Романов К.М.,
konstantroman@yandex.ruМОУ "Красногорская средняя общеобразовательная школа №2", пгт Красногорский
Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе на основе использования образовательных комплексов "1С:Школа:Информатика, 10 класс" и "1С:Школа. Информатика, 11 класс"
Romanov K. M.
[email protected] MOU "Krasnogorskaya Srednyaya obshheobrazovatelnaya SHKOLA№2" Multimedia technologies as a means of improving the efficiency of school education through the use of educational software "1C:School. Computer science, Grade 10" and "1C:School. Computer science, Grade 11" Аннотация В статье представлен опыт использования программных продуктов "1С:Школа Информатика, 10 класс" и "1С:Школа Информатика, 11 класс" для организации учебной деятельности школьников 10–11 классов. Abstract The article reviews the experience of using software products "1C:School. Computer science, Grade 10" and "1C:School. Computer science, Grade 11" to organize educational activity of schoolchildren of 10-11 classes.
Ключевые слова: мультимедиатехнологии, "1С:Школа Информатика, 10 класс", "1С:Школа Информатика, 11 класс".
Keywords: Multimedia technologies, school, computer science.
Мультимедиасредства – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером используя самые разные естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.
В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка), и обучающие программы (по иностранным языкам, физике, химии) и так далее.
В своей работе особое внимание я отвожу образовательным комплексам "1С:Школа Информатика, 10 класс" и "1С:Школа Информатика, 11 класс".

Рис. 1. Образовательные комплексы "1С:Школа Информатика, 10 класс" и "1С:Школа Информатика, 11 класс"
В течение ряда лет после посещения конференции "Новые информационные технологии в образовании" в 2014 и 2015 гг. я приобрел эти два замечательных образовательных продукта.
Проанализировав содержание дисков, я пришел к выводу, что данные продукты оптимальны при изучении теоретического материала, и закреплении материала в виде тестов. В 11 классе – это замечательное подспорье для подготовки к ЕГЭ.
Данные комплексы включают в себя практически все разделы учебного курса "Информатика и ИКТ": изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного, дистанционное обучение и контроль знаний.
Преимущества данных образовательных комплексов:
во-первых, повышают эффективность учебного процесса;
во-вторых, сокращают время на подачу учебного материала;
в-третьих, облегчают восприятие учащимися подаваемого материала;
в-четвертых, позволяют эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу учителя и учащихся.
Данные образовательных комплексов позволяют учащимся взглянуть на уроки информатики другими глазами: ребята понимают, где это им может пригодиться.
Электронные образовательные комплексы "1С:Школа. Информатика, 10 класс" и "1С:Школа. Информатик, 11 класс" используются в учебном процессе в качестве инструмента, который помогает учащимся с интересом подходить к изучению нового материала, вдумчиво подбирать информацию, помогают учащимся подготовиться к итоговой аттестации.
Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным, как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знаниям.
Процесс модернизации школы требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники.
Формированию компетентности учащихся способствуют современные педагогические технологии, к их числу относятся компьютерные и проектные технологии.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск.
Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты.
В настоящее время существует два направления использования ИКТ в процессе обучения.
Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин.
Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.
Образовательные комплексы "1С:Школа Информатика, 10 класс" и "1С:Школа Информатика, 11 класс" помогают организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся. Они позволяют организовать деятельность учащихся, в основе которой лежит развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами. В данных комплексах очень много анимаций, что позволяет более наглядно изучить новый материал. Работая с образовательными комплексами, учащиеся могут выделять в тексте важный для них материал и отправлять его в закладку "Избранное", чтобы потом вернуться к нему.
Практические задания по темам и разделам комплексов выполняются непосредственно на уроках, а обучающие задания для подготовки к ЕГЭ применяются на спецкурсах. В связи с тем, что структура и подборка заданий ЕГЭ по информатике претерпели существенные изменения, данные образовательные комплексы помогают учащимся подготовиться к итоговой аттестации. В образовательном комплексе "1С:Школа. Информатика, 11 класс" имеется большой раздел по подготовке к ЕГЭ. Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ новые и интересные.
