УТВЕРЖДАЮ
Директор
ФКП образовательного учреждения № 67
______А.Н.Черных
ПЛАН-КОНСПЕКТ
по социально-правовой подготовке для проведения занятия
с осужденными ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области
Тема 1: «Профессиональное обучение как средство достижения высоких производственных показателей».
Учебные цели:
Изучить цели и принципы профессионального обучения осужденных к лишению свободы. Обозначить роль профессионального обучения осужденных в повышении производительности труда
Вид занятия: лекция.
Время: 45 минут.
Материальное обеспечение: лекционный материал, список контрольных вопросов.
Учебные вопросы:
Правовое обеспечение профессионального образования в УИС.
Цели и принципы профессионального обучения.
Организация работы по обучению для целей производства
Значение производственного обучения в повышении производительности труда.
Литература:
"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ Приказ Министерства юстиции РФ от 24 марта 2020 г. N 59 "Об утверждении Порядка организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие / В. А. Скакун. - 2-e изд. - Москва : Форум : Инфра-М, 2021. - 336 с. - (Профессиональное образование). Основы непрерывного профессионального образования : учебное пособие Н.Н. Мальчукова, И.Е.Шемякина.- Тюмень: ГАУ Северного Зауралья, 2023.
Вводная часть (5 мин.)
- проверить наличие, внешний вид, форменную одежду обучаемых;
- проверить готовность обучаемых к занятию;
- объявить тему, учебные цели, время и порядок проведения занятия.
Основная часть (35 мин.)
Правовое обеспечение профессионального образования в УИС
– 5мин.
Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина России (ст. 43 Конституции РФ), однако в отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности. В соответствии со ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуются обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Осужденные из числа инвалидов первой или второй группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут по их желанию также получить соответствующую профессиональную подготовку. Для инвалидов I и II группы, а также для осужденных женщин старше 55 лет, а мужчин старше 60 лет профессиональное образование и профессиональная подготовка не являются обязательными, но при наличии у указанных лиц желания получить профессиональное образование и профессиональную подготовку, они могут принимать участие в образовательном процессе. Отношение к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени исправления всех категорий осужденных.
Кроме того, на Федеральном законодательном уровне обучение осужденных в профессиональных образовательных организациях отражено в ст. 80 «Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей» Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Таким образом, для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Цели и принципы профессионального обучения
– 10мин.
Цель профессионального обучения отражена в п.1. ст. 73 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ:
- профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
- под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
- под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
- под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Среди основных задач профессионального обучения можно выделить, следующие:
дальнейшее усовершенствование материальной базы;
создание центров практик на предприятии;
формирование так называемого заказа на специалиста.
Обучение работников направлено на повышение эффективности работы предприятия. Это позволяет:
повысить эффективность и качество работы;
сократить потребность в контроле;
быстрее решить проблему дефицита кадров;
сократить текучесть и затраты, вызванные ею.
Профессиональное обучение и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы являются не только одними из основных средств их исправления, но и призваны способствовать эффективной организации труда. Получение осужденными специальности или повышение профессиональной трудовой квалификации призвано способствовать предотвращению совершения осужденными новых преступлений, как в местах лишения свободы, так и после освобождения.
Профессиональное обучение в исправительных учреждениях организуется в двух формах: среднее профессиональное образование квалифицированных рабочих по результатам обучения при удачной сдаче ГИА выдаётся диплом государственного образца и профессиональная подготовка осужденных без повышения образовательного уровня после успешной сдачи квалификационного экзамена выдаётся свидетельство о профессии рабочего с присвоением квалификационного разряда.
Имеющиеся или приобретенные осужденным профессиональные трудовые навыки сами по себе не свидетельствуют о том, что осужденный порвал со своим преступным прошлым, но они могут стать базой нравственного совершенствования личности осужденного. Особенно значимую роль они играют, если сложность предлагаемой работы отвечает профессиональным знаниям и умениям осужденных или поможет им при освобождении вернуться к нормальной жизни в обществе. Наличие рабочей профессии подтверждённой документами является ключевыми фактора социального и экономического развития, профессиональное образование напрямую влияет на экономический рост.
Вся совокупность определенных условий непрерывного профессионального образования, с четом всех проблем и противоречий, реализуется при соблюдении принципов его практической направленности.
