377.36
С.Р.Файзуллина,
Уфимский топливно-энергетический колледж
Уфа, Россия
Ключевые слова: профессия, компетенция, тренинг, демоэкзамен
Аннотация: В статье описывается проведение в колледже лабораторного занятия в форме профессионального тренинга.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СПО
S.R. Fayzullina,
Ufa Fuel and Energy College
Ufa, Russia
Keywords: profession, competence, training, demo exam
Abstract : This article describes the form of conducting a laboratory class in the form of professional training.
PROFESSIONAL TRAINING IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE STUDENTS IN THE PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM
В современном мире наблюдается возрастающая потребность промышленных предприятий в высококвалифицированных специалистах среднего звена. Это возлагает на образовательные учреждения СПО большую ответственность в формировании профессиональных компетенций у обучающихся. Наличие диплома, соответствующей квалификации, предполагает конкурентоспособность, обладание всеми навыками, знаниями и практическим опытом, необходимым работодателям. Для подготовки таких специалистов необходимы новые способы и формы освоения профессиональных компетенций. В данной статье приводится пример внедрения обучения практическим навыкам в форме профессионального тренинга.
В 2017 году в Уфимском Топливно-Энергетическом колледже, был осуществлен набор на новую востребованную специальность 18.02.12 «Аналитический контроль химических соединений». В соответствии с профессиональными и образовательными стандартами, были разработаны рабочие программы профессиональных модулей подготовки специалистов и др. необходимые документы.
Для подтверждения своей квалификации и получения диплома студентам на 4 курсе предстоит, кроме защиты выпускной квалификационной работы, обязательная сдача демонстрационного экзамена по стандартам международного чемпионата Wordskills в категории лабораторный химический анализ, с получением подтверждающего документа skills-passport. Демо и квалификационный экзамены предполагают оценку освоения практических навыков обучающихся, их умение проводить анализы точно и качественно.
Результаты студентов оценивают высококвалифицированные представители работодателей и внешние эксперты, прошедшие специальную подготовку к чемпионатам по мастерству. Критерии оценки предполагают демонстрацию студентами на экзаменах не только глубокие теоретические знания в области своей специальности, но и точную технику выполнения анализов.
Для подготовки по профессиональному модулю ПМ 02. Проведение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико-химических методов анализа преподавателем на лабораторных занятиях была внедрена форма проведения занятия в виде профессионального тренинга. Цель тренинга – обучение профессиональным навыкам проведения анализов по стандартам международных чемпионатов вордскилз
Такая форма сдачи экзаменов является большой ответственностью и для студентов и для преподавателей. Наличие большого количества внешних экспертов, экзаменационное волнение может вызывать у студентов эмоциональное волнение, снизить концентрацию, внимание, привести к ошибкам и не показать имеющийся у студентов уровень готовности, знания и практические навыки, приобретенные за время обучения в колледже.
Для отработки практических навыков в условиях предстоящего демо экзамена студентам 2 курса специальности «Технология аналитического контроля» лабораторное занятие по теме «Анализ качества воды» было проведено преподавателем в виде профессионального тренинга.
Целью тренинга являлось проведение химического анализа в соответствии с заданной методикой и требованиями стандартов Вордскиллс.
Актуальностью такого тренинга является новая форма получения практических навыков проведения анализов, в которой обучающийся выступает в качестве субъекта - активного участника.
Преимуществом такой формы проведения занятия является то, что студенты выступают поочередно, как в роли ««Лаборантов», так и в роли «Экспертов» оценивая, и подготавливая себя к более точному, самокритичному выполнению заданий, возможность снятия волнения, эффекта «дрожащих рук» при проведении анализа, под постоянным контролем экспертов.
Для получения требуемого результата освоения профессиональных компетенций в форме профессионального тренинга необходимо выполнение следующих стадий,
1.Организационная часть
1.1 Перед проведением тренинга, на лекциях обучающие получают теоретические знания, необходимые для выполнения анализов.
1.2 Подготовка лаборатории. Проверка наличия у обучающихся СИЗ.
2.Проведение тренинга
2.1. Вводная сессия.
Организационный момент предполагает формирование настроя у студентов на освоение практических навыков. Озвучивается тема и цель урока
Так как, группа обучается 2 года и хорошо знакома с преподавателем и друг с другом, было предложено вместо традиционной переклички назвать себя, и назвать два операции химического анализа, которые студент уже освоил хорошо, и одну которую следует еще отработать. Например, «Я - Иванова Наталья, я знаю проводить титрование, взвешивать на аналитических весах, но не до конца освоила расчеты навески».
Во время такого упражнения у студентов уменьшается напряженность, появляется рабочий настрой, улучшается настроение.
2.3. Объявление правил проведения занятия, основанных на условиях проведения чемпионата Вордскиллс.
2.4 Проведение жеребевки, в результате которой происходит разделение на две подгруппы – ««Экспертов» и ««Лаборантов».
3.1 . Подготовка ««Лаборантов» к анализу - проведение расчетов, подготовка протокола проведения анализов, «Экспертов» к оцениванию - составление списка ««Лаборантов» с критериями оценки, баллами за проведенную операцию и штрафами за несоблюдение техники выполнения анализа.
3.2. Проведение «Лаборантами» анализа по методике, «Экспертами» оценки работы «Лаборантов» по выбранным критериями.
После завершения анализа. «Экспертами» совместно с преподавателем обсуждается работа каждого «Лаборанта». Выставляется оценка.
3.3 Небольшой перерыв на отдых
3.4. Обучающие меняются ролями. «Лаборанты» становятся «Экспертами», «Эксперты» «Лаборантами».
3.7 Завершающая сессия
В качестве подведения итогов занятия каждому студенту предлагается рассказать, что получили нового в практическом опыте, чему научились, что было сделать легко, что было трудным.
Отвечая на эти вопросы, студенты оценивают полученный опыт, делятся впечатлениями,
В результате обсуждений проведенных в начале и в конце занятия преподаватель имеет возможность определить уровень освоения и при необходимости скорректировать или еще раз объяснить не до конца усвоенный материал.
В проведении таких тренингов важно поддерживать атмосферу доброжелательности и сотрудничества между студентами, когда они выступают в заданных им ролях. Перед началом занятия необходимо донести важность присутствия «Экспертов». Сделать акцент на том, что их цель дать возможность научится проводить анализы «Лаборантам» при постоянном контроле, помогая сохранить спокойствие и уверенность.
В результате такого тренинга обучающие приобретают практический опыт проведения анализов, в условиях, отличающихся от привычных условий проведения лабораторных занятий, осознают необходимость тщательной отработки необходимых операций, имеют возможность оценить вероятность ошибок в своих действиях. Такие занятия заканчиваются хорошим настроением, как у студентов, так и у преподавателя, так как обе стороны видят направление дальнейших своих действий и перспектив в освоении профессиональных компетенций и росте в своей специальности.
Список литературы
Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга От замысла к результату. //ООО Сидоренко и Ко. – 2008. – 336
Захаренкова Г. А. Как создать качественный тренинг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.b17.ru/article/96962/