СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная деформация педагога

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первым этапом психологической поддержки педагогов должно стать информирование их о том, что проблема профессиональной дезадаптации и эмоционального выгорания существует и вызвана объективными причинами - работой в сфере "человек - человек". При таком сообщении нужно ограничиться упоминанием только тех симптомов, которые не будут выглядеть угрожающими. Тогда педагоги воспримут это сообщение с радостью, вызванной тем, что их поняли. Также необходимо сообщить о том, что "синдром сгорания" представляется в виде изменений в состоянии и личности профессионала, того, что отражается на личности человека и его работе. Но нельзя видеть в данном явлении лишь негативную сторону. Симптомы "сгорания" выступают как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. К ним следует относиться как к сигналам, идущим из "внутренней сферы" в "сферу сознания", как способу коммуникации между "скрытым" и "понятным", неосознанным и осознанным. В какой-то мере - это друзья профессионала, помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности. Другой аспект "позитивности" синдрома "выгорания" состоит в том, что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах "выгорания", являются не только непатологическими, но даже позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию. Другими словами, эти процессы дают возможность педагогу понять, что с ним происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или каким-то образом постараться скорректировать проявления синдрома. Ознакомление педагогов с признаками эмоционального выгорания можно организовать в виде тренингового занятия.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная деформация педагога»

Факторы риска профессиональной деформации личности педагога, профилактика и коррекция синдрома выгорания.
Педагогическая деятельность – один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Причины, вызывающие деформацию: Комплекс экономических проблем; Падение престижа профессии; Повышенная моральная ответственность за жизнь и здоровье детей; Установлена зависимость продолжительности работы педагога с детьми и появления у него «синдрома эмоционального сгорания».

Педагоги, как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями здоровья. Спустя 10 – 15 лет педагогической деятельности учитель оказывается в состоянии педагогического кризиса; Развивается истощение нервной системы; 39,7% педагогов РФ имеют высокий уровень невротизма; 66% учителей РФ страдают от высокой тревожности

Развитию профессиональных деформаций способствуют: Эмоциональная напряженность; Раздражительность; Перевозбуждение; Тревожность; Нервные срывы; Рабочие стрессы.

Четыре уровня деформированности личности Общепедагогические деформации; Типологические деформации; Коммуникатор Организатор Просветитель Специфические, предметные деформации; Индивидуальные деформации.

Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Спектр негативных последствий эмоционального выгорания: Межличностные последствия; Установочные последствия; Поведенческие последствия; Психофизиологические последствия. ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ВЫГОРАНИЯ: постоянное чувство озабоченности по поводу работы, чувство усталости и пустоты, связанное с ней, раздражение, направленное на коллег или учеников, отношение к совершаемой работе как к тяжкой необходимости.

Синдром эмоционального выгорания включает три фазы: Эмоциональную истощенность; Деперсонализацию; Редукцию профессиональных достижений.
Фаза – тревожное напряжение - Ее создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответсвенность, трудность контингента. Это предвестник и запускающий механизм в формировании эмоционального выгорания. Напряжение обуславливается изматывающим постоянством или усилием психотравмирующих факторов. Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких-то моментов. Говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.

Фаза – резистенция - Человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений, сопротивляется нарастающему стрессу. Человек стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, в том числе и дома, с друзьями, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии), повышенная раздражительность, человек заводится, как говорится, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой этого не замечал.

Фаза – истощение - Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным, ослаблением нервной системы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии человеку гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности.

Профилактика выгорания!!! Информирование педагогов о причинах и признаках выгорания. Эмоциональная поддержка переживающих выгорание может осуществляться в профессиональных клубах, тренингах. Создание системы мероприятий, повышающих значимость педагогической поддержки.

Профилактические стратегии сохранения кадрового потенциала: Определение краткосрочных м долгосрочных целей; Использование тайм-аутов; Овладение умениями и навыками саморегуляции; Профессиональное развитие и самосовершенствование; Избегание ненужной конкуренции; Эмоциональное общение; Поддержание хорошей спортивной формы.

Решение педагогического совета Используя возможности психолого-педагогической службы школы, включить в методическую работу проведение превентивных тренингов, ориентированных на формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости и повышение мотивации на дальнейшую практическую работу по профилактике выгорания. (отв.: администрация школы, руководители МО) Организовать постоянный мониторинг состояния эмоциональной напряженности профессионального труда педагогов школы и отслеживания результатов профессиональной деятельности. (отв.: педагог-психолог) Активизировать работу по повышению значимости и престижности труда педагогов через систему мероприятий, стимулирующих творческую деятельность, обеспечение благоприятной психологической атмосферы в коллективе, функциональное использование системы поощрений, обеспечение условий для создания ситуации успеха и эмоциональной включенности сотрудников.