Проблема здоровья интересовала ученых с древних времен. Так, первые упоминания о нем обнаруживаются в трудах древнегреческих философов (Платон, Аристотель, Алкмеон, Гиппократ и т.п.). Но, несмотря на столь длительную историю, до сих пор остается открытым вопрос о его операционализации и определении структурных компонентов.
В последнее время все большую значимость приобретает проблематика профессионального здоровья применительно к различным видам профессиональной занятости. Но, несмотря на это, пока еще не сложилось общее мнение о том, какое содержание следует вкладывать в данное понятие.
На состояние здоровья современного педагога оказывают влияние социально-экономические, производственные факторы, экологическая обстановка и др. К особенностям данной профессии относят специфические условия работы (большое нервно-психическое напряжение, гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, уровень контроля со стороны руководства, психологический климат в коллективе и др.), содержание труда, рабочие перегрузки, дефицит внимания и отсутствие эмоциональной разрядки, принудительный характер общения, большое количество контактов в течение рабочего дня и др.
При изучении факторов, влияющих на профессиональную деятельность педагогов, большинство исследователей выделяют временные параметры деятельности и объем работы (сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня). Средняя величина рабочей недели учителя по некоторым подсчетам намного выше той, которая установлена по стране. При этом имеет место очень низкая оплата труда, не обеспечивающая нормального уровня жизни современного учителя.
Среди показателей профессионального здоровья педагога выделяет педагогическую направленность (мотивация, сотрудничество с ребенком); педагогическую компетентность (коммуникативная, конфликтная) и эмоциональную гибкость (адекватность эмоциональных реакций). Специфика содержания педагогического труда заключаются в том, что основным «орудием труда» учителя являются его собственная личность, профессиональная зрелость, которые позволяют находить оптимальные решения в постоянно меняющейся производственной среде и от которых в конечном счете зависят результаты всей практической деятельности учителя.
Ряд ученых подчеркивают положительное влияние на успешность деятельности и сохранение здоровья учителя профессиональной мотивации, определяющей рост профессионального мастерства (превалирование внутренней мотивации к педагогической деятельности над внешней), удовлетворенность профессией, которая основана на осознании верного выбора профессии, на соответствии собственных способностей требованиям профессии, результативности своего труда. Можно выделить две категории учителей: одни, говоря о формировании здоровья, на первое место выдвигают роль активного образа жизни, другие относятся к здоровью как к явлению, не зависящему от усилий человека, и отдают приоритет хорошему психологическому климату в коллективе, возможности отдыха.
В результате исследований установлено, что уровень здоровья педагогов достаточно низкий: почти две трети из них нуждаются в помощи психотерапевта; не менее востребованы врачи-специалисты: отоларинголог, невролог, кардиолог и другие.
Отмечается заметное снижение возрастного порога заболеваний аппарата кровообращения: с ишемической болезнью сердца уже встречаются педагоги моложе 30 лет. Клинические и психофизиологические наблюдения за состоянием здоровья выявляют наиболее распространенные симптомокомплексы, встречающиеся у педагогов: раздражительность, вспыльчивость, легкая возбудимость, падение работоспособности, повышенная и быстрая умственная утомляемость, ослабление памяти, внимания, подавленное настроение, апатия, вялость, слезливость, бессонница, тревожные сновидения. Факты свидетельствуют о том, что профессиональная деятельность учителя в условиях современного образования не способствует сохранению его здоровья.
Результаты самооценки состояния здоровья учителей, распространенность выработанной привычки находиться в «полуздоровом» состоянии и выходить в этом состоянии на работу, пассивность в обращении за медицинской помощью, низкая мотивация к ведению здорового образа жизни свидетельствуют, что реальный уровень здоровья учителей еще менее благополучен, чем это следует из данных медицинской статистики.
К особенностям труда педагога, способствующим психическому и физическому напряжению, а при наличии дополнительных неблагоприятных факторов и развитию болезней, относятся: отсутствие должного отдыха в выходные дни и в отпуске, низкий уровень заработной платы, невысокий социальный статус, невротизируюший характер работы. В сравнении с другими профессиональными группами учителя характеризуются не только высокой тревожностью и уровнем нейротизма, но и наибольшей частотой проявления неврастенических расстройств.
Отчасти этот фон создается также некомпетентностью, осознанием неподготовленности к новым методам обучения и воспитания, неумением приспособиться к новым требованиям. Среди факторов, способствующих развитию психоэмоционального напряжения педагогов, следует выделить количественные и качественные аспекты работы с учащимися: их количество, частоту обслуживания, степень глубины контакта. Анализ социально-психологических отношений между педагогами и учениками свидетельствует, что развитие любой критической ситуации, связанной либо с опекающей идеологией учителя, либо с апатией учащихся и неблагоприятной атмосферой в классе, способствует тому, что уже после 5-7 лет работы педагогом начинает формироваться профессионально-личностная деформация. С другой стороны, данная профессия характеризуется высокой значимостью эмоциональных переживаний. Анализ особенностей социономических профессий указывает на необходимость определенных (оптимальных) эмоциональных отношений между профессионалом и «объектом» его труда, рассматривает эмоциональную направленность как проекцию ценностной ориентации личности, как вектор ее развития в профессиональной деятельности и как фактор профессионального развития.
Для оптимальной профессиональной деятельности необходимым является достижение субъектом чувства удовлетворенности от процесса и результатов труда. Вместе с тем, удовлетворенность трудом рассматривается как комплексная характеристика, включающая материальное вознаграждение, престиж и социальный статус профессии, эмоциональное удовлетворение от содержания выполняемой работы. Наличие эмоционального отношения является одним из необходимых условий успешного воспитательно-образовательного процесса, приносящего удовлетворение и вызывающего потребность в дальнейшей профессиональной деятельности. Для оценки нервно-психического напряжения педагогов можно использовать шкалу психологического стресса, целью которой является измерение стрессовых ощущений по соматическим, поведенческим, эмоциональным признакам. Для измерения стрессоустойчивости, связанной с умением общаться, адекватно реагировать и оценивать ситуацию и т. д. Реагирование на возникшие трудности у молодых педагогов и педагогов со стажем различно, да и характер проблем у этих групп не одинаков. Если у педагогов со стажем наблюдается высокий фон депрессивных состояний (пониженное настроение, повышенная тревожность) и целый ряд соматических недомоганий (боли в сердце, головные боли, бессонница), то у молодых учителей чаще всего наблюдаются агрессивные реакции. Они в большей степени недовольны профессиональными ситуациями и, следовательно, испытывают такие состояния, как раздражительность и агрессия. Истощение эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога ведет к развитию профессионального выгорания.
Таким образом, представление о том, что профессия учителя «творческая и легкая», давно развеяно в среде педагогов-практиков, поскольку одним из главных стрессорных факторов, влияющих на его адаптационные процессы, является перегруженность, психическая и физическая напряженность труда.
Пути профилактики и коррекции состояния выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе, собственной жизни. Приоритетным направлением в решении этой задачи должна стать актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Не менее значима работа, направленная на повышение стрессоустойчивости, самооценки, уровня самопринятия, снижение тревожности, самоагрессии и самодеструкции.
К качествам, помогающим специалисту избежать профессионального выгорания относят: хорошее здоровье и сознательную целенаправленную заботу о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, ведение здорового образа жизни); высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях; опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокую мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; способность формировать и поддерживать позитивные оптимистические установки и ценности в отношении как самого себя, так и других людей, жизни вообще.