ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа, предназначенная для учащихся 5-6 классов, составлена на основе учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой, разработанного при содействии Министерства образования РФ в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Традиционно педагоги и родители считают, что основная задача ранней профилактики наркотизма заключается в том, чтобы сформировать у ребенка (подростка) представление о вреде алкоголя, никотина, наркотических и токсических веществ. Если мальчик или девочка узнают о пагубных последствиях употребления наркотических веществ, — рассуждают взрослые, — то этого вполне достаточно для того, чтобы предотвратить знакомство с ними. Но так ли это на самом деле?
Как показывают результаты многочисленных опросов, современные школьники хорошо осведомлены о том, что «пить, курить — здоровью вредить». Однако это не только не пугает детей, но и, напротив, подстегивает любопытство, толкает их на опасные эксперименты с одурманивающими веществами. По статистике, уже в 12-13 лет подавляющее большинство мальчиков и девочек пробовали курить, имеют опыт употребления алкоголя. К сожалению, нередки случаи знакомства младших подростков с наркотиками. Наиболее очевидные мотивы, побуждающие ребенка впервые попробовать то или иное наркотическое вещество — желание подростка «стать своим в компании», «выглядеть взрослым», «избавиться от скуки», «испытать новые, интересные ощущения», «расслабиться». Получается, что наркотизация для него — своеобразный способ решения проблем социальной адаптации — взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции своего состояния, получения новых впечатлений. Не зная других способов решения этих проблем, подростки начинают курить или выпивать. Чтобы этого не произошло, подростку нужна помощь взрослых. И суть данного курса заключается не только и не столько в том, чтобы рассказать детям об опасности одурманивающих веществ, сколько в том, чтобы сформировать у них навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовывать свои желания и потребности за счет внутренних личностных ресурсов.
Данный курс направлен на развитие у подростков познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими (в том числе сопротивляться негативному давлению), умения анализировать свои чувства и переживания и т. д. Все эти свойства и качества обеспечивают подростку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям, а значит, снижают вероятность его знакомства с наркотическими веществами.
Цель профилактической программы «Все цвета, кроме черного» — формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Для успешного достижения цели были поставлены следующие задачи:
• развитие представления подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему;
формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей;
формирование самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния;
развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
формирование умения оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
развитие представления подростков о своих способностях и склонностях, расширение сферы их интересов, приобщение к различным формам содержательного досуга;
формирование представления о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;
включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы «Все цвета, кроме чёрного» охватывает основные сферы социализации подростков и наиболее актуальные, значимые для них ситуации развития. Программа построена по модульному принципу — ее основным структурным и содержательным элементом является тематический модуль, отличающийся относительной законченностью и самостоятельностью. Информация, связанная с проблемой наркотизации, интегрируется в структуру каждого модуля и рассматривается в рамках конкретной темы. Модульная структура программы позволяет использовать различные модели обучения, дает возможность строить работу с детьми в зависимости от того, насколько актуальна та или иная тема в конкретной группе детей, классе.
Содержание и структура программы отвечают следующим принципам:
возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям младших подростков;
научная обоснованность — содержание базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
комплексность — у подростков необходимо сформировать представление об опасности любых форм употребления любых одурманивающих веществ, твердое убеждение в том, что нет «безвредных» форм наркотизации (Любое одурманивающее вещество — алкоголь, никотин, наркотик — чрезвычайно опасно для здоровья!);
практическая целесообразность — содержание тем отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждения раннего приобщения к одурманивающим веществам;
динамическое развитие и системность — содержание программы, цели и задачи обучения на каждом этапе базируются на сведениях, оценочных суждениях и поведенческих навыках, уже сформированных у подростков в ходе предыдущего этапа работы, учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
необходимость и достаточность предоставляемой информации — учащимся предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, который имеет для них практическую значимость;
безопасность информации — полностью исключены сведения, способные пробуждать интерес к наркотизации, облегчить возможность приобщения к употреблению наркогенных веществ (данные о видах наркогенных веществ, способах их употребления).
Важнейшим условием эффективной реализации программы педагогической профилактики наркотизации является адекватность используемых форм и методов возрастным особенностям учащихся. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, подростки могут проявить свои творческие, организационные способности.
