МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Орган местного самоуправления
«Управление образования города Каменска-Уральского»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Проект
Так ли важен завтрак?
Исполнитель:
Учащаяся 3 «Б» класса
Левинская Виктория
Руководитель:
Ширкова Эльвира Юрьевна
Учитель начальных классов
Г. Каменск – Уральский
2011г.
Оглавление
Введение.
II. Основная часть.
1.Что такое завтрак?
2. Каким должен быть завтрак?
3. Исследования
4. Как устранить выявленные проблемы
III. Заключение.
Источники и литература.
Приложение
Я, Левинская Виктория, учусь в третьем классе во вторую
смену( с 10-00часов). Каждое утро, уходя на работу, родители готовят мне завтрак и часов в 9-00 мама или папа звонят домой и задают постоянный вопрос, позавтракала ли я?! Каждый раз я им говорю, что есть не хочу, а они в ответ, что завтракать необходимо и всё тут… Почему мои родители каждое утро «мучают» меня своими завтраками? Почему? Почему??? Устав от наших ежедневных ссор и споров, я решила провести исследование «Так ли важен завтрак?» и разобраться в этом вопросе.
Цель, которую я перед собой поставила в исследовании – определить значение завтрака для учащихся начальных классов.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
- изучить научно-познавательную литературу по теме, отобрать и систематизировать материал;
- выяснить, что такое завтрак и каким он должен быть;
- завтракают ли дома ученики нашего класса;
- узнать количество завтракающих детей в нашей школьной столовой;
-оформить книжку-малышку «10 рецептов вкусной и весёлой пищи» и информационный буклет для учащихся и родителей «Берегите свое здоровье!»
Гипотеза исследования:
Завтрак в режиме питания выдумали умные дяди и тёти, чтобы соблюсти этикет питания.
Если на завтрак есть только то, что нравится и тогда, когда хочется, то мы не сможем сохранить своё здоровье.
Методы исследования:
- теоретическое исследование;
- наблюдение;
- анкетирование учащихся;
- собеседование.
I. Вступление.
Изучая данный вопрос в энциклопедической, научно-популярной литературе, в Интернет-сети, я выяснила, что питание ребенка-школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний. Доктор Рошаль считает: "Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния, как сейчас. Это показала проведенная диспансеризация", - сказал Л. Рошаль (Леонид Михайлович Рошаль)
Здоровье российских школьников.
В ходе Всероссийской диспансеризации осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей до 18 лет.
Результаты подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45% до 34%).
Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по классам болезней, которые вы видите на слайде:
- болезни крови и кроветворных органов - 32%;
- болезни эндокринной системы - 31%;
- болезни костно-мышечной системы - 26%;
из них:
- болезни органов пищеварения - 25%;
- болезни системы кровообращения - 24%.
Болезни органов пищеварения, прежде всего, связаны с состоянием питания школьников.
Итак, актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её составляющих - это завтрак.
II.Основная часть.
1. Что же такое завтрак, и каким он должен быть?
За́втрак — первый дневной приём пищи, утренняя еда; пища, приготовленная для утренней еды. Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.
Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.
Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов или большой нагрузки можно сделать исключение.
Витамин В 6 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе: помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах, в абрикосах, шиповнике, свёкле, моркови, редьке.
2. Каким должен быть завтрак?
Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.
Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешня, клубника и ягоды нашей местности.
Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.
Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка.
Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.
В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» я узнала, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. В большом ассортименте они используются на завтрак.
Среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников
Продукты | Возраст школьника |
7 – 10 лет | 11 – 13 лет |
Хлеб пшеничный | 150 гр | 200 гр |
Хлеб ржаной | 70 гр | 100 гр |
Крупы, бобовые, макаронные изделия | 45 гр | 50 гр |
Картофель | 200 гр | 250 гр |
Овощи разные | 275 гр | 300 гр |
Фрукты свежие | 150 – 300 гр | 150 – 300 гр |
Сахар | 60 гр | 65 гр |
Кондитерские изделия | 10 гр | 15 гр |
Масло сливочное | 25 гр | 30 гр |
Масло растительное | 10 гр | 15 гр |
Яйцо | 1 шт | 1 шт |
Творог | 40 гр | 45 гр |
Сметана | 10 гр | 10 гр |
Сыр | 10 гр | 10 гр |
Мясо, птица, колбасы | 140 гр | 170 гр |
Рыба | 40 гр | 50 гр |
Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легко усваиваться.
На слайде вы видите - Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.
Первая смена
Вторая смена (учимся с 10-00ч.)
3. Исследование данного вопроса.
Я провела исследования к организации питания детей и подростков школьного возраста. А как относятся к завтраку учащиеся начальных классов в нашей школе? Что говорит о питании заведующая столовой Крохалева Людмила Николаевна?
Заведующая столовой нашей школы отвечала на следующие вопросы:
1. Сколько учеников завтракают в нашей школе?
(всего горячие завтраки получают 630 человек, из них 318 учащихся начальных классов, 62 льготника и 250 учащихся старшего звена)
2. Что Вы можете рассказать о рационе горячих завтраков в нашей школе?
(В нашей школе рацион горячих завтраков разнообразен и удовлетворяет санитарным нормам, правилам и гигиеническим требованиям к организации питания детей. У нас имеется двухнедельное меню, по которому рассчитывается рацион ежедневного питания школьников. Питание близкое к диетическому)
3.Ваши пожелания ученикам и их родителям.
(Полноценное и разнообразное питание школьникам необходимо. Завтрак – это отличное время настроиться на удачный день и получить от еды и пользу, и удовольствие)
Также я провела анкетирование учащихся. Были опрошены 68человек.(ученики 3классов)
Всегда завтракают дома – 55 уч. (81%)
Всегда завтракают в школе – 68уч.(100%)
Не успевают завтракать каждый день – 6 уч. (9%)
Отказываются от завтрака – 7 уч. (10%)

