Дугарова Сэсэгма Юмдылыковна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кижингинская СОШ» им. Х.Намсараева»
Проектный урок в 10 классе по теме "Деепричастие как глагольная форма"
Цели урока:
обучающие: систематизировать, обобщить и углубить теоретические знания по теме «Деепричастие как глагольная форма»; сформировать у учеников представление о роли деепричастий в художественном тексте;
развивающие: развитие ключевых компетенций: развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах; доказывать свое мнение; делать выводы и обобщения, развивать речь школьника через совершенствования умений самостоятельно строить научные определения; развивать умение применять сформированные обобщенные понятия «деепричастие» в тексте;
воспитательные: воспитание интереса к изучению русского языка, чувства эмоциональной отзывчивости, воспитывать самостоятельность, настойчивость, умение работать в группе.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Вид урока: проектный урок по теме «Деепричастие как глагольная форма»
Технология: интерактивное обучение
Формы урока: групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, листы для записей ответов учащихся, карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие, эмоциональный настрой учащихся. Работа с эпиграфом
Здравствуйте ребята, настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу.. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей. Я хочу пожелать Вам сегодня плодотворной работы.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен…
А.И. Куприн
Несомненное преимущество деепричастий заключено
в их краткости и динамичности.
Д.Э. Розенталь
В этом мы убедимся в течение урока.
Работают проектные группы: лингвисты, искусствоведы, литературоведы. Конечным результатом нашей работы будет создание рабочей тетради по теме «Деепричастие как глагольная форма».
Словарная работа
Ребята, вы получили задания. Как выполнять работ, инструкция по выполнению дана на карточках , там же выполняется задание. Время выполнения
2. Ход урока.
«Лингвисты». Выполняется самостоятельно, все проверяют написанное, исправляют, дополняют.
Задание: допишите предложения.
Деепричастие - неспрягаемая, неизменяемая форма глагола, обозначающая ____________________________ действие по отношению к основному, передаваемому глаголом-сказуемым, и совмещающая признаки глагола и ________________________.Деепричастие отвечает на вопросы ________________________________________________________________.
Деепричастию свойственны следующие грамматические признаки _________________________, переходности/непереходности. Деепричастия не имеют ___________________________________.
В предложении деепричастие может выполнять функцию__________________________________.
Деепричастия ______________________ вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса –а ( -я ).Например:________________________________________
Деепричастия _______________________ вида образуются от основы инфинитива глагола при помощи суффиксов –в, -вши, -ши. Например:____________________________________________
Деепричастие с зависимыми словами называется__________________________________________________________________________.
Разиня рот – Прост. Пренебр. Неосмотрительно, нерасчетливо (делать что-либо). Например, смотреть разиня рот. (словарь В.И. Даля)
Лингвистический эксперимент. Проведем эксперимент с отрывком из произведения А.К. Толстого. Замените деепричастные обороты, встречающиеся в тексте, придаточными обстоятельственными конструкциями
Когда вся толпа, смеясь и разговаривая, ускакала за царевичем, он надел шапку, влез опять на коня и шагом поехал ко двору.
Парень смотрел разиня рот и не говорил ни слова. Дружина Андреевич, отслушав молебен, вошел в добром платье, в парчовом халате, с собольей шапкою в руках.
Вскочив в седло, князь полетел с полумертвой боярыней, а за ним, гремя оружием, полетели его холопы.
Старик прилег к земле и, еще задыхаясь от страха, стал шептать какие-то слова.
Измененный текст:
Когда вся толпа скакала за царевичем, она смеялась и разговаривала; он надел шапку, влез опять на коня и шагом поехал ко двору.
Парень смотрел разиня рот и не говорил ни слова. Когда Дружина Андреевич отслушал молебен, он вошел в добром платье, в парчовом халате, с собольей шапкою в руках.
Когда князь вскочил в седло, он полетел с полумертвой боярыней, а холопы гремели оружием, когда летели за ним.
Старик прилег к земле и стал шептать какие-то слова, хотя еще задыхался от страха.
Что происходит с текстом? (Чтение и восприятие такого текста затруднено, фразы громоздкие, тяжелые, неповоротливые.)
