Профилактика аддиктивного поведения в образовательной организации
| Хмыз Елена Викторовна, педагог-психолог Областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Алексеевский агротехнический техникум» |
В нашем техникуме непосредственную работу по профилактике употребления ПАВ, алкоголя и табакокурения осуществляют классные руководители, которые регулярно обсуждают со студентами проблемы, связанные с их употреблением. Как правило, на таких обсуждениях были широко представлены медицинские аспекты различного рода аддикций и их последствий, но недостаточно проработаны методические основы формирования потребности в здоровом образе жизни.
Профилактическая работа с обучающимися в большинстве случаев сводилась к лекциям, читаемым педагогами, наркологом, либо работником органов внутренних дел, а также тематическим учебным занятиям, которые иногда проводились в виде дискуссий.
Выявив недостатки такого подхода, мы пришли к выводу, что для эффективной профилактической работы необходимо от информирования обучающихся о негативных последствиях курения, алкоголя, наркотиков переходить формированию у них ценностного отношения к здоровью. Нужно обучать студентов способам активной психологической защиты от предложений попробовать опасные для здоровья и жизни вещества. Педагогам необходимо обращать внимание не только на развитие индивидуальной жизненной позиции подростка, но и на воспитание группового противодействия на уровне коллектива обучающихся различным формам наркотизации и отклонений в поведении.
Профилактические мероприятия должны быть многоплановыми, включающими в себя "уроки жизненных навыков" противодействия первой пробе алкоголя, табака и наркотика; формировать у подростков установки на здоровый образ жизни, на неприятие асоциальных ценностей.
В образовательной организации необходимо находить достойное место в планируемых мероприятиях основам здорового образа жизни методами активного просвещения и направленного, действенного воспитания, формированию простых ценностей радости и счастья от здоровья. Стимулировать у обучающегося потребность быть здоровым, научить его избегать болезней, знать возможные опасности и способы их предупреждения. Речь идет о задаче учебного заведения в популяризации системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье - состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических, психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием.
Одним из ведущих предупреждающих факторов защиты от вовлечения в употребление опасных веществ является фиксация внимание на проблеме здоровья, различного рода мотивирование обучающихся на сохранение и укрепление здоровья и поддержку здорового образа жизни.
Выработка ценностей и стиля здорового образа жизни должна идти не через «чтение морали» на темы вредного воздействия от употребления табака, алкоголя, наркотиков, а через насыщение личности подростка положительными эмоциями, получаемыми от физической активности, занятий спортом, привитие навыков санитарной гигиены, тренинги коммуникативных навыков, эффективного общения, обеспечивающих взаимопонимание в окружении ровесников.
В систему профилактики необходимо включать мероприятия, направленные на повышение самооценки, самоуважения, саморегуляции. Это могут быть тренинги личностного роста, занятия по построения жизненных планов, тренинги управления эмоциями, регуляции эмоционального состояния, обучение методам аутотренинга, медитации, релаксации.
На наш взгляд, в мероприятиях по профилактике аддиктивного поведения необходимы такие составляющие:
- образовательная составляющая – расширение знаний о ценности здоровья и навыков безопасного поведения, обеспечивающих приверженность здоровому образу жизни, развивающих умение совершать собственный выбор в пользу здорового образа жизни;
- психологическая составляющая - повышение знаний о себе, сильных и слабых сторонах своей личности, особенностях своих эмоций и чувств, формах поведенческих реакций, особенностях волевой сферы и принятиях решений, развитие позитивного самосознания, сомоопределения и саморегуляции;
- социальная составляющая - эффективное развитие коммуникативных, социальных навыков, необходимых для успешной адаптации в социуме, ведению здорового образа жизни и противостоянию чужому негативному влиянию.
В первичной профилактике формирования аддиктивного поведения необходимо руководствоваться следующими принципами:
Принцип «массовости». Охват всех коллектив учебных групп.
Принцип «сотрудничества». К проведению профилактических мероприятий полезно привлекать сверстников, пользующихся у них авторитетом, ведущим здоровый образ жизни.
Демонстрация здорового образа жизни на личном опыте.
Ведущим направлением должна быть популяризация здорового образа жизни, здорового питания, физической активности, способствование формированию усвоению и выполнению санитарно-гигиенического норм, обеспечивающих сохранение здоровья и жизни человека.
Необходимо в мероприятиях по профилактике избегать визуализации наркоманских атрибутов – шприцов, видео демонстрации производимых инъекций, изготовления наркотиков. Так же не рекомендуется изображение образа сигарет и спиртного.
Запрет на наименование конкретных видов психоактивных веществ – анаша, героин, экстази, марихуана, поскольку это способствует популяризации этих веществ. Допускаются общие названия: «алкоголь», «наркотики», «табак».
При формировании негативного отношения к ПАВ категорически необходимо избегать описаний позитивных ощущениях после употребления психоактивных веществ.
Планомерно развенчивать мифы о полезности некоторых психических веществ, например, алкоголя не только среди подростов, но и среди их родителей.
При первичной профилактике необходимо избегать употребления как сленговых выражений, употребляемых в наркоманской среде, а так и специфических медицинских терминов.
Поощрение и поддержка подростков, ведущих здоровый образ жизни.
Соблюдение вышеназванных принципов будет способствовать высокой эффективности профилактических мероприятий среди молодежи, а так же сохранять их превентивный характер.
В нашем техникуме большое внимание уделяется профилактике аддиктивного поведения на основе альтернативной модели, заключающейся в приобщении студентов к физкультуре, спорту, творчеству, популяризации здорового образа жизни. Так, например, на смену конкурсу рисунков «Скажи наркотикам –нет!», пришли конкурсы «Я выбираю ЗОЖ», «За здоровый образ жизни» «Как прекрасен этот мир». Студенты техникума привлекаются в спортивные секции и кружки по интересам. Под руководством педагогов обучающиеся принимают участие в районных и региональных и Всероссийских творческих конкурсах, занимая призовые места: «Продли линию жизни», «Спорт против наркотиков», «В ритме жизни» и др. Студенты техникума активно принимают участие в сдаче норм ГТО.
Шагая в ногу со временем, используя социальную сеть «ВКонтакте» как популярный источник информации для молодежи, мы создали группу учебного заведения vk.com/mediaaat, в которой активно популяризируем здоровый образ жизни, публикуем санитарно – гигиенические требования и рекомендации для сохранения здоровья, памятки по безопасному для жизни поведению, демонстрируем достижения студентов в спорте, творчестве, профессии. В группе был организован конкурс «Спортивный Я», где студенты, участники группы делились фотографиями, демонстрирующие спортивные успехи и приверженность к здоровому образу жизни.
В заключение хочется подчеркнуть: чтобы действительно не навредить при проведении профилактической работы, нужно строить ее на развитии альтернативных привычек, таких как спорт, активный досуг, здоровый образ жизни, режим труда и т.д., препятствующих развитию различных форм аддиктивного поведения.