Комплексы помогают осуществить контроль по ходу выполнения работ и оценивать получаемый результат как учащимся, так и учителю. К каждому разделу и параграфу подобраны практические задания, пройдя которые учащиеся сами видят свой результат во вкладке "Дневник".


Рис. 2: Интерфейс программных комплексов
Интерфейс программы как видно из скриншотов, очень дружелюбный и понятный (рис. 2). Благодаря этому учащиеся могут самостоятельно работать как с теоретическим, так и с практическим материалом. Особый интерес представляют практические работы.
Изучив теоретический материал учебных пособий, я предложил ребятам начать изучение теоретического материала, чтобы не было затруднений в проведении проверочных работ и создании своих исследовательских материалов.
Работа по изучению данных образовательных комплексов ведется по блочно-модульной технологии. После изучения одного раздела ребятам предлагается творческое задание по закреплению материала, затем они выполняют практическое задание с использованием комплекса.
Работа с образовательными комплексами не вызвала никаких затруднений у учащихся. Учащиеся смогли самостоятельно работать как с теоретическим, так и с практическим материалом.
Разнообразие практических работ способствует развитию логического мышления у учащихся, поддерживает интерес к предмету. Различных типов заданий достаточно много:
задания с выбором одного правильного ответа;
задания с вводом ответа;
задания с выбором нескольких правильных ответов;
задания с перетаскиванием ответов;
задания с установлением соответствия с помощью стрелок;
задания с выбором выражения из выпадающего списка.
Такое разнообразие различных типов заданий делает для учеников более привлекательными данные образовательные комплексы.
Возьмем для примера главу 1 образовательного комплекса для 10 класса "Компьютер и программное обеспечение". Материал настолько продуман и полно отражен в теоретической части, что ученику не надо обращаться к другим источникам. После изучения теоретического материала учащимся дается творческое задание продумать мини-проекты по разделам главы 1 и реализовать их во внеурочной деятельности: на классных часах, при проведении предметной недели математики, информатики, при проведении школьной конференции "Шаг в науку".
Таким образом, данный образовательный комплекс используется как инструмент для дальнейшей творческой работы учащихся. Вот примерные темы, которые предлагают сами ребята по данной тематике:
"Абак и его разновидности";
"Архитектура ЭВМ "по фон Нейману";
"Вычислительные средства прошлых лет";
"История развития вычислительной техники";
"Кто изобрел арифмометр";
"От счета на пальцах до персонального компьютера";
"Первые электронно-вычислительные машины".
Использование данных образовательных комплексов во время работы учащихся над мини- проектами помогает развивать у них не только познавательный интерес к предмету, но и творческие способности, которые способствуют развитию у учащихся самостоятельности в составлении проектов.
Следует отметить, что изучение предмета "информатика и ИКТ" в 7–9 классах по учебникам Л.Л. Босовой помогает подготовиться к использованию данных образовательных комплексов в старших классах, хотя некоторые задания вызывают затруднения у старшеклассников, и это естественно, так как на изучение данного предмета в обычной образовательной школе отводится всего 2 часа в неделю.
Исходя из изложенного материала можно с уверенностью сказать, что данные образовательные комплексы предоставляют возможность максимально эффективно использовать время обучения и в целом повышать мотивацию школьников к изучению информатики.
Литература:
"1С: Школа. Информатика, 10 класс". Изд. 2-е ., испр. и перераб. М.: ООО "1С-Паблишинг".
"1С: Школа. Информатика, 11 класс". М.: ООО "1С-Паблишнг", 2012.
Пантелеймонова А.В., Белова М.А., Бычкова Д.Д. , Подготовка учителя информатики с использованием образовательного комплекса "1С: Школа. Информатика, 10 класс". М.: ООО "1С-Паблишинг", 2012. – 284 с.