Место профилактического курса в учебном плане
Данная профилактическая программа «Все цвета, кроме черного» для 6 классов продолжает реализовывать задачи, поставленные в рабочей программе «Все цвета, кроме черного», предназначенной для младших школьников: расширение знаний о правилах здорового образа жизни, формирование самооценки, развитие коммуникативных навыков.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 18 часов: проведение занятий во внеурочной деятельности из расчёта 1 занятие в месяц:
6 класс «Познаю свои способности» - 9 часов;
В 6 классе занятия направлены на развитие креативных способностей младших подростков, умение нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, развитие навыков самооценки. Учащиеся определяют роль режима дня в жизни человека, его влиянии на здоровье, оценивают свой режим дня; роль внимания, мышления, памяти для успешной работы, способы и методы их развития; выявляют негативное влияние употребления психоактивных веществ на характеристики памяти, внимания, мышления; получают общие сведения о характере человека, узнают об особенностях своего характера, оценивают собственные поступки и поступки окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Познаю свои способности»
6 класс
(1 час в месяц; 9 часов)
Вводное занятие: Будем знакомы! (1 час)
Ознакомление с содержание и планом курса. Обсуждение форм и методов работы на занятиях. Знакомство с правилами внутреннего распорядка, с правилами по технике безопасности во время занятий в кабинете.
Кто умеет жить по часам. (1 час)
Режим дня. Роль режима дня в жизни человека (его влиянии на здоровье, возможности реализовывать намеченное и т. д.). Собственный режим дня с точки зрения его влияния на здоровье. Планирование собственного режима дня с учетом особенностей своей учебной, внеучебной нагрузки, занятости дома и т. д.
Внимание: Внимание! (1 час)
Внимание – одна из психических функций человека. Роль внимания для успешной учебы. Оценка подростками собственной внимательности. Методы и способы развития внимательности. Негативное влияние психоактивных веществ на характеристики внимания.
Секреты нашей памяти. (1 час)
Память — одна из психических функций человека. Виды памяти. Роль памяти для успешной деятельности человека. Анализ уровня развития различных видов собственной памяти, оценка личностных особенностей памяти. Методы и способы развития памяти. Негативные последствия употребления психоактивных веществ для характеристик памяти.
Homo sapiens — человек разумный. (1 час)
Мышление. Виды мышления. Роль мышления в познавательной деятельности. Эффективная организация учебной деятельности. Негативное влияние наркотизации на интеллектуальные способности человека.
Какой ты человек. (1 час)
Характер. Свойства характера. Особенности своего характера. Адекватная оценка собственных поступков и поступков окружающих. Характер человека как результат его работы над собой. Ответственности за свое будущее.
Что я знаю о себе. (1 час)
Роль личной активности человека в достижении желаемого, личной ответственности за происходящее с ним. Формирование адекватной самооценки. Развитие стремления к самосовершенствованию.
Итоговое занятие: Вот и закончился год! (1 час)
Итоги работы в течение года. Учащиеся с помощью учителя обобщают все, что они узнали о себе, своих психофизиологических особенностях и личных качествах, и заносят все сведения в сводную таблицу.
Резерв (1 час)
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Название тематического модуля | Количество часов |
1 | Вводное занятие: Будем знакомы! | 1 |
2 | Кто жить умеет по часам | 1 |
3 | Внимание: Внимание! | 1 |
4 | Секреты нашей памяти | 1 |
5 | Homo sapiens – человек разумный | 1 |
6 | Какой ты человек | 1 |
7 | Что я знаю о себе | 1 |
8 | Итоговое занятие: Вот и закончился год! | 1 |
Резерв | 1 |
Итого 9 |
ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Работа по программе «Все цвета, кроме чёрного» направлена на достижение конкретных результатов:
полученные знания позволят учащимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
подростки научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
учащиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к использованию одурманивающих веществ, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Личностные УУД:
1) самоопределение:
мотивация учения;
осознание себя частью семьи, страны;
ведение здорового образа жизни и приобретение навыка самостоятельного физического совершенствования;
2) смыслообразования:
убежденность и активность в пропаганде ЗОЖ, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
самостоятельность в принятии правильного решения;
3) нравственно-этического оценивания:
оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;
внимательность и вежливость во взаимоотношениях с окружающими.
Предметные УУД:
создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, умение отказываться от предложений, которые считают опасными;
сформированность важнейших учебных умений и действий.
Метапредметные УУД:
познавательные:
формулирование познавательной цели;
поиск и выделение информации, моделирование;
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные УУД:
планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли;
регулятивные УУД:
целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);
коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);
оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
1. | Библиотечный фонд: Безруких М.М. Все цвета, кроме черного: 5-6 классы: пособие для педагогов и родителей/ М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2013. Безруких М.М. Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2012. Безруких М.М. Все цвета, кроме черного: организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: пособие для педагогов / М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2013. Безруких М.М. Учусь общаться: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2012. Макеева А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя / Под ред. М.М. Безруких. – М.: Просвещение, 2004. Макеева А.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. – М.: Вентана-Граф, 2004. |