Давайте узнаем, все ли едят наши ребята?
В школе едят всё – 32уч. (47%)
В школе едят то, что нравится – 36 уч (53%)
Дома едят всё – 53 уч. (78%)
Дома едят то, что нравится – 15 уч. (22%)

Ученики считают:

По данным анкетирования, можно сделать вывод:
Дома мы едим намного охотнее, чем в школьной столовой. Родители всё-таки о нас заботятся и стараются нас накормить повкуснее.
Некоторые ребята не всегда завтракают по разным причинам ( не желают завтракать – отсутствует аппетит; не успевают).
Хотя в школе у нас бесплатное питание, ребята зачастую отказываются от предложенных блюд, а ждут когда начнёт работать буфет, чтобы купить булочку. Да я и сама так делала!!!
Из беседы с классным руководителем я узнала, что дети, которые не завтракают дома, приходят в школу с плохим настроением, хуже работают на уроках, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе.
Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеванию желудочно-кишечного тракта.
Я взяла интервью у нашего школьного врача Морозовой Светланы Валерьевны:
Вот, что она ответила на мои вопросы:
1. Сколько учеников начальных классов имеют проблемы с желудочно-кишечным трактом и сколько выпускников?
(Ученики 1-2 классов (171человек) из них имеют заболевания ЖКТ- 24 человека, что составляет -14,03%. Ученики 9-10класс(77человек) из них имеют заболевания ЖКТ -14 человек, что составляет -18,18%)
2. Контролируете ли Вы качество, продуктов, условия приготовления и рацион горячих завтраков в нашей школе?
(Весь процесс приготовления блюд контролируем ОБЯЗАТЕЛЬНО.
При разработке меню для питания учащихся предпочтение отдаётся свежеприготовленным горячим блюдам. Врач проводит контроль по витаминизации пищи.)
3. Ваши пожелания ученикам и их родителям.
(Соблюдать режим питания, не только в начальных классах, но и на всех ступенях школьного процесса и дальше в ВУЗах.
Не уходить в школу голодными, обязательно съесть йогурт или творожок, печенье, бутерброд или выпечку; тёплый напиток: чай, какао. Употребляя эту пищу, хватит энергии на 2-3 урока. Затем обязательно надо позавтракать в школе.
Питаться надо несколько раз в день (завтрак, обед, полдник, ужин). Перерывы между едой должны быть не более 4 часов. Причём ближе к вечеру еда должна становиться всё более лёгкой. Мясные блюда лучше включать в обед, а в ужин лучше использовать молочные или овощные и рыбные блюда.
Никаких "сухомяток", пищу надо запивать напитком. Во время еды не разговаривать, не читать, не смотреть телевизор. Не торопиться, тщательно пережёвывать пищу.
Культура питания, как и культура поведения должна прививаться с детства. )
4. Как устранить выявленные проблемы?
Я считаю, что необходимо:
* Обратить внимание родителей и учащихся на рацион питания детей.
*Рекомендовать родителям и детям два завтрака. Познакомить родителей и учащихся с информационным буклетом.
* Медицинскому работнику школы провести беседу о важности завтрака.
*Подготовить и провести для учащихся начальных классов беседу «Так ли важен завтрак?».
Возвращаясь к выдвинутым гипотезам, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что первая гипотеза не подтвердилась. Она рассыпалась, не дойдя до финала моего исследования. Согласитесь, я ни разу не произнесла «этикет питания». Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство учеников и их родителей понимает значение горячего завтрака и старается поддерживать его полноценность.
Вторую гипотезу я отнесла бы к культуре питания. Воспитывать культуру еды нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольнику вполне доступно представление о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин.
Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!
III. Заключение
В результате своего исследования я пришла к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым.
Я затронула пока только одну проблему «Так ли важен завтрак?» А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить! И возможно это станет темой моего следующего исследования.
Вашему вниманию предлагаю познакомиться с информационным буклетом для учащихся. А чтобы ребята с удовольствием завтракали – предлагаю книжку-малышку «10 РЕЦЕПТОВ ВКУСНОЙ И ВЕСЕЛОЙ ПИЩИ», из которой они сами могут приготовить себе завтрак и получить не только удовольствие, но и пользу!
Литература
1. Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992.
2. Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986.
3. Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989
4. Секреты кухни Дональда Дакка. 20 рецептов вкусной и веселой пищи.
5. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир: учебник для 3 класса. Смоленск "АссоциацияХХI", 2009.
6. Интернет-ресурсы.
Приложение
Презентация к выступлению
Буклет "Берегите здоровье детей"
Книжка-малышка "10 рецептов вкусной и здоровой пищи".
13