Профилактика дисграфии у дошкольников
Учитель-логопед: Шаркова С.А.
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Ошибки чтения и дисграфические ошибки носят стойкий характер, их возникновение не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения. Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.
Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи.
Актуальность и социальная значимость данной работы подтверждается значительным ростом количества учащихся-дисграфиков. Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия является не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влечёт за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения). Таким детям нужна своевременная, квалифицированная помощь. Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе.
Существует мнение, что если письмо и чтение дошкольника сопровождается ошибками, сходными с дисграфическими, то это закономерные, «физиологические» ошибки роста. Конечно, ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно писать и читать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но довольно часто, работая в дошкольном образовательном учреждении, мы замечали, что ряд ошибок, из детсадовской тетради по грамоте перекочевывают в школьную тетрадь.
Коррекция недостатков письма, чтения требует постоянных, систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени. Не выявленные своевременно механизмы затруднений в учебной деятельности, недостаток понимания и помощи со стороны родителей влекут за собой изменения в характере ребёнка, связанные с более или менее болезненными переживаниями этих явлений. Ребёнок обнаруживает агрессивность, нередко отказывается от выполнения учебных заданий или работает только под страхом наказания. Эти аффективные реакции маскируют чувство глубокой внутренней тревоги ребёнка, ощущения собственной неполноценности. Такие вторичные наслоения могут принять необратимый характер. Вот почему, еще в раннем дошкольном возрасте, надо вводить ребёнка в звуковую систему языка. Младшие дошкольники проявляют особую чувствительность к звуковой форме речи, обладают, как писал К. И. Чуковский, «языковой одарённостью».
Кроме того, отдельные направления в программе начального школьного обучения не помогают в преодолении дисграфии и дислексии, а усугубляют ошибки чтения и письма.
Например, излишняя вербализация обучения грамоте, при относительно коротких добукварном и букварном периодах. Добукварный период существует для развития готовности к обучению грамоте. А он занимает всего 2-3 недели, что не позволяет решить всего круга задач:
приучить детей к слушанию как особому виду речевой деятельности;
укрепить внимание, связи между слухоречевой и речедвигательной сторонами единого речевого акта;
научить звуковому анализу и синтезу слов.
Отсюда большая группа ошибок, в основе которых лежат затруднения в анализе речевого потока. Ведь последовательный и систематически проводимый звукослоговой анализ является одним из условий успешного овладения грамотой.
Ещё одно неправомерное методическое требование – «безотрывное» написание слов с первых недель обучения в первом классе. Стадия поэлементарного написания букв практически отсутствует. Написав первый элемент буквы, ребёнок не всегда может дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л-м), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у-и). Умение вносить предварительные поправки по ходу письма (до совершения ошибки) может быть выработано лишь при четкой разработке системы графических упражнений в букварном периоде.
Или установка на скорочтение в младших классах. Убыстрение темпа не даёт возможность четко ощутить каждую артикулему. А если ребенок не имеет четкого образа звука, смешивает звук с другими и по слуху и по артикуляции, нельзя говорить об успешном овладении грамотой. Всё это доказательства того, что в дошкольном возрасте значительно легче предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать во время обучения в школе.
Одно из необходимых условий предупредительного воздействия — раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Учет механизмов нарушения чтения и письма предполагает патогенетический принцип коррекционной работы.
Важно не позднее 3-4 лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации звуков речи. Если она затруднена, то необходимо приступить к её развитию. Эта работа обязательно должна быть закончена до начала обучения грамоте.
Надо преодолевать звуковые замены в речи, сформировать кинестетические образы звуков, чтобы при внутреннем проговаривании происходила опора на правильную артикуляцию звуков.
Коррекция нарушений слоговой структуры — это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.
Формирование у детей прочных грамматических стереотипов. Которые являются отправной точкой в деле постепенного овладения ребёнком грамматическими нормами языка.
Развитие зрительно-пространственных представлений.
Проведение анализа сформированности психологической базы речи.
К.Д. Ушинский писал: «… метода, предлагаемая мною, в сущности, очень проста. Вот она в главных чертах:
Приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове;
Приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков;
Приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв;
Приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих;
Приучить глаз и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные и печатные.»
Все это вместе взятое имеет целью упражнять все способности ребенка, развивать, укреплять, давать полезный навык и как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму. Свою работу стараемся строить так, чтобы ребёнок занимался с интересом, с радостью, а результат обучения достигался как бы сам собой, именно мимоходом.