КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА № 6»
«Направление профессиональной ориентации обучающихся с умеренной умственной отсталостью»
Докладчик учитель:
Дитюк Елена Павловна
Омск
Направление профессиональной ориентации обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Профессиональная ориентация - это научно обоснованная система социально–экономических, психолого–педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов к труду в условиях рынка.
Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.
Воспитанники коррекционного учреждения с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) с самого раннего возраста нуждается в специальных условиях воспитания и обучения.
Социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) школ является сложным и неоднозначным процессом, требующим поиск педагогических путей своей реализации.
Воспитанники коррекционного учреждения с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) с самого раннего возраста нуждается в специальных условиях воспитания и обучения.
Социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) школ является сложным и неоднозначным процессом, требующим поиск педагогических путей своей реализации.
Для формирования необходимого уровня адаптивности у обучающихся к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требуется усилия многих специалистов.
Поэтому принято и утверждена программа по профориентационной работе в нашем образовательном учреждении. Главным образом нацелено на актуализацию профессионального самоопределения обучающихся посредством специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширения границ самопознания.
На основе программы по профориентационной работе в нашем образовательном учреждении проходят занятия по внеурочной деятельности в старших классах «Гончарное дело». Есть теплица где проходят уроки растениеводства общекультурного направления и профессионального самоопределения обучающихся.
Труд и трудовая адаптация выпускников с нарушением интеллекта далеко не всегда проходила и проходит успешно, выполнив в течение всего учебного года учебную внеурочную деятельность с выпускниками, образовательное учреждение выявляет следующе проблемы:
Проблемы выпускников коррекционной школы в обучении НПОУ (начально профессионально образовательное учреждение):
-Отсутствие во многих районах НПОУ специальностями для выпускников коррекционной школы.
-Выпускник осознает себя о том, что обучался (лась) в коррекционной школе (не такой (такая) как все.
-Отдалённость от места проживания семьи выпускника (цы).
-Не уверенность выпускника (цы) принятия другим социумом в НПОУ.
-Заболевание выпускника МПК установленным диагнозом, ребенок инвалид.
-Не заинтересованность, пассивность, отсутствие поддержки родителей в дальнейшем обучении своих детей из числа завершивших обучение в коррекционной школе.
-Финансовые неблагополучие родителей (низкий уровень дохода семьи).
-Многодетные семьи, от трёх и более детей, не достигших совершеннолетия 18 лет.
-Трудоустройство родителями в организации (разнорабочим) детей из числа выпускников с целью заработка для поддержания дохода семьи.
-Нежелание или отказ в дальнейшем обучение НПОУ выпускниками. Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
Связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового в коррекционной школе.
Перспективы профориентационной работы:
Основная направленность занятий углубление знаний о требованиях профессий к человеку.
В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в коррекционной школе. Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полному включению в производственный труд
Использованная литература:
1. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. – МПСИ, 2002.
2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 класс).- М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
3. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
4. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/09/24/professionalnaya-orientatsiya-i-samoopredelenie
5. https://yandex.ru/images/search?pos=4&img_ =simage&lr=11456
http://открытый урок.рф/.