СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная компетентность педагогов как важнейшее условие их саморазвития.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен для педагогов образовательных учреждения разного уровня и раскрывает слагающие профессионального успеха с точки зрения психологии.

Просмотр содержимого документа
«профессиональная компетентность педагогов...»

ТОГБОУ «Отъясская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Подготовила педагог-психолог Чернякова М.Ю.

2015г

Профессиональная компетентность педагогов как важнейшее условие их творческого саморазвития


Цель:

  • повышение компетентности и мотивации педагогов.

1 часть. “Цветок”. Театр начинается с вешалки, с чего же должна начинаться школа? Безусловно, с воспитания. “Дети - цветы земли”, - слышим мы часто.  Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку. Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. 

Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное “я”, выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье подростку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс.

Профессионализм педагога - величина, складывающаяся из многих параметров. 

2-й слайд. Вопрос: какие параметры, составляющие профессионализма, педагогического мастерства педагогов помогают нашим “цветам жизни” расти, расцветать и развиваться?

Данные, полученные В.М. Шепелем в результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предлагалось создать образ учителя, ранжируя 58 качеств, примечательны тем, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых, а педагоги — 28-е место. Первый же десяток качеств — это обычный набор клише: творческое отношение к делу, знание предмета и т.д.

Мы хотим обратить ваше внимание на один пункт, который был выделен специалистами-профессионалами, и играет важную роль в работе педагога – его профессиональный имидж.( 3-й слайд. Имидж педагога)

2 часть. Профессиональный имидж педагога.

4-й слайд. Что такое имидж?

С каждым годом внимание к теме имиджа растет.

Это понятие  в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж? Сегодня трактовка понятия “имидж” связана с понятиями образа человека,

впечатления или представления о нем, с тем, как он представляет себя окружающим. Имидж человека есть то, что ориентировано на восприятие другими людьми в его непосредственном окружении, и адресовано им как сообщение о своем статусе, профессиональной роли, уникальных чертах.

Ещё одна составляющая – это:

5-й слайд. Имидж образовательного учреждения

Понятие “имидж” пришло в педагогику из областей менеджмента, политологии, рекламы и т.п.

М.С. Пискунов в своей работе “Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования” (1999) дает следующее определение имиджа школы: “это эмоционально окрашенный образ, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума”.

6-й слайд. Ведущие компоненты имиджа образовательного учреждения

По данным исследований, ведущими компонентами имиджа образовательного учреждения являются:

  • для учащихся — образ педагога;

  • для старшеклассников — образ учителя-предметника и образ административного корпуса;

  • для педагогов — представление о качестве образования и стиле работы школы;

  • для детей с ослабленным здоровьем — комфортность школьной среды.

7-й слайд. Имидж педагога важная составляющая имиджа общеобразовательного учреждения.

Педагог часто рассматривается окружающими как символ образовательного учреждения. Имидж педагога находится в неразрывной связи и является компонентом общей структуры имиджа общеобразовательного учреждения. Создание привлекательного имиджа учителя является существенным фактором для построения позитивного имиджа общеобразовательного учреждения.

8-й слайд. Значение имиджа

Актуальность темы, посвященной профессиональному имиджу педагога, обусловлена явной зависимостью успешности учебно-воспитательного процесса от качества взаимоотношений, складывающихся в системе учитель - воспитатель – ученик. Имидж педагога может быть средством улучшения этих взаимоотношений. Он позволяет предъявлять себя ученику в качестве профессионала, в то же время не нивелируя его человеческую индивидуальность.

По данным исследований, проведенных в последние годы, в списке десяти профессионально значимых качеств педагога, имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему.

Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Для современного учителя это актуальная проблема. Престиж учительской профессии невысок, в том числе и в понимании школьников. Задачей становится предъявление им себя в качестве серьезного профессионала и интересного своей уникальностью человека, непохожего на других учителей.

В исследованиях, посвященных проблеме профессионального имиджа педагога, подчеркивается позитивный характер имиджа учителя как обязательное условие привлекательности учителя в глазах учеников и, следовательно, привлекательности соответствующего предмета.

9-й слайд. Основные составляющие имиджа классного руководителя.

По мнению исследователей, в имидже должны, гармонично сочетаясь, выражаться лучшие личностные и профессиональные качества педагога.

В совокупность этих качеств включаются оформление внешности и особенности поведения, демонстрирующие как профессионализм, так и желание взаимодействовать с учеником, доброжелательность и обаяние – качества, вызывающие доверие и желание учиться у этого учителя, общаться с ним. 