Является ли выражение разиня рот деепричастным оборотом? (Нет, это застывшая форма деепричастия, которое входит во фразеологическое сочетание.)
Объясните значение этого фразеологизма. («С удивлением».)
Назовите другие фразеологические единицы, в составе которых есть деепричастие. (Бежать высунув язык; бежать сломя голову; делать что-либо спустя рукава; жить припеваючи; работать засучив рукава; работать не покладая рук; сидеть сложа руки.)
Мы с вами выявили способность деепричастия застывать во фразеологизмах – ярких образных средствах.
Задание 2 «Литературоведы»
Работа с текстом. Работа выполняется самостоятельно.
Перед вами карточки с отрывком из повести М. Горького «Детство». Сегодня предстоит работа с этим текстом. Определите основную мысль текста. Определите стиль и тип речи. Обоснуйте свое мнение. Найдите в тексте деепричастия. Выпишите их в тетрадь, выделите суффиксы деепричастий. Определите роль деепричастий в тексте. Выпишите деепричастные обороты с глаголами, к которым они относятся. Объясните постановку знаков препинания, графически выделите их.
Бабушка не плясала, словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову. Замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее, – и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз оторвать от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!
(Стиль речи – художественный. Писатель создал конкретный художественный образ – образ бабушки, воздействует на читателя с помощью слова, вызывает у него чувство восхищения, заставляет любоваться героиней. Тип речи – описание действий. Каждое действие не только названо, но и подробно описано.)
(Выписанные деепричастия: задумавшись, покачиваясь, поглядывая, испугавшись, уступая, отводя, опустив, прислушиваясь, улыбаясь. Деепричастия обозначают не основные, а добавочные действия и одновременно характеризуют основные действия, показывают, как они совершаются, помогают описать сложные действия, которые производятся неразрывно, одновременно. Деепричастия способствуют созданию образа героини, передают ее внутреннее состояние, помогают читателю детально нарисовать в своем воображении этот образ.)
Динамическая пауза.
Что мы можем сделать за минуту?
Поморгав и потянувшись, и при этом улыбнувшись, мы немного отдохнем. И налево повернувшись, и направо повернувшись, не забудем улыбнуться!
Задание 3 «Искусствоведы» Роберт Саути стихотворение «Лодорский водопад». В чем необычность стихотворения? (Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота.) Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия дают разнообразные характеристики действию. Действия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению.) Найдите контекстные антонимы. С какой целью употребляет их поэт? (Делясь, дробясь – обнимаясь, сливаясь, сплетаясь, встречаясь. Создают образ динамичного течения, меняющего свое движение.) Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:
а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);
б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);
в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);
г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).
д) графические средства выразительности (записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды)
Найдите контекстные антонимы. С какой целью употребляет их поэт? (Делясь, дробясь – обнимаясь, сливаясь, сплетаясь, встречаясь. Создают образ динамичного течения, меняющего свое движение.)
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Роберт Саути - английский поэт-романтик (1774 – 1843), представитель озерной школы. «Фигурное» стихотворение Р. Саути «Лодорский водопад» переводилось А. Шмульяном и было опубликовано (частично, только вторая его часть) в журнале «Звезда» в 1940 году. Полностью перевод этого стихотворения никогда прежде не публиковался.
Звукопись помогает услышать нам низвержение водопада. Преобладают следующие звуки: шипящие , свистящие , сочетания звуков [рч], [взд], [бр], [рк], [кр], [др] .)
Вывод:
Деепричастие при создании художественного текста часто является выразительным средством. Оно дорисовывает движение.
Деепричастие помогает описать более сложные действия, которые мыслятся как неразрывные, осуществляемые одновременно.
Деепричастный оборот позволяет сжать громоздкую фразу, сосредотачивая внимание на действии.
Поэты и писатели активно используют глагольные формы, которые являются яркими и выразительными средствами при создании художественного текста.
5. Рефлексия. Предлагаю высказать Ваши впечатления об уроке, заканчивая предложения деепричастиями и деепричастными оборотами.
Сегодня на уроке:
Я повторил…
Я узнал…
Мне стало известно…
Меня особенно привлекло…
Мне понравилось…