Профессиональное развитие педагога как ресурс повышения качества образования
Из опыта работы куратора аттестации
Волкова Т.И., заместитель директора
по учебной работе МБОУ «Школа № 70»
Кировского района г.Казани
Концепция модернизации образования нацелена на подготовку педагогических кадров нового поколения, на формирование принципиально новой культуры педагогического труда.
Педагог свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности, моделирующий воспитательно-образовательный процесс является гарантом решения поставленных обществом задач
К формуле успеха такого педагога относится:
постоянное совершенствование своей компетентности
мотивация к непрерывному педагогическому образованию
активная жизненная позиция
осмысление и объединение практического индивидуального опыта с социальным и профессиональным опытом
Значимым показателем позитивного развития профессионализма педагога является прохождение аттестационных процедур. В ходе аттестации происходит осознание учителем собственных целей и результатов деятельности. Аттестацию педагогических работников можно рассматривать как:
средство управления карьерой;
важнейший механизм повышения уровня квалификации и профессионального роста;
важнейшее средство оценки и развития профессионализма;
цель и средство профессионального и духовного роста, критерий оценивания педагогической компетентности;
необходимое условие развития педагога в профессионально-личностном отношении;
показатель статуса и квалификационных возможностей учителя.
Цель аттестации: определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных категорий при присвоении педагогам соответствующей квалификации или соответствия занимаемой должности
Основные задачи аттестации:
стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников;
обеспечить педагогическим работникам образовательных учреждений возможность повышения уровня оплаты труда
Успех аттестации во многом зависит от планомерной работы куратора аттестации в образовательной организации. Основные направления этой работы:
1. Организация работы аттестационной комиссии школы
2. Организация заявительной формы аттестации
3. Индивидуальные и групповые консультации
4. Помощь в составлении дорожных карт педагогов в межаттестационный период
5. Мониторинг аттестации
Сопровождение педагога во время аттестации позволяет эффективно организовать аттестационную процедуру, стать фактором роста профессионализма педагогов. А профессиональное развитие педагога – это ресурс повышения качества образования. Методическая помощь куратора должна проходить в несколько этапов:
1. Ознакомление педагогического коллектива с порядком и сроками аттестации
2. Консультация по оформлению аттестационного заявления и созданию пакета в системе ЭО
3. Консультация по оформлению карты результативности
4. Консультация по размещению пакета документов в системе ЭО
5. Консультация по подготовке к аттестационному тестированию
6. Консультация по проведению самооценки
7. Консультация по организации самопрезентации на заседании аттестационной комиссии (для очного участия)
Алгоритм успешного прохождения аттестации:
1. постановка цели (мотивация)
2. планирование (изучение НД)
3. актуализация опыта работы (сбор материала)
4. практическое применение (оформление)
5. оценивание и контроль (экспертиза, комиссия)
6. релаксация (издание приказа)
Дорожная карта педагога для успешной аттестации на заявленную категорию:
Ознакомление с нормативными документами
Статья 49. Аттестация педагогических работников
(Федеральный закон «Об образовании в РФ от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ)
Порядок аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года № 276, является ведомственным нормативным правовым актом прямого действия
Приказы Министерства образования и науки Республики Татарстан «О проведении аттестации педагогических работников организаций Республики Татарстан, осуществляющих образовательную деятельность»
Письмо «О приеме аттестационных заявлений в январе»
Нормативно-правову информацию можно получить на сайте mon.tatar.ru, в личном кабинете в ЭО, в разделе «Нормативные документы»
2. Определение уровня своих притязаний: выбор вида аттестации (заявительная – добровольная на 1 или высшую кв категорию)
Успех аттестации зависит от знания требований к заявленной категории, которые изложены в пунктах 36 и 37 «Порядка аттестации…»
3. Составление плана работы (перспективного индивидуального плана профессионального развития педагога) в межаттестационный период
Цель профессионального развития
Работа над методической темой
Разработка методических материалов
Обобщение опыта работы
4. Отчет о работе педагога в межаттестационный период
Презентация профессиональных достижений
Формирование портфолио (карты результативности) Создание сайта.
Организация инновационной и экспериментальной деятельности (для претендентов на высшую кв категорию)
5. Добровольная подача заявления в системе электронного образования
6. Прохождение тестирования
7. Экспертиза результатов профессиональной деятельности – оценка уровня квалификации педагогических работников по профессиональным компетенциям
Компетентность в области личностных качеств
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности
Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
Компетентность в области разработки программы, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений
Компетентность в области организации педагогической деятельности
8. Подача документов в ЭС ЭО
9. Заседание аттестационной комиссии
«Учитель становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, постоянно перестраивающим свой профессиональный мир в ответ на неожиданные и озадачивающие его события реальности учитель обретает профессиональное мастерство».
А. С. Макаренко