В то же время не все люди хотят учиться, потому что не понимают важности, не видят необходимости в этом, не подготовлены, боятся трудностей или негативно относятся к новому.
Конкретные цели обучения рабочего персонала:
повышение общего уровня квалификации;
получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности;
обновление и поддержание прежних навыков, если изменений нет;
подготовка к занятию новой должности;
приобретение профессии вообще;
ускорение процесса адаптации;
экономия средств, теряемых из-за некачественного выполнения работ;
улучшение морально-психологического климата.
В профессиональном обучении имеют место как общедидактические принципы обучения, так и специфические принципы профессионального обучения. Все принципы обучения взаимосвязаны, ни один из них не универсален и его изолированное применение не даёт необходимых результатов.
Рассмотрим специфические принципы профессионального обучения.
Политехнический принцип. По определению К. Маркса, « Политехническое обучение знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». Политехническое обучение предусматривает овладение системой знаний о научных основах современного производства. На базе этих знаний формируются общепрофессиональные политехнические и специальные знания
Принцип соединения обучения с производительным трудом обучающихся, связь теории и практики. Связь обучения и труда, теории и практики – процесс двусторонний. В профессиональном образовании учебная и трудовая деятельность органически связаны одна с другой. Поэтому важно, чтобы преподавание всех учебных предметов было направлено на подготовку и сознательное включение обучающихся в производственную деятельность. Осуществление данного принципа зависит от соблюдения следующих условий:
– формирование теоретических знаний должно быть по возможности опережающим, они должны проверяться на практических занятиях;– в любом трудовом процессе должны синтезироваться знания и умения по различным отраслям науки;– интеграцию содержания обучения следует осуществлять в двух направлениях:
по вертикали – объединение профессиональных знаний и умений в пределах одного предмета и по горизонтали – взаимосвязь знаний и умений из разных предметов. Принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Под моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе понимают выявление типовых профессиональных задач, трансформацию их в учебно-производственные задачи.
Принцип профессиональной мобильности предусматривает способность человека быстро осваивать технические средства, технологические процессы и новые специальности, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию.
Принцип модульности профессионального обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
Принцип создания производственно-учебной среды. Создание производственно-учебной среды предполагает, прежде всего, создание в учебном заведении учебно-материальной базы практического (производственного) обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологическим, эргономическим, экономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям, а также требованиям безопасности труда и охраны здоровья обучающихся.
Принцип экономической целесообразности определяет необходимость планирования, подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов по профессиям с учетом их востребования на рынке труда.
Организация работы по обучению для целей производства
– 10мин.
Система обучения и повышения квалификации осужденных на предприятии будет эффективной лишь в том случае, если она тесно связана с важнейшими направлениями работы по управлению персоналом, системой стимулирования труда (оплата труда, премии, льготы, моральные стимулы и др.).
В работе по обучению персонала могут быть выделены следующие семь основных направлений:
- Постановка целей обучения.
- Определение потребностей в обучении.
- Определение содержания, форм и методов обучения и необходимых ресурсов.
- Выбор или подготовка преподавателей, инструкторов, тренеров, наставников,
методистов.
- Проведение комплекса подготовительных мероприятий, в том числе подготовка положений и инструкций, регламентирующих процесс обучения или повышения квалификации разных категорий персонала, и назначение ответственных, формирование учебных групп.
- Проведение обучения. Текущий контроль за посещаемостью, обеспечение бесперебойной реализации учебной программы и обеспечение обучающихся всем необходимым.
- Оценка эффективности обучения.
Процесс освоения профессии происходит поэтапно. В ходе первого этапа происходит адаптация к новой производственной среде, социальному окружению и к будущей специальности. На этом этапе происходит принятие новой образовательной среды, формируются новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими, происходит смена мотивов практической деятельности в процессе формирования умений и навыков по осваиваемой профессии. На следующем этапе получения знаний происходит осознание и понимание теоретического материала, изученного на спецпредметах. По окончании периода обучения рабочей профессии осуществляется оценка путем выполнения квалификационной работы и сдачи экзамена по присвоению квалификационного разряда в заводской комиссии. На данном этапе создается положительная установка на дальнейшее повышение квалификации, формируется мотивация перспективы через осознание готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.
