СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проет по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект по окружающему миру. Сохранение здоровья учеников важная задача. этот проект поможет детям убедиться в  том что завтрак необходим

Просмотр содержимого документа
«Проет по окружающему миру»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ







Орган местного самоуправления

«Управление образования города Каменска-Уральского»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»









Проект

Так ли важен завтрак?





Исполнитель:

Учащаяся 3 «Б» класса

Левинская Виктория

Руководитель:

Ширкова Эльвира Юрьевна

Учитель начальных классов



Г. Каменск – Уральский

2011г.

Оглавление

  1. Введение.

II. Основная часть.

1.Что такое завтрак?

2. Каким должен быть завтрак?

3. Исследования

4. Как устранить выявленные проблемы

III. Заключение.

Источники и литература.

Приложение























Я, Левинская Виктория, учусь в третьем классе во вторую

смену( с 10-00часов). Каждое утро, уходя на работу, родители готовят мне завтрак и часов в 9-00 мама или папа звонят домой и задают постоянный вопрос, позавтракала ли я?! Каждый раз я им говорю, что есть не хочу, а они в ответ, что завтракать необходимо и всё тут… Почему мои родители каждое утро «мучают» меня своими завтраками? Почему? Почему??? Устав от наших ежедневных ссор и споров, я решила провести исследование «Так ли важен завтрак?» и разобраться в этом вопросе.

Цель, которую я перед собой поставила в исследовании – определить значение завтрака для учащихся начальных классов.

Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:

- изучить научно-познавательную литературу по теме, отобрать и систематизировать материал;

- выяснить, что такое завтрак и каким он должен быть;

- завтракают ли дома ученики нашего класса;

- узнать количество завтракающих детей в нашей школьной столовой;

-оформить книжку-малышку «10 рецептов вкусной и весёлой пищи» и информационный буклет для учащихся и родителей «Берегите свое здоровье!»

Гипотеза исследования:

  1. Завтрак в режиме питания выдумали умные дяди и тёти, чтобы соблюсти этикет питания.

  2. Если на завтрак есть только то, что нравится и тогда, когда хочется, то мы не сможем сохранить своё здоровье.

Методы исследования:

- теоретическое исследование;

- наблюдение;

- анкетирование учащихся;

- собеседование.





I. Вступление.

Изучая данный вопрос в энциклопедической, научно-популярной литературе, в Интернет-сети, я выяснила, что питание ребенка-школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний. Доктор Рошаль считает: "Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния, как сейчас. Это показала проведенная диспансеризация", - сказал Л. Рошаль (Леонид Михайлович Рошаль)

Здоровье российских школьников.

В ходе Всероссийской диспансеризации осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей до 18 лет.
Результаты подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45% до 34%).

Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по классам болезней, которые вы видите на слайде:
- болезни крови и кроветворных органов - 32%;
- болезни эндокринной системы - 31%;
- болезни костно-мышечной системы - 26%;

из них:
- болезни органов пищеварения - 25%;
- болезни системы кровообращения - 24%.

Болезни органов пищеварения, прежде всего, связаны с состоянием питания школьников.

Итак, актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её составляющих - это завтрак.

II.Основная часть.

1. Что же такое завтрак, и каким он должен быть?

За́втрак — первый дневной приём пищи, утренняя еда; пища, приготовленная для утренней еды. Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.

Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.

Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов или большой нагрузки можно сделать исключение.

Витамин В 6 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе: помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах, в абрикосах, шиповнике, свёкле, моркови, редьке.

2. Каким должен быть завтрак?

Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.

Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешня, клубника и ягоды нашей местности.

Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.

Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка.

Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» я узнала, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. В большом ассортименте они используются на завтрак.

Среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников

Продукты

Возраст школьника

7 – 10 лет

11 – 13 лет

Хлеб пшеничный

150 гр

200 гр

Хлеб ржаной

70 гр

100 гр

Крупы, бобовые, макаронные изделия

45 гр

50 гр

Картофель

200 гр

250 гр

Овощи разные

275 гр

300 гр

Фрукты свежие

150 – 300 гр

150 – 300 гр

Сахар

60 гр

65 гр

Кондитерские изделия

10 гр

15 гр

Масло сливочное

25 гр

30 гр

Масло растительное

10 гр

15 гр

Яйцо

1 шт

1 шт

Творог

40 гр

45 гр

Сметана

10 гр

10 гр

Сыр

10 гр

10 гр

Мясо, птица, колбасы

140 гр

170 гр

Рыба

40 гр

50 гр

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легко усваиваться.


На слайде вы видите - Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.

Первая смена

  • 7.30 - 8.00 Завтрак дома

  • 10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе

  • 12.00 - 13.00 Обед дома или в школе

  • 19.00 - 19.30 Ужин дома

Вторая смена (учимся с 10-00ч.)

  • 8.00 - 8.30 Завтрак дома

  • 12.00 - 12.20 Горячий завтрак в школе

  • 14.30 - 15.30 Обед дома

  • 19.30 - 20.00 Ужин дома

3. Исследование данного вопроса.

Я провела исследования к организации питания детей и подростков школьного возраста. А как относятся к завтраку учащиеся начальных классов в нашей школе? Что говорит о питании заведующая столовой Крохалева Людмила Николаевна?

Заведующая столовой нашей школы отвечала на следующие вопросы:

1. Сколько учеников завтракают в нашей школе?

(всего горячие завтраки получают 630 человек, из них 318 учащихся начальных классов, 62 льготника и 250 учащихся старшего звена)

2. Что Вы можете рассказать о рационе горячих завтраков в нашей школе?

