельца книги. Этот поистине золотой век отечественного экслибриса неразрывно связан с именами Владимира Фаворского, Николая Пискарева, Алексея Кравченко, Николая Купреянова и других замечательных художников-графиков той эпохи.
Вновь большая мода на экслибрис пришла в 1960–1970-е годы. Это было вызвано не столько расцветом графики, сколько подъемом книжного коллекционирования, массовым библиофильским движением в стране.
Сейчас, в начале XXI века, интерес к экслибрису возвращается в немного новой ипостаси. В первую очередь, возрождается интерес к экслибрису, как к личному книжному знаку. Неудивительно, так как в настоящее время все больше людей интересуются своими корнями, восстанавливают разрушенные родовые цепочки, создают собственные геральдические знаки, которые можно передать своим детям.
Виды художественных экслибрисов.
Среди художественных экслибрисов различают:
-гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI—XVIII веков;
-вензелевые, с орнаментально разработанными инициалами владельца. Вензель (польск. wezel – узел), сплетение начальных букв собственных имен (имени, отчества, фамилии) в виде вязи, узора;
-сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки;
-шрифтовые. Это все те же типографские ярлыки с текстом в акцидентных рамках, реже – без них; штемпеля, набранные из литер или отлитые в типографии, строчки набора в линейных или простых акцидентных рамках, обычно овальных, реже – гравированный штамп или трафарет, изредка – конгрев. Это – соединение наборного текста с какой-нибудь акцидентной завитушкой, линейкой, вставленной подчас в тяжелую, замысловатую наборную прямоугольную рамку, наконец, корона с фамилией или просто инициалами владельца-дворянина. Таковы наиболее частые формы русского книжного знака XIX – начала XX века. На шрифтовых ярлыках и штемпелях обычно указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца;
-универсальные. Иногда владелец будущего знака не знает конкретно, каким бы он хотел видеть будущий экслибрис. Для таких случаев художник предлагает проекты так называемых универсальных экслибрисов: заготовки и эскизы. Заготовки представляют собой уже готовые экслибрисы, выгравированные на пластмассе. В них только остается выгравировать текст книжного знака. Это книжные знаки, которые нарисованы с пробелом, для вписания в них фамилии лица, наклеивающего их на книги своей библиотеки.
Создание эскиза собственного художественного экслибриса.
Как известно, экслибрис должен точно отражать все черты характера хозяина библиотеки. Изучив специальную литературу о символах, знаках и способах создания графических композиций, я приступила к карандашным наброскам. В графике используется два тона: черный и белый. Такое лаконичное изображение является очень наглядной и емкой формой представления информации. Свой эскиз экслибриса я выполнила в вензелевом стиле. В основу эскиза взяла свои инициалы. В качестве обрамления использовала белую розу, которая является символом чистоты и благородства. Моё имя Алина в переводе со скандинавского означает «благородная». Таким образом, белая роза стала не только украшением, но и символом эскиза.
III. Вывод
При создании данного проекта я приобрела опыт в дизайнерской деятельности, а моя личная библиотека удачный эскиз художественного экслибриса, по которому можно изготовить печать.
Источники:
Е. Н. Минаев. ЭКСЛИБРИС. // Советский художник. М. - 1968
В. К. Охочинский Экслибрисы и штемпели частных коллекций в фондах Исторической библиотеки. // М. - 2001
А. Пистунова. Летучий корабль Альбрехта Дюрера. Альманах библиофила IX // Изд "Книга", М. - 1980
Н.В.Розов. Соловецкая библиотека и основатель ее игумен Досифей. // Труды отдела древнерусской литературы. Вып. XVIII - 1962
http://www.iskusstwo.ru/news/html/45.html
http://design-praktik.com/?p=282
http://www.ex-lib.ru/exlibris.htm
http://www.tvoyapechat.ru/articles1/e_n_minaev_ekslibris_glava_iv/
exlibris.su/jupatov.php
Приложения:
1. Основание буквы «Ф» (первая буква фамилии);
2. Левое «крыло» буквы «Ф» (первая буква имени - «А»);
3. Правое «крыло» буквы «Ф» (первая буква отчества – «И»);
4. Окончательный вариант эскиза экслибриса.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
13