Индивидуальность учителя накладывает отпечаток на все аспекты его существования в профессии, окрашивает для ученика тот предмет, который выпало изучать с этим учителем.

Не случайно в памяти учеников остаются не только приемы работы и какие-либо особенности, характерные для педагогов, но и индивидуальные черты отдельных учителей – привычки, особенности речи, жесты, стиль одежды, те высказывания, в которых проявилось личное отношение к чему-то.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

1. Визуальный образ: совокупность одежды, прически, макияжа, маникюра, аксессуаров.

2. Невербальный образ: манера поведения, жесты, мимика, пластика.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

3. Вербальный образ: речь, тембр, высота голоса, словарный запас; манера общаться.

Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

4. Внутренняя составляющая – духовное и интеллектуальное развитие, интересы, ценности.

Современный образ педагога определяется, не только набором черт и качеств идеальной модели педагога в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России.

Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные особенности общения учителя. Однако если речь педагога является предметом его постоянного анализа, визуально воспринимаемая информация часто остается на периферии сознания.

На педагога смотрят внимательно... Его образ сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках.

Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). Если  вы  целенаправленно  поработаете   над  каждым  компонентом, благоприятное   первое  впечатление  будет  гарантированным.

10-й слайд. Цветовые предпочтения (рассматриваем фигуры, обозначенные определенным цветом).

Остановимся подробнее на внешней составляющей имиджа, на такой его составляющей как цвет одежды.

Воздействие цветов хорошо известно и признается большинством людей.

По тому, какой цвет мы предпочитаем в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себя, можно многое рассказать о нас.

  • красный  цвет поднимает настроение, улучшает работоспособность, увеличивает энергетику; это доминирующий энергичный цвет, который подавляет вас и ваше окружение, поэтому он считается неподходящим для работы с аудиторией; как полагает большинство людей, красный цвет вызывает агрессию;

  • коричневый – символизирует  силу, энергию, внушает  доверие, уверенность, успокаивает;

  • голубой – цвет отдыха, комфортный для человека, успокаивает и утешает, иногда может восприниматься как скучный, меланхоличный и холодный;

  • желтый – цвет  радости  и  веселья,  поднимает настроение, вызывает желание действовать, прилагать усилия, данный цвет способен уменьшить влияние на человека негативных факторов, улучшить общий тонус и настроение, помогает принимать новые идеи и точки зрения, но  если  много,  то  утомляет;

  • оранжевый – “горячий”, вибрирующий, сверкающий – тяжелый и неподходящий почти для всех оттенков кожи; не рекомендуется использовать данный цвет в больших количествах и хорошем настроении, т.к. влияние данного цвета может привести к чувству самодовольства и лени;

  • кремовые  и  бежевые  тона – самые  безопасные  и  умиротворяющие;

  • черный – элегантность, изысканность,  сексуальность; черный цвет одаривает человека чувством собственной власти и своего достоинства, черный является слишком контрастным, он угнетающе действует на психику, лучше всего его дополнять другими цветами;

  • серый  цвет – нейтральный,  спокойный цвет, он совершенно не привлекает
    к себе внимания и выгодно оттеняет вашу внешность, больше  подходит  для  фона;

  • предпочтителен  в деловой  одежде,  однако  иногда  он  навевает  скуку; этот цвет помогает расслабиться, почувствовать себя спокойно;

  • белый – цвет  целомудрия  и  чистоты  помыслов, положительный цвет, который олицетворяет духовность, заряжает энергией и очищает, белый цвет также рекомендуется использовать с различными цветами;

  • зеленый –  является спокойным цветом, создающим приятное настроение, вызывающим богатые ассоциации имеет  разнообразные  оттенки: когда  в  нем больше  желтого,  он  возбуждает,  синего – успокаивает;

  • синий цвет относится к категории устойчивых цветов, он способствует концентрации внимания, при этом успокаивает нервную систему и повышает работоспособность; подчеркивает дистанцию;

  • темно-синий  цвет считается  деловым,  авторитетным,  успокаивающим  и надежным;

  • фиолетовый – считается противоречивым цветом, так как в равной мере и привлекает, и отталкивает, в некоторых случаях вызывает грусть, объединяет  энергию  красного  и  элегантность  синего;

  • розовый – мягкий, нежный,  женственно-романтический, чувственный.

11-й слайд. Предпочтения цветов.

1 графа – учащиеся предпочитают видеть такие цвета на педагогах.

2 графа – такие цвета предпочитают педагоги.

