Факторы риска профессиональной деформации личности педагога, профилактика и коррекция синдрома выгорания.
Педагогическая деятельность – один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Причины, вызывающие деформацию: Комплекс экономических проблем; Падение престижа профессии; Повышенная моральная ответственность за жизнь и здоровье детей; Установлена зависимость продолжительности работы педагога с детьми и появления у него «синдрома эмоционального сгорания».
Педагоги, как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями здоровья. Спустя 10 – 15 лет педагогической деятельности учитель оказывается в состоянии педагогического кризиса; Развивается истощение нервной системы; 39,7% педагогов РФ имеют высокий уровень невротизма; 66% учителей РФ страдают от высокой тревожности
Развитию профессиональных деформаций способствуют: Эмоциональная напряженность; Раздражительность; Перевозбуждение; Тревожность; Нервные срывы; Рабочие стрессы.
Четыре уровня деформированности личности Общепедагогические деформации; Типологические деформации; Коммуникатор Организатор Просветитель Специфические, предметные деформации; Индивидуальные деформации.
Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Спектр негативных последствий эмоционального выгорания: Межличностные последствия; Установочные последствия; Поведенческие последствия; Психофизиологические последствия. ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ВЫГОРАНИЯ: постоянное чувство озабоченности по поводу работы, чувство усталости и пустоты, связанное с ней, раздражение, направленное на коллег или учеников, отношение к совершаемой работе как к тяжкой необходимости.
Синдром эмоционального выгорания включает три фазы: Эмоциональную истощенность; Деперсонализацию; Редукцию профессиональных достижений.
Фаза – тревожное напряжение - Ее создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответсвенность, трудность контингента. Это предвестник и запускающий механизм в формировании эмоционального выгорания. Напряжение обуславливается изматывающим постоянством или усилием психотравмирующих факторов. Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких-то моментов. Говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.
Фаза – резистенция - Человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений, сопротивляется нарастающему стрессу. Человек стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, в том числе и дома, с друзьями, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии), повышенная раздражительность, человек заводится, как говорится, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой этого не замечал.
Фаза – истощение - Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным, ослаблением нервной системы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии человеку гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности.
Профилактика выгорания!!! Информирование педагогов о причинах и признаках выгорания. Эмоциональная поддержка переживающих выгорание может осуществляться в профессиональных клубах, тренингах. Создание системы мероприятий, повышающих значимость педагогической поддержки.
Профилактические стратегии сохранения кадрового потенциала: Определение краткосрочных м долгосрочных целей; Использование тайм-аутов; Овладение умениями и навыками саморегуляции; Профессиональное развитие и самосовершенствование; Избегание ненужной конкуренции; Эмоциональное общение; Поддержание хорошей спортивной формы.
Решение педагогического совета Используя возможности психолого-педагогической службы школы, включить в методическую работу проведение превентивных тренингов, ориентированных на формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости и повышение мотивации на дальнейшую практическую работу по профилактике выгорания. (отв.: администрация школы, руководители МО) Организовать постоянный мониторинг состояния эмоциональной напряженности профессионального труда педагогов школы и отслеживания результатов профессиональной деятельности. (отв.: педагог-психолог) Активизировать работу по повышению значимости и престижности труда педагогов через систему мероприятий, стимулирующих творческую деятельность, обеспечение благоприятной психологической атмосферы в коллективе, функциональное использование системы поощрений, обеспечение условий для создания ситуации успеха и эмоциональной включенности сотрудников.