Существенными показателями профессионального мастерства обучаемого являются:
— качество выполняемых заданий, которые ему поручают на рабочем месте; соответствие их установленным показателям и нормативам (выполнение технических требований), параметрам положительных результатов;
— производительность труда — выполнение установленных норм времени;
— профессиональная самостоятельность — умение самостоятельно выбирать способы работы, обеспечивать важное качество и производительность труда; осуществление самоконтроля и саморегулирования в профессиональной деятельности;
— культура труда — способность и привычки планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии (а также рациональная организация труда и рабочего места);
— творческое отношение к труду — развитая способность и стремление вносить в процесс труда инновации; способность к изобретательству и рационализаторству;
— способность к экономическому анализу выполняемых трудовых действий и операций.
Значение производственного обучения в повышении производительности труда
– 10мин.
Программа обучения и повышения квалификации персонала имеет важное значение для повышения производительности труда на предприятии, поскольку влияет на моральный настрой и уровень профессионализма работников. Процесс обучения производительному труду делится на две части: производственное и теоретическое обучение. Прочные и глубокие знания, полученные в процессе теоретического обучения – база, на которой формируется профессиональные умения и навыки. Производственное обучение – это подготовка обучающихся к выполнению определённых трудовых процессов, формирование профессиональных умений и навыков, применение полученных знаний на практике.
Производительность труда является одним из важнейших показателей эффективности общественного производства. Применение этого показателя позволяет оценить эффективность труда, как отдельного рабочего, так и коллектива.
Производительность в широком понимании – это умственная склонность человека к постоянному поиску возможности усовершенствования того, что существует. Оно основано на уверенности в том, что человек может работать сегодня лучше, чем вчера, а завтра еще лучше. Оно требует постоянного совершенствования экономической деятельности.
При изучении вопроса об экономическом содержании производительности труда надо исходить из того, что труд, затрачиваемый на производство продукции, состоит из живого труда, расходуемого в данный момент в процессе производства продукции, и прошлого труда, овеществленного в ранее созданной продукции, используемый для производства новой.
Производительность труда является показателем экономического роста, то есть показателем, обеспечивающим рост реального продукта и дохода. Увеличение общественного продукта на душу населения означает повышение уровня жизни.
Существует также понятие эффективности труда. Она шире, чем производительность, и включает кроме экономического (производительность труда) ещё психофизиологический и социальный аспекты. Психофизиологическая эффективность труда определяется воздействием трудового процесса на организм человека. С этой точки зрения эффективным может быть признан только такой труд, который наряду с определённой производительностью обеспечивает:
безвредные, благоприятные санитарно - гигиенические условия и безопасность;
достаточную содержательность труда и соблюдение границ его разделения;
возможности всестороннего развития физических, умственных сил и способностей студента в процессе труда;
предотвращает отрицательное влияние производственной обстановки на студента.
Отсюда вытекает и понятие социальной эффективности труда, которое включает:
· требования гармоничного развития личности каждого работника;
· повышение его квалификации и расширение производственного профиля;
· формирование позитивного социального климата в трудовых коллективах;
· усиление социально-политической активности и совершенствования всего образа жизни.
Для дальнейшего анализа хотелось бы взглянуть на такой два показателя которые предоставляет Международная организация труда / International Labour Organization, а также Pearson Education. На основе двух индексов: «Рейтинг эффективности национальных систем образования» и «Рейтинг стран мира по уровню безработицы», можно вывести несколько важных замечаний, видна отрицательная корреляция, чем выше эффективность образования, тем ниже уровень безработицы.
Профессиональное развитие — это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.
В современных условиях научно-технический прогресс и институциональные изменения в обществе значительно ускоряют процессы устаревания профессиональных знаний и навыков.
Рост значения профессионального обучения для организации и расширение потребностей в нем привели к тому, что производственное объединение ставит перед собой задачу постоянного обновления знаний и навыков своих сотрудников. Профессиональное обучение стало одной из основных функций управления персоналом, а затраты на обучение и развитие персонала — важнейшей статьей расходов.
Возможность и желание осужденных качественно трудиться, при этом получать соответствующее материальное вознаграждение, во многом зависят от специальности, по которой работает осужденный, и от характера выполняемой работы.
Преподаватель А.Н.Черных