(В нашей школе рацион горячих завтраков разнообразен и удовлетворяет санитарным нормам, правилам и гигиеническим требованиям к организации питания детей. У нас имеется двухнедельное меню, по которому рассчитывается рацион ежедневного питания школьников. Питание близкое к диетическому)

3.Ваши пожелания ученикам и их родителям.

(Полноценное и разнообразное питание школьникам необходимо. Завтрак – это отличное время настроиться на удачный день и получить от еды и пользу, и удовольствие)

Также я провела анкетирование учащихся. Были опрошены 68человек.(ученики 3классов)

  • Всегда завтракают дома – 55 уч. (81%)

  • Всегда завтракают в школе – 68уч.(100%)

  • Не успевают завтракать каждый день – 6 уч. (9%)

  • Отказываются от завтрака – 7 уч. (10%)

Давайте узнаем, все ли едят наши ребята?

  • В школе едят всё – 32уч. (47%)

  • В школе едят то, что нравится – 36 уч (53%)

  • Дома едят всё – 53 уч. (78%)

  • Дома едят то, что нравится – 15 уч. (22%)


Ученики считают:

  • Завтрак необходим – 61 уч. (90%)

  • Завтрак не обязателен – 7 уч. (10%)

По данным анкетирования, можно сделать вывод:

  • Дома мы едим намного охотнее, чем в школьной столовой. Родители всё-таки о нас заботятся и стараются нас накормить повкуснее.

  • Некоторые ребята не всегда завтракают по разным причинам ( не желают завтракать – отсутствует аппетит; не успевают).

  • Хотя в школе у нас бесплатное питание, ребята зачастую отказываются от предложенных блюд, а ждут когда начнёт работать буфет, чтобы купить булочку. Да я и сама так делала!!!

  • Из беседы с классным руководителем я узнала, что дети, которые не завтракают дома, приходят в школу с плохим настроением, хуже работают на уроках, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе.

Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеванию желудочно-кишечного тракта.

Я взяла интервью у нашего школьного врача Морозовой Светланы Валерьевны:

Вот, что она ответила на мои вопросы:

1. Сколько учеников начальных классов имеют проблемы с желудочно-кишечным трактом и сколько выпускников?

(Ученики 1-2 классов (171человек) из них имеют заболевания ЖКТ- 24 человека, что составляет -14,03%. Ученики 9-10класс(77человек) из них имеют заболевания ЖКТ -14 человек, что составляет -18,18%)

2. Контролируете ли Вы качество, продуктов, условия приготовления и рацион горячих завтраков в нашей школе?

(Весь процесс приготовления блюд контролируем ОБЯЗАТЕЛЬНО.

При разработке меню для питания учащихся предпочтение отдаётся свежеприготовленным горячим блюдам. Врач проводит контроль по витаминизации пищи.)

3. Ваши пожелания ученикам и их родителям.

(Соблюдать режим питания, не только в начальных классах, но и на всех ступенях школьного процесса и дальше в ВУЗах.

Не уходить в школу голодными, обязательно съесть йогурт или творожок, печенье, бутерброд или выпечку; тёплый напиток: чай, какао. Употребляя эту пищу, хватит энергии на 2-3 урока. Затем обязательно надо позавтракать в школе.

Питаться надо несколько раз в день (завтрак, обед, полдник, ужин). Перерывы между едой должны быть не более 4 часов. Причём ближе к вечеру еда должна становиться всё более лёгкой. Мясные блюда лучше включать в обед, а в ужин лучше использовать молочные или овощные и рыбные блюда.

Никаких "сухомяток", пищу надо запивать напитком. Во время еды не разговаривать, не читать, не смотреть телевизор. Не торопиться, тщательно пережёвывать пищу.

Культура питания, как и культура поведения должна прививаться с детства. )

4. Как устранить выявленные проблемы?

Я считаю, что необходимо:

* Обратить внимание родителей и учащихся на рацион питания детей.

*Рекомендовать родителям и детям два завтрака. Познакомить родителей и учащихся с информационным буклетом.

* Медицинскому работнику школы провести беседу о важности завтрака.

*Подготовить и провести для учащихся начальных классов беседу «Так ли важен завтрак?».

Возвращаясь к выдвинутым гипотезам, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что первая гипотеза не подтвердилась. Она рассыпалась, не дойдя до финала моего исследования. Согласитесь, я ни разу не произнесла «этикет питания». Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство учеников и их родителей понимает значение горячего завтрака и старается поддерживать его полноценность.

Вторую гипотезу я отнесла бы к культуре питания. Воспитывать культуру еды нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольнику вполне доступно представление о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин.

Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь  культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!








III. Заключение

В результате своего исследования я пришла к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым.

Я затронула пока только одну проблему «Так ли важен завтрак?» А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить! И возможно это станет темой моего следующего исследования.

Вашему вниманию предлагаю познакомиться с информационным буклетом для учащихся. А чтобы ребята с удовольствием завтракали – предлагаю книжку-малышку «10 РЕЦЕПТОВ ВКУСНОЙ И ВЕСЕЛОЙ ПИЩИ», из которой они сами могут приготовить себе завтрак и получить не только удовольствие, но и пользу!






















Литература

1. Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992.
2. Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986.

3. Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989
4. Секреты кухни Дональда Дакка. 20 рецептов вкусной и веселой пищи.

5. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир: учебник для 3 класса. Смоленск "АссоциацияХХI", 2009.

6. Интернет-ресурсы.


Приложение

Презентация к выступлению

Буклет "Берегите здоровье детей"

Книжка-малышка "10 рецептов вкусной и здоровой пищи".















13