Предпочтения цветов

Учащиеся

Педагоги

синий

83%

синий

57%

серый

57%

серый

43%

бежевый

67%

белый

69%

голубой

47%

черный

79%

зеленый

43%

 

 

12-й слайд. Его к делу не пришьешь, но все же...

Приведение имиджа педагога в состояние, соответствующее целям управления учебно-воспитательным процессом, важный момент в формировании авторитета педагога.

Мы надеемся, что в результате осмысления полученного материала, каждый педагог сможет утвердить свое уникальное Я, понять свое неповторимое предназначение.

Пусть ваш имидж станет дополнительной яркой частью вашей компетентности, успешности и мастерства.

13-й слайд. Хочется закончить словами Гете: Учатся у тех, кого любят”. Чтобы изменять других - их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.

14-й слайд.


Просмотр содержимого презентации
«компетентность»

Педагогический совет  « Профессиональная компетентность педагога как важнейшее условие творческого саморазвития »   Психологическая служба ТОГБОУ «Отъясская школа-интернат» Педагог-психолог Чернякова М.Ю.

Педагогический совет

« Профессиональная компетентность педагога

как важнейшее условие творческого саморазвития »

Психологическая служба ТОГБОУ «Отъясская

школа-интернат»

Педагог-психолог Чернякова М.Ю.

Вопрос:  Какие параметры, составляющие профессионализма,  педагогического мастерства педагога помогают нашим «цветам жизни» расти, расцветать и развиваться?

Вопрос:

Какие параметры, составляющие профессионализма,

педагогического мастерства педагога помогают нашим «цветам жизни» расти, расцветать и развиваться?

Имидж педагога

Имидж педагога

Что такое имидж?

Что такое имидж?

  • Имидж (от англ. «image» - образ, представление) – внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение окружающих.
  • Имидж (от англ. image - «образ», «изображение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.
Имидж образовательного учреждения: …  « это эмоционально окрашенный образ, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума ».

Имидж образовательного учреждения:

…  « это эмоционально окрашенный образ, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума ».

Ведущие компоненты имиджа образовательного учреждения: для учащихся — образ педагога для старшеклассников — образ учителя-предметника и образ административного корпуса для педагогов — представление о качестве образования и стиле работы школы для детей с ослабленным здоровьем — комфортность школьной сред ы

Ведущие компоненты имиджа образовательного учреждения:

для учащихся — образ педагога

для старшеклассников — образ учителя-предметника и образ административного корпуса

для педагогов — представление о качестве образования и стиле работы школы

для детей с ослабленным здоровьем — комфортность школьной сред ы

Привлекательный имидж педагогов -важный фактор позитивного имиджа самого образовательного учреждения.

Привлекательный имидж педагогов -важный фактор позитивного имиджа самого образовательного учреждения.

Значение имиджа Предмет любимый, потому что нравится преподаватель. Из двух способов воздействия:  « убеждать» и «нравиться» - наиболее эффективен второй.

Значение имиджа

  • Предмет любимый, потому что нравится преподаватель.
  • Из двух способов воздействия:

« убеждать» и «нравиться» - наиболее эффективен второй.

Визуальный образ: совокупность одежды, прически, макияжа, маникюра, аксессуаров, пластика. Вербальный образ: речь, тембр, высота голоса, словарный запас. Невербальный образ: манера поведения, жесты, мимика, этикет. Основные составляющие имиджа педагога:

Визуальный образ: совокупность одежды, прически, макияжа, маникюра, аксессуаров, пластика.

Вербальный образ: речь, тембр, высота голоса, словарный запас.

Невербальный образ: манера поведения, жесты, мимика,

этикет.

Основные составляющие имиджа педагога:

Цветовые предпочтения

Цветовые предпочтения

Предпочтения цветов   Учащиеся /   Педагоги синий 83% серый 57% бежевый синий зеленый 67% серый  57% 43%  43% голубой белый  47% черный 69% 79%

Предпочтения цветов Учащиеся / Педагоги

синий

83%

серый

57%

бежевый

синий

зеленый

67%

серый

57%

43%

43%

голубой

белый

47%

черный

69%

79%

Измените свою жизненную  установку – если она  не способствует успеху,  измените свой  имидж – и вас  ждет успех!

Измените свою жизненную

установку – если она

не способствует успеху,

измените свой

имидж – и вас

ждет успех!

«Учатся у тех, кого любят».  Гете     Чтобы изменять других, их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.

«Учатся у тех, кого любят». Гете

Чтобы изменять других,

их надо любить.

Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!